Протокол № от 2011 года Рабочая программа по музыке для 5-8 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 20 с. Лувеньга
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор ________Г.А. Зуева
МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ № ___________
Протокол № ____________ от «__» ________ 2011 года
Рабочая программа
по музыке для 5-8 классов
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования на базовом уровне.
Разработчик: Филимонова Т.А.
2011 год
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений.
5-8 классы
Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Пояснительная записка
Программа «Музыка» для 5-8 классов предназначена для ООУ различного типа. Она разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт»);
Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретённых знаний;
Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Системный подход выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – её тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.
Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:
5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;
6 класс – «В чём сила музыки»;
7 класс – «Содержание и форма в музыке»;
8 класс – «Традиция и современность в музыке».
За время обучения в 5-8 классах учащиеся изучают:
Наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально-изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трёхчастную, рондо, вариации, сонатную);
Средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).
5 класс
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
|   № п/п  |    Тема урока  |    Количество часов  |  
|   |    1 четверть  |    9  |  
|   1  |    Музыка рассказывает обо всём  |    1  |  
|   |    Древний союз (3)  |    |  
|   2  |    Истоки  |    1  |  
|   3  |    Искусство открывает мир  |    1  |  
|   4  |    Искусства различны, тема едина  |    1  |  
|   |    Слово и музыка (3)  |    |  
|   5  |    Два великих начала искусства  |    1  |  
|   6  |    «Стань музыкою, слово!»  |    1  |  
|   7  |    Музыка дружит не только с поэзией  |    1  |  
|   |    Песня (3)  |    |  
|   8  |    Песня – верный спутник человека  |    1  |  
|   9  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    2 четверть  |    7  |  
|   10  |    Мир русской песни  |    1  |  
|   11  |    Песни народов мира  |    1  |  
|   |    Романс (2)  |    |  
|   12  |    Романса трепетные звуки  |    1  |  
|   13  |    Мир человеческих чувств  |    1  |  
|   |    Хоровая музыка (2)  |    |  
|   14  |    Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме  |    1  |  
|   15  |    Что может изображать хоровая музыка  |    1  |  
|   16  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Третья четверть  |    11  |  
|   |    Опера (2)  |    |  
|   17  |    Самый значительный жанр вокальной музыки  |    1  |  
|   18  |    Из чего состоит опера  |    1  |  
|   |    Балет (2)  |    |  
|   19  |    Единство музыки и танца  |    1  |  
|   20  |    «Русские сезоны» в Париже  |    1  |  
|   |    Музыка звучит в литературе (2)  |    |  
|   21  |    Музыкальность слова  |    1  |  
|   22  |    Музыкальные сюжеты в литературе  |    1  |  
|   |    Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке (2)  |    |  
|   23  |    Живописность искусства  |    1  |  
|   24  |    «Музыка – сестра живописи»  |    1  |  
|   |    Музыкальный портрет  |    1  |  
|   25  |    Может ли музыка выразить характер человека?  |    1  |  
|   |    Пейзаж в музыке (2)  |    |  
|   26  |    Образы природы в творчестве музыкантов  |    1  |  
|   27  |    «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов  |    1  |  
|   4 четверть (7)  |    «Музыкальная живопись» сказок и былин (3)  |    |  
|   28  |    Волшебная красочность музыкальных сказок  |    1  |  
|   29  |    Сказочные герои в музыке  |    1  |  
|   30  |    Тема богатырей в музыке  |    1  |  
|   |    Музыка в произведениях изобразительного искусства (2)  |    |  
|   31-32  |    «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»  |    2  |  
|   33  |    Подводим итоги  |    1  |  
|   34  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   35  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Итого:  |    35  |  
Основное содержание
|   Название раздела  |    Перечень дидактических единиц  |    Количество часов всего и конкретно по темам  |  
|   1 четверть  |    |    9  |  
|   |    Музыка рассказывает обо всём  |    1  |  
|   |    Древний союз  |    3  |  
|   |    Слово и музыка  |    3  |  
|   |    Песня  |    1  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
|   2 четверть  |    |    7  |  
|   |    Песня  |    2  |  
|   |    Романс  |    2  |  
|   |    Хоровая музыка  |    2  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
|   3 четверть  |    |    11  |  
|   |    Опера  |    2  |  
|   |    Балет  |    2  |  
|   |    Музыка звучит в литературе  |    2  |  
|   |    Образы живописи в музыке  |    2  |  
|   |    Музыкальный портрет  |    1  |  
|   |    Пейзаж в музыке  |    2  |  
|   4 четверть  |    |    7  |  
|   |    «Музыкальная живопись» сказок и былин  |    3  |  
|   |    Музыка в произведениях изобразительного искусства  |    2  |  
|   |    Подводим итоги  |    2  |  
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса
Требования заключаются:
В умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и ИЗО на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
В умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
В знании новых имён композиторов – К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пением в а capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
6 класс
Тема года: «В чём сила музыки»
|   № п/п  |    Тема урока  |    Количество часов  |  
|   |    Первая четверть  |    9  |  
|   1  |    «Музыка души»  |    1  |  
|   |    «Тысяча миров» музыки (7)  |    |  
|   2  |    Наш вечный спутник  |    1  |  
|   3  |    Искусство и фантазия  |    1  |  
|   4  |    Искусство – память человечества  |    1  |  
|   5  |    Какой бывает музыка  |    1  |  
|   6  |    Волшебная сила музыки  |    1  |  
|   7-8  |    Музыка объединяет людей  |    2  |  
|   9  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Вторая четверть  |    7  |  
|   10  |    Единство музыкального произведения  |    1  |  
|   |    Ритм (6)  |    |  
|   11  |    «Вначале был ритм»  |    1  |  
|   12-13  |    О чём рассказывает музыкальный ритм  |    2  |  
|   14  |    Диалог метра и ритма  |    1  |  
|   15-16  |    От адажио к престо  |    2  |  
|   |    Третья четверть  |    11  |  
|   |    Мелодия (3)  |    |  
|   17  |    «Мелодия – душа музыки»  |    1  |  
|   18  |    «Мелодией одной звучат печаль и радость»  |    1  |  
|   19  |    Мелодия «угадывает» нас самих  |    1  |  
|   |    Гармония (4)  |    |  
|   20  |    Что такое гармония в музыке  |    1  |  
|   21  |    Два начала гармонии  |    1  |  
|   22  |    Эмоциональный мир музыкальной гармонии  |    1  |  
|   23  |    Красочность музыкальной гармонии  |    1  |  
|   |    Полифония (2)  |    |  
|   24  |    Мир образов полифонической музыки  |    1  |  
|   25  |    Философия фуги  |    1  |  
|   |    Фактура (2)  |    |  
|   26  |    Какой бывает музыкальная фактура  |    1  |  
|   27  |    Пространство фактуры  |    1  |  
|   |    Четвёртая четверть  |    7  |  
|   |    Тембры 2  |    |  
|   28  |    Тембры – музыкальные краски  |    1  |  
|   29  |    Соло и тутти  |    1  |  
|   |    Динамика (2)  |    |  
|   30  |    Громкость и тишина в музыке  |    1  |  
|   31  |    Тонкая палитра оттенков  |    1  |  
|   |    Чудесная тайна музыки (2)  |    |  
|   32-33  |    По законам красоты  |    2  |  
|   34  |    В чём сила музыки (заключение)  |    1  |  
|   35  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Итого:  |    35  |  
Основное содержание
|   Название раздела  |    Перечень дидактических единиц  |    Количество часов всего и конкретно по темам  |  
|   1 четверть  |    |    9  |  
|   |    «Музыка души»  |    1  |  
|   |    «Тысяча миров» музыки  |    7  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
|   2 четверть  |    Единство музыкального произведения  |    1  |  
|   |    Ритм  |    6  |  
|   3 четверть  |    |    11  |  
|   |    Мелодия  |    3  |  
|   |    Гармония  |    4  |  
|   |    Полифония  |    2  |  
|   |    Фактура  |    2  |  
|   4 четверть  |    |    7  |  
|   |    Тембры  |    2  |  
|   |    Динамика  |    2  |  
|   |    Чудесная тайна музыки  |    2  |  
|   |    По законам красоты  |    2  |  
|   |    В чём сила музыки (заключение)  |    1  |  
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса
Требования заключаются:
В умении определять в прослушанном произведении его главные выразительные средства;
В умении отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
В умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых в процессе обучения в 6 классе;
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинантный ритм).
7 КЛАСС
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
|   № п/п  |    Тема урока  |    Количество часов  |  
|   |    Первая четверть  |    9  |  
|   1  |    «Магическая единственность» музыкального произведения  |    1  |  
|   |    Содержание в музыке  |    |  
|   2  |    Музыку трудно объяснить словами  |    1  |  
|   3-4  |    Что такое музыкальное содержание  |    2  |  
|   |    Каким бывает музыкальное содержание (4)  |    |  
|   5  |    Музыка, которую необходимо объяснить словами  |    1  |  
|   6  |    Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского  |    1  |  
|   7  |    «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехерезада»  |    1  |  
|   8  |    Когда музыка не нуждается в словах  |    1  |  
|   9  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Вторая четверть  |    7  |  
|   |    Музыкальный образ (3)  |    |  
|   10  |    Лирические образы в музыке  |    1  |  
|   11  |    Драматические образы в музыке  |    1  |  
|   12  |    Эпические образы в музыке  |    1  |  
|   |    О чём рассказывает музыкальный жанр (4)  |    |  
|   13  |    «Память жанра»  |    1  |  
|   14-16  |    Такие разные песни, танцы, марши  |    3  |  
|   |    Третья четверть  |    11  |  
|   |    Форма в музыке Что такое музыкальная форма (3)  |    |  
|   17  |    «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы  |    1  |  
|   18  |    «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»  |    1  |  
|   19  |    От целого к деталям  |    1  |  
|   |    Музыкальная композиция (7)  |    |  
|   20  |    Какой бывает музыкальная композиция  |    1  |  
|   21  |    Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)  |    1  |  
|   22  |    Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)  |    1  |  
|   23  |    Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки  |    1  |  
|   24-25  |    Многомерность образа в форме рондо  |    2  |  
|   26  |    Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации)  |    1  |  
|   27  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Четвёртая четверть  |    7  |  
|   28  |    Музыка в развитии  |    1  |  
|   29  |    Музыкальный порыв  |    1  |  
|   30  |    Движение образов и персонажей в оперной драматургии  |    1  |  
|   31-32  |    Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»  |    2  |  
|   33  |    Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии  |    1  |  
|   34  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   35  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Итого:  |    35  |  
Основное содержание
|   Название раздела  |    Перечень дидактических единиц  |    Количество часов всего и конкретно по темам  |  
|   1 четверть  |    |    9  |  
|   |    «Магическая единственность» музыкального произведения  |    1  |  
|   |    Содержание в музыке  |    3  |  
|   |    Каким бывает музыкальное содержание  |    4  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
|   2 четверть  |    |    7  |  
|   |    Музыкальный образ  |    3  |  
|   |    О чём рассказывает музыкальный жанр  |    4  |  
|   3 четверть  |    |    11  |  
|   |    Форма в музыке Что такое музыкальная форма  |    3  |  
|   |    Музыкальная композиция  |    7  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
|   4 четверть  |    |    7  |  
|   |    Музыкальная драматургия  |    6  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса
Требования заключаются:
В понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
В умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
В умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
В умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
В осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
В понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастность, трёхчастность, рондо, вариации);
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса).
8 класс
Тема года: «Традиция и современность в музыке»
|   № п/п  |    Тема урока  |    Количество часов  |  
|   |    Первая четверть  |    9  |  
|   1  |    Музыка «старая» и «новая»  |    1  |  
|   2  |    Настоящая музыка не бывает «старой»  |    1  |  
|   |    О традиции в музыке  |    |  
|   3  |    Живая сила традиции  |    1  |  
|   |    Сказочно-мифологические темы (5)  |    |  
|   4  |    Искусство начинается с мифа  |    1  |  
|   5  |    Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»  |    1  |  
|   6  |    Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского  |    1  |  
|   7  |    Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»  |    1  |  
|   8  |    «Благословляю вас, леса…»  |    1  |  
|   9  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Вторая четверть  |    7  |  
|   |    Мир человеческих чувств (10)  |    |  
|   10  |    Образы радости в музыке  |    1  |  
|   11-12  |    «Мелодией одной звучат печаль и радость»  |    2  |  
|   13  |    «Слёзы людские, о слёзы людские…»  |    1  |  
|   14  |    Бессмертные звуки «Лунной» сонаты  |    1  |  
|   15  |    Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин»  |    1  |  
|   16  |    «В крови горит огонь желанья…»  |    1  |  
|   |    Третья четверть  |    11  |  
|   17  |    Трагедия любви в музыке  |    1  |  
|   18  |    Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»  |    1  |  
|   19  |    Мотивы пути и дороги в русском искусстве  |    1  |  
|   |    В поисках истины и красоты (5)  |    |  
|   20  |    Мир духовной музыки  |    1  |  
|   21  |    Колокольный звон на Руси  |    1  |  
|   22  |    Рождественская звезда  |    1  |  
|   23  |    От Рождества до Крещения  |    1  |  
|   24  |    «Светлый праздник». Православная музыка сегодня  |    1  |  
|   |    О современности в музыке (8)  |    |  
|   25  |    Как мы понимаем современность  |    1  |  
|   26  |    Вечные сюжеты  |    1  |  
|   27  |    Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана  |    1  |  
|   |    Четвёртая четверть  |    7  |  
|   28-29  |    Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)  |    2  |  
|   30  |    Лирические страницы советской музыки  |    1  |  
|   31  |    Диалог времён в музыке А. Шнитке  |    1  |  
|   32  |    «Любовь никогда не перестанет»  |    1  |  
|   33  |    Музыка всегда остаётся  |    1  |  
|   34  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   35  |    Заключительный урок  |    1  |  
|   |    Итого:  |    35  |  
Основное содержание
|   Название раздела  |    Перечень дидактических единиц  |    Количество часов всего и конкретно по темам  |  
|   1 четверть  |    |    9  |  
|   |    Музыка «старая» и «новая»  |    3  |  
|   |    Сказочно-мифологические темы  |    5  |  
|   |    Заключительный урок  |    1  |  
|   2 четверть  |    |    7  |  
|   |    Мир человеческих чувств  |    7  |  
|   3 четверть  |    |    11  |  
|   |    Мир человеческих чувств  |    3  |  
|   |    В поисках истины и красоты  |    5  |  
|   |    О современности в музыке  |    3  |  
|   4 четверть  |    |    7  |  
|   |    О современности в музыке  |    5  |  
|   |    Итоговое повторение  |    2  |  
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 8 класса
Требования заключаются:
В умении аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учётом знаний, полученных в 5, 6, 7 классах);
В умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
В понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: