NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № От 2010 г. «Согласовано»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ершова Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО
_________ (Ерёмина С.Е.)
Протокол № _____

От «___»__________2010 г.

« Согласовано»

Зам. руководителя по

ВР МОУ СОШ № 1
__________(Яхлакова М.А.)
«___»______________2010 г.

«Утверждаю»

Руководитель

МОУ СОШ №1 г. Ершова
__________/Г.Н. Лепехин/

Приказ № _______

От «___»_________2010 г.










Дополнительная образовательная программа

«Клуб юных журналистов»


Направленность – социально-педагогическая

Возраст детей: 13 – 16 лет

Срок реализации программы –1год

Тип программы – адаптированная

Программа разработана

старшей вожатой

высшей квалификационной категории

Кокоревой Ю.Ю.


г. Ершов

2010 г

Пояснительная записка.

Тысячи лет человек использовал для коммуникации устную речь, музыку, живопись, письменность. В 15 в. появилась печатная книга, В 17 – газеты и журналы. В 19 в. технический прогресс открыл новую эпоху: изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В 20 в. широко вошли в жизнь телевидение, магнитная запись звука, изображения, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс, принтер), радиосвязь через космос. Передача и распространение информации приобрели массовый характер.

Человек всегда владеет информацией любого рода. Но способность передать, донести до других людей по - особенному (творчески) есть не у каждого. Когда мы видим, что ученику хочется написать что – нибудь не на уроке русского языка и литературы, а просто так, потому что невозможно не писать, - значит, - у человека есть способность стать журналистом. В школе есть потребность в своей школьной прессе, выпускаемой самими учениками. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Детское объединение «Клуб юных журналистов» предназначено для совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

ЦЕЛЬ. Объединить детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся.

ЗАДАЧИ. 1. Повышение интереса к учебе (русскому языку, литературе, информатике). Совершенствование навыков литературного творчества и практических навыков в работе с компьютером.

2. Развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей.

3. а) освещение в газете школьной жизни

б) освещение школьной жизни в радиопередачах

в) содействие в воспитании информационной культуры школьников.

4. работа в прямом эфире радиостанции.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ:

В детское объединение «Клуб юных журналистов» входят учащиеся 7 - 9 классов.

Вся работа панируется на год.

План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (выпуск газеты, выпуск радиопередач.)

Занятия проходят по этапам:

  • теоретические вопросы - раз в неделю (средний – 35-40 мин, старший – 40-45 мин.)

  • практические вопросы – по мере необходимости

(набор статей, корректировка подготовленных материалов для радиопередач).

Первый – организационный этап нацелен на формирование у детей познавательного интереса, связанного с удвоением новых знаний.
Второй, практический этап, дети применяют на практике ранее полученные знания и умения и приобретают новые.
На третьем, заключительном этапе, целью является осмысление детьми полученных знаний и умений, умение проанализировать готовую работу.

Занятия проводятся во вторую смену. Занятия проходят в специальной комнате, которая отвечает санитарно – гигиеническим требованиям. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей ребенка. Занимаются дети 1 ч. в неделю, учебный час длится от 35 –40 мин. Программа рассчитана на 35 ч. в год, но может корректироваться. Дети занимаются в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

В начале каждого занятия учителем сообщаются общетеоретические сведения, которые расширяют индивидуальные познавательные интересы детей. Можно использовать следующие формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, иллюстрации, практические занятия (работа с текстом, работа на компьютере) игры, выставки. На вводном занятии дети знакомятся с общими правилами безопасности труда, а на последующих занятиях напоминаются. Все практические работы в клубе строятся по принципу от простого к сложному, от уже известного к глубокому.
Применяются различные формы занятий: теоретические (учебные) и творческие (практические).

В учебной работе ребята знакомятся с терминами, определениями, функциями и основными понятиями русского языка, журналистской работы. При её выполнении ребята изучают основы разделов языкознания, таких как:

1.

  • Фонетика

  • Лексика

  • Морфология

  • Синтаксис

  • Стилистика

  • Культура речи

Кроме этого, с теорией литературы, газетными жанрами.

История журналистики.

В практической части дети учатся писать статьи для школьной газеты; учатся видеть ошибки, анализировать, исправлять.

Изготовление газет – особый вид работы, связан с работой на компьютере. На начальном этапе ребята знакомятся с клавиатурой, монитором, системным блоком. Затем идет работа с программой «Publisher», «Word». Учатся составлять макет газеты. В дальнейшем работа идет по творческому направлению, под руководством педагога.

Практическая работа развивает у детей грамотность, повышает культуру речи; развивает устную и письменную речь, мышление, воображение, память.

В ходе работы у детей формируется объективная оценка действительности, любовь и уважение к труду, дисциплинированность, любознательность, умение работать в коллективе, взаимовыручка. Курс по данной программе предполагает формирование у детей ряда навыков и умений.

Программа направлена на формирование практических навыков при работе с компьютером. Программа направлена на развитие творческой смекалки и индивидуальных способностей каждого ребенка.

Программа дает каждому ребенку самореализоваться через выполненную письменную работу (статью); программа направлена на воспитание ответственности за свою работу.

Основная задача педагога – вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно, воспитать любовь к прекрасному. Программа направлена на то, чтобы развить творческие и определенные профессиональные навыки, необходимые в жизни; развить высокий уровень коммуникативности и конкурентно – способности.

Итогом работы детей является выпуск школьной газеты.


Учебно–тематический план




Перечень разделов и тем

теория

практика

общее
I

Вводный раздел.

2

2

4

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.


1

1

2

II.

ЖУРНАЛИСТИКА

2

-

2

2

История журналистики


1

-

1

3.

Техника и технология СМИ. Результативность журналистики

1

-

1

4.

Результативность журналистики.

1

-

1

III.

Правовые и этические нормы журналиста.

2

2

4

5

Правовое поле.

1

1

2

6

Этика журналиста.

1

1

2
IV

Школьное СМИ

2

2

4

7.

Школьная газета ЦРУшко

1

1

2

8.

Рубрики школьной газеты

1

1

2

V.

Основные понятия и жанры журналистики

6




12

9.

Понятие жанра в публицистике, виды жанров

1

1

2

10

Особенности написания разных жанров

1

1

2

11

Информационные публицистические жанры

1

1

2

12

Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью

1

1

2

13

Аналитические публицистические жанры

1

1

2
VI

Основные понятия и термины газетного дела

2

2

4

14

Словарь газетного дела

1

1

2

15

Основные понятия и термины газетного дела

1

1

2

VII

Литературное редактирование

3

3




16

Основные цели редактирования

1

1

2

17

Виды редактирования

1

1

2

18

Требования к редактированию

1

1

2
VII

Собирание и систематизация материала

8

7

14
19

Фотография, как способ передачи информации

1

1

1

20

Цитирование.

1

1

2

21.

Записные книжки.

2

1

3

22.

Репортаж

2

2

4

23.

Интервью.

1

2

4
VIII.

Статья. Совершенствование написанного

9

6

15

24.

Совершенствование написанного

1

1

2

25.

Библиография. Аннотация

1

1

2

26
Отзыв и рецензия.

1

1

2

27.

Очерк. (Портретный очерк)

2

1

3

28.

Рассуждение

2

1

3

29.

Статья ( как результат выше изученного )

2

1

3

IX.

Рассказ

4

3

7

30

Рассказ с необычным построением.

2

1

4

31

Юмористический рассказ

1

1

2

32

Фельетон.

1

1

2

X.

Культура письменной речи.


2

3

5

33

Понятие о культуре письменной речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.

1

2

3



СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Вводный раздел.

Вводный раздел состоит из следующих занятий:

1.Вводное занятие. Цель этого занятия – заинтересовать детей работой в объединении, познакомиться с детьми, узнать какими навыками работы с компьютером, с текстом они уже владеют, чем интересуются.

Знакомство детей с режимом работы объединения и его программой. Знакомство с газетами, технологией изготовления.

Инструктаж по технике безопасности. Познакомить детей с инструкцией по технике безопасности, с правилами поведения при работе с компьютером, правила внутреннего распорядка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: организация рабочего места (рациональное расположение за столом, за компьютером).
Журналистика.

2. История журналистики: формирование и развитие печати; исторические типы журналистики, СМИ в современном мире.

3. Техника и технология СМИ. Развитие СМИ (техника радиовещания, путь к цифровому ТВ)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: работа на компьютере.

4.Результативность журналистики. Интерактивность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Составление макета газеты, основные рубрики.
Правовые и этические нормы журналиста.

5. Правовое поле.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: деловая игра «Права человека, права журналиста»

6. Этика журналиста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: создание норм, правил школьного журналиста.
Школьное СМИ

7. Школьная газета ЦРУшко. История создания, традиции, новизна.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Выпуск газеты.

8. Рубрики школьной газеты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.
Основные понятия и жанры журналистики.

9.. Понятие жанра в публицистике, виды жанров (аббревиатура, абзац,, альманах, верстка, афишка, брошюра, буклет, вводка)

10 Особенности написания разных жанров

11. Информационные публицистические жанры

12. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью

13. Аналитические публицистические жанры
Основные понятия и термины газетного дела

14 Словарь газетного дела

15 Основные понятия и термины газетного дела

Литературное редактирование

16 Основные цели редактирования.

17 Виды редактирования. Правка – обработка, правка – переделка, правка – сокращение, правка-вычитка, идейная направленность

18 Требования к редактированию. Четкость формулировок, точность, простота и ясность языка, техника литературного редактирования.
Собирание и систематизация материала.

19. Фотография, как способ передачи информации

20. Цитирование. Назначение цитат, их применение, способы передачи чужого высказывания в письменной речи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: написание статьи с использованием цитат.

21. Записные книжки. Накопление материала, «заготовки» будущих статей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

22. Репортаж. Особенности репортажа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: репортажи со школьных событий для газеты.

23. Интервью. Изложение материала в форме беседы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: интервью с учителями для школьной газеты. Выпуск газеты.
Статья. Совершенствование написанного.

24. Совершенствование написанного. Взыскательность и требовательность к словесному оформлению мысли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

25. Библиография. Аннотация. Знакомство с важнейшими элементами справочного аппарата книги: выходными данными, библиографией и аннотацией.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

26. Отзыв и рецензия. Анализ произведения, его оценка. Авторская позиция.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

27. Очерк. (Портретный очерк). Создание портретного очерка, его особенности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

28. Рассуждение. Образец рассуждения. Самостоятельные рассуждения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

29. Статья ( как результат выше изученного). Актуальность статьи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

Рассказ.

30.Рассказ с необычным построением. Композиция, замысел, приемы построения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: выпуск газеты.

31.Юмористический рассказ. Особенности.

32. Фельетон. Особенности фельетона как сатирического жанра, создание фельетона.
Культура речи

33. Понятие о культуре письменной речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.

Рассмотрение не только вопросов соблюдения языковых норм, но и умение употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Методическое обеспечение.


  1. Вводный раздел.

Беседа.

Журналистика.

Подбор методической и периодической литературы.

Правовые и этические нормы журналиста.

Подбор методической и периодической литературы.

Подбор и составление дидактического материала, подбор программы.

Школьное СМИ.

Подбор методической и периодической литературы.

Подбор и составление дидактического материала, подбор программы.

Подбор макетов.

Текст как единица речи.

Подбор методической и периодической литературы.

Подбор и составление дидактического материала, подбор программы.

Подбор макетов.

Собирание и систематизация материала.

Побор методической и периодической литературы.

Подбор видеокассет, фотографий.

Статья. Совершенствование написанного.

Подбор методической и периодической литературы.

Рассказ.

Подбор методической и периодической литературы.

Четвертая власть.

Подбор методической и периодической литературы.

Игровые программы (Деловые, ролевые игры).

Культура речи.

Подбор методической и периодической литературы.

Игровые программы (Деловые, ролевые игры).

Встреча.

Выставка школьных газет, фотовыставка, фотолетописи.

Ожидаемые результаты.
1. Повышение интереса к учебе (русскому языку, литературе, информатике).

Совершенствование навыков литературного творчества и практических навыков в работе с компьютером, цифровым и обычным фотоаппаратом.

2.Развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей.

а) освещение в газете школьной жизни с использованием фотографий.

б) освещение школьной жизни в радиопередачах.

в) содействие в воспитании информационной культуры школьников.

4. Работа в прямом эфире радиостанций.

5.Оформление школьной фотолетописи текущего учебного года.

Литература:

  1. Ахметова И., Т. Иванова и др. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.- 2003.




  1. Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций.- СПб, из – во Михайлова, 2004.




  1. Горбачевич К.С.. Нормы современного русского языка.- М. Просвящение – 1989.



  1. Милославский И.Г.. Зачем нужна грамматика. Книга для внекл. Чтения. 8-10 класс.- М. –Просвящение -1989.




  1. Никитина Е.И. Русская речь. Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Науч. Ред. В.В.Бабайцева.-М. Просвящение-1980.



  1. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителей.- М. Просвящение – 1980.




  1. Методические указания по к факультативному курсу (теория и практика сочинений разных жанров) – М. Просвящение – 1980.



  1. Селивко Г.Н., А.Г. Селивко. Социально – воспитательные технологии. – М.-Народное образование.- 2002.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: