Рабочая программа по искусству (музыка) 1 класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013г Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству (музыка) 1 класса
Составил: учитель музыки
Крестьянинова В..Г.
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования по искусству
МБОУ Грузенская СОШ
с учетом возможностей учебно – методического комплекта, разработанного на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1 - 4 классы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной Москва «Просвещение» 2011г.
Данный учебный предмет имеет своей целью: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Изучение предмета «Искусство(Музыка)» способствует решению следующих задач:
воспитание интереса, эмоционально – ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно – ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
2)Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, её жанрово – стилистические особенности. Занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности общеобразовательной школы, формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, потребностей учеников, новые технологии музыкального образования.
3)Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в образовательную область «Искусство». На изучение предмета в 1 классе отводится 33 часа. В авторскую программу изменения не вносились.
4)Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки искусства, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально – образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально – творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступнях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию (осознанное эмоциональное сопереживание чувствам другого человека), идентификацию, эмоционально – эстетический отклик на музыку. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты:
Личностные результаты: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и тд.;
формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретения умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые и образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и тп.)
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому – либо виду) музыкально – творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизациях.
к концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
решать учебные и практические задачи:
выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
Учащиеся получат возможность научиться: размышлять и осознать (пока ещё интуитивно) о происхождении музыки, как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека. Понимать истоки музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Входить в музыку через представление и понимание содержания, формы и языка музыки. Научатся: музыкально – художественной деятельности с позиции композитора, исполнителя, слушателя. Получат опыт музыкального творчества через «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских элементарных музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр.
6)Описание содержания учебного предмета
Содержание тематического планирования базируется на художественно – образном, нравственно – этическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов – классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретического искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно – нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладеть приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направленны на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Учебный предмет изучается в 1 классе, рассчитан на 33 часа по 1 часу в неделю, в том числе 2 обобщающих урока.
При проведении уроков используются беседы, индивидуальная, парная и коллективная работа, ролевые игры «Я дирижёр», «Играем в композитора», «Сочини песенку», карточки задания; аудиокассеты, плакаты, портреты композиторов, УМК, детские музыкальные инструменты. Предусмотрены нестандартные формы уроков: урок – путешествие, уроки – игры, урок – экскурсия.
Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока по итогам разделов:
Раздел 1. Музыка вокруг нас. 16 часов.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие на слушателя. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Образы осенней природы в музыке. Марш, танец, песня – основа многообразных жизненно – музыкальных впечатлений детей. Основные средства музыкальной выразительности (Мелодия). Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальный театр: балет.
Раздел 2. Музыка и ты. 17 часов.
Музыка в жизни ребёнка. Средства музыкальной выразительности. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Образы защитников Отечества в музыке. Развитие музыки в исполнении. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Музыка в цирке. Музыкальные театры. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыка в кино. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Календарно – тематическое планирование
п№ | Дата | Тема урока | Кол –во часов | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Виды контроля | |
| По плану | Фактически |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: