NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по учебному предмету «природа и экология красноярского края»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________

Зам. Директора по УВП

Жукова И.Н.

30.08.2013г.

Утверждаю:

Директор МОУ ГСОШ

Полежаева Т.И.

31 августа 2013

Рабочая программа по учебному предмету
«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

5класс

Составил:

учитель географии

Ляхова Н.П.

2013г.

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае и Примерной программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Ю. Андреева, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская. Данный учебный предмет имеет своей целью:

Освоение знаний учащимися о геологическом, климатическом, почвенном строении Красноярского края

Изучение предмета «Природа и экология Красноярского края» способствует решению следующих задач:



  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края;

  • применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.

Программа 5 класса по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» является логическим продолжением программы по данному учебному предмету на ступени начального общего образования и позволяет расширить знания обучающихся младшего школьного возраста об уникальности объектов живой и неживой природы Красноярского края и явлениях, происходящей в ней.


Учебный предмет изучается в 5 классе и рассчитан на 17часов

При проведении уроков используются

методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные); практические ( выполнение практических, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.)

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.

Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Географическое пространство края (5 часов)

Характеристика географического положения края, своего района (города). Размеры территории и границы края, своего района (города). Полезные ископаемые края (нефть, каменный уголь, руды цветных и редких металлов). Лесные ресурсы. Гидроресурсы (реки - Енисей, Ангара). Земельные ресурсы. Природные зоны Красноярского края. Уникальные памятники природы Красноярского края, своей местности.

Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте границ края, райних точек края (северной и южной).

Практическая работа 2. Определение протяженности края с севера на юг и с запада на восток в километрах.

Практическая работа 3. Ориентирование по местным признакам
Раздел 2. Многообразие флоры и фауны Красноярского края (10 часов)

Многообразие растений (дикорастущие, культурные, лекарственные, исчезающие, ядовитые), насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Растения и животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу. Грибы съедобные и несъедобные. Меры охраны и сохранения видового разнообразия флоры и фауны Красноярского края.

Создание гербарных материалов лекарственных, дикорастущих и культурных растений вашей местности. Создание сообщений, фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о растениях и животных вашей местности.

Практическая работа 4 . Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке с использованием атласа-определителя.
Раздел 3. Охраняемые природные территории Красноярского края (2 часа)

Обзор охраняемых и особо охраняемых территорий края различного ранга (заказники, заповедники, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, природные национальные парки). Их роль в сохранении биоразнообразия.

Учебно- тематический план




Наименование разделов и тем

Всего часов

Число часов на:

теорию

практику

контроль


1

Раздел1. Географическое пространство края

5

1

3

1

2

Раздел 2Многообразие флоры и фауны Красноярского края

10

8

1

1

3

Раздел 3. Охраняемые природные территории края

2

1

-

1

4

Итого:

17

10

4

3

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения природы и экологии Красноярского края ученик должен

знать:

  • знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Красноярского края;

  • знать особенности геологического строения Красноярского края;

  • знать основные минералы и полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края, уметь показывать их месторождения на карте;

  • знать представителей растительного и животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;

  • знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;

уметь:

  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в Красноярском крае;

-определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых растений, грибов и опасных животных;

-следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- -уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;

-уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебно- методический комплект: Образовательная программа: Примерная программа учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы:, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская. Учебник: С.Ю. Андреева «Природа и экология Красноярского края» Дидактические материалы: карта Красноярского края 

2.Цифровые образовательные ресурсы:

CD «Природа Красноярского края»

CD «Животный мир Красноярского края»

CD «Растительный мир Красноярского края»

CD « Экология Красноярского края»

3.Наглядные пособия: карты, таблицы, раздаточный материал, гербарии, Красная книга

Список литературы

Н.П. Фадеева « Животный мир края»

Н.П. Фадеева « Недра родной земли»

С.Ю. Андреева «Уникальные памятники природы Красноярского края»
Календарно - тематическое планирование по Природе и экологии Красноярского края в 5 классе



Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН

Дидактический

материал

Виды контроля




по

плану

фактич.

1

3.09



Географическое положение края, района, села.

Практическая работа №1 «Обозначение на к/к границ края»

1

Характеристика географического положения края, своего района (села). Размеры территории и границы края, своего района (села)

Знать: Карта мира, карта России, карта Красноярского края, план местности,

Уметь: обозначать на к/к границ края


Карта России, карта Красноярского края



Практическая работа с контурной картой




2

10.09




Полезные ископаемые края

Практическая работа №2 «Определение протяжённости края с севера на юг, с запада на восток

1

Полезные ископаемые края

Рельеф, формы рельефа

Знать: рельеф,

Формы рельефа: низменности, возвышенности, горы, плато, плоскогорья,

Карта России, карта Красноярского края

Практическая работа с контурной картой




3

17.09




Лесные, земельные ресурсы, гидроресурсы

1

Лесные, земельные ресурсы, гидроресурсы Вода пресная, соленая, подземные воды, грунтовые воды, водозабор, очистка воды, судоходство.

Водоемы искусственные, естественные

Знать: Лесные, земельные ресурсы, гидроресурсы

Уметь: Изучать карты, схемы, иллюстрации

Карты, схемы, иллюстрации

Опрос, работа у карты




4

24.09




Природные зоны Красноярского края

Практическая работа №3 «Ориентирование по местным признакам»

1

Природная зона, природные зоны края: арктическая пустыня, тундра, тайга, лиственный лес, степь и лесостепь, горная тайга

Карта природных зон

Уметь: показывать, называть и характеризовать природные зоны края по карте

Карта природных зон

Практическая работа




5

1.10




Уникальные памятники природы края

1

Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы.

Знать: Столбы – заповедник и памятник природы

Видеоматериалы

Контрольные вопросы

Контрольные задания




6

8.10




Многообразие растений края

1

Взаимосвязь компонентов в наземных экосистемах края - тайги, лиственного леса, степи. Растения лесов (береза, ель, сосна, лиственница, кедр), лугов (клубника, клевер), степей (ковыль, типчак).


Знать: растительный мир края

Уметь: делить на виды все растения края

Видеоматериалы

опрос




7

15.10




Практическая работа №4 «Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке с использованием атласа-определителя»

1

Изучение пришкольного участка, его растительного мира, запись, оформление, описание растений

Знать: растительный мир пришкольного участка

Уметь: составлять описание рстений

Атлас- определитель

Практическая работа




8

22.10




Многообразие насекомых края

1

Многообразие насекомых края

Знать: насекомых края

энциклопедия

презентация




9

29.10




Многообразие рыб края

1

Взаимосвязь компонентов в водных экосистемах – моря, озера, реки. Растения водоемов, болот (камыш, рогоз, кувшинка белая).

Животный мир рек и озер (водные членистоногие, таймень, осетр, стерлядь, хариус, сиги, окунь, карась, водоплавающие птицы, кулики), морей (планктон: веслоногий рачок ).


Знать: Растения водоемов, болот (камыш, рогоз, кувшинка белая). Животный мир, рек и озер

Уметь: характеризовать особенности водных экосистем

энциклопедия

презентация




10

12.11




Многообразие земноводных и пресмыкающихся

1

Многообразие земноводных и пресмыкающихся

Знать: многообразие земноводных и пресмыкающихся

энциклопедия

опрос




11

19.11




Многообразие птиц Красноярского края

1

Многообразие птиц Красноярского края

Знать: многообразие земноводных и пресмыкающихся

энциклопедия

Защита рефератов




12

26.11




Многообразие млекопитающих края

1

Многообразие млекопитающих края

Знать: многообразие млекопитающих края

энциклопедия

Защита рефератов




13

3.12




Растения и животные края, занесённые в Красную книгу

1

Животный мир лесов (бурый медведь, волк, лось, заяц-беляк, белка, бурундук, соболь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, дятлы, лесные насекомые), степей (суслик, степной орел, гадюка

Знать: животных и растения занесённые в Красную книгу

Красная книга края

Работа с компьютерной программой




14

10.12




Грибы съедобные и несъедобные

1

Грибы съедобные и несъедобные

Знать: грибы съедобные и несъедобные

Энциклопедия

тест

тестирование




15

17.12




Охрана природы родного края

1

Заповедники. Охрана природы. Общие пути сбережения природных богатств

Знать: Заповедники края. Редкие и исчезающие виды животных и растений края. Уметь: Поиск, составление и представление стихов, рассказов, мини-сочинений, сказок о природе и людях края. Составление послания-завещания будущим жителям края, жителям 22 века.




Составление структуры охранной зоны края




16

24.12




Обзор охраняемых территорий края, их роль в сохранении биоразнообразия

1

Заповедники, заказники, национальные природные парки. Охрана природы. Общие пути сбережения природных богатств

Знать: заповедники, заказники, национальные природные парки края

видеоматериалы

Проверка домашних заданий




17

24.12




Обобщающий урок

1

Обобщение знаний и умений




Тест по материалу предмета

тестирование













Итого:

17


















страница 1


скачать

Другие похожие работы: