Программа внеурочной деятельности классного руководителя для 1-4 классов
Пояснительная записка
Необходимость постоянного совершенствования педагогической культуры родителей в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала семей диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями и проблемами многонационального российского общества. Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многие другие качества, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социально-экономической и политической жизни нашего общества.
Поликультурное общество предполагает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Центральной задачей образовательного заведения и семьи является воспитание гражданина, человека, осваивающего культурное богатство своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающего их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Однако существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.
Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.) негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Тем не менее, становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между семьей и школой, без учета мнения детей и их родителей.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической компетентности.
Таким образом, реализация Программы психолого-педагогической подготовки родителей к формированию гражданской идентичности у детей будет способствовать, с одной стороны, повышению психолого-педагогической культуры родителей, а с другой - развитию новых форм сотрудничества института семьи и образовательных учреждений.
Нормативно-правовой основой Программы на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Цель программы - формирование психолого-педагогической готовности родителей к формированию гражданской идентичности личности в семье.
Задачи:
- формирование представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности;
- ознакомление родителей о закономерностях формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте, условиях и факторах ее развития;
- ознакомление родителей с нормативно-правовой базой формирования гражданской идентичности, педагогическими и психологическими технологиями, комплексом учебно-методических материалов и программ формирования гражданской идентичности личности в семье;
- формирование представления о роли искусства (театра, кино, музыки, живописи и т.д.), истории, литературы, спорта, природы, родного языка, песни в развитии гражданской идентичности детей;
- формирование представления о роли общественной деятельности и участии в ней обучающихся для формирования гражданской активности личности;
- формирование готовности к диагностике сформированности гражданской идентичности у детей;
- развитие практических навыков воспитания гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, милосердия, неравнодушия к окружающим;
- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, утренники, конкурсы "Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др.);
- привлечение родителей к обмену опытом воспитания (презентация семейных программ, поделок, альбомов, реликвий, домашнего музея, увлечений семьи, традиций).
Целевой аудиторией программы являются родители детей младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 10 часов в каждом классе, по 2 часа на занятие. Программа носит вариативный характер, порядок изучения некоторых тем по усмотрению педагогов и психологов, а также в зависимости от уровня готовности родителей, может меняться. Допускается интеграция данной программы в комплексную программу школы педагогического всеобуча родителей, тогда количество часов будет сокращено до 18 на всю начальную ступень образования.
В ходе реализации Программы особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате родители получат возможность реально увидеть себя со стороны и отрефлексировать собственную систему убеждений и представлений, что является необходимой предпосылкой психологической готовности родителей к формированию гражданской идентичности.
Принципы:
· первоочередного права родителей на формирование гражданской позиции у детей;
· достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные, правовые, психологические, педагогические факты);
· практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
· развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
· гуманизации отношений и общения;
· системности воспитательных воздействий на детей;
· преемственности семьи и школы в формировании гражданской культуры детей;
· сотрудничества по формированию целостной личности.
Процесс формирования готовности родителей по формированию гражданской идентичности это:
- система, предоставляющая ориентационное (когнитивное, мотивационное, операциональное, организационное) поле, в котором родители осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- особый способ деятельности по оказанию психолого- педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с особенностями воспитания детей;
- процесс совместного с родителями определения целей, содержания, методов и путей формирования гражданской идентичности у детей.
Основными условиями для реализации программы являются:
- Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования гражданской идентичности личности;
- Создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей;
- Создание в образовательном учреждении организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных) по подготовке родителей к формированию гражданской идентичности;
- Вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.
На основе требований ФГОС к личностному развитию детей нами выделены целевые приоритеты родителей и критерии оценки сформированности гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста.
Родители призваны: 1. Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Развивать самостоятельность и личную ответственность у детей за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
6. Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Дети должны: 1. Осознавать себя гражданами России, в том числе:
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки, осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе уметь отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность;
- базовых российских гражданских ценностей;
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.
2. Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:
- объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
3. Оценивать, в том числе, неоднозначные поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Работа с родителями предполагает следующие формы: лекторий, тематическая встреча, диспут, дискуссия, консультация, тренинг и другие. Лекторий проводится одни раз в месяц по параллелям, организуют его учителя начальных классов. Тематические встречи проводят специалисты из разных областей, тренинги - психологи. Консультации организуют психологи и педагоги школы. Диагностику результативности реализации программы проводят внешние эксперты на основе специальных разработанных методик оценки.
Программа разработана для каждого класса начальной школы, всего 40 часов по 10 часов в год на каждый класс.
Календарно- тематическое планирование
Класс | Тема | Часы |
1кл. | 1.Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. Особенности формирования личности в младшем школьном возрасте | 2 часа |
| 2. Культура общения родителей с детьми младшего школьного возраста. Формирование гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста | 2 часа |
| 3. Этнокультурные особенности семейных отношений и воспитание детей Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста | 2 часа |
| 4. Роль семейного чтения в формировании гражданской идентичности Влияние сверстников на воспитание личности. Взаимопомощь, сотрудничество, дружба. | 2 часа |
| 5. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника | 2 часа |
2 кл. | 1.Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против | 2 часа |
| 2. Содержание патриотического воспитания | 2 часа |
| 3.Игра и труд в жизни младшего школьника | 2 часа |
| 4.Развитие творческих способностей у детей | 2 часа |
| 5.Самооценка младшего школьника | 2 часа |
3 кл. | 1.Семья как культурно- исторический феномен | 2 часа |
| 2.Самосознание и образ «Я» младшего школьника | 2 часа |
| 3.Социализация детей младшего школьного возраста | 2 часа |
| 4.Особенности семейного воспитания в православной культуре | 2 часа |
| 5.Особенности семейного воспитания в исламской культуре | 2 часа |
4 кл. | 1.Воспитание ответственности у детей в семье | 2 часа |
| 2.Организация свободного времени детей младшего школьного возраста | 2 часа |
| 3.Телевидение и Интернет их роль в воспитании детей | 2 часа |
| 4.Семейный театр и его влияние на воспитание личности | 2 часа |
| 5.Особенности воспитания детей в многонациональной семье | 2 часа |
Всего: | . | 40часов |
Содержательные линии программы
1 класс
Тема 1. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, проблемы воспитания.
Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Негативная симптоматика поведения: упрямство, строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Стратегия поведения родителей.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: