Протокол № от Руководитель мо емц
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Вводное повторение (2 часа)
Организация рабочего места. Требования безопасности труда в компьютерном классе. Основные правила и инструкции по безопасности труда, электробезопасности, их выполнение и соблюдение. Причины пожаров в помещениях учебных классов.
Меры предупреждения пожаров. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов. Представление о программе. Устройства ввода информации, устройства вывода информации. Виды компьютерных сетей.
Информация и информационные процессы, модели, объекты (13 ч).
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (8 ч).
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы.
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации.
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации.
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации.
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
6. Моделирование и формализация.
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей.
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления.
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационная технология работы с объектами текстового документа
в среде Word (4 часа)
Сферы и формы использования текстовых документов. Аппаратное обеспечение процесса обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Word и назначение его объектов. Классификация объектов текстового документа.
Виды компьютерной графики: векторная и растровая. Примеры программного обеспечения разных видов графики. Сравнительная характеристика векторной и растровой графики. Виды расположения графического объекта в текстовом документе.
Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инструменты технологии работы с объектами таблицы
Форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Основные объекты текстового документа: страница, разделы, колонтитулы.
Практические работы (1)
9. Создание составного текстового документа.
Создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы. Форматировать объекты таблицы.
Изменять установки параметров страницы, разбивать текстовый документ на страницы и разделы.
Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети
(7 часов)
Понятие компьютерной сети. Назначение сервера и рабочей станции. Понятие сетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии. Классификация компьютерных сетей. Характеристика локальной, корпоративной и глобальной сетей.
Характеристика Всемирной паутины WWW – глобальной сети Интернет. Правила формирования адреса информационного ресурса Интернета (URL).
Технология работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного доступа HipirTerminal
Необходимость соблюдать нормы поведения пользователя в компьютерной сети. Понятие этики сетевого общения соблюдения общепринятых правил. Правила сетевого общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях.
Понятие поисковой системы. Структура поисковый системы и назначение основных ее компонентов: робота, индекса, программы обработки запроса
Технология поиска по URL-адресам. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по ключевым словам. Технология формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».
Понятие информационно безопасности при работе в компьютерной свети. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность интернет-ресурса.
Практические работы (1)
Поиск информации в сети Интернет.
Информационные системы (4 часа).
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практическая работа (1 ч).
11. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 часов).
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (1 ч).
12. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Всего – 35 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учеников | Вид контроля | Д / З | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
| | Техника безопасности в кабинете информатики | 1 | | | Знать: -правила работы за компьютером | | | | |
| | Восстановление знаний за 9 класс | 1 | ПК | Понятие алгоритма, свойства алгоритмов, виды алгоритмов. Представление о программе. Устройства ввода информации, устройства вывода информации. Виды компьютерных сетей. | Восстановление основного материала пройденного по предмету в 9 классе. | Фронтальный опрос | конспект | | |
| Информационные процессы, модели, объекты | Информация и данные. Свойства информации. Информационный процесс. | 1 | НМ | Понятие информации и информационных процессов. Роль и характеристика информационных революций. Краткая характеристика поколений ЭВМ и связь с информационной революцией. Характеристика индустриального общества. Характеристика информационного общества. Информатизация как процесс преобразования индустриального общества | понятие информационного процесса; краткую характеристику каждой информационной революции; характерные черты индустриального общества; характерные черты информационного общества; суть процесса информатизации. | Письменный опрос | 1,1 1,2 | | |
| Информационная модель объекта | 1 | НМ | Понятие объекта (оригинал, прототипа) исследования. Понятие модели объекта. Роль цели при создании модели. Понятие информационной модели объекта. Понятие адекватности информационной модели. Методы оценки адекватности модели оригиналу. | Учащиеся должны знать: Понятие модели и цель ее создания. Какую роль играет информация при создании модели. Понятие информационной модели и цель ее создания. Понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки. | | 1,3 | | | |
| Представление об информационном объекте | 1 | НМ | Сопоставление реального и информационного миров. Роль цели при таком сравнении. Понятие информационного объекта. Информационные объекты в окружающем реальном мире. Информационные объекты, существующие в компьютерной среде. | Информационная карта мира. Понятие информационного объекта. Что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала. | | 1,4 | | | |
| Представление информации в компьютере | 1 | НМ | Представление в компьютере числовой информации. Системы счисления: позиционная, непозиционная. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. | Типы систем счисления используемы на компьютере. Правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемы на компьютере и наоборот. | | 1,5 | | | |
| Назначение электронных таблиц | 1 | КУ | Назначение электронных таблиц. Возможности электронных таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Построение диаграмм. Этапы моделирование в электронных таблицах. Моделирование задачи расчета геометрических параметров объекта на примере определения необходимых размеров склеиваемой коробки. Моделирование на примере решения следующих задач: определение необходимого количества рулонов обоев для оклейки комнаты; расчет стоимости покупки в компьютерном магазине; обслуживание клиентов в сберкассе; определение времени для быстрейшего заучивания стихотворений; расчет кривой падения предмета с высоты; исследование процесса движения объекта. Обработка массива данных на примере решения задачи исследования массива накопленных гидрометеорологической службой данных. | Знать особенности класса задач, ориентированных на моделирование в электронных таблицах. Этапы построения моделей для электронных таблиц. Особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы. Технологию моделирования в среде табличного процессора. Должны уметь: Пользоваться электронными таблицами для построения моделей. Составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора. Выполнять моделирование задач из различных областей в среде табличного процессора. Анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа. | | Конспект | | | |
| Структура электронных таблиц | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| Абсолютные и относительные ссылки | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| Использование формул | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| Построение диаграмм. | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| Моделирование в электронных таблицах | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| Этапы моделирование в электронных таблицах | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| Исследование модели | 1 | КУ | | Конспект | | | |||
| П.Р. Построение графиков функций | 1 | ПЗУ | Построение графиков функций в среде табличного процессора Excel. | Уметь строить графики функций на основе имеющихся данных. | | Конспект | | | |
| Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word | Текстовые документы и текстовые процессоры | 1 | НМ | Сферы и формы использования текстовых документов. Аппаратное обеспечение процесса обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Word и назначение его объектов. Классификация объектов текстового документа. | Особенности основных видов текстовых документов. Назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов. Особенности интерфейса текстового процессора Word. | | 2,1 2,2 | | |
| П.Р. Создание и редактирование графических изображений | 1 | ПЗУ | Виды компьютерной графики: векторная и растровая. Примеры программного обеспечения разных видов графики. Сравнительная характеристика векторной и растровой графики. Виды расположения графического объекта в текстовом документе. | Понятие и особенности растровой графики. Особенности векторной графики. Основные действия с графическим объектом. | | 2,3 | | | |
| П.Р. Создание и редактирование таблиц | 1 | ПЗУ | Понятие объекта применительно к таблице и ее элементам. Свойства составляющих таблицу объектов. Основные инструменты технологии работы с объектами таблицы. | Создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы. Форматировать объекты таблицы. | | 2,4 | | | |
| Информационная технология работы со структурой текстового документа | 1 | | Форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Основные объекты текстового документа: страница, разделы, колонтитулы. | Знать форматы бумаги, структурные объекты текстового документа в целом. Уметь изменять установки параметров страницы, разбивать текстовый документ на страницы и разделы. | | 2,5 | | | |
| Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети | Разновидности компьютерных сетей | 1 | НМ | Понятие компьютерной сети. Назначение сервера и рабочей станции. Понятие сетевой технологии. Понятие информационно-коммуникационной технологии. Классификация компьютерных сетей. Характеристика локальной, корпоративной и глобальной сетей. | Знать назначение и типовой состав компьютерной сети, классификацию компьютерных сетей. | | 3,1 | | |
| Представление о сервисах Интернета | 1 | НМ | Характеристика Всемирной паутины WWW – глобальной сети Интернет. Правила формирования адреса информационного ресурса Интернета (URL). | Знать основы системы глобальной сети Интернет и их назначение. Уметь объяснить назначение каждой составляющей адреса интернет-ресурса, привести характеристику каждой системы Интернет. | | 3,2 | | | |
| Информационная технология передачи информации через Интернет | 1 | КУ | Технология работы с почтовой службой mail.ru. Работа с программой удаленного доступа HipirTerminal. | Должны уметь работать в почтовой системе открытого доступа, работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal. | | 3,3 | | | |
| Этика сетевого общения | 1 | КУ | Необходимость соблюдать нормы поведения пользователя в компьютерной сети. Понятие этики сетевого общения соблюдения общепринятых правил. Правила сетевого общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях. | Должны знать понятие этики сетевого общения, правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях. Должны уметь корректно общаться в Сети, организовывать телеконференции и соблюдать этику общения, анализировать электронные письма с точки зрения этики сетевого общения. | | 3,4 | | | |
| Технология поиска информации в Интернете | 1 | КУ | Понятие поисковой системы. Структура поисковый системы и назначение основных ее компонентов: робота, индекса, программы обработки запроса. | Знать назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска, назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса; правила поиска по рубрикатору. | | 3,5 | | | |
| П.Р. Поиск информации в Интернете | 1 | ПЗУ | Технология поиска по URL-адресам. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по рубрикатору поисковой машины. Технология поиска по ключевым словам. Технология формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс». | Уметь искать ресурс по URL-адресу, искать информационный ресурс по рубрикатору, искать информационный ресурс по ключевым словам. | | 3,5 | | | |
| Информационная безопасность сетевой технологии работы | 1 | НМ | Понятие информационно безопасности при работе в компьютерной свети. Организационные меры информационной безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ. Защита от нежелательной корреспонденции. Персональные сетевые фильтры. Понятие и назначение брандмауэра (файрвола). Достоверность интернет-ресурса. | Знать основные меры безопасности при работе в компьютерной сети, основные антивирусные программы и технологию работы с ними, основные меры применяемые в технологии защиты от спама, назначение брандмауэра при защите информации, основные правила обеспечения достоверности получаемой в результате поиска информации | | 3,7 | | | |
| Информационные системы | Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | 1 | НМ | Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. | | | | | |
| Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). | 1 | НМ | Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных | | | | | | |
| Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. | 1 | НМ | | | | | |||
| Практическая работа (1 ч). Информационные системы. СУБД. | 1 | ПЗУ | Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | | | | | | |
31. | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. | 1 | НМ | Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. | | | | | |
32. | Многообразие операционных систем | 1 | НМ | Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. | | | | | | |
33. | Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. | 1 | КУ | | | | | | ||
34. | Практическая работа (1 ч). Компьютер и программное обеспечение. | 1 | ПЗУ | Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. | | | | | | |
35. | | Урок занимательной информатики | | ОС | | | | | | |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: