Рабочая программа по факультативу человек общество мир
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Е.И. Калиничева/ протокол №___ от «___» _________201__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу человек – общество - мир
10 класс
Составитель: учитель
Командина Татьяна Николаевна
2013-2014учебный год
Пояснительная записка.
Элективный курс «Человек – общество – мир» предназначен для учащихся 10 - 11 классов социально – экономического, гуманитарного профилей. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации, этот курс можно вести в классах, где обществознание преподаётся на базовом уровне. Относится к предметной области «Обществознание».
Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Рабочая программа данного элективного курса составлена на основе и полностью соответствует авторской программе О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон ««Человек – общество – мир».
Цели курса:
- выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;
- формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.
Задачи курса:
- освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);
- введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;
- формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
Первая часть курса (10 класс) «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» рассчитана на 34часа. Курс практико – ориентированный: 17часов теории, 17 часов практических занятий.
Вторая часть курса «Человек – общество – мир» для 11 класса - «Проблема прав человека в 21 веке» также рассчитана на 34 часа: 15 часов теории, 9 часов практики.
Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.
Содержание элективного курса «Человек – общество – мир» (34 часа).
10 класс
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).
Тема 1. Перспективы цивилизации:
А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;
Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания (3 часа).
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;
А) диалог цивилизаций;
Б) конфликт и противостояние цивилизаций;
В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции) (4 часа).
Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:
А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;
Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности (4 часа).
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:
А) глобальная Африка;
Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;
В) экологические кризисы;
В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы)
(6 часов).
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:
А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;
Б) «принуждение к миру» (США);
В) ориентация на собственные силы (Китай);
Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).
(5 часа).
Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:
А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;
Б) международный терроризм;
В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);
Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.
(5 часа).
Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия
(3 часа).
Заключительные занятия. Подведение итогов (2 часа).
Учебно – методическое обеспечение
Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.
Материально – техническое и информационное обеспечение
Медиа – ресурсы:
-«Обществознание. Практикум». – М., 2004.
Интернет – ресурсы:
-www.c-mentor.ru/cm_games_social.shtml
- http://danur-w.narod.ru/
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны понимать:
- сущность принципиальных подходов изучения глобальных проблем человечества, выявлять способы и перспективы их решения;
- полученную информацию в соответствии с собственным личным опытом, вырабатывать способность самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
- алгоритм осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности;
- уметь применять полученные знания и навыки на практике.
Учебно - тематическое планирование элективного курса
Содержание учебного плана | Количество часов | |
Теория, дата | Практикум, дата | |
Вводное занятие. 1.1 – 1.2.«Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени. | 2 | |
Тема 1. Перспективы цивилизации. 1.1. – 1.2.Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения. | 2 | |
1.3.Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. | | 1 |
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях. 2.1. – 2.2.Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций. | 2 | |
2.3. – 2.4. Типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции). | | 2 |
Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий. 3.1. – 3.2. «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. | 2 | |
3.3. -3.4. Практикумы: работа с материалами СМИ | | 2 |
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов: 4.1. – 4.2. Глобальная Африка. | 1 | 1 |
4.3. – 4.4. Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы. | 1 | 1 |
4.5. – 4.6. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы). | 1 | 1 |
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё. 5.1. Активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «. | 1 | |
5.2. – 5.3. Политика США - «принуждение к миру». Политика Китая - ориентация на собственные силы. | | 2 |
5.4. – 5.5. «Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм). | | 2 |
Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития: 6.1. – 6.3. Принципиальная возможность сохранения цивилизации. Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. | 3 | |
6.4. – 6.5.Международный терроризм: поиск координированных усилий. | | 2 |
Тема 7. 7.1. – 7.2. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия. 7.3. Исследовательские проекты. | 2 | 1 |
Итоговое занятие. Защита исследовательских проектов | | 2 «круглый стол» |
Итого: | 34часа: 17 часов теории, 17 часов практики. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: