Протокол № от Руководитель мо емц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО ЕМЦ Протокол №___ от ________ _________________________ Руководитель МО ЕМЦ _________________________ Л.С. Чемоданова «_____» ___________ 2013г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР МКОУ «Щученская СОШ» В.Т. Острокостова «_____» ____________ 2013г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «Щученская СОШ» Н.М. Солошенко «____» ____________ 2013г. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ (базовый уровень)
для 10 класса
(региональный компонент)
Составитель: Чемоданова Лариса Сергеевна,
учитель информатики, ВКК
2013 – 2014 учебный год
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка 3 – 6
Учебно-тематический план 7
Содержание рабочей программы 8 – 11
Требования к уровню подготовки обучающихся 12
Календарно-тематическое планирование 13 – 19
Контроль уровня обучения (пакет КИМов) 20
Нормы оценки знаний, умений и навыков 21 – 24
Ресурсное обеспечение программы 25
Техническое оснащение 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 10 класса универсального профиля составлена на основе регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
Данная рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от « 27 » июля 2012 г. № 760;
Методического письма «О преподавании предмета регионального компонента «Информатика (информатика и ИКТ)» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений Воронежской области в 2012/13 учебном году»
Для обучения и профессиональной деятельности в условиях информационного общества в качестве рабочего инструмента рассматриваются средства и методы информационных технологий.
В соответствии с тенденциями развития информационного общества, его коммуникационной среды с 1 сентября 2012 года в 10-11 классах образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования введен новый предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Часы, отведенные в учебном плане образовательного учреждения на изучение предметов регионального компонента, входят в обязательную учебную нагрузку учащегося. Учебная нагрузка в 10 классе составляет 35 часов по 1 часу в неделю.
Изучение предмета направлено на освоение методов информационной деятельности, используемых в различных областях практической деятельности.
Основными целями преподавания выступают:
- приобретение практических навыков использования средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной деятельности и в дальнейшем освоении профессий.
- формирование универсальных учебных действий обработки информации;
- развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.
- приобретение навыков проектно-исследовательской деятельности с применением средств ИКТ.
- развитие информационного мировоззрения у учащихся;
- формирование информационно-технологической культуры старшеклассников.
- развитие межпредметных связей с учетом профилизации образования;
- знакомство с тенденциями производственных, экономических, правовых отношений, свойственных современному развивающемуся информационному обществу;
- социализация личности обучающегося.
Программа направлена на обучение учащихся, выбравших универсальный профиль обучения.
Основные задачи курса – получение устойчивых навыков использования различных программных средств для решения практических задач, связанных с обработкой текстовой, графической, табличной, звуковой, видео информации. В результате обучения учащиеся должны получить устойчивые навыки решения практических информационных задач средствами информационных технологий.
Содержание практических заданий связано с практическими потребностями человека для жизнедеятельности в информационном обществе.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Часы |
1. | Настройка и техническая поддержка персонального компьютера. | 2 |
2. | Работа в сети Интернет. | 12 |
3. | Обработка текстовой информации. | 10 |
4. | Создание мультимедийных презентаций. | 6 |
5. | Подготовка и защита творческого исследовательского проекта. | 4 |
6. | Резерв. | 1 |
Всего | 35 |
Содержание рабочей программы
Настройка и техническая поддержка персонального компьютера.
Использование вычислительной технике в учебной и профессиональной деятельности. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места.
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Взаимодействие между оборудованием и программным обеспечением. Наиболее распространенные неполадки операционной системы. Восстановление работоспособности операционной системы.
Работа в сети Интернет.
Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Поиск информации в сети Интернет. Формирование запросов для осуществления поиска информации в сети Интернет. Электронные переводчики текстов.
Использование сервиса электронной почты. Что такое спам. Электронная безопасность.
Социальные сети для школьников. Правила сетевого этикета.
Правовые основы работы с информацией. Электронные средства массовой информации. Социальная ответственность в размещении информации.
Изучение закона об авторском праве. Правила защиты личной информации.
Использование сети Интернет для подготовки рефератов. Онлайн-сервисы в жизни. Интернет и будущая профессия.
Обработка текстовой информации.
Использование шаблонов для создания документов. Колонтитулы и номера страниц. Параметры страниц. Понятие раздела. Создание колонок. Использование тем для формирования документа. Использование справки.
Отработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации.
Стиль. Набор стилей. Создание новых стилей. Автоматизированная подготовка оглавлений в текстовых документах. Сноски и гиперссылки.
Создание сложных таблиц. Вставка, размещение и изменение размеров графических объектов. Вставка, размещение и изменение размеров автофигур.
Виды деловых документов. Требования к их оформлению.
Создание мультимедийных презентаций.
Разработка мультимедийных презентаций. Разработка дизайна презентации. Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. Оформление презентации.
Вставка мультимедийных объектов. Работа со звуком и видео. Навигационная структура презентации. Использование триггеров.
Подготовка и защита творческого исследовательского проекта.
Развитие способностей синтезировать информацию из различных источников. Развитие исследовательских навыков. Развитие коммуникативных навыков. Наглядное представление информации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета «Информатика (информатика и ИКТ)» ученик 10 класса должен
знать/понимать
основные технологии создания, обработки текстовой информации и мультимедийных презентаций;
настройку и техническую поддержку ПК;
уметь
обрабатывать текстовую информацию;
осуществлять работу в сети Интернет;
создавать мультимедийные презентации;
подготавливать и защищать творческие проекты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Основные понятия | Требования к учащимся | Дата | | |
по плану | фактически | | ||||
| | |||||
1 | Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. | назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности | · Назначение · Состав · разновидности | | | |
2 | Наиболее распространенные неполадки операционной системы. | Операционная система Виды операционных систем | Основные понятия, Умение работать в разных операционных системах | | | |
3 | Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. | Интернет. Службы Интернета: Коммуникационные, информационные |
коммуникационных служб
информационных служб
прикладные протоколы | | | |
| ||||||
4 | Поиск информации в сети Интернет. | Поисковые серверы, системы Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, указатели | · Основные понятия WWW, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, НТТР-протокол, URL- адрес · Что такое поисковый каталог: организация, назначение | | | |
5 | Электронная переписка. | | | | ||
6 | Сетевое общение. | WorldWideWeb: структурные составляющие- Web-страница, Web-сайт Технология «клиент – сервер», Web-браузер | | | | |
7 | Правовые основы работы с информацией. | · Что такое поисковый указатель: организация, назначение | | | | |
8 | Авторское право. | Авторское право, уголовная ответственность | Что такое авторское право | | | |
9 | Защита личной информации. | Информация, защита информации | Как защитить личную информацию на сайте? | | | |
10 | Использование сети Интернет для подготовки рефератов | | | | | |
11 | Онлайн-сервисы в жизни. | Гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки | Работать с сервисами интернета | | | |
12 | Интернет и моя будущая профессия. | Интернет, профессия, виды профессий | Поиск профессий с помощью интернета | | | |
13 | Интернет – виртуальная лаборатория. | Виртуальная лаборатория | Что такое виртуальная лаборатория | | | |
14 | Текстовый редактор | Понятие текстового редактора. Среда текстового редактора. | Создание и редактирование текстового документа | | | |
15 | Текстовый редактор. Работа с шаблонами. | Текстовый шаблон, форматы | Создание и редактирование в текстовом шаблоне, поиск шаблонов в интернете | | | |
16 | Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. | Нумерация, Размер страниц, параметры | Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. | | | |
17 | Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов | Таблицы, Диаграммы. | Иметь представление о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул; о вставке в документ графических объектов. Уметь включать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения в текстовый документ. | | | |
18 | Текстовый редактор Работа с шаблонами. | Использование готовых шаблонов оформления при создании документ | Оформлять шаблоны | | | |
19 | Сканирование и распознавание текстовой информации. | Отработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации. | Сканировать текст | | | |
20 | Создание оглавлений. Организация навигации в текстовых документах. | Сноски и гиперссылки. | Использовать ссылки | | | |
21 | Работа с таблицами. | Создание сложных таблиц. | Работа с таблицами | | | |
22 | Вставка и изменение объектов. | Вставка, размещение и изменение размеров графических объектов. | Изменение размеров объекта | | | |
23 | Вставка и изменение объектов. | Вставка, размещение и изменение размеров автофигур. | | | | |
24 | Сохранение и защита документа. | Сохранение документа в разных форматах. Защита документа | Уметь сохранять объект в разных форматах | | | |
25 | Разработка мультимедийных презентаций. | Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. | Создание презентации | | | |
26 | Разработка дизайна презентации. | Оформление презентации. | Работа с презентациями | | | |
27 | Триггеры. | Назначение триггеров, вставка триггеров. | Работа с презентациями | | | |
28 | Разработка мультимедийных презентаций. | Анимация | Работа с презентациями | | | |
29 | Работа со звуком и видео. | Вставка звуковых и видео объектов на слайды презентации. | Работа с презентациями | | | |
30 | Переходы в презентации. | Навигационная структура презентации. | Работа с презентациями | | | |
31 | Разработка творческого исследовательского проекта. | Разработка макета информационного бюллетеня (газеты, журнала и т.п.). | | | | |
32 | Разработка творческого исследовательского проекта. | Разработка макета информационного бюллетеня объемом до 4 страниц. | | | | |
33 | Разработка творческого исследовательского проекта. | Разработка макета информационного бюллетеня объемом до 4 страниц. | | | | |
34 | Защита творческого исследовательского проекта. | Представление макета информационного бюллетеня. Итоговый контроль. | | | | |
35 | Резерв | | | | | |
Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по информатике
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т.п.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ ОБУЧАЩИХСЯ
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
оценка «5» выставляется, если ученик:
· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
· изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
· правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
· показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
· продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
· отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
· Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
· допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
· допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
оценка «3» выставляется, если:
· неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
· при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
оценка «2» выставляется, если:
· не раскрыто основное содержание учебного материала;
· обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
· допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
оценка «1» выставляется, если:
· ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
оценка «5» выставляется, если ученик:
· работа выполнена полностью;
· в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
· в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
оценка «4» выставляется, если:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
оценка «3» выставляется, если:
· допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
оценка «2» выставляется, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
оценка «1» выставляется, если:
· работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
оценка «5» выставляется, если ученик:
· учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
· работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» выставляется, если:
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» выставляется, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» выставляется, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» выставляется, если:
работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Богомолова О.Б. Готовимся стать сертифицированным специалистом по MS Excel: учебное пособие / О.Б. Богомолова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 343 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 245 с.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс : учебное пособие / Л.А. Залогова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 213 с.
Интерактивный справочник по MS PowerPoint 2010. http://office.microsoft.com/ru-ru/outlook-help/HA101794130.aspx.
Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка : учебное пособие. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 224 с.
Рознатовская А. Г. Создание компьютерного видеоролика в Adobe Premiere Pro CS2 : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 80 с.
Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 303 с.
Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс : практикум. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 87 с.
Сергеев А.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель. – Киев : Вильямс, 2010. – 624 с.
Спиридонов О.В. Microsoft Word. От пользователя к специалисту : методическое пособие / О.В. Спиридонов, Н.С. Вольпян. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 354 с.
Учебные проекты с использованием Microsoft® Office :учебное пособие. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 230 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: