Рабочая программа по физике в 9 классе составлена на основе авторской программы по физике
Пояснительная записка
Физика 9 класс
Рабочая программа по физике в 9 классе составлена на основе авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена для учебника А.В.Перышкин. Физика 9 класс. М.: Дрофа, - 2003г. на основе обязательного минимума содержания физического образования в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения по 2 учебных часа в неделю (70 учебных часа в год).
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влияние на темпы развития научно – технического прогресса. Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Высокий уровень систематизации физических знаний, логическое совершенство основных теорий, необычная широта практических применений позволяет считать ее эталоном естественнонаучного знания. Включение физики в качестве основного предмета в школьный учебный процесс ни у кого не вызывает сомнения. При этом содержание школьного курса физики, создание эффективных методик, разработка передовых технологий преподавания не могут считаться решенными проблемами.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике;
Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Требования к уровню подготовки учащихся. 9 класса
Учащиеся должны знать:
Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.
Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.
Учащиеся должны уметь:
· Пользоваться секундомером.
· Измерять и вычислять физические величины.
· Читать и строить графики.
· Решать простейшие задачи.
· Изображать и работать с векторами.
· Определять направление тока.
Учебно- тематический план 9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
Теоретические | Лабораторные и практические | Контрольные работы | |||
1 | Тема 1: Законы движения и взаимодействия тел | 28 | 25 | 1 | 2 |
2 | Тема 2 : Механические колебания и волны | 12 | 10 | 1 | 1 |
3 | Тема3: Электромагнитные явления | 11 | 10 | | 1 |
4 | Тема4: Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер | 14 | 11 | 2 | 1 |
5 | Повторение | 3 | 1 | | 2 |
| Итого | 68 | 57 | 4 | 7 |
Календарно – тематическое планирование 9 класс
Дата | П/№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки | Вид контроля | Дидактический материал | |
план | факт | ||||||
| | | Тема 1 Законы движения и взаимодействия тел(28 ч) | | |||
3.09 | | 1/ | Материальная точка. Система отсчета | Материальная точка. Система отсчета | Понятия: материальная точка, система отсчета, вектор перемещения, различать «путь» и «перемещение», мгновенная скорость, равноускоренное движение, ускорение свободного падения, гравитационная постоянная, импульс, реактивное движение. Знать законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса. Знать практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты. Пользоваться секундомером. Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, ускорение, силу, импульс, ускорение свободного падения. Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движении. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, ускорения и скорости при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, силы, импульса. Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы. | Качественные задачи на понятие системы отсчета, материальной точки | Карточки с задачами |
5.09 | | 2/2 | Перемещение | Перемещение | Фронтальный опрос. Решение качественных и расчетных задач | Карточки с задачами | |
10.09 | | 3/3 | Определение координаты движущегося тела | Определение координаты движущегося тела | | | |
12.09 | | 4/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Самостоятельная работа «Перемещение». Физический диктант | Карточки с самостоятельной работой | |
17.09 | | 5/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | Самостоятельная работа «Координата тела. Перемещение» | Карточки с самостоятельной работой | |
19.09 | | 6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | Самостоятельная работа «Ускорение». Чтение графиков скорости | Карточки с самостоятельной работой; карточки с графиками скорости | |
24.09 | | 7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Решение задач «График скорости» | Карточки с задачами | |
26.09 | | 8/8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Тестовая работа «Перемещение. Скорость. Ускорение» | тест | |
1.10 | | 9/9 | Решение задач | | Контрольный тест «Кинематика».Решение задач на определение ускорения, перемещения и скорости | Тест, карточки с задачами | |
3.10 | | 10/10 | Контрольная работа № 1 по §§1-8 | | Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики» | Карточки с контрольной работой | |
8.10 | | 11/11 | Относительность движения | Относительность движения | Решение задач | Карточки с задачами | |
10.10 | | 12/12 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | Самостоятельная работа «Относительность движения». Доклад «Жизнь Ньютона». экспериментальные задания | Карточки с самостоятельной работой; материалы по ходу экспериментов | |
15.10 | | 13/13 | Второй закон Ньютона | Второй закон Ньютона | Фронтальный опрос по теме «Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета». Решение задач | Карточки с задачами | |
17.10 | | 14/14 | Решение задач | Решение задач | Урок-игра «Законы Ньютона | Маршрутный лист по этапам урока | |
22.10 | | 15/15 | Третий закон Ньютона | Третий закон Ньютона | Самостоятельная работа «1,2 законы Ньютона» | Карточки с самостоятельной работой | |
24.10 | | 16/16 | Свободное падение тел | Свободное падение тел | Решение задач | Карточки с задачами | |
29.10 | | 17/17 | Исследование ускорения свободного падения (л.р.) | | Лабораторная работа № 1 «Исследование ускорения свободного падения» | Выполняется по описанию в учебнике | |
| |||||||
31.10 | | 18/18 | Движение тела, брошенного вертикально вверх | Движение тела, бро-шенного вертикально вверх | Решение задач. Групповая работа | Карточки с задачами; карточки с заданиями (2 уровня сложности) | |
12.11 | | 19/19 | Закон всемирного тяготения | Закон всемирного тяго-тения | Самостоятельная работа «Свободное падение» (тест). Решение задач | Тест; карточки с задачами | |
14.11 | | 20/20 | Ускорение свободного падения на Земле и на других планетах | Ускорение свободного падения на Земле и на других планетах | Решение задач. Физический диктант. Самостоятельная работа «Закон Всемирного тяготения» | Карточки с задачами; карточки с самостоятельной работой | |
19.11 | | 21/21 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Решение задач | Карточки с задачами | |
21.11 | | 22/22 | Решение задач | Решение задач | Решение задач «Движение тела по окружности» | Карточки с задачами | |
26.11 | | 23/23 | Искусственные спутники Земли | Искусственные спутники Земли | Проверочная работа «Движение по окружности» (тест) | Тест | |
28.11 | | 24/24 | Импульс тела | Импульс тела | Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» | Карточки с задачами | |
3.12 | | 25/25 | Закон сохранения импульса | Закон сохранения импульса | |||
5.12 | | 26/26 | Решение задач | | Решение задач | Карточки с задачами | |
10.12 | | 27/27 | Реактивное движение. Развитие ракетной техники | Реактивное движение. Развитие ракетной тех-ники | Сообщение «Развитие ракетной техники». Обобщение по изученному материалу | Карточки с задачами | |
12.12 | | 28/28 | Контрольная работа № 2 по §§ 9-23 | | Разноуровневая контрольная работа № 2 «Основы кинематики. Динамика» | Карточки с контрольной работой (2 уровня сложности) | |
| | | Тема 2 Механические колебания и волны(12 ч) | | |||
17.12 | | 1/29 | Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник | Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник | Знать понятия: амплитуда, период, частота колебаний, поперечные и продольные волны, длина волны. Уметь объяснять физ. понятия и явления: звуковая волна, резонанс, эхо, высота, тембр, громкость звука. Знать практическое применение звуковых волн в технике. Уметь измерять и вычислять период колебаний маятника. Решать практические задачи на определение длины волны. | Заполнение таблицы «Сравнение различных видов движения» | |
19.12 | | 2/30 | Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза | Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза | Решение задач | Карточки с задачами | |
24.12 | | 3/31 | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины (л.р.) | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины (л.р.) | Лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | Шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, секундомер | |
26.12 | | 4/32 | Превращение энергии при колебательном движении | Превращение энергии при колебательном движении | Физический диктант. Проверочная работа «Период, частота, амплитуда» (тест) | Тест | |
14.01 | | 5/33 | Распространение колебаний в среде. Волны | Распространение колебаний в среде. Волны | Решение задач. Заполнение таблицы «Виды волн» | Карточки с задачами | |
16.01 | | 6/34 | Длина волны. Скорость распространения волн | Длина волны. Скорость распространения волн | Решение задач | Карточки с задачами | |
21.01 | | 7/35 | Решение задач | Решение задач | Самостоятельная работа «Длина и скорость распространения волн» | Карточки с самостоятельной работой | |
23.01 | | 8/36 | Звуковые колебания | Звуковые колебания | Проверочная работа «Распространение колебаний в среде. Волны» (тест) | Тест | |
28.01 | | 9/37 | Решение задач | | Решение задач | Карточки с задачами | |
30.01 | | 10/38 | Распространение звука. Звуковые волны | Распространение звука. Звуковые волны | Проверочная работа «Звуковые колебания» (тест). Работа в группах | Тест; карточки с заданиями для групп | |
4.02 | | 11/39 | Отражение звука. Эхо | Отражение звука. Эхо | Самостоятельная работа «Звуковые колебания. Распространение звука» (тест). Обобщение по теме «Звук» (тест) | Тест | |
6.02 | | 12/40 | Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны». | Контрольная работа № | Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны» | Карточки с контрольной работой | |
| | | Тема 3 Электромагнитные явления(11 ч) | | |||
11.02 | | 1/41 | Магнитное поле, его графическое изображение | Магнитное поле, его графическое изображение | Знать понятия: магнитное поле, электромагнитная индукция, магнитный поток, переменный ток, электромагнитная волна. Различать по графикам виды магнитных полей: однородное и неоднородное. Знать устройство, принцип действия и практическое применение генератора переменного тока. Уметь определять направление вектора магнитной индукции, силы Ампера. Решать задачи с применением изученной формулы. | Экспериментальные задания | Материалы по ходу экспериментов |
13.02 | | 2/42 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | Направление тока и направление линий его магнитного поля | Тестовая работа «Магнитное поле и его графическое изображение». Решение задач | Тест; карточки с задачами | |
18.02 | | 3/43 | Силы, действующие на проводник с током | Силы, действующие на проводник с током | Самостоятельная работа «Направление тока и направление линий его магнитного поля». Групповая работа по карточкам «Сила, действующая на проводник с током» | Карточки с самостоятельной, групповой работой | |
20.02 | | 4/44 | Индукция магнитного поля | Индукция магнитного поля | Решение задач | Карточки с задачами | |
25.02 | | 5/45 | Магнитный поток | Магнитный поток | Фронтальная беседа «Индукция магнитного поля», самостоятельная работа. Самостоятельная работа «Индукция магнитного поля» | Карточки с самостоятельной работой | |
27.02 | | 6/46 | Явление электромагнитной индукции | Явление электромагнитной индукции | Практическая работа «Температура Кюри» | Магнит постоянный, спиртовка, стальная игла, нитка | |
4.03 | | 7/47 | Получение переменного электрического тока | Получение переменного электрического тока | Самостоятельная работа с учебником | Карточки с заданиями (3 уровня сложности) | |
6.03 | | 8/48 | Электромагнитное поле | Электромагнитное поле | Решение задач | Карточки с задачами | |
11.03 | | 9/49 | Электромагнитные волны | Электромагнитные волны | Решение задач. Заполнение таблицы «Виды излучения» | Карточки с задачами | |
13.03 | | 10/50 | Экологические проблемы, связанные с ТЭС и ГЭС | Экологические проблемы, связанные с ТЭС и ГЭС | Обобщение по теме «Электромагнитное поле»: беседа по вопросам, игра «Реклама», решение задач. | Маршрутный лист по этапам урока | |
18.03 | | 11/51 | Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления» | Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления» | Контрольный тест «Электромагнитное поле». Разноуровневая контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле» | Тест; карточки с контрольной работой (2 уровня сложности) | |
| | | Тема 4 Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер( 14) | | |||
20.03 | | 1/52 | Радиоактивность как явление сложного строения атома. | Радиоактивность как явление сложного строения атома. | Знать строение атома, состав атомных ядер. Принцип расщепления некоторых массивных ядер под действием нейтронов и выделение энергии при расщеплении (на качественном уровне) Уметь определять состав атомных ядер различных элементов (По таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева») Понимать устройство атомной электростанции по аналогии с обычной тепловой электростанцией, в которой роль топки играет атомный реактор. Иметь представление о радиоактивности, поглощенной дозе излучения и ее биологическом действии. | Составление вопросов взаимоконтроля «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов» | |
1.04 | | 2/53 | Модели атомов. Опыт Резерфорда | Модели атомов. Опыт Резерфорда | | | |
3.04 | | 3/54 | Радиоактивные превращения атомных ядер | Радиоактивные превращения атомных ядер | Сравнительная характеристика радия и радона | | |
8.04 | | 4/55 | Экспериментальные превращения атомных ядер | Экспериментальные превращения атомных ядер | | | |
10.04 | | 5/56 | Экспериментальные методы исследования частиц | Экспериментальные методы исследования частиц | Самостоятельная работа «Методы исследования частиц» | | |
15.04 | | 6/57 | Открытие протона. Открытие нейтрона | Открытие протона. Открытие нейтрона | Групповая работа учащихся «Дуэль»: вопросы – ответы. Решение задач | Карточки с задачами | |
17.04 | | 7/58 | Состав ядра атома | Состав ядра атома | Решение задач | Карточки с задачами | |
22.04 | | 8/59 | Энергия связи. Дефект масс | Энергия связи. Дефект масс | Самостоятельная работа «Строение атома и атомного ядра» | Карточки с самостоятельной работой | |
24.04 | | 9/60 | Решение задач | Решение задач | Тестовая работа «Строение атома. Энергия связи. Правило смещения» | Тест | |
29.04 | | 10/61 | Деление ядра урана. Изучение деления ядра урана по фотографии треков (л.р) | Деление ядра урана. Изучение деления ядра урана по фотографии треков (л.р) | Самостоятельная работа «Строение атома. Правило смещения». Лабораторная работа № 3 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | Карточки с самостоятельной работой; лабораторная работа проводится по описанию в учебнике | |
4.05 | | 11/62 | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (л.р.) | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям (л.р.) | Лабораторная работа № 4 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | лабораторная работа проводится по описанию в учебнике | |
6.05 | | 12/63 | Ядерный реактор Атомная энергетика | Ядерный реактор Атомная энергетика | Заполнение таблицы «Характеристика изотопов урана». Групповая работа «Суд над атомом» | Карточки со словами по ходу групповой работы | |
13.05 | | 13/64 | Термоядерная реакция | Термоядерная реакция | Систематизация знаний по теме «Ядерная физика»: карточки с вопросами, коллективное решение задач | Маршрутный лист по этапам урока | |
13.05 | | 14/65 | Контрольная работа № 5 «Атом. Строение атома» | Контрольная работа № 5 «Атом. Строение атома» | Контрольный тест «Строение атома и атомного ядра». Контрольная работа № 5 «Атом. «Строение атома» | Тест; карточки с контрольной работой (2 уровня сложности) | |
| | | Повторение(3 ч) | | |||
15.05 | | 1/66 | Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса | Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса | Систематизация знаний: знание законов; физических величин, их условных обозначений и единиц измерения, названий и назначения измерительных приборов | Обобщающий урок-игра: теоретические знания, кроссворды «Кинематика», «Магнетизм» | Маршрутный лист по этапам урока |
20.05 | | 2/67 | Итоговая контрольная работа за курс физики основной школы | | Систематизировать знания, полученные за курс физики основной школы | Итоговое тестирование за курс физики основной школы | Тест |
22.05 | | 3/68 |
Список литературы
Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Физика. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2004
Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006
Гутник Е.М. Физика 7-9 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7-9 кл.» / Под ред. Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2001
Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты 7-9 кл: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001
Кореневская О.В. Физика. 7 класс: Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001
Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001
Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005
Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания: Книга для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2002
Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики: 7 класс. Части 1-3: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006
Мокрова И.И. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. ПЕрышкина «Физика. 9 класс», Части 1, 2 / Сост. И.И. Мокрова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. – М.: Вербум-М, 2001
Перышкин А.В. Физика. 7, 8, 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002
Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7, 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003
Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Под ред. Ю.И. Дика, В.А. Коровина. – М.: Дрофа, 2001
Справочник школьника. Физика. – М.: Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С», 1995
Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7, 8 класс. Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001
Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2001
страница 1
скачать
Другие похожие работы: