NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа внеурочной деятельности классного руководителя для 1-4 классов


Пояснительная записка

 

Необходимость постоянного совершенствования педагогической культуры родителей в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала семей диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями и проблемами  многонационального российского общества.     Важнейшим запросом общества к образованию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании ответственных граждан и  снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. Исследования, проведенные среди родителей, выявили непонимание многими из них значимости воспитания у детей гражданских качеств, терпимости к иному мнению, что является следствием деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе, а также недостаточные знания родителей учащихся в области педагогики и детской психологии. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из важнейших ступеней бытия человека, именно в ней происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многие другие качества, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается начальная фаза его социализации, происходит его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждал В.А. Сухомлинский.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной  ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания как в образовательных учреждениях, так и семье,  пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и  из-за рубежа составляют реалии социально-экономической и политической жизни нашего общества.

Поликультурное общество предполагает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.  Центральной задачей образовательного заведения и семьи является воспитание гражданина, человека, осваивающего культурное богатство своей страны  и многонационального народа Российской Федерации, осознающего их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Однако существуют серьезные риски, связанные с недостаточной информированностью родителей в вопросах воспитания и развития личности ребенка.

Трансформация семьи (увеличение разводов, неполных и конфликтных семей, рост социального сиротства и т.д.)  негативно сказалась на ее воспитательном потенциале. Наблюдается процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе, имеет место неадекватное отношение родителей учащихся к педагогам. Тем не менее, становится все более очевидным, что формирование гражданской идентичности, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим  людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания между семьей и школой, без учета мнения детей и их родителей.

 Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической компетентности.

  Таким образом, реализация Программы психолого-педагогической подготовки  родителей к формированию гражданской идентичности у детей  будет способствовать,  с одной стороны, повышению психолого-педагогической культуры родителей, а с другой - развитию новых форм сотрудничества института семьи и образовательных учреждений.  

Нормативно-правовой  основой Программы  на ступени начального общего образования являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободы его самовыражения, учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Цель программы  - формирование психолого-педагогической готовности родителей к  формированию гражданской идентичности личности в семье.

Задачи:

- формирование представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности;

- ознакомление родителей о закономерностях формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте, условиях и факторах ее развития;

- ознакомление родителей  с нормативно-правовой базой формирования гражданской идентичности, педагогическими и психологическими технологиями, комплексом учебно-методических материалов и программ формирования гражданской идентичности личности в семье;

- формирование представления о роли  искусства (театра, кино, музыки, живописи и т.д.), истории, литературы,  спорта, природы, родного языка, песни   в развитии гражданской идентичности детей;

-  формирование представления о роли общественной деятельности и участии в ней обучающихся для формирования гражданской активности личности;

- формирование готовности к диагностике сформированности гражданской идентичности у детей;

- развитие практических навыков воспитания гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, милосердия, неравнодушия к окружающим;

- включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, утренники,  конкурсы "Мама, папа и я - наша дружная семья!" и др.);

-  привлечение родителей к обмену опытом воспитания (презентация семейных программ,  поделок, альбомов, реликвий, домашнего музея, увлечений семьи, традиций). 

Целевой аудиторией программы являются родители детей младшего школьного возраста.

Программа рассчитана на 10 часов в каждом классе, по 2 часа на занятие. Программа носит вариативный характер, порядок изучения некоторых тем по усмотрению педагогов и психологов, а также в зависимости от уровня готовности родителей,  может меняться. Допускается интеграция данной программы в  комплексную программу школы  педагогического всеобуча родителей, тогда количество часов  будет сокращено до 18   на всю начальную ступень образования.

 В ходе реализации Программы  особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате родители получат возможность реально увидеть себя со стороны и отрефлексировать собственную систему убеждений и представлений, что является необходимой предпосылкой психологической готовности родителей к формированию гражданской идентичности.

Принципы:

·   первоочередного права родителей на формирование гражданской позиции у  детей;

·   достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные, правовые, психологические, педагогические   факты);

· практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

·   взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

·   развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

·   гуманизации отношений и общения;

·   системности воспитательных воздействий на детей;

·   преемственности семьи и школы в формировании гражданской культуры  детей;

·   сотрудничества по формированию целостной личности.

Процесс формирования готовности родителей по формированию гражданской идентичности  это:

-     система, предоставляющая  ориентационное (когнитивное, мотивационное, операциональное, организационное) поле, в котором родители  осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-  особый способ деятельности по оказанию психолого- педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с особенностями воспитания  детей;

-     процесс совместного с родителями определения  целей, содержания, методов и  путей формирования гражданской идентичности у  детей.

Основными условиями для  реализации программы являются:

-      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования  гражданской идентичности личности;

-      Создание в образовательном учреждении системы психолого- педагогического образования родителей;

-      Создание в образовательном учреждении организационно-педагогических  возможностей (кадровых,  материальных, учебно-методических, организационных)  по подготовке родителей к формированию гражданской идентичности;

-      Вовлечение структур гражданского общества  в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи.

На основе  требований ФГОС к личностному развитию детей  нами выделены целевые приоритеты родителей и критерии оценки сформированности гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста.  

           Родители призваны: 1. Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Развивать  самостоятельность и личную ответственность у детей  за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

6. Формировать  установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Дети должны:   1. Осознавать себя гражданами России, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки, осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе уметь отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

- культуры народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность;

- базовых российских гражданских ценностей;

- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений.

2. Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

- объяснять, что связывает тебя  с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  с земляками, народом,  с твоей Родиной,  со всеми людьми,  с природой;

- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

- стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

3.  Оценивать, в том числе, неоднозначные поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

  Работа с родителями предполагает следующие формы:  лекторий, тематическая встреча, диспут, дискуссия, консультация, тренинг и другие.  Лекторий проводится одни раз в месяц по параллелям, организуют его учителя начальных классов. Тематические встречи проводят специалисты из разных областей, тренинги - психологи. Консультации организуют психологи и педагоги школы.   Диагностику результативности реализации программы проводят  внешние эксперты на основе  специальных разработанных методик оценки.

           Программа разработана для каждого класса начальной школы, всего 40 часов  по 10 часов в год на каждый класс.

 

Календарно- тематическое планирование

 

Класс

                                      Тема

Часы

   1кл.

1.Психолого-педагогические  особенности  развития детей младшего школьного возраста. Особенности формирования личности в младшем школьном возрасте

2 часа

   

2. Культура общения родителей с детьми младшего школьного возраста. Формирование гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста

2 часа

 

 3. Этнокультурные особенности семейных отношений  и воспитание детей Семейные  традиции в организации жизнедеятельности  ребенка младшего школьного возраста

2 часа

 

4. Роль семейного чтения  в формировании гражданской идентичности Влияние  сверстников на воспитание  личности.   Взаимопомощь, сотрудничество,  дружба.

2 часа

 

5. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

2 часа

2 кл.

 1.Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

2 часа

 

2. Содержание патриотического воспитания

2 часа

 

3.Игра и труд в жизни младшего школьника

2 часа

 

4.Развитие творческих способностей у детей

2 часа

 

5.Самооценка младшего школьника

2 часа

3 кл.

1.Семья как культурно- исторический феномен

2 часа

 

2.Самосознание и образ «Я» младшего школьника

2 часа

 

3.Социализация  детей младшего школьного возраста

2 часа

 

4.Особенности семейного воспитания в православной культуре

2 часа

 

5.Особенности семейного воспитания в исламской культуре

2 часа

4 кл.

1.Воспитание ответственности  у детей в семье

 

2 часа

 

2.Организация свободного времени детей младшего школьного возраста

2 часа

 

3.Телевидение и Интернет их роль  в воспитании детей

2 часа

 

4.Семейный театр и его влияние на воспитание личности

2 часа

 

5.Особенности воспитания детей в многонациональной семье

2 часа

Всего:



40часов

      

Содержательные линии программы

                                       1 класс

         Тема 1. Психолого-педагогические  особенности  развития детей младшего школьного возраста

 

Цель: ознакомить родителей с психолого-педагогическими особенностями развития детей младшего школьного возраста, проблемы воспитания.

Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные  и из непроизвольных в произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников.  Негативная симптоматика поведения: упрямство, строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Стратегия поведения родителей.

         

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: