Программа подготовки кандидатов в замещающие родители Категория обучающихся: взрослые Срок реализации: 27 часов
Государственное областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Оленегорский детский дом «Огонек»
Программа
подготовки кандидатов в замещающие родители
Категория обучающихся: взрослые
Срок реализации: 27 часов
Принята решением методического совета № 1 от «12» октября 2008
Лицензия: регистрационный №139-09 серия А № 293720 от 19.05.2009,
выдана Министерством образования и науки Мурманской области
Составитель:
Соболь Лилия Николаевна,
заместитель директора по ВР
г. Оленегорск
2008 год
Пояснительная записка.
Направленность программы
Социально-педагогическая
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Общепризнанный мировой опыт показывает, что оптимальным жизнеустройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, является замещающая семья. Именно в семье возможно преодоление различных видов нарушений развития ребенка. Принятие ребенка подвергает серьезному испытанию всю семью, поэтому граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, должны знать о возможных трудностях и быть подготовленными к их решению. Вместе с тем, подготовка замещающих родителей (опекунов, усыновителем, приемных и патронатных родителей) являет новым делом в отечественной практике. В настоящее время типовой программы в данной области нет. Однако в некоторых регионах успешно осуществляются эксперименты по подготовке приемных и патронатных родителей. В Мурманской области в рамках региональной целевой программы «Дети Кольского Заполярья», подпрограммы «Дети-сироты» осуществляется подготовка специалистов, работающих с семьей и детьми, по программе «Прайд».
Данная программа разработана педагогами ГООУ Оленегорский детский дом «Огонек», прошедшими подготовку по программе «Прайд». В основу программы положены учебно-методические рекомендации программы «Прайд» с учетом современного отечественного опыта в области подготовки замещающих родителей.
Подготовка замещающих родителей является важным и ответственным делом, так как от ее эффективности зависит успешность воспитания ребенка в семье, успешность функционирования семьи в целом. Подготовка способствует принятию мотивированного решения о возможности быть замещающими родителями, позволяет кандидатам оценить свои силы, получить необходимую психолого-педагогическую помощь и поддержку. Никогда нельзя окончательно научиться воспитывать детей. Проблемы и трудности неизбежны, поэтому немало важной частью программы является формирование у замещающих родителей установки на обучение, как непрерывный процесс.
Цель
Формирование предварительной компетентности в области воспитания детей, оставшихся без попечения, повышение родительской компетентности в целом у кандидатов в замещающие родители.
Задачи
Создание ребенку благоприятных условий в замещающей семье;
Предотвращение (профилактика) отказов от замещающего родительства и вторичных возвратов ребенка в учреждение;
Подведение родителей к осознанию реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя;
Помощь в осознании мотивов создания замещающей семьи и их коррекция в случае необходимости;
Способствование установлению кандидатами связи между их собственным жизненным опытом и их задачами как приемными родителями;
Создание условий для принятия кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей;
Повышение восприимчивости замещающих родителей по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка;
Развитие у замещающих родителей уверенности в себе, помощь им в определении своих сильных сторон, как семейного воспитателя;
Информирование кандидатов о том, как подготовить других членов семьи (в первую очередь детей) к переменам, связанным с появлением в семье приемных детей;
Психологическая поддержка кандидата в процессе принятия им решения;
Содействие в понимании родителями своего места в системе защиты детей, формирование навыков и мотивов командной работы;
Предоставление возможности каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств, ресурсов и потребностей как замещающего родителя;
Определение, какая помощь и поддержка могут понадобиться семье для осуществления успешного замещающего родительства.
Отличительные особенности
Программа предназначена для обучения взрослых. Поэтому для обучения создается неформальная обстановка, атмосфера в которой участники смогут поделиться собственным жизненным опытом, включая свои проблемы, научиться по-новому осознавать проблемы детей и находить творческие способы решения их.
Группы кандидатов отличают друг от друга, поэтому содержание программы позволяет гибко планировать занятия, исходя из потребностей обучающихся. Любое занятие строится с учетом конкретных проблем участников, которые они предлагают для обсуждения. Групповая модель позволяет обмениваться мнениями и опытом, обсуждать проблемы, делиться своими чувствами.
В процессе занятий специалисты решают также задачи:
наблюдение и оценка кандидатов
образование и укрепление доверительных отношений с кандидатами
выполнение запроса на подбор семьи для конкретного ребенка
Категория обучающихся:
Кандидаты в замещающие родители (приемные, патронатные родители, опекуны, усыновители) и замещающие родители, ранее не проходившие профессиональную подготовку.
Сроки реализации
27 академических часов
Формы и режим занятий
Занятия проводятся преимущественно один раз в неделю продолжительность 3 часа. Часы выделенные на индивидуальные консультации проводятся в период между занятиями. Возможно проведение занятий сессиями (три трехдневные сессии по 9 часов каждая).
Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга (группового социально-психологического консультирования). На этапе первичного интервьюирования и этапе подготовки заключения о ресурсах семьи проводятся индивидуальные консультации.
В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в замещающие родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий)
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
У родителей должна быть формирована родительская компетентность (на уровне осведомленности, понимая проблемы и базовых навыков) в области воспитания детей, оставшихся без попечения.
В результате обучения по программе родители:
Осознают, что обязаны действовать только в интересах ребенка, осуществляя его защиту и воспитание.
Узнают, с какими проблемами им придется столкнуться и как они могут удовлетворить потребности ребенка в привязанности, в преодолении задержек в развитии, в переживании потерь.
Узнают о важности подведения ребенка к установлению длительных, поддерживающих отношений на всю жизнь и сами должны быть готовы к установлению таких отношений.
Понимают необходимость контактов с кровными родителями и родственниками ребенка, и принимают это условие как необходимое.
Чувствуют себя членами команды профессионалов, понимают, что они располагают поддержкой, возможностями продолжать обучение, общаться.
Успешность обучения каждого кандидата (семьи кандидатов) наблюдается специалистами в процессе обучения и отражается в психолого-педагогическом заключении о ресурсах семьи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |
групповые | индивидуальные | ||
1 | Введение в программу обучения | 3 | 1,5 |
2 | Значение семьи в жизни человека | 3 | |
3 | Развитие ребенка: привязанность | 3 | |
4 | Потери. Переживание потерь | 3 | |
5 | Возрастные особенности развития детей | 3 | |
6 | Дисциплинирование | 3 | |
7 | Адаптация ребенка в замещающей семье. Первый день, первый год | 3 | |
8 | Принятие мотивированного решения | 3 | 1,5 |
Всего по программе | 24 | 3 | |
27 |
Содержание
Введение в программу обучения.
Знакомство с кандидатами. Установление контакта, доверительных отношений. Сбор формальных сведений. Определение представлений кандидата о будущей роли замещающего родителя и о тех проблемах, с которыми предстоит столкнуться. Первичное знакомство с жизненным, в том числе семейным опытом кандидата. Установление первичной мотивации.
Объяснение целей и задач программы обучения, характера и режима обучения. Обзор рассматриваемых проблем. Основы командной работы.
Значение семьи в жизни человека.
Семья - условие формирования личности, достижения жизненной успешности. Геннограма. Рассмотрение опыта семейной жизни кандидатов и его влияние на самоощущение, на жизненное самоопределение. Трудные жизненные ситуации, их влияние на семью. Причины распада семей, приводящие к тому, что дети остаются без попечения биологических родителей. Особенности замещающих семей, изменения в жизни семьи с приходом некровного ребенка. Важность поддержания родственных связей ребенка с биологической семьей. Вчера, сегодня и завтра в жизни и влияние постоянства на развитие ребенка. Значение установления длительных (на всю жизнь) взаимоотношений с приемным ребенком. Профессиональная и общественная поддержка замещающих семей.
Развитие ребенка: привязанность.
Формирование привязанностей, их влияние на развитие ребенка. Нарушение привязанностей, к каким последствиям это может привести. Особенности детей, развитие которых протекало в условиях депривации основных (базовых) потребностей. Потребности, формирование потребностей, удовлетворение потребностей. Жестокое обращение, пренебрежение нуждами, насилие. Признаки (симптомы) насилия по отношению к детям, в том числе эмоционально жестокого обращения с детьми. Преодоление последствий нарушения привязанностей и плохого отношения к детям. Удовлетворение потребностей в развитии, как одна из категорий родительской компетентности.
Потери. Переживание потерь.
Категории и виды потери. Этапы эмоционального состояния после потери. Факторы, способствующие переживанию потерь (примирению). Влияние разлуки с близкими и состояние потери на чувства, поведение и состояние детей. Приемы помощи детям, пережившим потери. Экокарта. Ожидаемые потери в жизни замещающего родителя, его семьи и потери в жизни приемного ребенка. Уменьшение последствий потерь ребенка, связанных с помещением его в приемную семью. Организация встреч с родственниками ребенка и переживания ребенка после встречи.
Особенности развития детей на разных возрастных этапах.
Возрастные особенности развития. Периодизация развития по Выготскому, Эльконину –Давыдову. Понятие ведущей деятельности. Возрастные кризисы. Периодизация по Э.Эриксону. Нарушения нормального течения развития, связанные с депривацией и потерями. Помощь замещающего родителя в преодолении нарушений развития. Выбор методов дисциплинирования, развития и воспитания в зависимости от возраста ребенка. Индивидуальные особенности ребенка, непреодолимые отклонения в развитии. Ожидания и разочарования приемных родителей, как справиться со своими чувствами. Готовность ребенка к самостоятельной жизни, трудности адаптации и их преодоление.
Дисциплинирование.
Дисциплина. Дисциплинирование. Значение дисциплины и самодисциплины в жизни человека. Определенный распорядок, нормы и правила жизни ребенка – как удовлетворение потребности в безопасности, предсказуемости окружающего мира. Безусловная и позитивная поддержка. Важность поддерживающей семейной атмосферы для обеспечения психологического комфорта и условий для развития ребенка. Связь между процессом удовлетворения потребностей и поведением. Задачи эффективной дисциплины. Методы дисциплинарного воздействия, соответствующие развитию ребенка. Ответственность и ограничения замещающего родителя. Исключение любых видов физического наказания. Чувства и реакции родителя, когда ребенок «не такой, как все», «непослушный». Важность помощи детям в приобретении навыков самообслуживания, в развитии навыков самоконтроля и управления собственным поведением для развития у них чувства самоуважения и положительной самооценки.
Адаптация ребенка в замещающей семье. Первый день, первый год.
Адаптация, основные этапы. Безусловное принятие и поддержка ребенка. Безопасная обстановка в доме, забота о здоровье ребенка. Особенности формирования новых привязанностей и переживание потерь, связанных с размещением в новой семье у детей разного возраста. Восстановление постоянства и удовлетворение базовых потребностей на этапе адаптации. «Книга жизни» ребенка. Влияние принятия ребенка на других членов семьи, на семью в целом. Какую информацию нужно знать о ребенке до его прихода в семью. Важность командной работы в процессе адаптации ребенка в семье.
Принятие мотивированного решения.
Роль, права и обязанности замещающих родителей. Защита прав и интересов приемных (усыновленных) детей. Понимание замещающими родителями собственных сил, возможностей и потребностей. Возможности дальнейшего сопровождения и обучения. План развития семьи. Риски замещающего родительства. Поддержка общественных объединений (организаций) замещающих семей.
Методическое обеспечение программы
Программа подготовки кандидатов в замещающие родители разработана на основе «Программы подготовки приемных родителей, опекунов, усыновителей PRIDE» полный учебно-методический комплект которой имеется в учреждении. Педагоги, обучающие кандидатов в замещающие родители, прошли подготовку по программе PRIDE.
Список использованной литературы
Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод.пособ./под ред. Г.И.Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2008
Методические материалы по дистанционному обучению кандидатов в опекуны (попечители). Составители: Большакова Л.Н., Бугаева Л.А. Сыктывкар, 2006
Организация и деятельность служб сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, а также граждан желающих принять или принявших на воспитание детей в свои семьи и граждан, осуществляющих патронатное воспитание. /Министерство образования Московской области: управление семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2008
Технологии сопровождения замещающей семьи/ Методическое пособие/Н.П.Иванова, О.В.Заводилкина; Под редакцией Н.П.Ивановой, - М, 2007.
Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / под ред. Майорова Л.Н. – М.: «Интеллект-центр», 2002.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки – М.: Издательство УРАО, 1997.
Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. под рук. Рыбинского Е.И. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети-сироты», 1999.
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / под науч.ред. М.М.Щипицыной, Е.И.Казаковой – СПб, институт спец.педагогики и психологии, 2000.
Алексеева И.А. Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины.Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006
Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы /Авт.-сост. Т.А.Шишковец. –М.: 5 за знания, 2006
страница 1
скачать
Другие похожие работы: