Программа по физике 11 класс на основе программы гя мякишева 2013-2014уч год Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 11 класс на основе программы ГЯ Мякишева 2013-2014уч.год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы ГЯ Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: физика 10 - 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение. 2006).
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 (10 класс) - 68(11 класс) часов.
Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по физике среднего (полного) общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.
Основное содержание (140 – 136 часов)
Изучение физики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Изучение курса физики в 10-11 классах структурировано на основе физических теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
*
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебно – методический комплект
1. Мякишев ГЕ, Буховцев ББ, Сотский НН. Физика. 10- 11 класс, - М.: Просвещение, 2009 год.
2. Тулькибаева НН, Пушкарев АЭ. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс, - М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкеевич АП. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрова, 2010
4. Степанова ГН. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
5. КИМ – 2011, КИМ – 2012.
6.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
7.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
11класс
№ | Тема урока | Тип урока | Метод обучения, | Форма работы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Средства обучения, демонстрации | Примечание | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | факти чески | |||||||||||
Раздел: Электродинамика 13 часов Тема «Магнитное поле» 5 часов | ||||||||||||
1 | Взаимодействие токов | Урок изучения нового материала | беседа | Фронт. работа | Взаимодействие токов | Знать опыт Эрстеда, об образовании м.п. вокруг пров. с током, взаимодействие параллельных токов | Тесты | Демонстрация магнитного поля тока | | § 1, задачи из РАП, р.821 | | |
2 | Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. | Комбинированный урок | Информационно-развивающий | Эврист. Беседа. Составление опорного конспекта | Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. | Знать понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции Знать физический смысл магнитной индукции | Решение типовых и экспериментальных задач Тесты | Демонстрация магнитного поля на проводник с током | | 2. Р.№822 | | |
3 | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Проблемно-поисковый | Репродуктивный | Беседа, фронт. опрос, | Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера | Знают понятия: м. п., вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции | Решение типовых и экспериментальных задач | Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток | | §3. Упр.1(2) §4*,5* | | |
4 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | Проблемно-поисковый | Продуктивная | Эврист. беседа. Составление опорного конспекта | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца | Знать понятия: вихревой характер магнитного поля, расчет модуля вектора В, правило буравчика | Решение типовых и экспериментальных задач | Наглядные пособия: «Радиоционный пояс Земли», «Полярное сияние», «Циклотрон», «Установка ТОКАМАК» | | §6. Упр.1(3) §7* | | |
5 | Обобщающий урок по теме «Магнитное поле» | Урок закрепления изученного материала | Информационно-развивающий | | | Уметь решать задачи на движение заряженных частиц в однородном магнитном поле., определять величину и направление сил Ампера и Лоренца. | Решение типовых и экспериментальных задач Тесты | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Магнитное поле» | | Упр.1(4) | | |
| ||||||||||||
6/1 | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток | Комбинированный урок | Проблемно-поисковый | Эврист. беседа. Составление опорного конспекта | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток | Знать опыты Фарадея по обнаружению явления ЭМИ | Решение типовых и экспериментальных задач | Демонстрация опытов Фарадея по обнаружению явления ЭМИ | | §8,9 Р.№ 903 | | |
7/2 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | Урок изучения нового материала | Объясн.-иллюстр | Беседа, фронт. опрос | Использовать правила Ленца и буравчика для определения направление инд. тока | Объяснять изменение направления индукционного тока . Знать правило Ленца | Решение типовых и экспериментальных задач тесты | Демонстрация опытов | | §10, упр2(2) | | |
8/3 | Закон электромагнитной индукции Лабораторная работа №3. «Изучение явления электромагнитной индукции» | Урок-практикум | Проблнмно-поисковый | Парная работа, | Закон электромагнитной индукции | Знать причины возникновения индукционного тока и объяснять изменение направления индукционного тока Уметь выбирать направление обхода контура | Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции» Решение типовых и экспериментальных задач | Изучение явления электромагнитной индукции Уметь различными способами получать инд. ток | | §11, упр2(3) | | |
9/4 | ЭДС индукции в движущихся проводниках | Урок изучения нового материала | Проблемно-поисковый | Эврист. беседа. Составление опорного конспекта | ЭДС индукции в движущихся проводниках | Уметь объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции | Решение типовых и экспериментальных задач | Демонстрационные опыты | | §12*,13, упр2(4) | | |
10/5 | Самоиндукция. Индуктивность | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр. | Беседа, | Самоиндукция.Индуктивность | Знать явление самоиндукции и причины его возникновения, о ее роли в технике, понятие индуктивности Рассчитывать индуктивность контура и катушки | Решение типовых и экспериментальных задач, тесты | Демонстрационные опыты | | §14*,15, упр.2, (5,6) | | |
11/6 | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр и проблемный | Фронтальная работа. КМД | Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле | Знать об особенностях возникновения в цепи энергии м.п., рассчитывать ее. причинах возникновения и свойствах э.-м. поля Использовать ф-лу энергии м.п. Применять принцип относительности Галилея для объяснения возникновения э.-м. поля | Разбор ключевых задач | Демонстрационные опыты | = | §16,17, упр.2, (7) Р.№928 | | |
12/7 | Контрольная работа №1 по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция» | Урок обобщения контроля знаний | Репродуктивный | Индивидуальная работа | Темы «Магнитное поле и Электромагнитная индукция» | Уметь решать задачи по теме: «Магнитное поле и Электромагнитная индукция» | Тесты | | | Повторить§1-17 КИМ-2010* | | |
Раздел 2. Колебания и волны. 19часов Тема 3. Механические колебания 4 часа | ||||||||||||
13/1 | Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр и проблемный | Фронтальная работа. | Свободные и вынужденные колебания. Уравнения колебаний математического и пружинного маятников | Знать общее уравнение колебательных систем. Уметь выделять, наблюдать и описывать мех. колебания физических систем | Решение типовых и экспериментальных задач | Условия возникновения свободных колебаний. Математический и физические маятники | | §18,19,20,21 вопросы к §§ Р. 423, 428 | | |
14/2 | Гармонические колебания. Фаза колебаний | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр и проблемный | Фронтальная работа. | Уравнение гармонических колебаний. Зависимость периода. частоты колебаний от свойств системы. Фаза колебаний | Знать виды колебаний и колебательных систем. Анализировать график гармонических колебаний для описания колеб. движения | Решение типовых и экспериментальных задач Тесты | Демонстрационные опыты | | §22,23, Р.№ упр3(2,3) | | |
15/3 | Превращение энергии при гармонических колебаниях Вынужденные колебания. Резонанс. | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр и проблемный | Фронтальная работа. КМД | Превращение энергии при гармонических колебаниях. Полная механическая энергия. Уравнение движения для вынужденных колебаний Знать о явлении резонанса, причинах и условии его возникновения | Знать как происходит превращение энергии при колебаниях, умеют применять ЗСЭ | Решение типовых и экспериментальных задач Тесты | Демонстрационные опыты | | §24,25, Упр.3, (4) | | |
16/4 | Лабораторная работа №4. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Воздействие резонанса и борьба с ним | Урок применения знаний (практикум) | Проблемно - поисковый | Парная лабораторно-поисковая работа | Математический маятник. Динамика колебательного движения | Уметь полученные знания на практике | Практическая работа | Определение ускорения свободного падения при помощи маятника | | Повт. §§20-25, §26, Упр.3, (5) | | |
Тема 4. Электромагнитные колебания 5 часов | ||||||||||||
17/1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | Комбинированный урок | Проблемно - поисковый | Эвристическая беседа. Составление опорного конспекта | Свободные е электромагнитные колебания причины постепенного изменения заряда и тока | Знать схему колебательного контура., формулу Томсон Знать, как происходит превращение энергии в колеб. контуре, используют з-н сохр. энергии | Решение типовых экспериментальных задач | Демонстрация свободных электромагнитных колебаний | | §27,28, 29* Р.№932, упр 4(1) | | |
18/2 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний | Урок изучения нового материала | Объясн.-иллюстр | Беседа, фронт. опрос | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний | Знать основное уравнение колебательного контура Применение первой и второй производной по qt для получения основного ур-я к.к. | Решение типовых экспериментальных задач. тесты | Демонстрация свободных электромагнитных колебаний | | §30, упр.4, (2,3) | | |
19/3 | Переменный электрический ток | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр | Эвристическая беседа. Составление опорного конспекта | Переменный электрический ток, действующие значения силы тока и напряжения | Понимать принцип действия генератора переменного тока. | Решение типовых экспериментальных задач, тесты | Демонстрация возникновения переменного электрического тока при вращении рамки в м. поле | | §31,Р.№ 952 | | |
20/4 | Сопротивление в цепи переменного тока | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр | Беседа, фронт. опрос | Резистор, конденсатор и катушка в цепи переменного тока | Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений | Решение типовых экспериментальных задач, тесты | Демонстрационные опыты | | §32,33*, 34,* упр. 4, (4) | | |
21/5 | Резонанс в электрической цепи. | Комбинированный урок | Объясн.-иллюстр | Беседа, фронт. опрос | Условия резонанса в цепи переменного тока | Знать об условиях резонанса | Решение типовых экспериментальных задач | Демонстрация возникновения резонанса в цепи переменного тока | » | §35,36*,упр. 4, (5) | | |
Тема 5. Производство, передача и использование электрической энергии 3 часа | ||||||||||||
22/1 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | Урок изучения нового материала | Объясн.-иллюстр | Беседа, фронт. опрос | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | Знать устройство и принцип действия индукционного генератора и трансформатора переменного тока, уметь рассчитывать мощность трансформатора | Решение типовых экспериментальных задач, тесты | Работа с изображением индукционного генератора и трансформатора, расчет коэфф. трансформации на х.х. и при подключенной нагрузке | | §37,38, 39*, упр5 (2,3) | | |
23/2 | Передача электроэнергии Решение задач на тему: «Электромагнитные колебания | Урок применения знаний | Объясн.-иллюстр | Творческий семинар | Экологические , экономическиеи политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и пути их решения | Понимать основные принципы производства и передачаиэлектроэнергии, уметь рассчитывать потери мощности при передаче электроэнергии | Составление конспекта и схемы линии эл.передач | Экранно-иллюстрирующие пособия | | §40,41* упр5 (5) | | |
24/3 | Контрольная работа №3 по теме: «Механические и электромагнитные колебания» | Урок обобщения контроля знаний | Репродуктивный | Индивидуальная работа | Темы «Механические и электромагнитные колебания» | Уметь решать задачи по теме: «Механические и электромагнитные колебания» | Тесты | | | | | |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: