Рабочая программа по учебному предмету «природа и экология красноярского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________
Зам. Директора по УВП
Жукова И.Н.
30.08.2013г.
Утверждаю:
Директор МОУ ГСОШ
Полежаева Т.И.
31 августа 2013
Рабочая программа по учебному предмету
«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
7класс
Составил:
учитель географии
Ляхова Н.П.
2013г.
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае и Примерной программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Ю. Андреева, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
познакомить учащихся с многообразием животного мира и населением Красноярского края
Изучение предмета «Природа и экология Красноярского края»» способствует решению следующих задач:
понять и оценить проблему снижения численности исчезающих животных края;
научиться разрабатывать природоохранные мероприятия;
выявление экологических проблем среды обитания человека в крае;
развитие умений использовать правила личного природоохранного поведения ;
воспитание любви и уважения к природе, животному миру и населению края;
применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения здоровья, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.
Содержание программы7 класса предполагает применение обучающимися для исследования объектов и явлений природы своей местности знаний и умений, полученных в результате изучения биологии и географии.
Программа разработана с опорой на материал по данному учебному предмету, пройденный в 5 классе, в результате чего происходит повторное изучение отдельных тем, но на углубленном теоретическом и практическом уровнях.
Учебный предмет изучается в 7 классе и рассчитан на 17часов
При проведении уроков используются
методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные); практические ( выполнение практических, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Животный мир Красноярского края (7 часов)
Животный мир Красноярского края. Многообразие членистоногих, червей, моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Исчезающие виды животных и птиц. Причины снижения их численности. Животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу. Меры охраны.
Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о животных и птицах Красноярского края.
Практическая работа 1. Разработка моделей природоохранных мероприятий
Раздел 2. Население Красноярского края (6 часов)
Численность населения. Освоение и заселение территории. Половой и возрастной состав населения. Особенности расселения: городское и сельское население. Размещение населения на территории края. Аборигены края. Влияние природной среды на качество жизни населения. Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная. Экологические проблемы среды обитания человека. Виды опасностей для человека. Типы хозяйствования на территории края. Проблемы, возникающие при использовании земли и ландшафтов людьми. Риски для населения и возможные пути их решения.
Практическая работа 2. Определение по статистическим данным национального состава края численности, полового и возрастного состава населения края, своей местности
Раздел 3. Основы природопользования и охрана природы в крае 4 часа)
Особо охраняемые территории края (биосферные заповедники: Таймырский, Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский, Путоранский заповедник, национальный парк "Шушенский бор", заказники, государственные памятники природы). Правила личного природоохранного поведения в повседневной трудовой и бытовой деятельности. Экологические проблемы Красноярского края и задачи экологического воспитания учащихся. Прогнозирование изменений природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа3. Исследование антропогенных факторов, влияющих на изменение природы в Красноярском крае, своей местности (на выбор) и оценка возможных путей его решения.
Учебно- тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Число часов на: | ||
теорию | практику | контроль | |||
1 | Животный мир Красноярского края | 7 | 4 | 1 | 2 |
2 | Население Красноярского края | 6 | 3 | 1 | 2 |
3 | Основы природопользования и охрана природы в крае | 4 | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 17 | 9 | 3 | 5 |
| | | | | |
| | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения природы и экологии Красноярского края ученик должен
знать:
знать представителей животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных , занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;
знать численность, состав и плотность населения Красноярского края;
знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;
роль природы и экологии в сохранении здоровья населения региона;
знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Красноярского края; меры по сохранению природы и защите населения Красноярского края от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
уметь узнавать наиболее распространенных животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия животных с использованием атласа-определителя.
уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;
уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края, адаптации человека к условиям окружающей среды;
уметь оценивать собственную деятельность в соответствии с правилами безопасности для природы и населения Красноярского края;
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебно- методический комплект: Образовательная программа: Примерная программа учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы:, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская. Учебник: С.Ю. Андреева «Природа и экология Красноярского края»
Дидактические материалы: карта Красноярского края
2.Цифровые образовательные ресурсы:
CD «Население Красноярского края»
CD «Животный мир Красноярского края»
CD « Экология Красноярского края»
3.Наглядные пособия: карты, таблицы, раздаточный материал
Список литературы
П.Л. Смирнова « Население Красноярского края» С.Ю. Андреева «Поговорим о здоровье» О.М. Попова «Животный мир Красноярского края» Р.И. Качаева « Среда обитания: природная, социальная, техногенная»
Календарно - тематическое планирование по Природе и экологии Красноярского края в 7 классе
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Вид контроля | Вид контроля | |
по плану | фактич. | ||||||||
1 | 5.09 | | Животный мир края | 1 | Животный мир края | Знать: животный мир края | энциклопедии | | Анализ карт различной тематики. |
2 | 12.09 | | Многообразие видов животных | 1 | Многообразие видов животных | Знать: многообразие видов животных | | | |
3 | 19.09 | | Причины снижения численности исчезающих зверей и птиц | 1 | Причины снижения численности исчезающих зверей и птиц | Знать: причины снижения численности исчезающих зверей и птиц | тест | тестирование | |
4 | 26.09 | | Животные края, занесённые в Красную книгу | 1 | Животные края, занесённые в Красную книгу | Знать: животных края, занесённых в Красную книгу | | | |
5 | 3.10 | | Меры охраны | 1 | Меры охраны животного и растительного мира | Знать: меры охраны животного и растительного мира Уметь: применять меры охраны | | Проверочная работа | |
6 | 10.10 | | Составление презентации о животных своей местности | 1 | Составление презентации о животных своей местности | Знать: животных своей местности Уметь: составлять презентацию | Фотоаппарат, альбомы, карандаши | | |
7 | 17.10 | | Практическая работа №1 «Разработка моделей природоохранных мероприятий» | 1 | Природоохранные мероприятия | Уметь: составлять график мероприятий по охране природы | | Практическая работа | |
8 | 24.10 | | Численность населения края. Практическая работа №2 «Определение национального, полового, возрастного состава края, по статистическим данным» | 1 | Население края, половой, возрастной состав | Знать: численность населения края Уметь: определять национальный, половой, возрастной состав населения | Карта населения края | Практическая работа | |
9 | 31.10 | | Размещение населения. Городское и сельское население | 1 | Размещение населения. Городское и сельское население | Знать: размещение населения Уметь: отличать городское население от сельского | Карта населения края | тестирование | |
10 | 14.11 | | Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная | 1 | Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная | Уметь: различать среду обитания | | Составление таблицы | |
11 | 21.11 | | Экологические проблемы среды обитания человека | 1 | Экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ. Зависимость жизни человека от состояния природной системы | Знать: экологические проблемы среды обитания человека | Экологическая карта края | | |
12 | 28.11 | | Виды опасностей для человека, пути их решения | 1 | Виды опасностей для человека, пути их решения | Знать: Виды опасностей для человека, Уметь: находить пути их решения | Экологическая карта края | | |
13 | 5.12 | | Обобщающий урок по теме: «Население края» | 1 | Проверка знаний и умений | | Контрольный вопросы | Контрольная работа | |
14 | 12.12 | | Особо охраняемые территории края | 1 | Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы. Столбы – заповедник и памятник природы | Знать: особо охраняемые территории края | Карта природных зон края | | |
15 | 19.12 | | Правила природоохранного поведения в трудовой и бытовой деятельности | 1 | Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, влияние хозяйственной деятельности человека на природные системы и здоровье людей (загрязнение воздуха и воды, нарушение речного стока, влияние на миграции зверей и рыб). | Знать: правила поведения в трудовой и бытовой деятельности Уметь: применять эти правила в жизни | | Составление своих правил | |
16 | 26.12 | | Экологические проблемы края и задачи экологического воспитания учащихся | 1 | Экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ. Зависимость жизни человека от состояния природной системы | Знать: экологические проблемы края Уметь: решать эти проблемы | Экологическая карта | Самостоятельная работа, выступление с работами | |
17 | 28.12 | | Практическая работа №3 «Исследование антропогенных факторов, влияющих на изменение природы края» Обобщающий урок | 1 | Антропогенные факторы, влияющие на изменение природы края | Знать: антропогенные факторы, влияющие на изменение природы края | Экологическая карта тест | Практическая работа Итоговое тестирование | |
| | | Итого: | 17 | | | | | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: