NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2014 года рабочая программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 С. Лувеньга

Рассмотрена на заседании « Утверждаю»

педагогического совета Директор _____ Г.А. Зуева

МБОУ, СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ № ________

Протокол № ________ от «__» _______ 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.


Рабочая программа по русскому языку 6, 8, 9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Разработчик : Чуркина Г. М.


Год разработки 2014 г.


Пояснительная записка. Русский язык.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) создана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Структура документа

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенции

В учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 — 9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция — осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфике русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения . Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных общеобразовательных учреждениях; в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором — дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

      • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

      • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

      • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

      • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      • Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 8 классе в объеме 102 часов, в 9 классе- 68 часов, в связи с тем, что в Мурманской области предусмотрена дополнительная неделя каникул, поэтому учебный год составляет 34 учебных недель. Распределение часов в соответствии с учебными пособиями под редакцией М.Т .Баранова, Т.А. Ладыженской, С.Г. Бархударова и др.

В программе не отражен региональный(национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10% учебного времени .

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/ понимать- перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь- перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Основное содержание. Русский язык. 6 класс.

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Кол-во часов

1.Русский язык – один из развитых языков мира.

Введение.

1 час

2.Повторение пройденного в 5 классе

Деление текста на части; официально- деловой стиль, его языковые особенности.

12 ч.+3 Р/р

3.Лексика и фразеология. Культура речи.


Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Основные признаки фразеологизмов. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.


14 часов+4Р/р

4. Словообразование. Орфография. Культура речи.

Повторение пройденного по морфемике в Vклассе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о ИА в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению, сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

20 часов+3 часа Р/р

5. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Склонение сущ- ных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ЕК,ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах –ОК(ЕК), -ОНК, -ОНОК.. Согласные Ч и Щ в суффиксе –ЧИК(ЩИК).

Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на – МЯ, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода. Умение определять значения суффиксов имен существительных.

Различные сферы употребления устной публичной речи

21 ч. + 1 ч. Р/р

6. Имя прилагательное

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных, образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных. НЕ с именами прилагательными. Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах – АН-(-ЯН), -ИН, -ОНН-(ЕНН) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –К- и –СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных. Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Описание природы, структуры данного текста ,его языковые особенности, описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

27 ч. + 4 Р/р

7.Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные ДВОЕ, ТРОЕ… ОБА, ОБЕ в сочетании с существительными. Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.

Публичное выступление- призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

19 ч. + 3 Р/р

8. Местоимение.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3 лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ и после приставки КОЕ-. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. Умение употреблять личные местоимения 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения . умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности.

22 ч. + 5 Р/р

9. Глагол.

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении Буквы Ъ и Ь в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах –ОВА(ТЬ), -ЕВА(ТЬ) и –ЫВА(ТЬ), -ИВА(ТЬ).

Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму в значении разных наклонений.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого- либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

25 ч. + 5 Р/р

10.Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.Резерв 1 ч.

Сочинение на выбранную тему.

13 ч. + 3 Р/р




Итого:

205 часа

Основное содержание. Русский язык. 8 класс.

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Кол-во часов

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Речевое общение. Речевая деятельность

Текст как продукт речевой деятельности. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. .Культура речи Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения — основные составляющие культуры речи


12 часов

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

(88часов)

Общие сведения о русском языке .Понятие государственного языка. Русский язык как развивающее явление. Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические..Система языка . Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Фонетика. Орфоэпия Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Морфемика (состав слова) и словообразование Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Морфемные словари русского языка.. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка .Основные способы образования слов.

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Слово - основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.

Фразеология как раздел лексикологии Фразеологические словари русского языка и их использование.

Грамматика

Грамматика как раздел науки о языке.

Морфология

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение .Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


88 часов

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)


2 часа

Итого: 102 часа







Основное содержание. Русский язык. 9 класс.

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Кол-во часов

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение.

Умение общаться - важная часть культуры человека. Текст как продукт речевой деятельности Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста .Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Функциональные разновидности языка. Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Культура речи. Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения — основные составляющие культуры речи .



8 часов

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

Общие сведения о русском языке .Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык - национальный язык русского народа. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств. Русский язык как развивающее явление. Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные) .Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические.

Система языка Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст Фонетика. Орфоэпия . .Морфемика (состав слова) и словообразование Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. .Лексикология и фразеология Лексикология как раздел науки о языке.

Синтаксис как раздел грамматики Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса .Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения. Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова .Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей. Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Типы сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи .Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами .Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.

Правописание: орфография и пунктуация Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.



58 часов

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура Отражение в языке культуры и истории народа .Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

2 часа

Итого: 68 часов







Календарно-тематическое планирование. Русский язык. 9 класс. Базовый уровень.

Дата



Название темы и основное содержание урока

Кол-во часов







Раздел 1. Общие сведения о языке.

3 часа




1

Основные формы существования национального русского языка.

1 час




2

Понятие о литературном языке.

1 час




3

Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка.

1 час







Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах

5 часов




4

Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1 час




5

Стили речи.

1 час




6

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами

1 час




7

Предложения с обособленными членами.

1 час




8

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

1 час







Раздел 3. Сложное предложение.

56 часа




9

Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.

1 час




10

Союзные и бессоюзные предложения.

1 час




11

Р/Р. Сочинение в форме дневниковой записи.

1 час




12

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1 час




13

Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.

1 час




14

Средства связи частей сложносочиненного предложения, основные группы ССП по значению и союзам.

1 час




15

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

1 час




16

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом .

1 час




17

Р/Р. Сочинение публицистического характера.

1 час




18

Р/Р. Сочинение публицистического характера.

1 час




19

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.

1 час




20

Контрольная работа.

1 час




21

Анализ контрольной работы.

1 час




22

Сложноподчиненные предложения. Понятие о сложноподчиненном предложении. СПП, его грамматические признаки.

1 час




23

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

1 час




24

Р/Р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения – рассуждения в жанре научной статьи.

1 час




25

Р/Р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения – рассуждения в жанре научной статьи.

1 час




26

Союзы и союзные слова в СПП.

1 час




27

Роль указательных слов в СПП.

1 час




28

Рецензия на прочитанное произведение.

1 час




29

Основные группы СПП. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1 час




30

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1 час




31

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1 час




32

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

1 час




33

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, с придаточными времени и места.

1 час




34

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1 час




35

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия.

1 час




36

Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки, цели.

1 час




37

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени.

1 час




38

Различные способы выражения сравнения.

1 час




39

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненные предложения».

1 час




40

Р/Р, Сочинение- рассуждение о природе родного края, о родине.

1 час




41

Р/Р, Сочинение- рассуждение о природе родного края, о родине.

1 час




42

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

1 час




43

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

1 час




44

Контрольная работа.

1 час




45

Анализ контрольной работы.

1 час




46

Р/Р. Сообщение на лингвистическую тему. Реферат.

1 час




47

Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП.

1 час




48

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП,

1 час




49

Р/Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

1 час




50

Р/Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

1 час




51

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП,

1 час




52

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1 час




53

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1 час




54

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

1 час




55

Контрольная работа.

1 час




56

Сложные предложения с различными видами связи.

1 час




57

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1 час




58

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1 час




59

Р/Р. Изложение с элементами сочинения.

1 час




60

Р/Р. Изложение с элементами сочинения.

1 час




61

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

1 час




62

Язык художественной литературы.

1 час







Раздел 4. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

6 часов




63

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

1 час




64

Лексика. Морфемика. Словообразование.

1 час




65

Морфология и орфография.

1 час




66

Орфография и пунктуация.

1 час




67

Контрольная работа по теме «Повторение».

1 час




68

Анализ контрольной работы.

1 час




69-70

Резерв

Итого:70 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

 смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

 основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

 особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 основные единицы языка, их признаки;

 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.