NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа курса внеурочной деятельности «страна радужного солнышка»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНА РАДУЖНОГО СОЛНЫШКА»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Нижний Новгород

Нижегородский институт развития образования

2011

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Страна радужного солнышка»

Духовно-нравственное направление

1—4 классы

Г. П. Сычева, учитель высшей категории МОУ «Шиморская СОШ», Выксунский район

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех участников образовательного процесса (учитель — ученик — родитель), с другой — как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование.

Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность.

Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата — необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка».

Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.

Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру.

Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:

-способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;

-поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;

-пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

-развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.

Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей.

Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания (В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.)- В. А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. По мнению В. А. Сухомлинского, «воспитание — это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Противоречие необходимости и свободы, должного и желаемого, социального и индивидуального разрешается общим характером цели воспитания, позволяющей сохранять в своих границах вариативность индивидуального развития.

В программе отражены также идеи В. А. Караковского о приоритетных фундаментальных ценностях, а именно:

- человек — абсолютная ценность;

- мир человека — это взаимодействие людей;

-семья — структурная начальная единица общества;

-труд — основа человеческого бытия;

-знания — результат творческого труда;

- культура — богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей личности;

-отечество — единственно уникальная для каждого Родина;

-Земля — общий дом человечества;

-мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами и главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

Выбор названия программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка» не случаен. Солнце -- источник света и жизни на нашей планете, силы и роста всего живого на ней, и потому испокон веков оно является для людей символом света и добра. Выдающийся педагог современности III. А. Амонашвили пишет: «Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло и саму жизнь. Для каждого из нас оно одинаково щедрое... Мы -человечество — создавали наше солнце тысячелетиями. Каждый пришедший в мир земной человек огромным трудом извлекал из себя искру света и вкладывал ее в духовный диск человека». Солнце дает жизнь всему живому, зажигая огнем, согревая своим теплом весь мир. Только в таком солнечном жизненном пространстве и может раскрыться личность ребенка.

Принципы и подходы программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка»:

- деятельностный подход;

-сотрудничество участников образовательного процесса ученик — учитель — родители;

-единство требований семьи и школы;

- гуманизация;

-демократизация;

-индивидуализация образовательного процесса;

-духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.

Цвета радужных лучей солнышка символизируют основные направления работы по программе:

-красный — «Отечество»;

-оранжевый — «Человек»;

-желтый — «Мир человека»;

-зеленый — «Труд»;

- голубой — «Земля и мир»;

-синий — «Культура»;

-фиолетовый — «Знания».

Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны: жизнь маленькой страны Радужного солнышка отражает жизнь нашей любимой России.

Принципы организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей в реализации воспитательной системы класса:

-гуманистический стиль общения и взаимодействия;

- уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;

-постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения.

Педагогические технологии реализации программы внеурочной деятельности и создания воспитательной системы класса:

-педагогика сотрудничества;

-технология коллективных творческих дел (КТД) И. П. Иванова;

-здоровьесберегающие технологии;

- технология проектного обучения;

-технология деловой игры;

- информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др.

Условия, способствующие эффективности воспитательной деятельности

1. Обеспечение атмосферы комфортного состояния, эмоционального благополучия обучающихся, воспитанников: психологические классные часы «Кто Я, какой Я?», «Мое воображение», психологические игры «Цвета эмоций», «Комплименты», «Сравнения», «Волшебный цветок» и т. д. Занятия со специалистами — логопедом, психологом, социальным педагогом по индивидуальным планам. Создание в классе «зон интересных увлечений», где дети могут найти себе занятие по душе.

2. Поиск разнообразных форм психолого-педагогической поддержки. Оказание помощи детям с проблемами в обучении, гиперактивным детям и детям с неустойчивым вниманием, детям с личностными проблемами, детям с проблемами в семье (социальный аспект), детям в кризисной ситуации.

3. Основные методы и формы работы: проведение анкетирования учащихся, консультации для родителей, диагностика родительского отношения, беседы, семинары, тренинги, вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов, коррекция тревожности, формирование социального доверия, коррекционные занятия для проблемных семей, коррекционная работа с детьми «группы риска» в период каникул, конкурсы рисунков, игры на свежем воздухе «Снежные забавы», походы по родному краю, экскурсии в музеи.

4. Актуализация содержания деятельности с учетом интересов обучающихся: каждое мероприятие проводится при активном участии детей: «Сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем!».

5.Профилактика асоциального поведения. Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения необходимо изучать индивидуальные особенности и субъектный опыт каждого ребенка. Этот подход основан на осознании учащимся доверия и заботы взрослых в сочетании с требовательностью. Воспитательная работа с такими учащимися строится на основе нравственного идеала, анализа положительных и отрицательных поступков в их поведении и его последствий. Организация взаимопомощи в коллективной деятельности (при необходимости, по договоренности с учителями-предметниками, с хорошо успевающими учащимися организуются специальные занятия во внеучебное время).

6. Использование различных методик контроля, диагностики, анализа результатов деятельности. Подбор критериев и показателей для контроля, диагностики, анализа результатов деятельности обусловлен комплексом поставленных целей и задач.

Большое внимание уделяется целенаправленному развитию личности младшего школьника, приобретению им опыта ценностных ориентации.

Ценностные установки реализации программы:

-воспитание доверием, заботой и уважением;

-воспитание ответственностью; 1Р воспитание творчеством;

-воспитание через здравомыслие;

-воспитание готовности к принятию нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;

-воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Условия реализации программы:

-участие семей в новых сферах социального взаимодействия (временный коллектив), активизирующих адаптационные возможности каждой личности;

- методическое обеспечение деятельности;

-информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета);

-аналитическое обеспечение хода реализации программы (своевременная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);

-создание необходимой материально-технической базы.

Этапы духовно-нравственного становления и развития младшего школьника

1-ый этап.

«В нашей радужной стране хорошо тебе и мне!»

Изучение потребностей и интересов родителей, учащихся.

Изучение личности каждого ребенка, становление дружеских контактов с детьми, родителями, определение направлений совместной деятельности, вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности.

Использование различных диагностических методик для изучения относительно устойчивых и неустойчивых свойств личности.

Формирование органов самоуправления класса, распределение поручений.
2-й этап «Я и мои друзья»

Гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива.

Формирование органов самоуправления, развитие инициативы учащихся. Вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности. Развитие ценностных ориентации, личностных свойств и качеств школьника.

Расширение возможности самоутверждения и самовыражения учащихся.

Повышение значимости общественного мнения.
3-й этап «Я+другие Я!»

Изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях.

Усиление внимания коллектива к личности и личности к коллективу. Зарождение коллективных традиций. Развитие инициативы органов самоуправления.

4-й этап «Хорошо, когда вместе!»

Выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим.

Ведение дневников личностного роста. Нацеленность учащихся и коллектива на постоянный рост. Усиление требовательности к себе, способность к самоконтролю, саморазвитию, самовоспитанию. Рост социальных потребностей коллектива.

Содержание программы:

  1. Отечество. «Моя родина – Россия!»

Цель: развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота.

Задачи: развивать чувство гордости за свою Родину, за свой родной край. Развивать интерес к истории своей семьи, ее традициям как малой частице своей Родины.

Формы работы: тематические классные часы, беседы. Встречи с интересными людьми, земляками. Конкурсы, выставки, проекты, викторины. Совместные праздники с мамами, бабушками, папами.

  1. Человек. «Я - Человек»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого предназначения, ценности своего существования и ценности других людей.

Задачи: развивать у учащихся нравственную культуру. Создавать условия для освоения эстетических знаний и нравственного опыта прошлого. Развивать патриотизм, трудолюбие, честность, доброту, уважение к людям.

Формы работы: тематические классные часы, беседы. Занятия в клубе «Азбука нравственности». Знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны.

  1. Культура. «Всё сумею, всё смогу».

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуаций.

Задачи: использовать активные и нестандартные формы внеурочной деятельности учащихся, отвечающие их интересам и возможностям. Развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижениям.

Формы работы: празднование памятных дат жизни класса. Посещение музеев, театров. Литературные викторины.

  1. Труд. «Путь к профессии».

Цель: создание условий для будущего профессионального самоопределения.

Задачи: формировать «информационное поле» будущего профессионального самоопределения. Формировать культуру труда и уважение к людям разных профессий.

Формы работы: диспуты, беседы, час вопросов и ответов « В мире профессий». Фотовыставка « По страницам семейного альбома».

  1. Мир человека. «В мире людей».

Цель: формирование у учащихся социального опыта общения.

Задачи: развивать культуру общения в системе «учитель-ребенок», «ребенок-ребенок», «родители-ребенок». Создавать комфортные условия для общения всех детей в классе. Учить приемам преодоления проблем в общении.

Формы работы: коллективные творческие дела, тематические классные часы.

Презентация себя, своей семьи. Праздники, конкурсы.

  1. Земля и мир. «Мир в нас – мир вокруг нас».

Цель: реализация активного взаимодействия участников воспитательного процесса, обеспечивающего создание условий для многократного развития личности ребенка, его самореализации, саморазвития.

Задачи: создание единого коллектива «родители-дети-учитель». Формирование активной позиции родителей. Работа семейного клуба.

  1. Мир знания. «В мудрости и ума».

Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально.

Задачи: определить круг реальных познавательных возможностей каждого ребенка и зону его ближайшего развития. Формировать интеллектуальную культуру детей, расширять их кругозор и развивать любознательность.

Формы работы: конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений. Интеллектуальные марафоны.

  1. Здоровье.

Цель и задачи: оказать помощь ученикам в организации собственного распорядка дня. Составить режим дня. Организовать активный отдых для детей.

Формы работы: организация и проведение спортивных соревнований и праздников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1—4 классы


№ п/п

Направление деятельности по формированию духовно-нравственной личности

Кол-во часов в год

Формы деятельности

1

Отечество. «Моя Родина — Россия!»

68

Тематические классные часы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, музей боевой славы школы, по городам Нижегородской области;










встречи со старожилами поселка,










интересными людьми;










конкурсы, выставки, викторины по










краеведению, экологии;










конкурсы, выставки, викторины по










правам человека;










проекты актуальной направленности (познавательные и социальные); совместные праздники с бабушками,










дедушками, мамами и папами; краеведческая экспедиция «Окские










просторы»;










фольклорные посиделки; традиции и праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный и Медовый Спасы); игра-путешествие «Сказания моего










народа»




2

Человек.

34—

Тематические классные часы, беседы,




«Я — Личность»

41

диспуты по нравственной тематике;










изучение нравственного наследия мира










и своей страны; занятия в клубе «Азбука нравственности»,






















знакомство с историями из жизни










замечательных людей, оставивших










след в истории своей страны;










уроки духовной жизни

3

Культура. «Все сумею, все

34— 40

Празднование памятных дат жизни класса;




смогу»




посещение музеев, театров, выставок;










празднование памятных дат календаря;










литературные балы;










конкурсы талантов;










клубы и «досуговые центры» по










интересам; фотовыставка «Сказка зимнего леса»

4

Мир знания. «В мире

34— 41

Конкурсы, направленные на выявление уровня читательских умений;




мудрости и ума»




участие в интернет-конкурсах (2 — 4-й классы);










подготовка к участию в муниципальных олимпиадах (4-й класс);










интеллектуальные марафоны, интеллектуальные бои;






















тренинги интеллектуальных умений,










организуемые психологом школы; рейды «Внимание, учебник», «Чистая тетрадь», «Портфель»;










взаимопроверка ведения дневников










читателей







Направление

Кол-







венной личности







5

Труд «Путь к

34—

Коллективные творческие дела;




профессии» .

41

тематические классные часы;




Мир человека.




тренинг общения детей и родителей;




«В мире людей»




лаборатория нерешенных проблем;










презентация себя, своих друзей, своей










семьи и т. д;










диспуты, беседы, час вопросов и










ответов;










фотовыставки «В мире профессий»,










«Профессии наших родителей»;










праздники;










конкурсы;










сюжетно- ролевые игры коммуника-










тивной направленности

6

Земля и мир.

34—

Клуб «Созвездие "СЕМЬЯ":




«Мир в нас —

41

исследовательские экспедиции «Само-




мир вокруг нас»




вар», «Рукоделие наших бабушек»,










«Старинная кухня», «Лоскутное










шитье», туристическая экспедиция










«Удивительное рядом»;










составление родословной своей семьи










«Древо жизни»;










вечера вопросов и ответов;










акция «Сделаем мир прекраснее»;










презентация семейных альбомов










«История моей семьи с судьбой










России тесно связана»;










фотовыставки «По страницам










семейного альбома»;










диспуты (3 — 4-й класс); беседы;










встречи, альбомы, презентации










«В мире профессий», «Профессии










наших родителей»



7

Здоровье.

68

Организация и проведение спортив-




«Мир спорта и




ных соревнований, праздников:




здоровья»




1-я четверть — «Веселые старты»;










2-я четверть — «Пикник листопада»;










3-я четверть — «Веселая лыжня»;










4-я четверть — «Туристическая










экспедиция»;










конкурсы-смотры «Культура










внешнего вида»;










контроль за выполнением общего










распорядка дня;










подвижные игры на воздухе и в










спортзале;










цикл бесед «Здоровый образ жизни»;










лыжная прогулка с фотоаппаратом










«Сказка зимнего леса»

Итого

340




Примечание: Тематика бесед, КТД, акций, конкурсов и других форм организации деятельности может определяться участниками образовательного процесса.

Алгоритм изучения результативности процесса воспитания учащихся:

* определение целей и задач изучения;

* выбор критериев и показателей для определения результативности воспитательного процесса;

* выбор методик изучения;

* подготовка диагностического инструментария; исследование испытуемых;

* обработка и интерпретация полученных результатов исследования.

Ожидаемые результаты реализации программы
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», рассчитанной на реализацию в течение четырех лет, направлена на то, чтобы у младшего школьника сформировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с портретом выпускника начальных классов, определенным во ФГОС НОО.

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Результаты первого уровня — усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:

-обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;

-получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;

-проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины — России, малой родины, семьи;

-имеют представления о различных социальных ролях человека в обществе;

- знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, справедливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др.);

-имеют представления о правилах культуры поведения.

Результаты второго уровня — приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:

-младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;

- приобретают ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;

- руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;- осознают себя значимой частичкой своей семьи;

-осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;

-приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;

-участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.

Результаты третьего уровня — самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в межличностных отношениях с людьми разного возраста, гуманном отношении ко всему живому, в патриотическом восприятии малой и большой Родины, в объективной оценке поступков других людей и своих собственных и т. д.

Критериями эффективности духовно-нравственного воспитания могут служить следующие качества:

- любовь к Родине;

- любовь и уважение к своим близким;

-готовность прийти на помощь нуждающимся в ней;

-способность жить и поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями;

- умение справедливо оценивать себя и свои поступки;

-стремление жить в мире с собой и окружающими; & бережное отношение к окружающему миру;

-стремление к открытию в себе собственного «Я»;

- творческий и ответственный подход ко всем поручениям и делам;

-умение видеть и формулировать проблемы, самостоятельно организовать себя и других на созидательную, творческую или исследовательскую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили, Ш. А. «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» / Ш. А. Амонашвили. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006.

2. Гуткина, Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин. — М. : Просвещение, 1984.

4. Дереклеева, Н. И, Справочник классного руководителя. (1— 4 кл.) / Н. И. Дереклеева. -- М., 2003.

5. Дереклеева, Н. И. Родительские собрания. (1—4 кл.) / Н. И. Дереклеева. — М., 2004.

6. Иванов, А, В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры / А. В. Иванов. — М., 2005.

7. Кузнецова. Л. В. Воспитательная работа в школе / Л. В. Кузнецова. — М. : Школьная пресса, 2002.

8. Кульневич, С. В. Воспитательная работа в школе / С. В. Кульневич. — Ростов-на-Дону : ТЦ «Учитель», 2001.

9. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. — М., 1997.

10. Саляхоеа, Л. И. Настольная книга классного руководителя / Л. И. Саляхова. — М. : Глобус, 2007.

11. Семенов, Г. С. Организация воспитательной работы в школе / Г. С. Семенов. — М. : Школьная пресса, 2002.

12. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. — М., 2001.

13. Созонов, В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Созонов. — М. : Педагогический поиск, 2000.

14. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухом-линский. — М. : Педагогика, 1990.

15. Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. — М., 2001.

16. Шилина, 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания / 3. М. Шилина. — М., 1997.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.