NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа дисциплины "Метрология и радиоизмерения" (мри) (наименование дисциплины)



«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе

___________________В.Г. Прокошев

“___”___________ 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

"Метрология и радиоизмерения" (МРИ)

(наименование дисциплины)

Направление подготовки 210400 «Радиотехника»

Профили подготовки «Радиотехника», «Радиофизика»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр________________

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения_____________очная_______________________________

(очная, очно-заочная,, заочная)

Семестр

Трудоем­кость (зач. ед, /час.)

Лек­ций, (час.)

Практ.

занятий,

(час.)

Лабор.

работ,

(час.)

Курс. раб.

(час.)

СРС


Форма

контроля

(экз. / зачет)

6

4/144

34

-

34

30

46

Экзамен, зачет (кр)

Итого

4/144

34

-

34

30

46

Экзамен, зачет (кр)

Владимир, 2010


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Дисциплина "Метрология и радиоизмерения" обеспечивает подготовку специалиста в области метрологического обеспечения, технических измерений, стандартизации и сертификации применительно к задачам разработки, производства и эксплуатации радиотехнических средств.

Целями освоения дисциплины «Метрология и радиоизмерения» являются:

  1. Изучение основ метрологии - профессиональной науке о теории и практике измерений, контроля и испытаний радиоэлектронных средств.

  2. Ознакомление с основами стандартизации и сертификации средств измерений, контроля и испытаний.

  3. Формирование практических навыков работы с радиоизмерительными приборами.

  4. Подготовка в области метрологического обеспечения для разных сфер профессиональной деятельности специалиста.

  • проектно-конструкторской;

  • производственно-технологической;

  • научно-исследовательской;

  • организационно-управленческой;

  • монтажно-наладочной;

  • сервисно-эксплуатационной.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Метрология и радиоизмерения» относится к общепрофессиональным дисциплинам:

  • Код УЦ ООП учебного цикла основной образовательной программы (раздела) - Б3;

  • Профессиональный цикл;

  • Базовая (общепрофессиональная) часть.


Взаимосвязь с другими дисциплинами

Курс "Метрология и радиоизмерения" основывается на знании "Математики", "Физи­ки", "Электроники", "Цифровых устройств и микропроцессоров", "Схемотехники аналоговых электронных устройств ", "Радиотехнических цепей и сигналов" и является базой для изучения передатчиков и устройств формирования сигналов, устройств приема и обработки сигнала, радиотехнических систем и др.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • готовностью учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК-3);

  • способностью владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ПК-5);

  • готовностью организовывать метрологическое обеспечение производства (ПК-16);

  • способностью реализовывать программы экспериментальных исследований, включая выбор технических средств и обработку результатов (ПК-20);

  • способностью выполнять задания в области сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-25);

  • способностью проводить поверку, наладку и регулировку оборудования и настройку программных средств, используемых для разработки, производства и настройки радиотехнических устройств и систем (ПК-27);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основы метрологии, стандартизации, сертификации и радиоизмерений;

- современные тенденции развития измерительной техники;

- основы организации метрологического обеспечения производства;

- типовые алгоритмы обработки данных;

- основные методы измерения характеристик радиотехнических цепей и сигналов;

- методы оценки точности измерений.

    Уметь:

    - использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;

- применять действующие стандарты, положения и инструкции по оформлению технической документации;

- реализовывать программы экспериментальных исследований, включая выбор технических средств и обработку результатов;

- выполнять задания в области сертификации технических средств;

- проводить поверку средств измерения, используемых для разработки, производства и настройки радиотехнических устройств и систем.

Владеть:

- методологией использования аппаратуры для измерения характеристик радиотехнических цепей и сигналов;

- методологией экспериментальных исследований и основными приемами обработки данных;

- методологией поверки средств измерения, используемых для разработки, производства и настройки радиотехнических устройств и систем.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
4.1.1. Введение (ПК-16)

Требования учебного плана и рабочей программы по дисциплине. Баллы рейтинговой системы аттестации студентов. Рекомендации по изучению курса, взаимосвязь с другими дисциплинами.

Предмет и задачи дисциплины, ее место в системе знаний инженера. Роль метрологии и измерительной техники в научных разработках и в промышленном производстве.

Требования к курсовой работе.

4.1.2. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) (ПК-16, ПК-20, ПК-27)

Основы государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Основные понятия метрологии. Средства измерений. Научные, технические, организационные и законодательные основы метрологического обеспечения. Сертификация и стандартизация. Метрологические характеристики средств измерений (МХ СИ). Эталоны, образцовые и рабочие средства измерений. Поверка средств измерений. Поверочные схемы. Задачи и функции территориальных Центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС).

4.1.3. Погрешности измерений (ПК-5, ПК-27)

Классификация погрешностей: случайные и систематические, методические и инструментальные, статические и динамические, аддитивные и мультипликативные. Математическое описание случайной погрешности. Законы распределения. Нормирование инструментальной погрешности пределом допустимой погрешности. Основная и дополнительная погрешности и способы их представления. Суммирование погрешностей. Расчет погрешности косвенных измерений по погрешностям прямых измерений.

4.1.4. Подготовка, проведение и обработка результатов эксперимента (ПК-5, ПК-20, ПК-27)

Подготовка и проведение эксперимента. Запись результатов, округление. Способы уменьшения погрешностей. Учет неисключенных систематических погрешностей (НСП). Идентификация формы закона распределения погрешностей, исключение грубых погрешностей. Обработка результатов эксперимента. Методика обработки результатов измерений с многократными наблюдениями. Точечные и интервальные оценки измеряемой величины.

4.1.5. Методы и средства измерений (ПК-16, ПК-20, ПК-27)

Классификация методов измерений. Особенности аналоговых и цифровых средств измерений. Классификация средств измерений (РИП). Принципы построения средств измерений. Статические характеристики. Микропроцессорные средства измерений. Понятие о мерах, эталонах, образцовых и рабочих средствах измерений. Поверка средств измерений. Поверочные схемы. Меры электрических величин, частоты и времени.

4.1.6. Методы измерений временных параметров сигналов, частоты и фазового сдвига (ПК-3, ПК-27)

Методы измерений временных интервалов. Измерители временных интервалов. Микропроцессорные средства измерений. Анализ погрешностей, обусловленных дискретизацией, нестабильностью уровней формирования, шумами. Методы уменьшения погрешности дискретизации.

Измерения разности фаз. Погрешности при преобразовании и умножении частоты. Измерения путем преобразования разности фаз во временной интервал и в напряжение. Микропроцессорные фазометры.

Резонансный и цифровой методы измерений частоты, косвенные измерения частоты по периоду повторения как метод уменьшения погрешности дискретизации. Резонансные частотомеры. Электронно-счетные частотомеры дискретного счета. Микропроцессорные измерители частоты и периода повторения. Электронно-счетный частотомер с постоянной погрешностью. СВЧ ЭСЧ дискретного гетеродинного преобразования. СВЧ ЭСЧ по методу переносчика.

4.1.7. Методы измерений напряжения и энергетических параметров сигналов (ПК-3, ПК-27)

Методы измерений переменного и постоянного напряжений и токов. Структурные схемы вольтметров. Преобразователи пикового, средневыпрямленного и среднеквадратического значений. Преобразователи МДМ.

Цифровые вольтметры постоянного напряжения. Времяимпульсные цифровые вольтметры постоянного напряжения. Цифровые вольтметры двойного интегрирования. Цифровые вольтметры с преобразованием напряжения в частоту. Цифровые вольтметры поразрядного кодирования.

Методы измерений мощности. Погрешности из-за неполного согласования источника и нагрузки с линией передачи. Ваттметры калориметрические. Ваттметры термисторные и болометрические. Ваттметры термоэлектричекие и пондеромоторные

4.1.8. Исследование сигналов во временной и в частотной областях (ПК-3, ПК-27)

Классификация осциллографов. Индикаторные устройства. Принцип действия универсального осциллографа, структурная схема. Цифровые и вычислительные осциллографы, их структуры и особенности. Погрешности измерений.

Стробоскопический осциллограф, его основные характеристики. Принцип действия и устройство преобразователя и стробоскопической развертки.

Методы анализа колебаний в частотной области. Анализаторы спектра с параллельной фильтрацией. Анализаторы спектра с последовательной фильтрацией. Спектральный анализ с помощью дискретного преобразования Фурье, особенности и основные характеристики цифровых спектроанализаторов. Методы измерений нелинейных искажений.

4.1.9. Методы измерений и контроля параметров и характеристик цепей (ПК-3, ПК-27)

Методы и средства измерений амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик радиотехнических цепей. Методы измерений параметров и характеристик цепей с распределенными постоянными. Измерительная линия и ее использование для измерений параметров нагрузки. Панорамные измерители КСВ и коэффициентов передачи. Измерение элементов матрицы рассеяния (S – параметров).

4.1.10. Основы стандартизации (ПК-16)

Сущность стандартизации. Функции и методы стандартизации. Правовые основы стандартизации. Цели деятельности по стандартизации. Государственная система стандартизации Российской федерации. Основные принципы и задачи стандартизации согласно ГСС РФ. Виды стандартов, применяемых в Российской федерации. Порядок разработки и изменения государственных стандартов. Внедрение стандартов на предприятиях и в организациях. Информационное обеспечение деятельности по стандартизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Международное сотрудничество России в области стандартизации. Применение международных и национальных стандартов на территории Российской Федерации.

4.1.11. Основы сертификации (ПК-16, ПК-25)

Важнейшие понятия сертификации. Основные функции сертификации и эффективность ее проведения. Краткая характеристика Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». Цели и принципы сертификации. Понятие о системе сертификации. Объекты обязательной и добровольной сертификации. Участники и формы обязательной сертификации. Оформление сертификата соответствия. Добровольная сертификация, ее назначение и отличительные особенности. Понятие системы качества. Принципы формирования систем управления качеством. Стандарты ИСО на системы управления качеством. Организационная и нормативная база проведения сертификации систем качества.
4.2. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятия проводятся в объеме 17 часов и предназначены для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, а также приобретения практических навыков работы с приборами.

Выполняются следующие типовые работы:

  1. Поверка генератора низкой частоты (4 часа).

  2. Поверка вольтметра переменного напряжения (4 часа).

  3. Цифровой вольтметр постоянного напряжения (4 часа).

  4. Электронно-счетный частотомер СВЧ (4 часа).

Комплекс виртуальных приборов для лабораторных исследований:

  1. Генератор низких частот (4 часа).

  2. Анализатор спектра (4 часа).

  3. Осциллограф (4 часа).

  4. Измеритель нелинейных искажений (4 часа).

  5. Вольтметр универсальный (4 часа).

  6. Вольтметр селективный (4 часа).

  7. Частотомер универсальный (4 часа).

  8. Псофометр (4 часа).

  9. Измеритель АЧХ (4 часа).


4.3. КУРСОВАЯ РАБОТА

В типовой курсовой работе студенты разрабатывают специализированную установку для приемо-сдаточных испытаний или поверки индивидуального объекта.

В курсовой работе необходимо:

  • Выбрать индивидуальный объект испытаний.

  • Изучить основные параметры и характеристики объекта.

  • Выбрать структуру параметров, методы их измерения и серийные измерительные приборы.

  • Обосновать структурную схему системы испытаний (установки).

  • Разработать (выбрать) детальные методики проведения испытаний, включая алгоритмы измерения каждого параметра и способы обработки данных.

  • Задать допустимые и оценить фактические погрешности измерения всех параметров, в том числе измеряемых косвенными методами.

  • Предложить процедуры аттестации системы и ее ежегодной поверки;

Исследовательские индивидуальные курсовые работы могут выполняться по темам:

  • составление аналитических обзоров литературы, написа­ние рефератов;

  • переводы научно-технической литературы по вопросам измерений;

  • создание лабораторных макетов и стендов;

При выполнении усложненных индивидуальных зада­ний исследовательского характера по решению преподавателя студен­ты могут частично или полностью освобождаться от типового лабораторного практикума.

Объекты испытаний для индивидуальной курсовой работы

      1. Стационарная РЛС СМВ.

      2. Система радионавигации СМВ.

      3. Система радиопротиводействия ДМВ.

      4. Стационарная радиостанция МВ, АМ.

      5. Стационарная радиостанция СМВ, АМ.

      6. Мобильная радиостанция ДМВ, ЧМ.

      7. Доплеровский измеритель скорости СМВ.

      8. Радиовещательный приемник сигналов с АМ.

      9. Радиовещательный приемник сигналов с ЧМ.

      10. Радиопередатчик телевизионных сигналов МВ.

      11. Радиопередатчик телевизионных сигналов ДМВ.

      12. Ретранслятор РРЛ СМВ.

      13. Имитатор радиоканала МВ.

      14. Имитатор радиоканала ДМВ.

      15. Проигрыватель CD - дисков.

      16. Диктофон.

      17. Телевизор.

      18. Высококачественный УНЧ.

      19. Телевизионная антенна МВ.

      20. Телевизионная антенна ДМВ.

      21. Синтезатор частот радиопередатчика МВ.

      22. Электроакустическая система высокого класса.

      23. Цифровой вольтметр постоянного напряжения (В2).

      24. Цифровой вольтметр переменного напряжения (В3).

      25. Импульсный вольтметр (В4).

      26. Селективный вольтметр (В6).

      27. Мультиметр (В7).

      28. Цифровой измеритель мощности (М3).

      29. Измерительный генератор НЧ.

      30. Измерительный генератор ВЧ.

      31. Измерительный генератор СВЧ.

      32. Импульсный генератор (Г5).

      33. Анализатор спектра (С4).

      34. Измеритель нелинейных искажений (С6).

      35. Осциллограф (С1).

      36. Цифровой фазометр (Ф2).

      37. Измеритель АЧХ (Х1).

      38. Измеритель коэффициента шума (Х5).

      39. Детекторная головка СВЧ.

      40. Термоэлектрический преобразователь СВЧ.

      41. Аттенюатор переменный поглощающий ДМВ.

      42. Вентиль СВЧ.

      43. Направленный ответвитель СВЧ.

      44. Полосовой фильтр СВЧ.

      45. Линзовая антенна.

      46. Рупорная антенна.

      47. Волноводно-щелевая антенна СМВ.

      48. ЛБВО диапазона СМВ.

      49. ЛОВМ.

      50. Отражательный клистрон.

      51. Генератор на диоде Ганна.

      52. Генератор на ЛПД.

      53. Магнетрон.

      54. Умножительный клистрон.

      55. Циркулятор СВЧ.

      56. Генератор линейчатого спектра.

      57. Мультивибраторы ждущие и автоколебательные.

      58. Генератор наносекундных импульсов.

      59. Регулируемый фазовращатель СВЧ.

      60. Транзистор СВЧ.

      61. Транзистор ВЧ.

      62. Мощный транзистор НЧ.

      63. Операционный усилитель.

      64. Полосовой фильтр на ОУ.

      65. Режекторный фильтр на ОУ

      66. Усилитель ВЧ с АРУ.

      67. Генератор качающейся частоты ДМВ.

      68. Генератор качающейся частоты СМВ.

      69. Безэховая камера

      70. Антенные обтекатели.

      71. Звуковая карта ПК.

      72. АЦП.

      73. ЦАП.


4.4. ТРУДОЕМКОСТЬ И ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (102 часа) в 6 семестре. Распределение трудоемкости по видам занятий в течение семестра представлено в табл. 1.

В графе «Лабор.» (лабораторные работы) представлена трудоемкость по разделам лекций без привязки к неделям учебного процесса, который определяется расписанием занятий.

Таблица 1

№ п/п

Раздел дисциплины

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную

работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости (по неделям)

Форма промежуточной

аттестации (по семестрам)

Лекции

Лабор.

К. раб.

СРС

1

4.1.1



2

-


30

часов

по

всем

темам

1

В течение семестра выполняются и защищаются

8 лабораторных работ с оценками, учитываемыми в рейтинг контроле

2

4.1.2



2

2

2



2

2

4

3

4.1.3



2

2

4



2

2

4

4

4.1.4



2

4

3

Рейтинг контроль №1

5

4.1.5



2

4

3




6

4.1.6



2

2

3






2

2

3




7

4.1.7



2

2

3






2

2

3

Рейтинг контроль №2

8

4.1.8



2

2

3






2

2

2




9

4.1.9



2

2

2

Защита курсовых работ

(зачет)



2

2

2

10

4.1.10



2

1

2

11

4.1.11



2

1

2

Рейтинг контроль №3

Всего часов




34

34

30

46






















ЭКЗАМЕН


Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных компетенций представлена в табл. 2

Таблица 2



Разделы

дисциплины



Количество часов

(аудиторн.)


Компетенции

ПК-3

ПК-5

ПК-16

ПК-20

ПК-25

ПК-27













Σ ( общее

количество компетенций )

4.1.1

2







+






















1

4.1.2

8







+

+




+













3

4.1.3

8




+










+













2

4.1.4

6




+




+




+













3

4.1.5

6







+

+




+













3

4.1.6

8

+













+













2

4.1.7

8

+













+













2

4.1.8

8

+













+













2

4.1.9

8

+













+













2

4.1.10

3







+






















1

4.1.11

3







+




+
















2

Курсовая

работа

30 (СРС)

+

+

+

+

+

+













6

Вес

Компетенции (λ)




0,2

0,5

0,8

0,9

0,5

0,2


















  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




    1. Активные и интерактивные формы обучения

С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой: (лабораторные работы, контрольные аудиторные работы, индивидуальные курсовые работы). Объем занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 34 часа лабораторных занятий, 28 часов консультационных занятий (вне расписания), контрольные работы 6 часов (на лекционных занятиях).

    1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов включает закрепление теоретического материала при подготовке к выполнению и защите лабораторных заданий, а также при выполнении индивидуальной курсовой работы. Основа самостоятельной работы - изучение литературы по рекомендованным источникам и конспекту лекций.

    1. Мультимедийные технологии обучения

Все лекционные занятия проводятся в виде презентаций в мультимедийной аудитории с использованием компьютерного проектора и представлением от 25 до 40 слайдов по каждой лекции.

Студентам предоставляется компьютерный курс лекций и описания всех лабораторных работ. Имеется компьютерная версия каталога приборов, которые могут выбираться студентами в курсовом проектировании. Компьютерные технологии используются для оформления лабораторных и курсовых работ.

    1. Лекции приглашенных специалистов

В рамках учебного курса «Метрология и радиоизмерения» предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, выступления и лекции специалистов, в частности:

  • доктора физико-математических наук, профессора, зав. кафедрой теоретической физики Владимирского государственного педагогического университета В.Г. Рау;

  • доктора технических наук, профессора, зав. кафедрой МЭИ (г. Москва) В.Г. Карташева.

    1. Рейтинговая система обучения

Рейтинг-контроль проводится три раза за семестр. Он предполагает оценку суммарных баллов по следующим составляющим: активность на контрольных занятиях; качество выполнения лабораторных работ; качество курсового проектирования. Баллы рейтинговой системы аттестации студентов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Вид занятий

Число

часов

Рейтинг

Баллы (макс.)

1

2

3

Лекции

(реферат рукописный)

34

-

-

-

(Бонус +10)

Лабораторные

34

-

8

24

4х8=32

Курсовая работа




5

5

6

16

Рейтинг-контроль

-

4

4

4

12

Экзамен

-

-

-

-

40

Всего




9

17

34

100




  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ И АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Список вопросов к рейтинг-контролю и экзамену

Метрология

  1. Области и виды измерений, примеры прямых и косвенных измерений.

  2. Средства измерений, их виды и классификация РИП (по ГОСТ). Метрологические характеристики (МХ) СИ.

  3. ГСИ, ее подразделения и подсистемы. ОЕИ на разных уровнях. Метрологическая служба в РФ и ее структура.

  4. Государственные научные метрологические центры и их функции. Владимирский ЦСМС и его функции.



  5. Поверка и калибровка средств измерений. Поверочные схемы.

  6. Погрешности методические, инструментальные и субъективные (с примерами). Погрешности систематические, дрейфовые и случайные (с примерами).

  7. Законы распределения случайных погрешностей (нормальный, Стьюдента, равномерный, треугольный и арксинусный).

  8. Погрешности аддитивные и мультипликативные (с примерами). Запись абсолютных и относительных погрешностей и их представление на графике (аддитивной, мультипликативной и их суммы). Погрешности основные и дополнительные, статические и динамические (с примерами).

  9. Подготовка к измерениям. Учет модели объекта, выбор метода, СИ. Выбор точности СИ.

  10. Методы уменьшения систематических погрешностей. НСП и ее обнаружение и оценка.

  11. МВИ. Подготовка к измерениям. Запись результатов.Обработка результатов измерений.

  12. Оценка погрешности результата прямого однократного измерения для известных СКО и НСП.

  13. Оценка суммарной случайной и систематической погрешности многократных измерений.

  14. Методика обработки результатов многократных измерений.

  15. Оценка погрешности косвенных измерений.

  16. «Активные» и «пассивные» РИП и объекты радиоизмерений.

  17. Статические характеристики РИП, схемы РИП, мостовые схемы.

  18. Структуры и особенности ЦИП.

  19. Методики коррекции «О», калибровки коэффициента передачи и компенсации нелинейности АХ в ЦИП.

  20. Сущность, функции и методы стандартизации. Правовые основы и цели деятельности стандартизации.

  21. Государственная система стандартизации Российской федерации. Виды стандартов, применяемых в Российской федерации.

  22. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

  23. Основные функции сертификации и эффективность ее проведения.

  24. Объекты обязательной и добровольной сертификации. Оформление сертификата соответствия.

  25. Добровольная сертификация, ее назначение и отличительные особенности.

Радиоизмерения

  1. Измеритель интервала времени по методу дискретного счета. Структура погрешности с классификацией.

  2. Измеритель интервала времени по методу дискретного счета с интерполяцией. Структура погрешности с классификацией.

  3. Фазометр с жесткой логикой с преобразованием сдвига фазы во временной интервал. Структура погрешности с классификацией.

  4. Микропроцессорный фазометр. Структура погрешности с классификацией.

  5. Резонансный частотомер с индикацией по максимуму. Структура погрешности с классификацией.

  6. Резонансный частотомер с индикацией по минимуму. Структура погрешности с классификацией.

  7. ЭСЧ дискретного счета. Структура погрешности с классификацией.

  8. ЭСЧ с постоянной погрешностью в диапазоне измерений. Структура погрешности с классификацией.

  9. ЭСЧ СВЧ дискретного гетеродинирования. Структура погрешности с классификацией.

  10. ЭСЧ СВЧ по методу переноса частоты. Структура погрешности с классификацией.

  11. Вольтметр СКЗ с преобразованием электрической энергии в тепловую. Структура погрешности с классификацией.

  12. Времяимпульсный вольтметр. Структура погрешности с классификацией.

  13. Вольтметр двойного интегрирования. Структура погрешности с классификацией.

  14. Вольтметр поразрядного кодирования. Структура погрешности с классификацией.

  15. Частотно – импульсный вольтметр. Структура погрешности с классификацией.

  16. Калориметрический ваттметр с постоянной температурой (метод замещения). Структура погрешности с классификацией.

  17. Терморезистивный ваттметр с мостом Уитстона. Структура погрешности с классификацией.

  18. Термоэлектрический ваттметр. Структура погрешности с классификацией.

  19. Универсальный осциллограф. Структура погрешности (с классификацией) в режимах измерения интервала времени и уровня.

  20. Стробоскопический осциллограф. Структура погрешности (с классификацией) в режимах измерения интервала времени и уровня.

  21. Цифровой осциллограф. Структура погрешности (с классификацией) в режимах измерения интервала времени и уровня.

  22. Анализатор спектра с параллельной фильтрацией. Структура погрешности (с классификацией) в режимах измерения частоты и уровня гармоник.

  23. Анализатор спектра с последовательной фильтрацией. Структура погрешности (с классификацией) в режимах измерения частоты и уровня гармоник.

  24. Вычислительный анализатор спектра. Структура погрешности (с классификацией) в режимах измерения частоты и уровня гармоник.

  25. Измеритель нелинейных искажений. Структура погрешности (с классификацией).

Задачи

  1. Для класса точности 1 определить аб­солютную, относительную и приведенную погрешности результата измерения в точке х = 4N (В) на пределе измерения хк = 100 В.

  2. Записать выражение для относительной погрешности результата измерения, когда класс точности вольтметра 1,0 представлен 2-членной формулой, в соответствии с которой в точке х = 3N (В) на пределе измерения хк = 100 В аддитивная составляющая в 2 раза больше мультипликативной. Выбрать a и b.

  3. Определить максимальную погрешность, если =0,1N% для законов распределения: равномерный, треугольный, арксинусный и нормальный.

  4. Оцените суммарную погрешность, заданную в % 3-мя случайными составляющими, каждая из которых задана доверительными границами с вероятностью 0,95: 0,1*N – распределена по нормальному закону; 0,2*N – распределена по арксинусному закону; 0,3*N – распределена по равномерному закону.

  5. Оцените суммарную погрешность, заданную в % 3-мя случайными составляющими, каждая из которых задана доверительными границами с вероятностью 0,95: две составляющие 0,1*N и 0,2*N коррелированны и распределены по нормальному закону; одна - 0,3*N распределена по равномерному закону.

  6. Оцените суммарную погрешность, заданную в % 2-мя случайными составляющими, каждая из которых задана доверительными границами с вероятностью 0,95: 0,1*N распределена по нормальному закону; 0,2*N распределена по равномерному закону, - и одной НСП с граничным доверительным значением 0,3*N.

  7. Дан прибор тока со шкалой 10 мкА и внутренним сопротивлением 0,1*N кОм. Какие нужны шунты для шкал тока 1 мА и 1 А? Какое будет входное сопротивление прибора?

  8. Дан прибор тока со шкалой 10 мкА и внутренним сопротивлением 0,1*N кОм. На какие шкалы можно построить вольтметр, и какие должны быть при этом добавочные сопротивления? Какое будет входное сопротивление прибора?

  9. Дан прибор тока со шкалой 10 мкА и внутренним сопротивлением 0,1*N кОм. Предложите шкалу омметра и напряжение источника питания.

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: