Пояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная программа направлена на приобщение детей к русской национальной культуре, возрождение и сохранение традиций, составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и основной школы.
Художественно-прикладное направление формирует у детей представление о художественной культуре, как составной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их в творческую деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Мы живём в селе Грузенка, которая расположена в живописной сибирской таёжной местности.
Коллектив школы считает очень важным, чтобы не прервался процесс передачи культуры, создаваемой веками. Поэтому педагогами нашей школы была создана корпорация учителей, цель которой – возрождение и сохранение декоративно – прикладного искусства.
Программа «Солёное тесто» также работает на цель нашей корпорации.
Занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук, а также обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, но соленое тесто является самым доступным и удобным материалом для детской лепки. Оно безопасно, его можно приготовить в любой момент. Материал прост в использовании и не пачкает одежду. Из соленого теста можно лепить не только плоские, но и рельефные предметы, можно создавать объемные изделия. Эффектно выглядят поделки, выполненные из цветного теста. На тесте легко оставлять отпечатки разными предметами. Для работы с этим материалом не требуется каких-либо специальных инструментов, лепить можно просто руками.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, с художественными промыслами, народными традициями, с историей традиционной глиняной игрушки сёл Дымково, Филимоново, Каргополя, в которой простота и пластичность формы в сочетании с яркой условной росписью создают сказочные образы, получают знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из соленого теста вызывают повышенный интерес к работе, и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Цель программы: развитие творческих способностей и индивидуальных дарований через декоративно – прикладное искусство лепки и росписи.
Задачи программы:
Приобщить детей к не переходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;
Познакомить учащихся с красотой и богатством русского и сибирского декоративно – прикладного искусства через самостоятельное творчество;
Развить навыки лепки и росписи теста на основе повтора, вариации, импровизации;
Привить любовь к декоративно – прикладному искусству.
Программа предназначена для учащихся 7-15 лет (1-9 классы).
Общее количество часов на каждый год обучения – 72 часа.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Продолжительность реализации программы-2 года.
Первый год обучения.
Содержание направлено на воспитание у детей бережного и внимательного отношения к природе; развивает эмоционально – эстетическое восприятие. Дети узнают о роли искусства и об истоках художественного творчества, также овладевают навыками приготовления теста, техникой лепки плоских и объёмных фигур.
Изготовляют фигуры и полуфигуры, усложняют их декоративными деталями. При росписи применяют свободный узор и орнамент, учатся цветом передавать настроение, гармонически сочетать цвета.
Второй год обучения.
Учащиеся умеют видеть национальные особенности русского декоративно – прикладного искусства, умеют творчески включаться в коллективную работу, самостоятельно работать на заданную замыслом. Учащиеся, добившиеся успехов в работе, получают звание подмастерья и могут помогать детям первого года обучения.
Форма работы:
Беседы;
Игры;
Практические занятия;
Коллективно творческие дела.
Методы обучения:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются образцами выполненных работ, демонстрацией иллюстрированного материала.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждению выполненных работ.
Программой также предусмотрены посещение выставок, экскурсии в краеведческий музей.
Планируемые результаты:
По окончании курса дети должны знать:
технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного);
особенности соленого теста;
приемы и способы соединения деталей в поделках из соленого теста;
основные приемы лепки;
особенности сушки;
приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом;
правила выполнения сборных конструкций из соленого теста,;
последовательность изготовления картины и рамочки из соленого теста.
По окончании курса дети должны уметь:
самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто;
укреплять поделку с помощью каркасов разного типа;
соединять детали из соленого теста различными способами;
применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин;
правильно сушить и оформлять изделие;
использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства;
анализировать готовое изделие;
творчески подходить к выполнению работы.
Ожидаемые результаты:
Освоение детьми программы «Солёное тесто» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
познавательный интерес к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций;
учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий лепкой из солёного теста у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
В основу программы положены:
Тематический принцип планирования материала - в соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественно – творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством как важным средством формирования художественно – творческой активности у детей;
Система межпредметных связей - (труд, история) позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
Принцип преемственности – от начального звена к старшему, от простого к сложному;
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью программа знакомит с лучшими творческими работами детей. На примере этих работ и работ педагога учащиеся вначале подражают, копируют, а в дальнейшем сами проектируют свои орнаменты и композиции. В каждую работу воспитанники вносят своё личное, отражают своё видение.
Итог реализации дополнительной образовательной программы:
Мини – выставки изделий:
однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения, сравнения работ, оценивания;
постоянные - организуются в помещении, где работают дети.
Участие в районной выставке декоративно – прикладного творчества в выставочном зале ЦВР «Ровесник».
Учебно – тематический план первого года обучения
№ | Тематический план | Количество часов | Вид учебной деятельности | ||
теория | практика | всего | | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2. | Народно прикладное искусство в творчестве народных мастеров. | 2 | - | 2 | |
3. | Первоначальные игры с тестом.
| 1 30 мин 30 мин | 6 1,5 2,5 2 | 7 2 3 2 | |
4. | Изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них.
| 1 20мин 20мин 20мин | 11 4 2 2 4 | 12 | |
5. | Изготовление медальонов.
| 2 20мин 20мин 20мин 20мин 20мин 20мин | 12 2 2 2 2 2 2 | 14 | |
6. | Изготовление рамок и решёток.
| 1 20мин 20мин 20мин 20мин | 9 2 2 2 2 | 10 | |
7. | Изготовление кукольной посуды.
| 2 20мин 20мин 20мин 20мин | 13 2 2 2 3 | 15 | |
8. | Изготовление плоских украшений, выполненных с помощью шаблона.
| 2 20мин 20мин 20мин 20мин 20мин 20мин | 13 2 2 2 2 3 2 | 15 | |
| Итоговое занятие. | 1 | | 1 | |
| Итого | | | 72 | |
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие. Порядок работы, расписание. Правила техники безопасности, основы гигиены и санитарии.
Народно – прикладное искусство в творчестве народных мастеров. Знакомство с историей русской народной игрушки, о её создателе – народе. Показ слайдов, репродукций, видеофильма о народном искусстве.
Первоначальные игры с тестом. Знакомство с общими этапами изготовления и обработки теста: приготовление, окрашивание, способы сушки, глазурование, раскрашивание, лакирование. Учащиеся овладевают первоначальными навыками лепки и росписи.
Изготовление мелких орнаментальных деталей и композиций из них. Учащиеся изготовляют фигуры, которые являются важными составными элементами композиций. Изготовление мелких элементов - важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает к аккуратности тщательности даже в мелочах. Воспитанники учатся правильно использовать цветовую гамму при окрашивании изделий.
Изготовление медальонов. Задача этого блока – показать роль декоративного искусства в быту человека для формирования жилища. Учащиеся изготовляют медальоны для украшения своей комнаты. Сборные композиции из фруктов, цветов, и прочих мелких орнаментальных деталей дают возможность проявить фантазию.
Изготовление рамок и решёток. Выполнение декоративных решёток из спиралей как основы для композиций разной степени сложности, в основном с использованием сухих природных материалов. Ученики используют в оформлении сухие цветы. Большое внимание уделяется росписи.
Изготовление кукольной посуды. Создание игрушки – это искусство. Хорошие игрушки дарят радость, развивают вкус, рождают потребность общения с подлинно эстетическими предметами. Такой игрушкой должна стать кукольная посуда из теста. Учащиеся получают знания о связи в посуде формы и назначения, а также об эмоциональной стороне росписи посуды – будничной и праздничной, утилитарной и декоративной.
Изготовление плоских украшений, выполненные с помощью шаблона. Умение работать по шаблонам, соблюдать пропорции, использовать цветовые гаммы. Изготовление своих шаблонов.
Итоговое занятие. отмечаются успехи и достижения каждого ребёнка, показ его лучших работ, участие в выставках. Присваивается звание подмастерья. Даётся задание на лето.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: