Рабочая программа по истории красноярского края для 8 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по истории красноярского края
для 8 класса
Составил: учитель истории
Юшкова Л.В.
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по Истории Красноярского края 8 класса составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае на основании Примерной ы История Красноярского края / Молодцова И.Н., Зелова О.Г. и др. - Красноярск: 2006.
Программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по ИКК для 6-9 классов составлена на основе Краевого компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели изучения курса:
- воспитание чувства любви и уважения к своему краю;
- формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию Красноярского края;
- освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами красноярского края.
Воспитательные задачи:
воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
углубление и систематизация знаний о своей семье;
воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Развивающие задачи:
расширять знания учащихся по краеведению;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
развивать навыки при работе с картой
Курс является интегрированным и позволяет формировать целостный взгляд обучающихся на Красноярский край. Интегрированный характер учебного предмета проявляется на разных уровнях: от межпредметных связей и взаимного иллюстрирования до целостного взаимопроникновения в рамках одного предмета.
Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии и обществознания позволяет обучающимся получить целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую об обществе информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многонациональном и многоконфессиональном обществе, сложившемся на территории Красноярского края.
В программу включены следующие разделы: «Археология и история Красноярского края», «Социально-экономическое развитие Красноярского края на современном этапе», «Система органов публичной власти и нормативные правовые акты Красноярского края». В 6-7 классах изучаются сведения по археологии и истории Красноярского края; в 8 классе - по археологии и истории Красноярского края и социально-экономическом развитии края на современном этапе; в 9 классе - по археологии и истории Красноярского края и о системе органов публичной власти и нормативно правовых актах края.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Учебный предмет «История Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается с 6 по 9 класс. Данная программа разработана для учащихся 6-9 классов. На изучение данного предмета отводится по 18 часов в каждом классе (1 час в неделю). На уроках применяется рассказ учителя, фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа.
Методические приемы
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
Индивидуальная работа с учащимися.
Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей учащихся.
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).
В основу программы положены следующие принципы образования:
природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Направленность программы:
Формирование патриотического сознания
Формирование гражданского поведения и правовой культуры
Формирование коммуникативной культуры
Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
Формирование опыта социально-значимой деятельности
Поисково-исследовательская направленность программы
Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.
Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.
Именно эти впечатления и показывают значимость курса «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
реализация творческих способностей обучающегося;
создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Просветительская направленность программы
Основная задача данного направления – вовлечение в работу районного музея, изучению родного края - своей малой родины, значительного числа школьников, родителей, населения.
Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:
Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.
Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.
Основные направления по реализации Программы по краеведению:
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время.
Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.
Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории школы.
Исследовательская деятельность.
Экскурсионная, просветительская работа с учащимися.
Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий, КТД.
Дней воинской славы России
Создание мультимедийных презентаций о своем поселке, районе, области, с использованием ИКТ;
Освещение работы в местных СМИ.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
Внешние результаты реализации программы:
– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Диагностика реализации программы:
– наблюдения;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Енисейская губерния в XIX веке 18 часов
Раздел I. Политическая жизнь. (3 часа)
Заселение Приенисейского края. Реформа М.М. Сперанского. Первый губернатор Енисейской губернии. Губернская власть. Городское и крестьянское самоуправление.
Раздел II. Социально-экономическое развитие. (10 часов)
Экономическое развитие Енисейской губернии. Формы организации торговли. Внешняя торговля. Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии. Изменения в социальном составе населения. Особенности уклада жизни сибирских крестьян. Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство. Формы социального протеста и сотрудничества. Особенности городов Енисейской губернии. Декабристы в ссылке. Их влияние на развитие культуры. Коренные народы Енисейской губернии. Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков.
III Культурная жизнь Енисейской губернии (5 часов)
Народное образование и здравоохранение. Музеи Енисейской губернии. Издательское дело. Научное изучение Енисейской губернии. Будни и праздники сибиряков.
Учебно-тематическое планирование
8 класс
-
№
Раздел
Кол-во часов
1
Политическая жизнь
3
2
Социально-экономическое развитие
10
3
Культурная жизнь Енисейской губернии
5
Всего
18
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Виды контроля | |||||||||||
по плану | фактич. | |||||||||||||||||
| | | I Политическая жизнь 3 часа | | | | | | ||||||||||
1 | 6,09 | | Заселение Приенисейского края. Реформа М.М. Сперанского | 1 | Енисейская губерния в ХIХ веке Политическая жизнь. Заселение Приенисейского края. Образование Енисейской губернии. Реформа М.М. Сперанского в Сибири.. | Знать: как происходило заселение Приенисейского края. Образование Енисейской губернии | Карта Красноярского края | Работа в парах | ||||||||||
2 | 13.09 | | Первый губернатор Енисейской губернии. Губернская власть. | 1 | Первый губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов. | Знать: автобиографию первого губернатора А.П. Степанов. | Составление презентации | презентация | ||||||||||
3 | 20.09 | | Городское и крестьянское самоуправление | 1 | Губернская власть. Городское и крестьянское самоуправление | Знать: план управления городом | Составление таблицы | таблица | | |||||||||
| | | II Социально-экономическое развитие 11 часов | | | | | | | |||||||||
4 | 27.09 | | Экономическое развитие Енисейской губернии | 1 | Экономическое развитие Енисейской губернии. Сельское хозяйство, промыслы и домашние ремёсла. Зарождение и развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. | Знать: особенности Экономического Развития Енисейской губернии. Понятие: Сельское хозяйство, промыслы и домашние ремёсла. | | Работа в парах | ||||||||||
5 | 4.10 | | Формы организации торговли. Внешняя торговля. | 1 | Енисейская губерния – центр мировой золотодобычи. Формы организации торговли, развитие товарно-денежных отношений. | Знать: основные центры золотодобычи, Торговли Понятие: товарно-денежные отношения. | | таблица | ||||||||||
6 | 11.10 | | Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии | 1 | Особенности промышленного переворота в Енисейской губернии. | Знать: особенности промышленного переворота в Енисейской губернии | | Работа в парах | | |||||||||
7 | 18.10 | | Изменения в социальном составе населения | 1 | Развитие транспорта. Внешнеторговая деятельность. Изменения в социальном составе населения. Особенности уклада жизни сибирских крестьян. Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство. Наёмные рабочие и их положение. Формы социального протеста и социального сотрудничества. Особенность городов в Енисейской губернии. Население, внешний облик горожан, общественная жизнь. Декабристы в Енисейской ссылке и их влияние на развитие культуры. Политическая ссылка 60-90-х годов XIX века. | Знать: какие произошли изменения в социальном составе населения | Карта социального состава населения | Работа в парах | | |||||||||
8 | 25,10 | | Особенности уклада жизни сибирских крестьян | 1 | Знать: Особенности уклада жизни сибирских крестьян | | Работа по карточкам | | ||||||||||
9 | 1,11 | | Пути формирования енисейской буржуазии. Меценатство | 1 | Знать: какие были пути формирования енисейской буржуазии. Понятие: Меценатство буржуазия | | Карта приенисейского края | | ||||||||||
10 | 15,11 | | Формы социального протеста и сотрудничества | 1 | Знать какие были Формы социального протеста и сотрудничества | | Карточки с заданиями | | ||||||||||
11 | 22,11 | | Особенности городов Енисейской губернии | 1 | | Карта красноярского края фотографии | | |||||||||||
12 | 29,11 | | Декабристы в ссылке. Их влияние на развитие культуры | 1 | Знать понятия: декабристы Коренные народы Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков | | таблица | | ||||||||||
13 | 6,12 | | Коренные народы Енисейской губернии | 1 | | Работа в парах | | |||||||||||
14 | 13,12 | | Фольклор, обряды, традиции, верования сибиряков | 1 | | Карточки с заданиями | | |||||||||||
| | | Культурная жизнь Енисейской 4 часа | | | | | | | |||||||||
15, | 20,12 | | Народное образование и здравоохранение | 1 | Культурная жизнь Енисейской губернии. Народное образование и здравоохранение. Музеи Енисейской губернии. Издательское дело. Научное изучение Енисейской губернии. Будни и праздники сибиряков. | Знать: что такое Народное образование и здравоохранение Какие были: Музеи Енисейской губернии Издательское дело. Знать: Научное изучение Енисейской губернии Знать: Будни и праздники сибиряков Традиции | презентации | Составление таблицы | | |||||||||
16 | 27.12 | | Музеи Енисейской губернии Издательское дело. | 1 | Работа в парах | | ||||||||||||
17 | 28.12 | | Научное изучение Енисейской губернии | 1 | Повторение пройденного материала | | ||||||||||||
18 | 28.12 | | Будни и праздники сибиряков | 1 | Письменный опрос | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения Истории Красноярского края учащиеся должны:
- знать исторические памятники Красноярского края;
- знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, его традиции, вклад выдающихся исторических личностей в развитие Красноярского края;
- уметь выделять общее и особенное в истории развития Красноярского края;
- знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Красноярского края в период с VIII по XXI века;
- знать особенности социально-экономического развития Красноярского края;
- знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития края в современный период;
- знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связях Красноярского края;
- знать особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края;
- знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края;
- знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края;
- знать основные положения Устава Красноярского края и устава муниципального образования;
- уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края.
Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.
Что должны уметь учащиеся к концу курса: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района, давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях, формулировать основные экологические проблемы края способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Работать с картой.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть I. – Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. – 240 с., илл.
Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX-начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / Б.Е. Андюсев; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т. – Красноярск, 2006
Быконя Г.Ф. история Приенисейского края XVII-первая половина XIX века. / Учебное пособие и материалы для внеклассного чтения по курсу «История родного края» для учащихся общеобразовательной школы. – Красноярск, 1997.
Презентация «Родное Красноярье»
Презентация «Родное Красноярье»
Презентация «Губернаторы Енисейской губернии и Красноярского края».
Презентация «Присоединение Красноярского края»
Презентация «Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края»
Карта Красноярского края
страница 1
скачать
Другие похожие работы: