Программа по русскому языку10-11 класс Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Рабочая программа
по русскому языку10-11 класс
Цели обучения русскому языку на базовом уровне.
Курс русского языка в 10классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 34 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Основные задачи курса русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе сводятся к следующему:
повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфограмм, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся в области речеведения, совершенствовать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи;
совершенствовать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста;
более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, в том числе из произведений, которые используются на уроках литературы.
Преобладающие виды работы:
анализ текста и его переработка;
составление собственного авторского текста;
рецензированиие и саморецензирование текста;
изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием;
сочинения-рассуждения на заданную тему.
Основное содержание программы
10 класс
(34 часа)
№ разд | Раздел Тема | Количество часов |
| Введение. О русском языке | 1 |
2-6 | Фонетика. Лексика. Грамматика. Орфография. Фразеология | 5 |
1 | Повторение изученного по теме «Фонетика» | 1 |
2 | Входной контрольный диктант | 1 |
3-4 | Лексика. Словари русского языка | 2 |
5 | Фразеология | 1 |
7-13 | Словообразование. Морфология. Орфография | 5+2рр |
1 | Состав слова и словообразование | 1 |
2 | Чередование гласных в корнях. Правописание глухих и звонких согласных | 1 |
3 | Правописание приставок | 1 |
4 | Общие правила правописания сложных слов | 1 |
5 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных, грамматических форм | 1 |
6-7 | Рр Сочинение –рассуждение | 2 |
14-25 | Морфология. Части речи | 12 |
1 | Имя существительное | 1 |
2 | Правописание окончаний существительных | 1 |
3 | Имя прилагательное. Правописание сложных прилагательных | 1 |
4 | Имя числительное. Правописание числительных | 1 |
5 | Значение и употребление местоимений | 1 |
6 | Контрольная работа по теме «Морфология» | 1 |
7 | Глагол. Спряжение глагола | 1 |
8 | Правописание причастий и деепричастий | 1 |
9 | Наречие. Правописание Н и НН в различных частях речи | 1 |
10 | Служебные части речи | 1 |
11 | Правописание частицы НЕ с различными частями речи | 1 |
12 | Слитные раздельные дефисные написания | 1 |
26-34 | Текст и его строение. Основные виды переработки текста | 9 |
1 | Признаки текста. Абзац | 1 |
2 | Типы речи. Повествование Описание. Рассуждение | 1 |
3 | Рр Сочинение –рассуждение по заданному тексту | 1 |
4 | Способы сокращения текста | 1 |
5 | Тезисы. Выписки | 1 |
6 | Конспект. Тематический конспект | 1 |
7 | Аннотация. Рецензия | 1 |
8 | Контрольная работа по теме «Текст» | 1 |
9 | Анализ контрольной работы Итоговый урок | 1 |
Основное содержание программы
10 класс
(34 часа)
№ п/п | Раздел программы | Содержание дисциплины, основные понятия |
1 | Повторение изученного в 10 классе (1 ч.) | Единицы русского языка. Разделы и принципы русской орфографии – орфограмма; орфографическая ошибка. Типы орфограмм по графическому виду. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограмм; орфографическое правило. |
2 | Пунктуация и речь (1 ч.) | Пунктуация как раздел науки о языке. Назначение русской пунктуации, её связь с речью. Пунктуация в изолированном предложении и тексте. Русская пунктуация в историческом развитии. Видные лингвисты, внёсшие значительный вклад в разработку проблем пунктуации: МВ.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, С.И.Абакумов, А.В.Шапиро, Л.В.Щерба, А.М.Пешковский, Л.А.Булаховский. |
3 | Единица русской пунктуации (2 ч.) | Основная и дополнительная информация в предложении. Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации. Виды смысловых отрезков, несущих информацию, которая требует выделения её знаками препинания: слово, словосочетание, предложение. Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка. |
4 | Знаки препинания и их функции (1 ч.) | Знаки препинания в изолированном предложении и тексте. Завершение, выделение и разделение частей изолированного предложения и текста. |
5 | Принципы русской пунктуации (1 ч.) | Пунктуация и синтаксис (грамматика). Пунктуация и смысл высказывания. Взаимосвязь принципов пунктуации в процессе пунктуационного оформления коммуникативных единиц (предложения и текста). Сфера действия принципов пунктуации. Видные отечественные лингвисты, внёсшие значительный вклад в разработку принципов русской пунктуации: Ф.И.Буслаев, Я.К.Грот, Л.В. Щерба, А.М.Пешковский. Свод пунктуационных правил. |
6 | Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания (2 ч.) | Грамматические и смысловые приметы (признаки) смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. |
7 | Знаки выделения в простом предложении (6 ч.) | Виды дополнительной информации в простом предложении. Смысловые отрезки простого предложения, несущие дополнительную информацию. Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих дополнительную информацию. Опознавательные признаки смысловых отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия выбора знаков препинания. Названия (виды) пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания. Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания. |
8 | Знаки разделения в предложении и тексте (6 ч.) | Смысловые отрезки предложения и текста, требующие разделения знаками препинания; их синтаксическое оформление. Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками, разделяемыми знаками препинания. Знаки препинания, используемые для разделения смысловых отрезков в предложении и тексте. Опознавательные признаки смысловых отрезков, разделяемых знаками препинания. Условия выбора знаков разделения. Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения. Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков разделения. |
9 | Культура речи (1 ч.) | Две стороны культуры речи: правильность и уместность выбора языковых средств. |
10 | Правильность речи (3 ч.) | Литературный язык и его нормы. Языковая норма и языковая ошибка. Оценка норм: правильно-неправильно; допустимо то и другое (вариативность нормы). Произносительные нормы. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (Диалектные, просторечные, ненужные заимствования иностранных слов). Словари правильности русской речи. Видные учёные-лингвисты, внёсшие значительный вклад в разработку проблем культуры речи: М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, В.И.Чернышов, Д.Н.Ушаков, С.П.Обнорский, Л.В.Щерба, Е.С.Истрина, В.В.Виноградов, Р.И.Аванесов и др. |
11 | Речевое мастерство (3 ч.) | Две стороны речевого мастерства. Выбор из существующих вариантов подходящих, более уместных языковых средств речи в соответствии с темой, замыслом, стилем, адресатом (получателем). Поэтическое мастерство. Роль выдающихся писателей, поэтов, учёных, общественных деятелей в становлении русского литературного языка. |
12 | Повторение и систематизация изученного (1 ч.) | Повторение и систематизация изученного. Подготовка к ЕГЭ. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка на базовом уровне учащийся должен уметь:
производить все виды разбора: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, составлять сложные предложения разных типов, определять стиль и тип речи, соблюдать основные нормы литературного языка;
по орфографии находить с ловах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами находить и исправлять орфографические ошибки;
владеть читательскими умениями, уметь передавать прочитанное близко к тексту, сжато, выборочно, выявлять подтекст;
владеть пунктуационной зоркостью, речевой грамотностью;
уметь составлять план тезисы, конспект художественного, публицистического научно-популярного стиля;
пользоваться общественно – политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
писать отзыв о художественном произведении;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Литература.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 г.
Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября»
Иванов Ю.С. ЕГЭ. Русский язык. Теоретические материалы. – СПб.: Тригон, 2008 г.
Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009 г.
Пучкова Л.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Экзамен, 2009 г.
Тропкина Л.А. Русский язык. Поурочное планирование 11. – Волгоград, 2009 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: