Рабочая программа по художественной культуре Красноярского края. 5класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013 Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по художественной культуре Красноярского края. 5класса
Составил: учитель музыки
Крестьянинова В..Г.
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования и на основе обязательного минимума содержания образовательных программ краевого (регионально - национального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту.
Изучение предмета «Художественная культура Красноярского края» способствует решению следующих задач:
развивать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства Красноярского края;
овладеть практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений;
воспитывать и развивать художественный вкус обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.
Данная программа реализует региональный компонент учебного предмета «Художественная культура Красноярского края» на ступени основного общего образования как области, изучающей создание, сохранение и распространение произведений искусства и народных традиций; основных видов искусства (изобразительного, театрального, музыкального, декоративно- прикладного) и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края.
Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 17 часов, в том числе 1 обобщающий урок.
Содержание тематического материала включает в себя сведения по изобразительному и театральному искусству, архитектуре и музыке исторически развивающихся в Красноярском крае. Жизнь и творчество В.И. Сурикова.
Формы и методы: при проведении уроков используются беседы, индивидуальная и групповая работа, карточки задания, тестирование, диски, видеоматериалы, слайдовые презентации, Интернет.
Изучение предмета предполагает урочную и внеурочную деятельность (посещение концертов, музеев; экскурсий), подготовка творческих работ.
Основными формами контроля знаний и умений учащихся являются: устный и письменный контроль, учебно – творческие и творческие работы: сообщения, презентации, альбомы, отчёты, размышления.
Итоговый контроль знаний и умений проходит в форме обобщающего урока.
Содержание тем учебного предмета.
Раздел 1. Изобразительное искусство. 6 часов.
Введение. Виды искусства.
Виды искусств, исторически развивающихся в Красноярском крае. Основные виды изобразительного искусства в истории художественной культуры Красноярского края. Живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство в Красноярском крае. Сущность, особенности каждого вида, исторический обзор их развития, достижения.
3. Жанры живописи. Пейзаж.
Живопись как ведущий вид искусства художественной культуры Красноярского края. Жанры живописи в историческом развитии. Жанр пейзажа как наиболее развитая в крае разновидность живописного искусства. Настроение и чувства человека в образах природы. Эпический, лирический, исторический и этнографический пейзаж. Т.Ряннель, Б Ряузов, Д.И. Каратанова, А.П. Лекаренко, В. И. Суриков.
Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова.
В.И. Суриков и его роль в истории художественной культуры Красноярского края. Жизненный путь и творчество В.И. Сурикова.
5. Портрет.
Сибирские характеры как образы разных времён. В.И. Суриков, А. Поздеев, А. Волокитин.
6.Натюрморт.
Натюрморт как средство самовыражения художника. Мирошкина. А. Лекаренко, Г. Горенский
Раздел 2. Театральное искусство 3 часа.
7. 8. 9. Виды театрального искусства в Красноярском крае.
Театр как особый вид сценического искусства. Синтез литературного, изобразительного, архитектурного, музыкального, хореографического творчества в создании спектакля.
Виды и жанры театрального искусства в Красноярском крае. Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина – колыбель театрального искусства края. История становления сценического искусства в крае. Театр оперы и балета. История создания. Русская и западноевропейская классика. Современность на театральной сцене.
Театр музыкальной комедии. Театр юного зрителя. Театры городов края.
Красноярский театр музыкальной комедии. Театр юного зрителя – театр о молодёжи и для молодёжи (ТЮЗ). История создания. Театр кукол – театр первых сценических уроков. Своеобразие эстетики театра юного зрителя. Театры городов края: Ачинский драматический, кукольный театры. Норильский театр их лица на «театральной» карте.
Раздел 3. Архитектура. 4 часа.
10. Деревянное зодчество.
Деревянное зодчество в Красноярском крае. Культовая и жилая архитектура. Остроги. Сибирский двор. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре.
11. 12. Архитектура как синтез искусств.
Каменное строительство храмов, соборов (Кафедральный собор, церковь Вознесения и тд.). Икона. Мастера иконописи. Ведущие архитекторы.
13. «Прогулка по Красноярску». Экскурсия : «Старая и новая Балахта»
Заочная экскурсия в город Красноярск. Часовня Параскевы Пятницы, пушка. Фонтаны города. Заповедник «Столбы», «Роев ручей».
Раздел 4. Музеи. 1 час.
14. Музей – усадьба В. И. Сурикова
Мемориальный музей – усадьба В.И. Сурикова – первый художественный музей на территории Красноярского края. Суриковские места в Красноярске.
Раздел 5. Музыка. 3 часа.
15. Музыка как вид искусства.
Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Классическая музыка края.
Оркестры, хоры, исполнители. Музыка в театрах.
16. Народное музыкальное творчество.
Казачьи песни и традиции хорового пения в Красноярском крае. Жанры фольклорной музыки края. Особенности музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.
17. К.М. Скобцов – собиратель фольклора края. Обобщающее повторение по теме: «Художественная культура края»
Собиратели и исполнители, музыкально – песенного фольклора в Красноярском крае. К.М. Скобцов – собиратель фольклора, создатель народно – хоровых коллективов, популяризатор песенно – танцевальной культуры в Красноярском крае. Вклад народов Красноярского края в культуру России и мира. Тестовое задание.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Число часов на … | ||
Теорию | Практику | Контроль | |||
1. | Раздел 1. Изобразительное искусство. | 6ч | | | |
2. | Раздел 2. Театральное искусство. | 3ч | | | |
3. | Раздел 3. Архитектура | 4ч | | | |
4. | Раздел 4. Музеи | 1ч | | | |
5 | Раздел 5. Музыка. | 3ч | | | |
6 | Итого | 17ч | 6ч | 10ч | 1ч |
Календарно - тематическое планирование 5 класса.
Дата | Тема урока | Количество часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Вид контроля. | ||
По плану | Фактически | |||||||
Изобразительное искусство. (6 часов) | | |||||||
14. 01. | | 1. Введение. Виды искусства. | 1ч | Что изучает предмет ХККк. Основные виды искусств, исторически развивающиеся в Красноярском крае (живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр, декоративно – прикладное искусство). Сущность особенность каждого вида, исторический обзор их развития, достижения. | Знать что изучает предмет ХККк; виды искусств их особенности, определения. Уметь: - определять своё отношение к художественным произведениям, высказывать мнение в устной форме. | Слайдовая презентация: «Виды искусств Красноярского края» | Беседа. Знание понятий. | |
21. 01. | | 2. Жанры живописи. Пейзаж. | 1ч | Живопись как ведущий вид искусства художественной культуры Красноярского края. Жанры живописи в историческом развитии. Жанр пейзажа как наиболее развитая в крае разновидность живописного искусства. Настроение и чувства человека в образах природы. Эпический, лирический, исторический и этнографический пейзаж. Т.Ряннель, Б Ряузов, Д.И. Каратанова, А.П. Лекаренко, В. И. Суриков. | Знать понятия: живопись, виды и особенности каждого; - особенности творчества художников, жанры и виды. Уметь: приводить примеры, высказывать своё мнение, приводить свои доводы. - работать с дополнительной информацией | Справочник Л.И. Шаповалова «Понять красоту»; Альбом «Художники Красноярска»; Учебник Раицкая «ХККк 4 кл»; Портреты художников. | Устный контроль. Беседа. Самостоятельная работа. | |
28. 01. | | 3. Жанры живописи. Пейзаж. | 1ч | |||||
4. 02. | | 4. Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова. | 1ч | В.И. Суриков и его роль в истории художественной культуры Красноярского края. Жизненный путь и творчество В.И. Сурикова. | Знать основные факты жизни и творчества В. И. Сурикова Уметь: - понимать содержание, образный язык произведений; - определять своё отношение к художественным произведениям, высказывать мнение в устной форме; -выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира. - подготовить творческую работу (сообщение, презентацию) | CD «Художники Красноярья»; Портреты художников | Беседа. Устный контроль. Творческая работа. «Антология живописи красноярских художников» | |
11. 02. | | 5. Портрет. | 1ч | Сибирские характеры как образы разных времён. В.И. Суриков, А. Поздеев, А. Волокитин. | Знать понятие портрет Уметь: - понимать содержание, образный язык произведений, выявлять характерные стилистические особенности художников; - определять своё отношение к художественным произведениям, высказывать мнение в устной форме. - подготовить творческую работу (каталог) | учебник Раицкая «ХККк 3 кл»; Книга «Суриков. Сибирь»; Портрет В.И. Сурикова. А. Поздеева | Тестовое задание. Составление каталога произведений В.И. Сурикова | |
18. 02. | | 6. Натюрморт. | 1ч | Натюрморт как средство самовыражения художника. Мирошкина. А. Лекаренко, Г. Горенский | Знать понятие натюрморт Уметь: - понимать содержание, образный язык произведений, выявлять характерные стилистические особенности художников; - определять своё отношение к художественным произведениям, высказывать мнение в устной форме. - подготовить творческую работу (каталог) | | Устный контроль. Творческая работа. | |
Театральное искусство (3 часа) | | |||||||
25. 02. | | 7. Виды театрального искусства в Красноярском крае. | 1ч | Театр, как особый вид сценического искусства. Синтез литературного, изобразительного, архитектурного, музыкального, хореографического творчества в создании спектакля. Виды и жанры театрального искусства в Красноярском крае. Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина – колыбель театрального искусства края. История становления сценического искусства в крае. Русская и западноевропейская классика. Современность на театральной сцене. Театр оперы и балета. История создания. Красноярский театр музыкальной комедии. Театр юного зрителя ТЮЗ. История создания. Театр кукол – театр первых сценических уроков. Театр юного зрителя – театр о молодёжи и для молодёжи. Своеобразие эстетики театра юного зрителя. Театры городов края: Ачинский драматический, кукольный театры. Норильский театр их лица на «театральной» карте. | Знать понятие театр, его определение как жанра, разновидности театрального искусства; - ведущие театры Красноярского края и историю их создания; - наиболее известные постановки и ведущих актеров театров Уметь: - выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; - представлять творческую работу | CD «Искусство Красноярья»; Справочник «Понять красоту» Учебник «ХККк» Раицкая 3, 4 кл.; Л.И. Шаповалова. Открыть красоту: | Беседа. Устный контроль. Игра: «Угадайка», театральные профессии – таблица. Создание проекта «Правила этикета в театре» Творческая работа : «Дизайн предмета, костюма, интерьера к спектаклю»; Викторина. | |
4. 03. | | 8. Виды театрального искусства в Красноярском крае. | 1ч | |||||
11. 03 | | 9. Виды театрального искусства в Красноярском крае. | 1ч | |||||
Архитектура (4 часа) | ||||||||
18. 03. | | 10. Деревянное зодчество. | 1ч | Деревянное зодчество в Красноярском крае. Культовая и жилая архитектура. Остроги. Сибирский двор. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре | Знать понятия: архитектура, культовая, жилая, острог и их определения Уметь: - использовать приобретенные знания в практической деятельности, самостоятельной работе; - Работать с дополнительной информацией. | Справочник Л.И. Шаповалова «Понять красоту»; учебник Раицкая «ХККк 3,4 кл»; | Работа с информацией. Зарисовки, элементы храмов, избы, украшения, оформление строений. Беседа. Устный контроль. | |
1. 04. | | 11. Архитектура как синтез искусств. | 1ч | Каменное строительство храмов, соборов (Кафедральный собор, церковь Вознесения и тд.). Икона. Мастера иконописи. Ведущие архитекторы. | Знать понятия: архитектура, синтез искусств и их определения. - имена архитекторов Красноярского края, сооружения разных видов и жанров Уметь: - использовать приобретенные знания в практической деятельности, самостоятельной работе; - понимать содержание, образный язык произведений; - определять своё отношение к художественным произведениям, высказывать мнение в устной(письменной) форме; | учебник Раицкая «ХККк 3,4 кл»; | Беседа. Устный контроль. Творческая работа «Подготовка видео ряда» | |
8. 04 | | 12. Архитектура как синтез искусств. | 1ч | |||||
15. 04. | | 13. «Прогулка по Красноярску» Экскурсия: «Старая и новая Балахта». | 1ч | Заочная экскурсия в город Красноярск. Часовня Параскевы Пятницы, пушка. Фонтаны города. Заповедник «Столбы», «Роев ручей». Старая и новая Балахта (архитектура, сравнение). | Уметь: - высказывать мнение в устной (письменной) форме; - представлять творческую работу | CD -видео «Прогулка по Красноярску» | Беседа. Устный контроль. Обсуждение рассказов, творческих работ. | |
Музеи (1 час) | ||||||||
22. 04. | | 14. Музей – усадьба В. И. Сурикова | 1ч | Мемориальный музей – усадьба В.И. Сурикова – первый художественный музей на территории Красноярского края. Суриковские места в Красноярске. | Знать понятие музей, его определение - ведущие краеведческие музеи Красноярского края; Уметь: - выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира. | Книга «Суриков. Сибирь»; Фрагмент фильма «От автора». Сведения о музее по Интернету. | Составить вопросы, задания. Беседа. Устный контроль. | |
Музыка (3 часа) | ||||||||
29. 04. | | 15. Музыка как вид искусства. | 1ч | Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Классическая музыка края. Оркестры, хоры, исполнители. Музыка в театрах. | Знать: -сочинения композиторов Красноярского края, творчество известных исполнителей музыкальных произведений; - особенности и жанры музыкальных произведений композиторов Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; | Учебник «ХККК» Раицкая 4,3 класс; CD «Искусство Красноярья»; аудио кассета «Песни Красноярского края». | Беседа. Устный контроль. Викторина. Слушание музыки. Анализ музыки. | |
6. 05. | | 16. Народное музыкальное творчество | 1ч | Казачьи песни и традиции хорового пения в Красноярском крае. Жанры фольклорной музыки края. Особенности музыкального фольклора народов проживающих на территории края, в том числе коренных малочисленных народов Севера. | Знать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции Красноярского края; -особенности и жанры музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края; Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | «Оленёнок», горловое пение. Казачьи песни, хоры, Оркестр народных инструментов; Аудио кассета «Песни Красноярского края». | Беседа. Устный контроль. Тестовое задание. Слушание музыки. Слуховой анализ. Хоровое пение. | |
13. 05. | | 17. К.М. Скобцов – собиратель фольклора края. Обобщающее повторение по теме: «Художественная культура края» | 1ч | К.М. Скобцов – собиратель фольклора края, создатель народно - хоровых коллективов, популяризатор песенно- танцевальной культуры в Красноярском крае. Вклад народов Красноярского края в культуру России и мира. Тестовое задание. | Знать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции Красноярского края; -особенности и жанры музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края; Уметь: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | CD «Искусство Красноярья»; аудио кассета «Песни Красноярского края». | Беседа. Устный контроль. Тестовое итоговое задание. Слушание музыки. Слуховой анализ. Хоровое пение. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения данного предмета в 5 классе учащийся должен:
знать
- основные факты жизни и творчества В. И. Сурикова;
- основные виды и жанры произведений известных художников, архитекторов Красноярского края разных видов и жанров;
- художественные музеи и выставочные залы Красноярского края;
- ведущие театры Красноярского края и историю их создания;
- наиболее известные постановки и ведущих актеров театров Красноярского края;
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции Красноярского края;
- имена музыкантов – исполнителей Красноярского края;
- сочинения композиторов Красноярского края, творчество известных исполнителей музыкальных произведений;
- особенности и жанры музыкальных произведений композиторов, музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края;
- художественные традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;
- ведущие краеведческие музеи Красноярского края;
уметь:
- понимать содержание, образный язык произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края разных видов и жанров;
- использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей); определения своего отношения к музыкальным явлениям Красноярского края;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности в декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);
- выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира.
Учебно –методическое обеспечение
Методическая литература.
Л.И. Шаповалова. Открыть красоту: художественная культура Красноярского края
Л.И. Шаповалова. Понять красоту: Краткий словарь – справочник по художественной культуре (Красноярского края).
Цифровые образовательные ресурсы.
Видеофильм «От автора»;
CD -видео «Слово о мастере»;
CD диск. «Прогулки по Красноярску»;
4. CD «Искусство Красноярья»;
5. аудио кассета «Песни Красноярского края».
6. презентация «Театры края»
7. CD диск: «Родное Красноярье»
8. Интернет - сайт «Художественная культура Красноярского края»
Дидактический материал.
1.Комплект портретов выдающихся людей Красноярского края.
Список литературы.
1.Книга «Суриков. Сибирь»;
2.Книга «Государственный ансамбль танца Сибири»;
3.Книга «Виктор Астафьев
страница 1
скачать
Другие похожие работы: