Рабочая программа по учебному предмету «природа и экология красноярского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________
Зам. Директора по УВП
Жукова И.Н.
30.08.2013г.
Утверждаю:
Директор МОУ ГСОШ
Полежаева Т.И.
31 августа 2013
Рабочая программа по учебному предмету
«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
5класс
Составил:
учитель географии
Ляхова Н.П.
2013г.
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае и Примерной программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Ю. Андреева, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская. Данный учебный предмет имеет своей целью:
Освоение знаний учащимися о геологическом, климатическом, почвенном строении Красноярского края
Изучение предмета «Природа и экология Красноярского края» способствует решению следующих задач:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края;
применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.
Программа 5 класса по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» является логическим продолжением программы по данному учебному предмету на ступени начального общего образования и позволяет расширить знания обучающихся младшего школьного возраста об уникальности объектов живой и неживой природы Красноярского края и явлениях, происходящей в ней.
Учебный предмет изучается в 5 классе и рассчитан на 17часов
При проведении уроков используются
методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные); практические ( выполнение практических, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Географическое пространство края (5 часов)
Характеристика географического положения края, своего района (города). Размеры территории и границы края, своего района (города). Полезные ископаемые края (нефть, каменный уголь, руды цветных и редких металлов). Лесные ресурсы. Гидроресурсы (реки - Енисей, Ангара). Земельные ресурсы. Природные зоны Красноярского края. Уникальные памятники природы Красноярского края, своей местности.
Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте границ края, райних точек края (северной и южной).
Практическая работа 2. Определение протяженности края с севера на юг и с запада на восток в километрах.
Практическая работа 3. Ориентирование по местным признакам
Раздел 2. Многообразие флоры и фауны Красноярского края (10 часов)
Многообразие растений (дикорастущие, культурные, лекарственные, исчезающие, ядовитые), насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Растения и животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу. Грибы съедобные и несъедобные. Меры охраны и сохранения видового разнообразия флоры и фауны Красноярского края.
Создание гербарных материалов лекарственных, дикорастущих и культурных растений вашей местности. Создание сообщений, фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о растениях и животных вашей местности.
Практическая работа 4 . Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке с использованием атласа-определителя.
Раздел 3. Охраняемые природные территории Красноярского края (2 часа)
Обзор охраняемых и особо охраняемых территорий края различного ранга (заказники, заповедники, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, природные национальные парки). Их роль в сохранении биоразнообразия.
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Число часов на: | ||
теорию | практику | контроль | |||
1 | Раздел1. Географическое пространство края | 5 | 1 | 3 | 1 |
2 | Раздел 2Многообразие флоры и фауны Красноярского края | 10 | 8 | 1 | 1 |
3 | Раздел 3. Охраняемые природные территории края | 2 | 1 | - | 1 |
4 | Итого: | 17 | 10 | 4 | 3 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения природы и экологии Красноярского края ученик должен
знать:
знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Красноярского края;
знать особенности геологического строения Красноярского края;
знать основные минералы и полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края, уметь показывать их месторождения на карте;
знать представителей растительного и животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;
знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;
уметь:
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в Красноярском крае;
-определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых растений, грибов и опасных животных;
-следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- -уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;
-уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебно- методический комплект: Образовательная программа: Примерная программа учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы:, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская. Учебник: С.Ю. Андреева «Природа и экология Красноярского края» Дидактические материалы: карта Красноярского края
2.Цифровые образовательные ресурсы:
CD «Природа Красноярского края»
CD «Животный мир Красноярского края»
CD «Растительный мир Красноярского края»
CD « Экология Красноярского края»
3.Наглядные пособия: карты, таблицы, раздаточный материал, гербарии, Красная книга
Список литературы
Н.П. Фадеева « Животный мир края»
Н.П. Фадеева « Недра родной земли»
С.Ю. Андреева «Уникальные памятники природы Красноярского края»
Календарно - тематическое планирование по Природе и экологии Красноярского края в 5 классе
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Виды контроля | | |||
по плану | фактич. | ||||||||||
1 | 3.09 | | Географическое положение края, района, села. Практическая работа №1 «Обозначение на к/к границ края» | 1 | Характеристика географического положения края, своего района (села). Размеры территории и границы края, своего района (села) | Знать: Карта мира, карта России, карта Красноярского края, план местности, Уметь: обозначать на к/к границ края | Карта России, карта Красноярского края | Практическая работа с контурной картой | | ||
2 | 10.09 | | Полезные ископаемые края Практическая работа №2 «Определение протяжённости края с севера на юг, с запада на восток | 1 | Полезные ископаемые края Рельеф, формы рельефа | Знать: рельеф, Формы рельефа: низменности, возвышенности, горы, плато, плоскогорья, | Карта России, карта Красноярского края | Практическая работа с контурной картой | | ||
3 | 17.09 | | Лесные, земельные ресурсы, гидроресурсы | 1 | Лесные, земельные ресурсы, гидроресурсы Вода пресная, соленая, подземные воды, грунтовые воды, водозабор, очистка воды, судоходство. Водоемы искусственные, естественные | Знать: Лесные, земельные ресурсы, гидроресурсы Уметь: Изучать карты, схемы, иллюстрации | Карты, схемы, иллюстрации | Опрос, работа у карты | | ||
4 | 24.09 | | Природные зоны Красноярского края Практическая работа №3 «Ориентирование по местным признакам» | 1 | Природная зона, природные зоны края: арктическая пустыня, тундра, тайга, лиственный лес, степь и лесостепь, горная тайга Карта природных зон | Уметь: показывать, называть и характеризовать природные зоны края по карте | Карта природных зон | Практическая работа | | ||
5 | 1.10 | | Уникальные памятники природы края | 1 | Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы. | Знать: Столбы – заповедник и памятник природы | Видеоматериалы Контрольные вопросы | Контрольные задания | | ||
6 | 8.10 | | Многообразие растений края | 1 | Взаимосвязь компонентов в наземных экосистемах края - тайги, лиственного леса, степи. Растения лесов (береза, ель, сосна, лиственница, кедр), лугов (клубника, клевер), степей (ковыль, типчак). | Знать: растительный мир края Уметь: делить на виды все растения края | Видеоматериалы | опрос | | ||
7 | 15.10 | | Практическая работа №4 «Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке с использованием атласа-определителя» | 1 | Изучение пришкольного участка, его растительного мира, запись, оформление, описание растений | Знать: растительный мир пришкольного участка Уметь: составлять описание рстений | Атлас- определитель | Практическая работа | | ||
8 | 22.10 | | Многообразие насекомых края | 1 | Многообразие насекомых края | Знать: насекомых края | энциклопедия | презентация | | ||
9 | 29.10 | | Многообразие рыб края | 1 | Взаимосвязь компонентов в водных экосистемах – моря, озера, реки. Растения водоемов, болот (камыш, рогоз, кувшинка белая). Животный мир рек и озер (водные членистоногие, таймень, осетр, стерлядь, хариус, сиги, окунь, карась, водоплавающие птицы, кулики), морей (планктон: веслоногий рачок ). | Знать: Растения водоемов, болот (камыш, рогоз, кувшинка белая). Животный мир, рек и озер Уметь: характеризовать особенности водных экосистем | энциклопедия | презентация | | ||
10 | 12.11 | | Многообразие земноводных и пресмыкающихся | 1 | Многообразие земноводных и пресмыкающихся | Знать: многообразие земноводных и пресмыкающихся | энциклопедия | опрос | | ||
11 | 19.11 | | Многообразие птиц Красноярского края | 1 | Многообразие птиц Красноярского края | Знать: многообразие земноводных и пресмыкающихся | энциклопедия | Защита рефератов | | ||
12 | 26.11 | | Многообразие млекопитающих края | 1 | Многообразие млекопитающих края | Знать: многообразие млекопитающих края | энциклопедия | Защита рефератов | | ||
13 | 3.12 | | Растения и животные края, занесённые в Красную книгу | 1 | Животный мир лесов (бурый медведь, волк, лось, заяц-беляк, белка, бурундук, соболь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, дятлы, лесные насекомые), степей (суслик, степной орел, гадюка | Знать: животных и растения занесённые в Красную книгу | Красная книга края | Работа с компьютерной программой | | ||
14 | 10.12 | | Грибы съедобные и несъедобные | 1 | Грибы съедобные и несъедобные | Знать: грибы съедобные и несъедобные | Энциклопедия тест | тестирование | | ||
15 | 17.12 | | Охрана природы родного края | 1 | Заповедники. Охрана природы. Общие пути сбережения природных богатств | Знать: Заповедники края. Редкие и исчезающие виды животных и растений края. Уметь: Поиск, составление и представление стихов, рассказов, мини-сочинений, сказок о природе и людях края. Составление послания-завещания будущим жителям края, жителям 22 века. | | Составление структуры охранной зоны края | | ||
16 | 24.12 | | Обзор охраняемых территорий края, их роль в сохранении биоразнообразия | 1 | Заповедники, заказники, национальные природные парки. Охрана природы. Общие пути сбережения природных богатств | Знать: заповедники, заказники, национальные природные парки края | видеоматериалы | Проверка домашних заданий | | ||
17 | 24.12 | | Обобщающий урок | 1 | Обобщение знаний и умений | | Тест по материалу предмета | тестирование | | ||
| | | Итого: | 17 | | | | | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: