NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа внеурочной деятельности классного руководителя для 1-4 классов

Тема 2. Особенности формирования личности в младшем школьном возрасте

Цель: ознакомить родительскую аудиторию с особенностями формирования личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Предупреждение мотива страха перед неудачей. Формирование адекватной самооценки  и нормального уровня притязаний ребенка. Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем школьном возрасте. Развитие самостоятельности ребенка. Изменение системы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Осознание ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции детей, которое в большей степени связано со взаимоотношениями с другими людьми, особенно сверстниками. Влияние характера отношений с одноклассниками на эмоциональное состояние ребенка.

Тема 3. Культура общения родителей с детьми младшего школьного возраста

Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком.

Значимость общения с родителями для развития и становления личности первоклассника. Влияние родителей и детей друг на друга. Типы взаимоотношений между родителями и детьми: сотворчество, сотрудничество, паритетные, независимые, конкурентные, конфликтные, авторитарные. Ответственность родителей за стиль отношений в семье. Позиция родителей. Доверительные отношения в семье. Обсуждение жизненных проблем с ребенком. Повседневное и продуктивное общение родителей со своими детьми. Цели общения: обсуждение учебной деятельности, обмен информацией, стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка, обсуждение телевизионных фильмов, передач. Правила общения родителей с ребенком. Дефицит речевого общения ребенка со взрослым и его последствия.

Тема 4. Формирование гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста

Цель: формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников. 

Понятие гражданской идентичности и ее структуры. Значимость и актуальность взаимодействия семьи и школы в формировании гражданской и  культурной идентичности учащихся как граждан России. Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования  культурной идентичности и общности всех граждан и народов России. Нравственное развитие младших школьников как фундамент усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников.

Тема 5. Этнокультурные особенности семейных отношений  и воспитание детей

Цель: ознакомить родителей с особенностями многонациональной семьи, культуре семейных отношений и воспитания детей

Отношения родителей к этнокультурным традициям. Язык общения в семье.  Уважение к этнокультурным  ценностям старшего поколения. Формирование национального самосознания детей в семье.  Религия и ее место в семье. Семейные этнокультурные праздники.  Этническая идентичность. Воспитание  россиянина.

 Тема 6. Семейные  традиции в организации жизнедеятельности  ребенка младшего школьного возраста

Цель: определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных ценностей и традиций.

Роль семейных традиций в формировании личности ребенка младшего школьного возраста. Национальные традиции семейного воспитания. Семейные праздники и их значение для ребенка. Семейный этикет. Формирование и сохранение семейных традиций. Презентация семейных традиций.

Тема 7. Роль семейного чтения  в формировании гражданской идентичности

Цель: определить роль семейного чтения в воспитании младшего школьника; предложить родителям практические рекомендации по организации семейного чтения.

Книга в семье и гражданское развитие ребенка. Семейная библиотека. Подборка книг по формированию гражданственности у детей младшего школьного возраста. Приемы и методы приобщения ребенка к чтению. Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного. Создание обогащенной домашней среды, способствующей воспитанию любви к книге, чтению, развитию грамотности ребенка. Советы и рекомендации родителям по организации семейного чтения.

 Тема 8. Влияние  сверстников на воспитание  личности. Взаимопомощь, сотрудничество,  дружба.

Цель: показать родителям важность формирования социальных компетенций у ребенка; предложить рекомендации по развитию навыков  сотрудничества и взаимопомощи в детской среде.

Умение школьников работать в группе и развитие личностных качеств. Поиск референтной группы. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в будущем. Помощь ребенку в налаживании отношений со сверстниками, обращение особого внимания на трудности ребенка в общении с одноклассниками. Необходимость обсуждений родителей с педагогом проблемных вопросов коммуникативности школьников в детском социуме.

Тема 9. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника

Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию нравственных привычек и культуры поведения детей.

Младший возраст – благоприятный период для усвоения моральных норм. Психологическая готовность младшего школьника к пониманию смысла норм, правил к их выполнению. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму – к пониманию относительности существующих норм. Особенности нравственных суждений детей. Нравственные привычки и способы их воспитания. Культура поведения ребенка и пути ее совершенствования. Положительный пример родителей. Помощь детям в  освоении норм, правил, запретов, которые устанавливают взрослые. Тренинг детско-родительских отношений Г. Колпаковой.

2 класс

Тема 1. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против

Цель: определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.

Классификация методов воспитания: методы убеждения, методы воспитания привычного поведения (методы упражнения); методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования). Методы поощрения. Методы наказания. Как выбрать оптимальный метод воспитания ребенка в семье. Согласованность родителей в выборе методов семейного воспитания.

 Тема 2. Содержание патриотического воспитания.

Цель: раскрыть актуальность и содержание патриотического воспитания в современных условиях развития страны, показать пути его формирования.

 Родина в восприятии ребенка. Формирование  чувства любви к    Родине, ее народу, ее истории и культуре, к своей семье и малой родине (городу, селу). Методы воспитания у детей младшего школьного возраста гражданского патриотизма.  Работа детей с родителями над созданием семейного альбома.  Разработка проекта "Моя улица".  Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе, животным, культурным и историческим памятникам  родного города и села. Воспитание уважения к родителям, чувства гордости за свой род, семью. 

Тема 3. Игра и труд в жизни младшего школьника

Цель: определить место и значение игры и труда в жизни ребенка; предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка младшего школьного возраста.

Значение, возможности и особенности характера игровой деятельности.  Развивающее значение игр-соревнований, конструкторских, интерактивных, детских спортивных игр. Игра как идеальная форма совместной жизни ребенка и взрослого. Игра – первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций.

 Приучение ребенка к труду. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Необходимость детского труда и способы его стимулирования.

 

 Тема 4. Развитие творческих способностей  детей младшего школьного возраста

Цель: ознакомить родителей с методами развития творческих способностей.

Младший школьный возраст как период активного формирования творческих способностей через игру, ознакомления с окружающим миром. Уровни развития творческих способностей: воспроизведение элементов культуры; (чтение наизусть стихотворения, рисование по памяти государственной символики, пение гимна страны и города и др.); создание элементов культуры по образцу (изготовление храма из бумаги,  памятника героям  города, рисование родного дворика, березы под окном, домашнего питомца и др.);  создание элементов культуры в новой ситуации (из старого мячика изготовление глобуса, из фломастеров  флажков, из старых тетрадей   методом папье- маше любимого животного    и др.);  творческая реализация (создание  авторских стихов, написание собственных сказок, рассказов,  создание  народного танца  и  его исполнение, конструирование  телебашни или новой школы и  др.)

 Тема 5. Самооценка младшего школьника

Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки.

Самооценка и ее влияние на развитие личности младшего школьника. Оптимальный уровень самооценки. Самооценка и уровень притязаний. Следствия завышенной, заниженной, адекватной самооценки. Причины формирования неадекватной самооценки ребенка: попустительский стиль воспитания, потакание капризам, необъективная похвала, равнодушие к проблемам ребенка, пренебрежение к его успехам и др. Пути формирования адекватной самооценки младшего школьника. Способы коррекции самооценки. Правила повышения самооценки. Влияние родительской любви (нелюбви) к ребенку на формирование его самооценки. Сравнение успехов ученика с его собственными (вчерашними) как важнейший фактор формирования адекватной самооценки.

 Тема 6. Воспитание толерантности    в семье

Цель:  ознакомить родителей с понятием толерантности и ее видами, показать, как в семье  воспитывать уважение к старшим и заботу о младших.

Определение  и различные трактовки толерантности. Внутрисемейная толерантность. Толерантность родителей и детей, межвозрастная толерантность детей. Межкультурная толерантность в поликультурной семье. Досуговая толерантность. Религиозная толерантность. Гендерная толерантность, взаимоотношения мальчиков и девочек в семье.    Роли человека в различных социокультурных средах.

 Тема 7. Роль семьи в воспитании здорового образа жизни

Цель: предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; дать рекомендации по воспитанию здорового ребенка.

Физическое, психическое и душевное здоровье младшего школьника. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения. Факторы сохранения физического здоровья школьников: условия жизни, соблюдение режима труда и отдыха, укрепление иммунной системы, отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание и др. Причины нарушения психического здоровья младшего школьника: нагрузки, страх, переутомление. Способы сохранения психического здоровья: физические упражнения, занятие различными видами искусств, прогулки и др. Правила сохранения душевного здоровья. Идея бережного отношения  к здоровью как внутреннее убеждение младшего школьника.

 Тема 8. Воспитание  положительного отношения к природе у детей 

Цель: обсудить с родителями методы организации экологического воспитания.

Роль природы в жизни человека.   Принцип природосообразности в воспитании. Экология в жизни человека. Отношение к  природе, животным.  Беречь природу, значит беречь Родину. Методы экологического воспитания в семье:  экскурсия, беседа, чтение книг, поход в лес на природу, просмотр фильмов по соответствующей теме, рисование природы, посадка деревьев, цветов, забота о  животных и комнатных растениях.

Тема 9. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение

Цель: познакомить родителей с возможными формами организации семейного досуга.

Понятие «семейный досуг». Значение совместного времяпрепровождения для формирования личностных качеств младшего школьника. Игры как способ организации семейного досуга: настольные, спортивные, интерактивные и т.д. Домашние праздники (день рождения, Новый год, Рождество и др.) как одна из форм организации домашнего досуга и сохранения домашних традиций. Семейное чтение и его организация. Создание читательских семейных формуляров и библиотеки.   Совместный отдых родителей с детьми.

 

                                              3 класс

Тема 1.   Семья как культурно- исторический феномен

Цель: ознакомить родителей с функциями семьи и рассмотреть ее воспитательную составляющую.

 Определение семьи и ее функции. Типология семей. Воспитание и семья. Знакомство с успешными воспитательными практиками, положительными примерами выполнения родителями воспитательных функций.

Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника

Цель: предложить родительскому коллективу способы формирования самосознания и образа «Я» детей младшего школьного возраста.

Ведущая потребность ребенка младшего школьного возраста – быть школьником (стремление соответствовать роли школьника, желание быть успешным в учебе, ориентация на признание себя в качестве школьника сначала в глазах учителя, позже – сверстников). Самосознание ребенка и образ «Я» – его отношение к миру и людям. Нравственное развитие как результат повседневного опыта. Пути освоения этики поведения, способности ребенка быть ответственным. Психологические критерии нравственного развития. Анализ формирующих педагогических ситуаций.

Тема 3. Вопросы социализации   детей младшего школьного возраста

Цель: предложить родителям модели успешной социализации детей младшего школьного возраста, определить роль ближайшего окружения в развитии личности.

Социализация и ее понимание. Роль семьи в социализации детей. Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста. Возрастные особенности восприятия дружбы. Положение ребенка в группе и его самоощущение. Конформность и нонконформность ребенка. Положительный и отрицательный эффект влияния компании на ребенка младшего школьного возраста. Одиночество ребенка. Проблемы ребенка в выборе друзей. Стратегия поведения родителей: тактичность, корректность, желание понять и помочь. Рекомендации родителям по развитию коммуникативных качеств у ребенка.

 

 Тема 4.  Особенности семейного воспитания в православной культуре

Цель: показать особенности и традиции семейного воспитания в православной культуре.

Отношение к родителям и нравственные  заповеди.  Дети в православной семье. Основы воспитания детей. Отношение к матери и прародителям. Культура семейного уклада. Роль отца в православной культуре.

Тема 5.  Особенности семейного воспитания в исламской культуре

Цель: показать особенности и традиции семейного воспитания в мусульманской  культуре

Роль семьи в  воспитании. Отношение к родителям. Забота о младших в семье. Нравственные устои мусульманской семьи. Женщина в исламе. Мусульманские семейные праздники.

Тема 6. Мотивация родителей в воспитании гражданственности

Цель:  показать различные мотивы родителей в воспитании гражданственности у детей.

Мотивы воспитания детей. Мотивы и потребности по Маслоу.  Проблема самовыражения  родителей через детей. Представления родителей о будущем детей, о значимости формирования гражданских, нравственных и интеллектуальных качеств у ребенка.

Тема 7. Личный пример и авторитет родителей в воспитании

Цель: показать родителям как личный пример и авторитет влияет на воспитание детей в семье.

Личный пример родителей и его воспитывающее значение. Подражание отцу или матери. Культура общения между родителями. Стиль общения с ребенком в семье.  Авторитет отца в семье и его роль в воспитании.  Пути завоевания родителями  авторитета у детей.   Факторы, влияющие на повышение авторитета родителей в представлении детей. Ложный авторитет. Страх или уважение к родителям.   

Тема 8. Детские СМИ и их роль в воспитании патриотизма и гражданственности

цель:  обучить родителей  приемам воспитания с помощью  детских СМИ.

      Характеристика  деятельности детских СМИ. Содержание, их воспитательный потенциал, проблемы и возможности.   Мотивирование детей на чтение и обсуждение детских газет и журналов. Передачи и фильмы на ТV гражданско-патриотического содержания для детей.   Формы информационных выступлений детей  о событиях в  городе, стране и мире.   Создание домашней газеты.

Тема 9.  Стиль  семейного быта в воспитание уважения к российской  культуре

Цель:  показать родителям, что стиль семейного уклада влияет на воспитание уважения к российской  культуре и ее народам.

    Культура питания в семье (блюда национальной кухни, сервировка стола, традиции семейного ужина).  Интерьер квартиры (картины, иллюстрации и репродукции, наличие этнокультурных и гражданских символов в интерьере жилища; одежда родителей и наличие в ней этнокультурных элементов; язык общения в семье; наличие религиозных символов и атрибутов в семье и др. 

               

                                                      4 КЛАСС

 Тема 1. Воспитание ответственности  у детей в семье

Цель: показать родителям значение формирования ответственного поведения, воспитания чувства ответственности у детей в семье сообразно их возрасту.

Понимание ответственности.  Ответственность  родителей за детей и детей перед родителями. Воспитание у обучающихся ответственности в учебе, в поведении, в выполнении обязанностей по дому, в заботе о младших членах семьи, уходе за домашними животными и растениями.  Распределение обязанностей в семье.  Мотивация ответственности детей.  Пример родителей.  Ответственность ребенка за свои поступки перед членами семьи. Наказание и поощрение в семье. 

Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста

Цель: проанализировать возможные формы организации свободного времени детей, совместного отдыха родителей и ребенка.

Необходимость содержательной, целесообразной организации времени ребенка в течение дня: четкий распорядок дня и его выполнение; создание информационно-игровой среды; направление ребенка на целевое использование времени; поощрение целесообразного и разумного выбора занятий, игр; поощрение увлеченности ребенка каким-либо занятием; разумное использование аудио-, видео- и цифровых ресурсов. Формы совместного отдыха родителей и детей (совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная деятельность, совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры).

 Тема 3. Телевидение и  Интернет и их  роль  в воспитании детей

Цель: выявить позитивное и негативное влияние телевидения и Интернета на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

Неоднозначное влияние телевидения, Интернета и другой цифровой техники на воспитание младшего школьника. Психолого-педагогические рекомендации по выбору, совместному с детьми просмотру и обсуждению телевизионных передач и фильмов, ток-шоу, популярных сайтов (в частности с YourTube)        как способов установления эмоциональных  контактов с ребенком,  сопереживания, совместного с детьми расширения кругозора и нравственного развития ребенка.

 

 Тема 4. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя

Цель: определить значение диалога в становлении субъектной позиции ребенка; предложить рекомендации родительскому коллективу по организации диалога с ребенком младшего школьного возраста.

Педагогический диалог в семье. Общение и диалог как средство развития мышления, речи, понимания мира, людей и самого себя. Характеристика детей в зависимости от умений вступать в диалог и организовывать диалог со взрослым, сверстником. Внутренний диалог как возможность личности выработать идею о самой себе, осознать своё «Я». Правила коммуникативной педагогики. Способы включения ребенка в диалог.

 Тема 5. Семейный театр и  его роль в воспитании  детей

Цель:  рассказать родителям о важнейшей эмоциональной формы воспитания детей -  семейном театре - и дать практические рекомендации по его организации .

Семейный театр и его роль в воспитании детей. Организация семейного театра.  Театр - способ самореализации ребенка. Создание сценария,  изготовление  декораций, Зрители и актеры. Театр одного актера. Зеркало как сцена. Поощрение актеров домашнего театра.  

 Тема 6. Особенности воспитания детей в многонациональной семье

Цель:   раскрыть значимость воспитания  у детей уважения и принятия других народов России и мира, формирования у них  межэтнической толерантности и готовности к равноправному сотрудничеству.

Поликультурная семья и тенденции ее развития. Факторы увеличения поликультурных семей. Этнокультурные традиции родителей. Межкультурные взаимодействия в семье. Уважение к этнокультурным различиям родителей. Выбор  или отрицание этнической идентичности. Общие элементы культуры воспитания.   

Тема 7.  Как  избавить наших детей от зависимостей

        Цель: раскрыть родителям способы профилактики детей от зависимостей.

Причины распространения асоциальных явлений в детской среде. Влияние семьи на развитие зависимостей ребенка. Зависимости: наркомания, алкоголизм, игромания, табакокурение, компьютерная зависимость. Актуальность и закономерность совместной работы семьи и школы  по предупреждению зависимостей. Любовь к ребенку. Модели профилактической работы.
             

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.