Программа курса внеурочной деятельности «страна радужного солнышка»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНА РАДУЖНОГО СОЛНЫШКА»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Нижний Новгород
Нижегородский институт развития образования
2011
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Страна радужного солнышка»
Духовно-нравственное направление
1—4 классы
Г. П. Сычева, учитель высшей категории МОУ «Шиморская СОШ», Выксунский район
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учитель — ученик — родитель), с другой — как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.
Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.
Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата — необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка».
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.
Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.
Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:
-способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;
-поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;
-пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
-развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.
Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания (В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.)- В. А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. По мнению В. А. Сухомлинского, «воспитание — это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Противоречие необходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания, позволяющей сохранять в своих границах вариативность индивидуального развития.
В программе отражены также идеи В. А. Караковского о приоритетных фундаментальных ценностях, а именно:
- человек — абсолютная ценность;
- мир человека — это взаимодействие людей;
-семья — структурная начальная единица общества;
-труд — основа человеческого бытия;
-знания — результат творческого труда;
- культура — богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей личности;
-отечество — единственно уникальная для каждого Родина;
-Земля — общий дом человечества;
-мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами и главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.
Выбор названия программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» не случаен. Солнце -- источник света и жизни на нашей планете, силы и роста всего живого на ней, и потому испокон веков оно является для людей символом света и добра. Выдающийся педагог современности III. А. Амонашвили пишет: «Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло и саму жизнь. Для каждого из нас оно одинаково щедрое... Мы -человечество — создавали наше солнце тысячелетиями. Каждый пришедший в мир земной человек огромным трудом извлекал из себя искру света и вкладывал ее в духовный диск человека». Солнце дает жизнь всему живому, зажигая огнем, согревая своим теплом весь мир. Только в таком солнечном жизненном пространстве и может раскрыться личность ребенка.
Принципы и подходы программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка»:
- деятельностный подход;
-сотрудничество участников образовательного процесса ученик — учитель — родители;
-единство требований семьи и школы;
- гуманизация;
-демократизация;
-индивидуализация образовательного процесса;
-духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.
Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные направления работы по программе:
-красный — «Отечество»;
-оранжевый — «Человек»;
-желтый — «Мир человека»;
-зеленый — «Труд»;
- голубой — «Земля и мир»;
-синий — «Культура»;
-фиолетовый — «Знания».
Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны: жизнь маленькой страны Радужного солнышка отражает жизнь нашей любимой России.
Принципы организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей в реализации воспитательной системы класса:
-гуманистический стиль общения и взаимодействия;
- уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;
-постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения.
Педагогические технологии реализации программы внеурочной деятельности и создания воспитательной системы класса:
-педагогика сотрудничества;
-технология коллективных творческих дел (КТД) И. П. Иванова;
-здоровьесберегающие технологии;
- технология проектного обучения;
-технология деловой игры;
- информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др.
Условия, способствующие эффективности воспитательной деятельности
1. Обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников: психологические классные часы «Кто Я, какой Я?», «Мое воображение», психологические игры «Цвета эмоций», «Комплименты», «Сравнения», «Волшебный цветок» и т. д. Занятия со специалистами — логопедом, психологом, социальным педагогом по индивидуальным планам. Создание в классе «зон интересных увлечений», где дети могут найти себе занятие по душе.
2. Поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки. Оказание помощи детям с проблемами в обучении, гиперактивным детям и детям с неустойчивым вниманием, детям с личностными проблемами, детям с проблемами в семье (социальный аспект), детям в кризисной ситуации.
3. Основные методы и формы работы: проведение анкетирования учащихся, консультации для родителей, диагностика родительского отношения, беседы, семинары, тренинги, вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов, коррекция тревожности, формирование социального доверия, коррекционные занятия для проблемных семей, коррекционная работа с детьми «группы риска» в период каникул, конкурсы рисунков, игры на свежем воздухе «Снежные забавы», походы по родному краю, экскурсии в музеи.
4. Актуализация содержания деятельности с учетом интересов обучающихся: каждое мероприятие проводится при активном участии детей: «Сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем!».
5.Профилактика асоциального поведения. Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения необходимо изучать индивидуальные особенности и субъектный опыт каждого ребенка. Этот подход основан на осознании учащимся доверия и заботы взрослых в сочетании с требовательностью. Воспитательная работа с такими учащимися строится на основе нравственного идеала, анализа положительных и отрицательных поступков в их поведении и его последствий. Организация взаимопомощи в коллективной деятельности (при необходимости, по договоренности с учителями-предметниками, с хорошо успевающими учащимися организуются специальные занятия во внеучебное время).
6. Использование различных методик контроля, диагностики, анализа результатов деятельности. Подбор критериев и показателей для контроля, диагностики, анализа результатов деятельности обусловлен комплексом поставленных целей и задач.
Большое внимание уделяется целенаправленному развитию личности младшего школьника, приобретению им опыта ценностных ориентации.
Ценностные установки реализации программы:
-воспитание доверием, заботой и уважением;
-воспитание ответственностью; 1Р воспитание творчеством;
-воспитание через здравомыслие;
-воспитание готовности к принятию нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
-воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Условия реализации программы:
-участие семей в новых сферах социального взаимодействия (временный коллектив), активизирующих адаптационные возможности каждой личности;
- методическое обеспечение деятельности;
-информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета);
-аналитическое обеспечение хода реализации программы (своевременная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);
-создание необходимой материально-технической базы.
Этапы духовно-нравственного становления и развития младшего школьника
1-ый этап.
«В нашей радужной стране хорошо тебе и мне!»
Изучение потребностей и интересов родителей, учащихся.
Изучение личности каждого ребенка, становление дружеских контактов с детьми, родителями, определение направлений совместной деятельности, вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности.
Использование различных диагностических методик для изучения относительно устойчивых и неустойчивых свойств личности.
Формирование органов самоуправления класса, распределение поручений.
2-й этап «Я и мои друзья»
Гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива.
Формирование органов самоуправления, развитие инициативы учащихся. Вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности. Развитие ценностных ориентации, личностных свойств и качеств школьника.
Расширение возможности самоутверждения и самовыражения учащихся.
Повышение значимости общественного мнения.
3-й этап «Я+другие Я!»
Изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях.
Усиление внимания коллектива к личности и личности к коллективу. Зарождение коллективных традиций. Развитие инициативы органов самоуправления.
4-й этап «Хорошо, когда вместе!»
Выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим.
Ведение дневников личностного роста. Нацеленность учащихся и коллектива на постоянный рост. Усиление требовательности к себе, способность к самоконтролю, саморазвитию, самовоспитанию. Рост социальных потребностей коллектива.
Содержание программы:
Отечество. «Моя родина – Россия!»
Цель: развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота.
Задачи: развивать чувство гордости за свою Родину, за свой родной край. Развивать интерес к истории своей семьи, ее традициям как малой частице своей Родины.
Формы работы: тематические классные часы, беседы. Встречи с интересными людьми, земляками. Конкурсы, выставки, проекты, викторины. Совместные праздники с мамами, бабушками, папами.
Человек. «Я - Человек»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого предназначения, ценности своего существования и ценности других людей.
Задачи: развивать у учащихся нравственную культуру. Создавать условия для освоения эстетических знаний и нравственного опыта прошлого. Развивать патриотизм, трудолюбие, честность, доброту, уважение к людям.
Формы работы: тематические классные часы, беседы. Занятия в клубе «Азбука нравственности». Знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны.
Культура. «Всё сумею, всё смогу».
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуаций.
Задачи: использовать активные и нестандартные формы внеурочной деятельности учащихся, отвечающие их интересам и возможностям. Развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижениям.
Формы работы: празднование памятных дат жизни класса. Посещение музеев, театров. Литературные викторины.
Труд. «Путь к профессии».
Цель: создание условий для будущего профессионального самоопределения.
Задачи: формировать «информационное поле» будущего профессионального самоопределения. Формировать культуру труда и уважение к людям разных профессий.
Формы работы: диспуты, беседы, час вопросов и ответов « В мире профессий». Фотовыставка « По страницам семейного альбома».
Мир человека. «В мире людей».
Цель: формирование у учащихся социального опыта общения.
Задачи: развивать культуру общения в системе «учитель-ребенок», «ребенок-ребенок», «родители-ребенок». Создавать комфортные условия для общения всех детей в классе. Учить приемам преодоления проблем в общении.
Формы работы: коллективные творческие дела, тематические классные часы.
Презентация себя, своей семьи. Праздники, конкурсы.
Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас».
Цель: реализация активного взаимодействия участников воспитательного процесса, обеспечивающего создание условий для многократного развития личности ребенка, его самореализации, саморазвития.
Задачи: создание единого коллектива «родители-дети-учитель». Формирование активной позиции родителей. Работа семейного клуба.
Мир знания. «В мудрости и ума».
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально.
Задачи: определить круг реальных познавательных возможностей каждого ребенка и зону его ближайшего развития. Формировать интеллектуальную культуру детей, расширять их кругозор и развивать любознательность.
Формы работы: конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений. Интеллектуальные марафоны.
Здоровье.
Цель и задачи: оказать помощь ученикам в организации собственного распорядка дня. Составить режим дня. Организовать активный отдых для детей.
Формы работы: организация и проведение спортивных соревнований и праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1—4 классы
№ п/п | Направление деятельности по формированию духовно-нравственной личности | Кол-во часов в год | Формы деятельности |
1 | Отечество. «Моя Родина — Россия!» | 68 | Тематические классные часы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, музей боевой славы школы, по городам Нижегородской области; |
| | | встречи со старожилами поселка, |
| | | интересными людьми; |
| | | конкурсы, выставки, викторины по |
| | | краеведению, экологии; |
| | | конкурсы, выставки, викторины по |
| | | правам человека; |
| | | проекты актуальной направленности (познавательные и социальные); совместные праздники с бабушками, |
| | | дедушками, мамами и папами; краеведческая экспедиция «Окские |
| | | просторы»; |
| | | фольклорные посиделки; традиции и праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный и Медовый Спасы); игра-путешествие «Сказания моего |
| | | народа» |
2 | Человек. | 34— | Тематические классные часы, беседы, |
| «Я — Личность» | 41 | диспуты по нравственной тематике; |
| | | изучение нравственного наследия мира |
| | | и своей страны; занятия в клубе «Азбука нравственности», |
| | | |
| | | знакомство с историями из жизни |
| | | замечательных людей, оставивших |
| | | след в истории своей страны; |
| | | уроки духовной жизни |
3 | Культура. «Все сумею, все | 34— 40 | Празднование памятных дат жизни класса; |
| смогу» | | посещение музеев, театров, выставок; |
| | | празднование памятных дат календаря; |
| | | литературные балы; |
| | | конкурсы талантов; |
| | | клубы и «досуговые центры» по |
| | | интересам; фотовыставка «Сказка зимнего леса» |
4 | Мир знания. «В мире | 34— 41 | Конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений; |
| мудрости и ума» | | участие в интернет-конкурсах (2 — 4-й классы); |
| | | подготовка к участию в муниципальных олимпиадах (4-й класс); |
| | | интеллектуальные марафоны, интеллектуальные бои; |
| | | |
| | | тренинги интеллектуальных умений, |
| | | организуемые психологом школы; рейды «Внимание, учебник», «Чистая тетрадь», «Портфель»; |
| | | взаимопроверка ведения дневников |
| | | читателей |
| Направление | Кол- | |
| венной личности | | |
5 | Труд «Путь к | 34— | Коллективные творческие дела; |
| профессии» . | 41 | тематические классные часы; |
| Мир человека. | | тренинг общения детей и родителей; |
| «В мире людей» | | лаборатория нерешенных проблем; |
| | | презентация себя, своих друзей, своей |
| | | семьи и т. д; |
| | | диспуты, беседы, час вопросов и |
| | | ответов; |
| | | фотовыставки «В мире профессий», |
| | | «Профессии наших родителей»; |
| | | праздники; |
| | | конкурсы; |
| | | сюжетно- ролевые игры коммуника- |
| | | тивной направленности |
6 | Земля и мир. | 34— | Клуб «Созвездие "СЕМЬЯ": |
| «Мир в нас — | 41 | исследовательские экспедиции «Само- |
| мир вокруг нас» | | вар», «Рукоделие наших бабушек», |
| | | «Старинная кухня», «Лоскутное |
| | | шитье», туристическая экспедиция |
| | | «Удивительное рядом»; |
| | | составление родословной своей семьи |
| | | «Древо жизни»; |
| | | вечера вопросов и ответов; |
| | | акция «Сделаем мир прекраснее»; |
| | | презентация семейных альбомов |
| | | «История моей семьи с судьбой |
| | | России тесно связана»; |
| | | фотовыставки «По страницам |
| | | семейного альбома»; |
| | | диспуты (3 — 4-й класс); беседы; |
| | | встречи, альбомы, презентации |
| | | «В мире профессий», «Профессии |
| | | наших родителей» |
7 | Здоровье. | 68 | Организация и проведение спортив- |
| «Мир спорта и | | ных соревнований, праздников: |
| здоровья» | | 1-я четверть — «Веселые старты»; |
| | | 2-я четверть — «Пикник листопада»; |
| | | 3-я четверть — «Веселая лыжня»; |
| | | 4-я четверть — «Туристическая |
| | | экспедиция»; |
| | | конкурсы-смотры «Культура |
| | | внешнего вида»; |
| | | контроль за выполнением общего |
| | | распорядка дня; |
| | | подвижные игры на воздухе и в |
| | | спортзале; |
| | | цикл бесед «Здоровый образ жизни»; |
| | | лыжная прогулка с фотоаппаратом |
| | | «Сказка зимнего леса» |
Итого | 340 | |
Примечание: Тематика бесед, КТД, акций, конкурсов и других форм организации деятельности может определяться участниками образовательного процесса.
Алгоритм изучения результативности процесса воспитания учащихся:
* определение целей и задач изучения;
* выбор критериев и показателей для определения результативности воспитательного процесса;
* выбор методик изучения;
* подготовка диагностического инструментария; исследование испытуемых;
* обработка и интерпретация полученных результатов исследования.
Ожидаемые результаты реализации программы
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», рассчитанной на реализацию в течение четырех лет, направлена на то, чтобы у младшего школьника сформировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с портретом выпускника начальных классов, определенным во ФГОС НОО.
Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.
Результаты первого уровня — усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:
-обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;
-получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;
-проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины — России, малой родины, семьи;
-имеют представления о различных социальных ролях человека в обществе;
- знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, справедливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др.);
-имеют представления о правилах культуры поведения.
Результаты второго уровня — приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:
-младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;
- приобретают ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;
- руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;- осознают себя значимой частичкой своей семьи;
-осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;
-приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;
-участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.
Результаты третьего уровня — самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в межличностных отношениях с людьми разного возраста, гуманном отношении ко всему живому, в патриотическом восприятии малой и большой Родины, в объективной оценке поступков других людей и своих собственных и т. д.
Критериями эффективности духовно-нравственного воспитания могут служить следующие качества:
- любовь к Родине;
- любовь и уважение к своим близким;
-готовность прийти на помощь нуждающимся в ней;
-способность жить и поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями;
- умение справедливо оценивать себя и свои поступки;
-стремление жить в мире с собой и окружающими; & бережное отношение к окружающему миру;
-стремление к открытию в себе собственного «Я»;
- творческий и ответственный подход ко всем поручениям и делам;
-умение видеть и формулировать проблемы, самостоятельно организовать себя и других на созидательную, творческую или исследовательскую деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили, Ш. А. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» / Ш. А. Амонашвили. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006.
2. Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2002.
3. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин. — М. : Просвещение, 1984.
4. Дереклеева, Н. И, Справочник классного руководителя. (1— 4 кл.) / Н. И. Дереклеева. -- М., 2003.
5. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания. (1—4 кл.) / Н. И. Дереклеева. — М., 2004.
6. Иванов, А, В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры / А. В. Иванов. — М., 2005.
7. Кузнецова. Л. В. Воспитательная работа в школе / Л. В. Кузнецова. — М. : Школьная пресса, 2002.
8. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в школе / С. В. Кульневич. — Ростов-на-Дону : ТЦ «Учитель», 2001.
9. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. — М., 1997.
10. Саляхоеа, Л. И. Настольная книга классного руководителя / Л. И. Саляхова. — М. : Глобус, 2007.
11. Семенов, Г. С. Организация воспитательной работы в школе / Г. С. Семенов. — М. : Школьная пресса, 2002.
12. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. — М., 2001.
13. Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Созонов. — М. : Педагогический поиск, 2000.
14. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухом-линский. — М. : Педагогика, 1990.
15. Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. — М., 2001.
16. Шилина, 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания / 3. М. Шилина. — М., 1997.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: