Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки
Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки.
Социальное взаимодействие людей как объект социальной психологии. Социально-психологические явления. Структура социальной психологии как науки. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Закономерности социально-психологических явлений, связанных с включением личности в большие и малые социальные группы. Методология и методы социальной психологии. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией. Соотношение психологического и социологического знания. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии. Социально-психологические проблемы военной психологии. Теоретические и практические задачи социальной психологии. Основные направления социально-психологической работы в Вооруженных силах. Социально-психологические проблемы военной психологии. Основные направления социально-психологической работы в Вооруженных Силах.
Тема: Социальная психология как отрасль психологических знаний.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология.
Кузьмин Социальная психология. / Л. ЛГУ 1979.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. / М. 1995.
Петровский А.В. Социальная психология. /
Основные подходы к пониманию предмета социальной психологии.
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – социально психологические явления, включающие:
процессы соц. взаимодействия людей (совместная деятельность, общение),
"механизмы соц. взаимодействия" (регуляция): (внушение, подражание, утверждение, заражение),
"механизмы" соц. поведения личности: (соц. установки, ценности, идеалы).
СПЯ как продукты соц. взаимодействия: (традиции, общ. мнение, нормы поведения).
Таким образом:
Изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в соц. группы, а также психологические характеристик самих этих групп.
В настоящее время существуют следующие взгляды на место соц. психологии в системе наук:
СП – часть психологии,
СП – часть социологии,
СП – наука на стыке социологии и психологии:
а) СП отторгает определенную часть от психологии и социологии,
б) СП "захватывает" ничейную область.
Само название предполагает два основания:
социология
психология.
На стыке двух дисциплин появилась социальная психология, это обусловлено:
практикой, социологи пришли к выводу, что, разрешая проблемы макроструктур, без понимания психологии людей-участников этих процессов, до конца понять эти процессы невозможно;
с
другой стороны психологи, изучая внутренний мир человека, пришли к выводу, что человек существует не сам по себе, а в обществе и общество влияет на него, и понять человека невозможно без изучения его окружения.
Существует три основных подхода к пониманию предмета социальной психологии:
Социологический подход. Представители этого подхода считают, что предметом должно быть изучение массовидных явлений психики.
Психологический подход. Представители психологического подхода утверждают, что предметом должна быть личность во взаимодействии с другими.
Синтетический подход. Предметом социальной психологии является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, включенных в группы, а также психология самих этих групп.
Области приложения социальной психологии:
Экономика.
Политика.
Вооруженные силы.
Задачи, решаемые социальной психологией.
Можно условно разделить их на две группы:
Теоретические задачи.
разработка методологических позиций (принцип развития, всеобщих связей, детерминизма, принцип деятельности, принцип системности),
разработка целостных социально-психологических моделей личности и групп,
анализ теоретических концепций зарубежной социальной психологии,
изучение больших групп, в первую очередь этнообразований,
выявление закономерностей общения и взаимодействия людей,
задачи, связанные с возникновением и развитием малых групп, управлением ими,
выявление закономерностей поведения личности в группе.
Прикладные задачи.
использование теории на практике.
Тема 2. История формирования и современное состояние социальной психологии.
Описательный этап развития социальной психологии (до сер. XIX века). Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии.
Общественные, научные и идеологические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые исторические формы эмпирического социально-психологического знания. Значение социологических, антропологических и этнографических исследований (Работы З. Дюргейма Л. Леви-Брюля). Социально-психологическое содержание концепций "психологии народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), "психологии масс" (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле) и "теории инстинктов социального поведения" (В. Макдугалл).
Экспериментальный этап развития социальной психологии (кон.XX нач.XX вв.) Первые эксперименты по изучению влияния группы на деятельность личности.
История развития социально-психологических идей в России. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Проблемы социальной психологии в "коллективной рефлексологии" В.М. Бехтерева. Л.С. Выготский о соотношении "социальной" и "коллективной" психологии.
Становление современных направлений социальной психологии.
Основные теоретические концепции зарубежной социальной психологии. Психоаналитический подход в социальной психологии (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Фром и др.) Бихевиоризм и необихевиоризм о механизмах социального поведения индивида. Интеракционизм в современной социальной психологии. Теория "символического интеракционизма" (Дж.Мид, Т.Шибутани). Ролевые теории и теории референтной группы.
Трансакционный анализ в работах Э. Берна.
Когнитивная ориентация в социальной психологии.
Современное состояние и проблематика социальной психологии в России. Вклад Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.В. Петровского и др. в сознании современной социальной психологии.
Тема: История развития социально-психологических идей.
Становление и развитие социальной психологии за рубежом.
Социальная психология как наука складывается с конца 19 начала 20 веков.
Вундт «Психология народов»
Тард – основа социального поведения – подражание, элементарный социальный акт заключен не в пределах одного мозга, а в соприкосновении нескольких умов.
Лебон – изучение поведения толпы, психологии масс, выводит социальное поведение из факта внушения. Для человека в массе характерна утрата интеллекта, отказ от логики, утрата чувства личной ответственности. Всякая толпа хаотична, по природе беспорядочна, поэтому ей нужен вождь или элита.
1908 год Мак-Дугалл «Введение в социальную психологию». Определяет поведение человека через социальные инстинкты. Все, что находится в области сознания, происходит от этих бессознательных начал (инстинктов).
Начиная с начала 20 века социальная психология активно развивается в:
Германии,
Англии,
Франции,
США.
С самого начала социальная психология развивается как прикладная наука.
индивидуально-групповая,
последовательно-групповая,
совместного взаимодействия.
Таким образом было установлено влияние неформальной структуры на производительность труда, на текучесть рабочей силы.
Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствоавших в начале 20 столетия трех направлений:
гештальт-психологии,
бихевиоризма,
психоанализа.
Впервые понятие «малая группа» вводит американский социальный психолог Кули.
Под малой группой понималось:
какое угодно количество людей, находящиеся во взаимодействии.
Раздел групповой динамики.
Групповая динамика возникла как ответ на вопрос почему одни группы влияют на своих членов, а другие нет. Одним из основателей этого направления является Курт Левин, видел источники и движущие силы развития взаимоотношений людей в их социальной жизни. в созданной им теории поля потребности рассматриваются как источники развития личности.
Формирование социально-психологических идей в России.
Гарин-Михайловский 1896 «Герой и толпа».
Бехтерев 1903 «Общественная психология».
Капельман «Чем должна быть коллективная психология».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ,1988.-2е изд.Гл.2.
2. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.Гл.1,$$1.
3. Социальная психология: История.Теория. Эмпирические исследования /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979. Гл.2.
4. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. c.13-29.
5.Робер и Тильман "Психология индивида и группы",М.,Прогресс,1988
Описательный и эмпирический этапы становления социальной психологии.
История соц. психологии как науки значительно моложе истории того, что Гибш и Форверг называют "социально-психологическим мышлением". Потребность осознать характер совм. деятельности, форм общения, складывающихся в ней так же стара, как и сама эта совм. деятельность людей.
История первобытного общества свидет-ет, что уже на заре человечества сталкивались с СПЯ и каким-то образом пытались использовать их. Так, напр., в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором чел. общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам.
В таких своеобразных формах "соц.-псих. мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история соц. психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
Процесс создания предпосылок соц.психологии не отличается в целом от процесса развития любой др. научной дисциплины – это зарождение СП идей первоначально в лоне философии, а затем постеп. отпочкование их из системы филос. знания (правда не непосредственно, а через отпочкование 2-х других дисциплин, давших непосредственно жизнь СП – психологии и социологии.
Многие исследователи отмечают наличие элементов СП-знаний в лоне филос. концепций.(О.Клайнберг: в филос-х системах древности; Г. Олпорт: родоначальником называет Платона)
Немецкие ученые для классификации СП-систем предложили принцип: – способ анализа взаимоотношения личности и общества (возможны 2 решения: примат общества или личности).
Основные проблемы:
Каков характер взаимодействия личности и общества?
Каковы основные побудители социальной активности человека, его творчества, политической и экономической деятельности?
Каковы разновидности форм социального поведения людей, их социально-психологическая типология?
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
1. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ (6 в. до н.э. – сер.ХIX в.)
Происходит накопление социально-психологических знаний в рамках философии.
2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ (60-е годы XIX в. – 20-е гг. 20 века)
Попытки выяснения отношения СПЯ к эксперименту, большое количество фактов. Появление первых соц. психологических теорий.
3. НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (20-е гг. – н. вр.)
Периоды:
безраздельное господство эксперимента (20-е – 40-е гг.),
попытки пропорционального развития теоретического и экспериментального знания.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
ДАОСИЗМ:
чел. поведение человека предоопределяется законом "ДАО". Путь человека – определен судьбой, поэтому главное для человека – вырабатывать спокойствие.
Конфуций: о вопросе врожденности или проиобретенности соц.-псих. свойств: у человека врождены такие качества, как доброта.
Сюнь-Дзы: Человек по природе зол, а доброта – продукт воспитания.
Мо-Дзы: целью человека должно быть активное соц. действие.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ:
2 линии: социоцентризма и эгоцентризма.
а)социоцентризм:
Платон – в диалогах "Государство" и "Законы" высказал "коллективистическое", общ.-центристское суждение: общество – это независимая переменная, а индивид – зависимая пер. величина. Социум стоит над индивидом. Выделяя в душе – ум, мужество, вожделения – считал, что у разных народностей преобладает различная часть души...
Считал, что в условиях демократии поведение масс иррационально...
См. Карл Поппер "Открытое общество и его враги": считал Платона родоначальником концепций тоталитаристской справедливости...
"Основные элементы политической программы Платона:
А)Строгое разделение на классы, т.е. правящий класс состоящий из пастухов и сторожевых псов, следует строго отделить от человеческого стада.
В) Отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса. Исключительный интерес к этому классу и его единству. Содействие этому единству, жесткие правила взращивания этого класса и получения им образования. Надзор за интересами членов правящего класса, коллективизация, обобществление этих интересов.
Из этих основных элементов могут быть выведены остальные, например, такие, как:
С) Правящий класс обладает монополией на такие вещи как военная доблесть и выучка, право на ношение оружия и получение любого рода образования. Однако он совершенно устранен из экономической деятельности и, тем более, не должен зарабатывать деньги.
D) Вся интеллектуальная деятельность правящего класса должна подвергаться цензуре. Непрерывно должна вестись пропаганда, формирующая сознание представителей этого класса по единому образцу. Все нововведения в образовании законодательстве и религии следует предотвращать или подавлять.
Ж) Государство должно быть самодостаточным. Его целью должна быть экономическая автаркия: ведь иначе правители или будут зависеть от торговцев, или сами станут торговцами. Первая альтернатива подорвала бы их власть, вторая их единство и стабильность государства.
По-моему, эту программу вполне можно назвать тоталитаристской. И конечно же, она основывается на историцистской социологии."
б) эгоцентризма:
Аристотель – индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. "О политике": человек как "политическое животное".
"Во-первых, нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание;
во-вторых, цель, к которой они при этом стремятся;
в-третьих, в чем собственно, начинаются политические смуты и междоусобные распри".
Источник социальных движений – неравенство...
"Вообще повсюду причиною возмущений бывает отсутствие равенства, коль скоро это последнее оказывается несоответственным в отношении лиц, находящихся в неравном положении. И вот вообще для достижения равенства и поднимаются возмущения" ("Политика". М., 1911. с.208.)
Гераклит: Logos, нужды .... типы людей...
СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
а)Индивидуализм развивался в рамках христианства. Какие вопросы изучались: что движет человеком, какие силы, чему подчинено возникновение и образование внутр. структуры общества.
Англия:
Т. Гоббс. ("Левиафан",1651) – видит эту движ. силу в стремлении к власти и л. выгоде. "Война всех против всех"....
Адам Смит – наз. движ. силами хозяйственной и общественной жизни "симпатию" и стремление к удовлетворению собст. интересов.
Иеремия Бентам – стремление к "пользе" или удовольствию....
б) Социоцентризм – находит себе место в представлениях, согласно которым подчиняющая индивида соц. единица рассматривается как "организм":
Николло Макиавелли
описывал общество как некий соц. механизм, роль вождя, личности, элиты (прописывал механизмы влияния элиты на общество)."Государь"
Гегель – рассм. смену характеров людей в связи с изменением общест.-политической обстановки.
Например, "Необузданная сила воображения женщин средневековья нашла выражение своему неистовству в мерзостях колдовства, в стремлении выместить на других свою ненависть и мелкую зависть. это и приводило их на костер. Женщины Греции могли выразить свою ярость в вакхических празднествах. Изнемогши телом и воображением, они спокойно возвращались в круг обычных восприятий и будничной жизни. Дикая менада в остальное время была разумной женщиной".
(Работы разных лет в 2 тт. Т.1., М.,1970. С.224)
"Действие является самым ясным и выразительным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и его целей" (Соч. Т.ХII. М.,1938, кн.1, с.223)
Гельвеций "Об уме", "О человеке"
ХVIII век : Лафатер И.Г. (физиогномика) – социальная типология людей... " Нос Гете "знаменует продуктивность, вкус и любовь. Словом – поэзию" (застрелен солдатом-мародером)...
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
Период, о котором пойдет речь, относится к сер. XIX века. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющим непосредств. отношение к общественной жизни общества.
– Большое развитие получило языкознание . Его необходимость была вызв. теми процессами, которые происх. в капиталистической Европе – бурное развитие капитализма, умножение эконом. связей между госуд-ми, что вызывало к жизни огромную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Своими силами языкознание не могло решить.
– Значит. факты были накоплены к этому времени в обл. антропологии, этнографии и археологии, которые для своей интерпретации нуждались в услугах СП.
англ.антрополог Э. Тейлор . – завершает раб. о первобытной культуре;
амер. археолог и этнограф Л. Морган исследует быт индейцев;
фр. социолог и этнограф Леви Брюль изучает особенности пралогического мышления первобытного человека.
Во всех этих исследованиях требовалось принимать в расчет психологические характеристики определ-х этнических групп, связь продуктов культуры с традициями и ритуалами и т.д.
– Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капит-х отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере соц-х отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения.
Такая картина позволила американ. соц. психологу Т Шибутани сделать вывод о том, что СП стала независимой отчасти потому, что специалисты разл-х отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.
В еще более определенно потребность в возникновении СП проявила себя в развитии 2-х наук, которые считаются непосредственными родителями СП: социологии и психологии.
в разв. ПСИХОЛОГИИ – характерным было ее развитие преимущественно как психологии индивида. Однако требовался новый подход в объяснении челов. поведения (новые формы детерминации псих-х явлений).
СОЦИОЛОГИЯ. Сама выделилась в сам. науку в сер. XIX века. ЕЕ родоначальником считается Огюст Конт. Стремилась строить объяснение соц-х фактов, обращаясь к законам психологии. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в соц-гии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики.
А. Лабриола: "Социология была потребностью времени и после тщетной попытки найти свое теоретическое выражение у запоздалого схоластика Огюста Конта она, несомненно, нашла своего художника в Бальзаке, который фактически первым открыл психологию классов"
Очерки материалистического понимания истории. М.,1960. с.66.
Эти взаимные устремления реализовались в сер. XIX века и дали жизнь первым формам собственно СП-знания. Таким образом, по крайней мере можно выделить 2 фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений:
а) Развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер);
б) Логика развития науки.
По мнению американского социального психолога Сэрджента (S.St.Sargent) (цит. по Б.Д. Парыгину, с.21), социальная психология была подготовлена четырьмя группами школ: 1) социальными философами (Платон, Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо и др.); 2) пионерами антропологии (куда Сэрджент относит Лацаруса, Штейнталя и Вундта, положивших начало разработке проблем психологии народов); 3) представителями английского эвлюционизма (Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.); 4) ранними социологами (О.Конт и Э.Дюркгейм).
Ранний Маркс был психологически насыщен куда более, чем поздний, его социологическая теория скорее вытекала из законов экономики
Из всего разнообразия первых эмпирических СП-теорий обычно выделяют 3 наиболее значительные:
1. Психология народов.
2. Психология масс.
3. Теория инстинктов социального поведения.
1.ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ.
ХVIII-ХIХ в.в. – возникновение наций как политэкономической реальности.
Сложилась в середине XIX века в Германии. В ней допускалось существование "сверхиндивидуальной души", подчиненной сверхиндивидуальной целостности (народ, нация). Душа, дух индивида – несамостоятельная реальность.
Теоретические источники ее возникновения: учение Гегеля о "объективном", "народном духе" и идеалистическая психология Гербарта.
Вильгельм Гумбольдт: "Введение о различии строя человеческих языков и его влиянии на умственное развитие человеческого рода"... !!!! (внутренняя языковая форма)
Гердер ."Голоса народов в песнях"....
Непосредственные создатели психологии народов: философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь(1823-1893).В своей статье "Вводные рассуждения о психологии народов" (1859) они сформулировали мысль, что главная сила истории – народ или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д., а индивидуальное сознание есть лишь его продукт. В качестве программы и задачи психологии народов в этой статье предлагалось "познать психологически сущность духа народа и его деяния, открыть законы, по которым... протекает... духовная деятельность народа... а также основы возникновения, развития и исчезновения специфических черт, свойственных народу."
языкознание + мифология = начала этнопсихологии....
Вильгельм Вундт (1832-1920) считал, что психология должна состоять из двух частей:
физиологической психологии и
психологии народов, которая обязана изучать высшие психические процессы (речь, мышление).
Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина. Сам он, через 4 десятилетия после Лацаруса и Штейнталя, собрал обширный материал на тему психологии народов, однако тоже не смог объединить довольно расплывчатые положения в удовлетворительную психологическую теорию.
1879 – основал первую в мире психологическую лабораторию...
1900-1920 – 10 томов "Психологии народов":
"так как индивидуальная психология имеет своим предметом связь душевных процессов в едином сознании, то она пользуется абстракцией....индивидуальная психология только взятая вместе с коллективной, образует целое психологии"... Коллективная психология – это процессы, связанные с психологическими общностями...
Но эксперимента в области социальной психологии быть не может....
В. Дильтей и Э. Шпрангер "Понимающая психология" – против экспериментальной!!!!
2.ПСИХОЛОГИЯ МАСС.
"Масса людей – не равна их сумме...."
"Социальная психология – толпа + герой"
Поставила вопрос о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX века. Истоки ее были заложены в концепции подражания Габриэля Тарда ."Законы подражания" (1890) (социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания).
Тард, занимаясь исследованием различных явлений, натолкнулся на следующую трудность: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (т.е. иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения.
Два положения работы Тарда, а именно мысль о роли подражания и внушения – и иррационализм в объяснении социального поведения, оказали влияние на его современников: С. Сигеле в Италии и Г. Лебона во Франции.
Непосредственные создатели психологии масс: итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1841-1931).
Г. Лебон в работе "Психология народов и масс" изложил с у т ь к о н ц е п ц и и:
Всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются:
– обезличивание, что приводит к господству импульсивных,инстинктивных реакций;
– резкое преобладание чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям;
– вообще утрата интеллекта, приводящее к отказу от логики;
– утрата чувства личной ответственности, ведущее к отсутствию контроля над страстями.
Вывод: масса всегда хаотична, неупорядочена, поэтому ей всегда нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита".
(т.е. классовый характер теории).
Сигеле ("Преступление массы") был специалистом в области уголовного права и даже добился введения дополнительных статей в итальянское законодательство, смягчающих наказание, если преступление было совершено в массовых условиях. Аргумент: в иррациональной динамике действий, которые происходят в массовых условиях, человек теряет способность сознательно и разумно управлять своим поведением, следовательно все деяния совершаются в состоянии аффекта.
Э. Дюркгейм: – видение мира индивидом и его поведение задается вырабатываемыми обществом "коллективными представлениями"...
отвергал психологическое объяснение самоубийств"
В России Н.М. Михайловский: Вожди (герои) и толпа ...
3. ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Основатель – английский психолог В. Макдугалл {Мак-Дауголл}(1871-1938).
(Мак-Дауголл – 1908 "Введение в социальную психологию" Методологическая основа – эволюционизм Г. Спенсера, считавшего, что в социальной жизни проявляется биологическое приспособление.
Работа М.Д. "Введение в СП" вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения СП в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса "СП")
Суть концепции: Причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Макдугалл постулирует свойственность стремления к цели и у животных и у человека. Гормэ (т.е. стремление, желание, порыв) выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение (у Макдугалла гормэ "реализуется в качестве инстинктов", а позднее в виде "рroрensities", т.е. склонность, стремление). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают:
– аффективную (рецептивную), ответственную за то , к а к воспринимаются предметы и явления;
– центральную (эмоциональную), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии;
– афферентную (двигательную) часть, которая обуславливает характер нашей реакции на эти предметы и явления.
Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.
Макдугалл перечислил 7 пар связанных между собой инстинктов и эмоций: – инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх; – инстинкт бегства и чувство самосохранения; – инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; – инстинкт приобретения и чувство собственности; – инстинкт строительства и чувство созидания; – стадный инстинкт и чувство принадлежности.
Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы (в первую очередь война).
В 1898 году участвует в антропологической экспедиции, доказывавшей "научно" превосходство нордической расы. Призывал к "замене демократии кастовой системой с законными ограничениями размножения низших каст и с правилами, когда возможны и невозможны браки между кастами"...
1897 г. – Болдуин "Исследования по социальной психологии" – говорил о существовании 2-х видов наследования.
Э. Росс – "Социальная психология" (США) – ввел термин???
Джейл 1900 – "О психологии рекламы"
ИТОГИ ПЕРИОДА:
– были выделены и четко поставлены вопросы о соотношении индивида и сознания группы и о движ-х силах соц-го поведения.
Кризис психологии того времени:
асоциальность,
онтологический дуализм,
отсутствие эксперимента в исследовании личности как соц. явления;
атомизм, нецелостность в исследов. психического, механистичность.
Начальный этап развития экспериментальной социальной психологии. Развитие социальной психологии в России.
Начало ХХ века считается началом превращения соц. псих-гии в экспер. науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Меде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения СП в экспер. дисциплину.
Основное развитие получает в США, где ее ориентация с самого начала была ориентацией на прикладное знание, на решение определенных социальных задач и в качестве такового она прямо связала свою судьбу с интересами таких институтов, как бизнес, администрация, армия, пропаганда.
Концептуальной базой стал неопозитивизм, отличавшийся абсолютизацией следующих принципов:
– уважение к точным данным;
– необходимость совершенствования математических процедур (когда не применявший их ученый не мог претендовать даже на научность своих взглядов, исследований);
– требование строгого построения и проверки гипотез.
В теоретическом плане: Преодоление старой традиции приняло форму критики концепции МакДауголла, которая в наибольшей степени отражала все слабости дисциплины предшествующего периода.
Особый упор был сделан на бихевиористский подход.
Главное внимание исследованию малых групп (в этом отличие от начала соц. психологии в Европе, где с самого начала в поле внимания были большие группы (народы, массы).
Акцент – на развитие экспериментальных методик.
Первые вехи развития совр. СП:
– первый шаг СП в лаборатории – исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897),
– первым шагом в "поле" – исследование Е. Старбака "Психология религии" (1899),
– первой работой прикладного характера – работа Г.Джейла о психологии рекламы (1900).
Начало научной социальной психологии обычно связывают с работами В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева , которые в 20-е годы ХХ в. перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологичеcких явлений группах.
Правда, отдельные экспериментальные исследования в групповых условиях проводились и раньше. Однако это были случайные, отдельные экспериментальные исследования групп. Да и сами исследователи смотрели на свои эксперименты с точки зрения разработки проблем общей психологии.
Лишь с исследований В. Меде, Ф. Олпорта, В. М. Бехтерева, которые сознательно распространили эксперимент на изучение социально-психологических явлений,, можно начинать историю подлинно научных исследований в области cоциальной психологии.
В. Меде в 1920 г. в Лейпциге опубликовал результаты своих экспериментов с группами, которые он начал проводить еще в 1913г.
Кстати, опыты В. Меде через Г. Мюнстерберга (немецкого психолога, который переехал в США) стали известны Ф. Олпорту.
Свои эксперименты В. Меде проводил в определенном порядке: каждый опыт начинался с одним испытуемым, а потом количество участников увеличивалось (2, 3, 4 и более, максимум 8 испытуемых). Выяснились различия в способности выносить боль в одиночку и в группе, в звукоразличении, в устойчивости силе внимания, в счете, в сжатии динамометра.
В. Меде установил:
– имеются различные типы людей по отношению к коллективу (положительный, отрицательный, нейтральный);
– в познавательной сфере влияние коллектива меньше, чем сфере эмоций, моторики и воли;
– в зависимости от типа отношения к коллективу находятся и сдвиги в психологической сфере.
В аналогичном ключе, но несколько по-другому, проводил свои эксперименты Ф. Олпорт, результаты которых были опубликованы в его работе "Социальная психология" в 1924 г. Ф. Олпорт проводил эксперименты со студентами Гарвардского университета. Обстановка опыта выглядела так: одна общая комната и пять изолированных. Студенты-испытуемые должны были выполнять различные задания то в общей, то в изолированных комнатах. Задания включали в себя умножение чисел, зачеркивание букв, различение двойных изображений, различных запахов, веса предметов, свободные ассоциации, попытки опровержения отрывков из текстов различных древнегреческих философов.
Результаты:
– суждения о текстах по качеству выше, но по скорости выдвижения медленней в изолированных условиях, чем в группе;
– в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями;
– в оценке запахов группа сглаживает крайности суждений.
РОССИЯ
Среди мыслителей ХVIII века следует упомянуть В.Н. Татищева (1686-1750): понимал умственное развитие человека как продукт "соучаствования", т.е. общения людей. Периодизацию исторического и онтогенетического развития связывал с уровнями развития речи: устной, письменной, печатной.
Радищев А.Н.
Человек отличается от животных своей способностью сопечалиться, сорадоваться другим людям. само бессмертие человека возможно через его деяния и речь, через которые человек может сохраниться в памяти потомков.
Характер человека, развитие его духовных сил определяются не столько врожденными задатками, сколько особенностями обучения и воспитания и социальными условиями.
Революционные демократы: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.
Социологи: Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, М.М. Ковалевский и др.
– высказывания о различных социально-психологических явлениях (социальное настроение, общественное мнение, дух времени, нравы, обычаи, традиции).
Особенно: Н.К. Михайловский:
– вопрос о месте и роли психологического фактора в историческом процессе;
"Сознательная деятельность человека есть такой же фактор истории, как стихийная сила почвы или климата" (ПСС, Т.6, СПб,1909, с.101)
– психология крестьянства и крестьянского движения;
– роль героев, вождей в руководстве стихийной массой
Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.:Наука,1988. С.199.
"Чем выше организовано общественное существо. тем более выражена в нем индивидуальность. Отсюда легко заключить, что из числа теорий, предлагающих упорядочить общественную жизнь, всего более заслуживают внимания те, которые оставляют достаточно свободное поле действия для индивидуального почина...
20-е годы – дискуссия о предмете социальной психологии в Советской России.
Основное – влияние марксизма-ленинизма.....
Г.И. Челпанов:
– защищал позиции идеалистической психологии;
– предложил разделить психологию на две части: социальную (в рамках марксизма) и собственно психологию (эмпирическая, независимая от мировоззрения и от марксизма).
Артемов В.А. ("Введение в социальную психологию", 1927)
– Против Челпанова и Бехтерева;
– существует единая социальная психология индивида и коллектива...
– вся психология становится социальной;
Корнилов К.Н. (реактология):
– сохранить единство психологии;
– распространить на поведение человека в коллективе методы реактологии;
– коллектив – это единая реакция его членов на единый раздражитель;
– задача социальной психологии – измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций.
Блонский П.П.:
– "социальность" – особая деятельность людей, связанных с другими людьми, аналогично поведению и "деятельности" животных;
– предлагается включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.
Бехтерев Владимир Михайлович "Общественная психология" (1903) "Внушение в общественной жизни" (1908) "Коллективная рефлексология" (1921)
"Рефлексология – особенный цикл знаний, к которому человеческое мышление еще не привыкло и который состоит в том, чтобы не только более элементарные, но и более высокие проявления человеческого существа, которые обыденным языком обозначаются как проявления чувств, мышления и воли или выражаясь более обще – проявлениями так называемой "психической деятельности" или "духовной сферы", рассматривать со строго объективной точки зрения, ограничиваясь только внешними особенностями поведения человека, его мимики, жестов, голоса, речи как связной совокупности знаков в соотношении с теми внешними физическими, биологическими и особенно социальными, а также внутренними влияниями в настоящем и прошлом..."
Общие вопросы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. Гос.изд..,1926.
"Соотносительная деятельность" как совокупность высших рефлексов.
"Если рефлексология изучает проявления соотносительной деятельности отдельных индивидов, то коллективная рефлексология изучает ту же деятельность коллектива".
– предмет коллективной рефлексологии: "изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ.... проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов". "Коллективная рефлексология" (1921) с.40
В.М. Бехтерев вместе с М.В. Ланге и В.Н. Мясщевым со студентами медицинского, педологического и психоневрологического институтов провел эксперименты:
– демонстрируется в течение 10 секунд набор картинок;
– предлагается воспроизвести детали, установить сходство и различие в деталях, выразить отношение к событиям на картине;
– внести предложения по проекту памятника;
– оценить длительность временного интервала;
– учитывались показания каждого (фиксировались);
проводилась дискуссия, голосование, предлагалось внести дополнения, изменения в прежние показания;
УСТАНОВЛЕНО:
– коллектив увеличивает объем знаний своих членов;
– исправляет ошибки;
– смягчает отношение к проступку;
– позволяет выдержать более сильные раздражители;
– дает общие сдвиги в показателях;
– существую половые, возрастные, образовательные и природные особенности этих сдвигов.
Аналогично: Б.В. Беляев:
– социальная психология должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы;
– развернутая классификация социально-психологических объединений;
– "коллектив предполагает территориальное и временное объединение индивидов, наличие общего раздражителя, общей рецепции и реакции, взаимодействие (круговое) индивидов, непосредственную социальную стимуляцию. Группа отличается менее тесной связью. Толпа – большое количество людей с преимущественно инстинктивно-эмоциональными реакциями"
А.С. Залужный:
– социально-психологическое исследование детских коллективов.
В.А. Вагнер (зоопсихолог):
– психологию типов человека, его коллективную психологию нельзя построить без учета филогенетического развития;
– типы людей: стадный (подражательность, малое проявление самостоятельности); вожаческий (повышенная половая функция, эгоизм, честолюбие); социальный (пониженная половая функция, альтруизм);
– коллективная психология людей возникает из стадной жизни животных с добавлением тех вариаций, которые возникают под влиянием экономики и культуры.
Л.С. Выготский:
– идея культурно-исторической, знаковой детерминации самого процесса развития всех высших психических функция человека;
– идея происхождения внутренних психических процессов из деятельности интерпсихической;
– критика подхода психологии народов В. Вундта: язык, мифы, обычаи, искусство и религия – это "сгустки идеологии, кристаллы", а нужно изучать не их, а сам "раствор"...
– вывести коллективную психику из индивидуальной нельзя;
– психика отдельного индивида тоже социальна – она и есть предмет социальной психологии;
– существует предмет коллективной психологии – личная психика в условиях коллективного проявления (войска, церкви).
ВЫВОДЫ:
Таким образом, развитие социально-психологического знания в рамках различных этапов становления социальной психологии как науки происходило:
1) как накопление эмпирических фактов влияния социального взаимодействия на психику отдельных индивидов, возникновения особого класса явлений, которые могут объясняться только этим взаимодействием;
2) как становление различных объяснительных моделей-концепций, сначала – скорее описательно-философских, затем – философско-социологических, наконец, собственно – социально-психологических;
3) как выделение социальной психологии в самостоятельную науку путем выработки собственного концептуального аппарата и что более важно – экспериментально-исследовательской базы.
Ведущие школы зарубежной социальной психологии.
Существует 4 основных направления в современной зарубежной социальной психологии:
бихевиоризм и необихевиоризм
психоанализ или фрейдизм,
теории когнитивной ориентации,
символический интеракционизм.
Первые 3 направления принадлежат психологической школе, последнее – социологической.
Бихевиоризм.
Уотсон сделал вывод, что сознание в научении никакой роли не играет, научение – образование условных рефлексов.
Первым, кто распространил принцип бихевиоризма на социальную психологию – Олпорт. По его мнению, социальная психология изучает тот уровень поведения, когда человек является стимулом для другого, либо другой является стимулом для него.
Психоанализ.
Принципы:
вытеснение в подсознание нежелательных мыслей, слишком быстрое вытеснение ведет к неврозу;
влечение – стремление организму к достижению определенных целей;
эдипов комплекс, формирует личность через эмоциональное отношение соперничества между отцом, матерью и ребенком.
Теория когнитивной ориентации – когнитивный диссонанс.
Автор Фестингер
символический интеракционизм
Автор Джордж Мид. Главное, что определят поведение – взаимодействие, во взаимодействии рождаются мнение, отношения, позиции.
Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования.
Понятие методологии научного исследования. Основные уровни методологии социальной психологии. Общая методология, специальная методология и методика эмпирического исследования. Понятие программы социально-психологического исследования. Основные компоненты программы.
Основные методы социально-психологического исследования. Характеристика наблюдения как метода социальной психологии. Процедура, виды и средства наблюдения.
Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимодействия.
Опросы в социальной психологии: анкетирование и беседа. Условия применения тестов в социальной психологии. Сущность, содержание, этапы социально-психологического эксперимента. Специфика эксперимента в социальной психологии. Основные типы экспериментов.
Метод социометрии в социально-психологическом исследовании: сущность, возможности, ограничения. Сущность методов референтометрии, групповой оценки личности, гомеостатической методики исследования совместимости.
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: