NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по факультативу человек общество мир


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Таремское


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______ /Е.И. Калиничева/

протокол №___

от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское

________ /В.Г. Коробова/

«___»________________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Таремское

_________ /Ю.А. Рукосуев/
Приказ №____ от «___»____ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу человек – общество - мир

10 класс

Составитель: учитель

Командина Татьяна Николаевна

2013-2014учебный год

Пояснительная записка.

Элективный курс «Человек – общество – мир» предназначен для учащихся 10 - 11 классов социально – экономического, гуманитарного профилей. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации, этот курс можно вести в классах, где обществознание преподаётся на базовом уровне. Относится к предметной области «Обществознание».

Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Рабочая программа данного элективного курса составлена на основе и полностью соответствует авторской программе О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон ««Человек – общество – мир».

Цели курса:

- выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;

- формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.

Задачи курса:

- освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);

- введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;

- формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.

Первая часть курса (10 класс) «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» рассчитана на 34часа. Курс практико – ориентированный: 17часов теории, 17 часов практических занятий.

Вторая часть курса «Человек – общество – мир» для 11 класса - «Проблема прав человека в 21 веке» также рассчитана на 34 часа: 15 часов теории, 9 часов практики.

Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.

Содержание элективного курса «Человек – общество – мир» (34 часа).

10 класс
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).
Тема 1. Перспективы цивилизации:

А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;

Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания (3 часа).
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;

А) диалог цивилизаций;

Б) конфликт и противостояние цивилизаций;

В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции) (4 часа).
Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:

А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;

Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности (4 часа).
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:

А) глобальная Африка;

Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;

В) экологические кризисы;

В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы)

(6 часов).
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:

А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;

Б) «принуждение к миру» (США);

В) ориентация на собственные силы (Китай);

Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).

(5 часа).
Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:

А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;

Б) международный терроризм;

В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);

Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.

(5 часа).
Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия

(3 часа).

Заключительные занятия. Подведение итогов (2 часа).
Учебно – методическое обеспечение

  1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.

  2. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.

  3. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.

  4. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.

  5. Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.

Материально – техническое и информационное обеспечение

Медиа – ресурсы:

-«Обществознание. Практикум». – М., 2004.

Интернет – ресурсы:

-www.c-mentor.ru/cm_games_social.shtml

- http://danur-w.narod.ru/
Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны понимать:

- сущность принципиальных подходов изучения глобальных проблем человечества, выявлять способы и перспективы их решения;

- полученную информацию в соответствии с собственным личным опытом, вырабатывать способность самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.

- алгоритм осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности;

- уметь применять полученные знания и навыки на практике.

Учебно - тематическое планирование элективного курса



Содержание учебного плана


Количество часов

Теория, дата

Практикум, дата

Вводное занятие.

1.1 – 1.2.«Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени.

2




Тема 1. Перспективы цивилизации.

1.1. – 1.2.Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения.

2




1.3.Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.



1

Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях.

2.1. – 2.2.Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций.

2




2.3. – 2.4. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции).




2

Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий.

3.1. – 3.2. «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности.

2




3.3. -3.4. Практикумы: работа с материалами СМИ




2

Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:

4.1. – 4.2. Глобальная Африка.

1

1

4.3. – 4.4. Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы.

1

1

4.5. – 4.6. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы).

1

1

Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё.

5.1. Активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «.

1




5.2. – 5.3. Политика США - «принуждение к миру».

Политика Китая - ориентация на собственные силы.




2

5.4. – 5.5. «Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм).




2

Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:

6.1. – 6.3. Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.

3




6.4. – 6.5.Международный терроризм: поиск координированных усилий.




2

Тема 7.

7.1. – 7.2. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия.

7.3. Исследовательские проекты.

2

1

Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов




2

«круглый стол»

Итого:

34часа: 17 часов теории, 17 часов практики.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Программа курса «Окружающий мир»

Программа курса: 1 стр.




Рабочая программа курса «литературное чтение»

Рабочая программа курса: 1 стр.