Рабочая программа по учебному предмету «природа и экология красноярского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________
Зам. Директора по УВП
Жукова И.Н.
30.08.2013г.
Утверждаю:
Директор МОУ ГСОШ
Полежаева Т.И.
31 августа 2013
Рабочая программа по учебному предмету
«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
7класс
Составил:
учитель географии
Ляхова Н.П.
2013г.
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае и Примерной программы учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Ю. Андреева, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
познакомить учащихся с многообразием животного мира и населением Красноярского края
Изучение предмета «Природа и экология Красноярского края»» способствует решению следующих задач:
понять и оценить проблему снижения численности исчезающих животных края;
научиться разрабатывать природоохранные мероприятия;
выявление экологических проблем среды обитания человека в крае;
развитие умений использовать правила личного природоохранного поведения ;
воспитание любви и уважения к природе, животному миру и населению края;
применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения здоровья, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.
Содержание программы7 класса предполагает применение обучающимися для исследования объектов и явлений природы своей местности знаний и умений, полученных в результате изучения биологии и географии.
Программа разработана с опорой на материал по данному учебному предмету, пройденный в 5 классе, в результате чего происходит повторное изучение отдельных тем, но на углубленном теоретическом и практическом уровнях.
Учебный предмет изучается в 7 классе и рассчитан на 17часов
При проведении уроков используются
методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные); практические ( выполнение практических, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Животный мир Красноярского края (7 часов)
Животный мир Красноярского края. Многообразие членистоногих, червей, моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Исчезающие виды животных и птиц. Причины снижения их численности. Животные Красноярского края, занесенные в Красную книгу. Меры охраны.
Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций (на выбор) о животных и птицах Красноярского края.
Практическая работа 1. Разработка моделей природоохранных мероприятий
Раздел 2. Население Красноярского края (6 часов)
Численность населения. Освоение и заселение территории. Половой и возрастной состав населения. Особенности расселения: городское и сельское население. Размещение населения на территории края. Аборигены края. Влияние природной среды на качество жизни населения. Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная. Экологические проблемы среды обитания человека. Виды опасностей для человека. Типы хозяйствования на территории края. Проблемы, возникающие при использовании земли и ландшафтов людьми. Риски для населения и возможные пути их решения.
Практическая работа 2. Определение по статистическим данным национального состава края численности, полового и возрастного состава населения края, своей местности
Раздел 3. Основы природопользования и охрана природы в крае 4 часа)
Особо охраняемые территории края (биосферные заповедники: Таймырский, Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский, Путоранский заповедник, национальный парк "Шушенский бор", заказники, государственные памятники природы). Правила личного природоохранного поведения в повседневной трудовой и бытовой деятельности. Экологические проблемы Красноярского края и задачи экологического воспитания учащихся. Прогнозирование изменений природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа3. Исследование антропогенных факторов, влияющих на изменение природы в Красноярском крае, своей местности (на выбор) и оценка возможных путей его решения.
Учебно- тематический план
|   №  |    Наименование разделов и тем  |    Всего часов  |    Число часов на:  |  ||
|   теорию  |    практику  |    контроль  |  |||
|   1  |    Животный мир Красноярского края  |    7  |    4  |    1  |    2  |  
|   2  |    Население Красноярского края  |    6  |    3  |    1  |    2  |  
|   3  |    Основы природопользования и охрана природы в крае  |    4  |    2  |    1  |    1  |  
|   |    Итого:  |    17  |    9  |    3  |    5  |  
|   |    |    |    |    |    |  
|   |    |    |    |    |    |  
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения природы и экологии Красноярского края ученик должен
знать:
знать представителей животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных , занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;
знать численность, состав и плотность населения Красноярского края;
знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;
роль природы и экологии в сохранении здоровья населения региона;
знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Красноярского края; меры по сохранению природы и защите населения Красноярского края от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
уметь узнавать наиболее распространенных животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия животных с использованием атласа-определителя.
уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;
уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края, адаптации человека к условиям окружающей среды;
уметь оценивать собственную деятельность в соответствии с правилами безопасности для природы и населения Красноярского края;
Учебно-методическое обеспечение
1.Учебно- методический комплект: Образовательная программа: Примерная программа учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы:, Н.Л. Солянкина, И. Б. Зубковская. Учебник: С.Ю. Андреева «Природа и экология Красноярского края»
Дидактические материалы: карта Красноярского края
2.Цифровые образовательные ресурсы:
CD «Население Красноярского края»
CD «Животный мир Красноярского края»
CD « Экология Красноярского края»
3.Наглядные пособия: карты, таблицы, раздаточный материал
Список литературы
П.Л. Смирнова « Население Красноярского края» С.Ю. Андреева «Поговорим о здоровье» О.М. Попова «Животный мир Красноярского края» Р.И. Качаева « Среда обитания: природная, социальная, техногенная»
Календарно - тематическое планирование по Природе и экологии Красноярского края в 7 классе
|   №  |    Дата  |    Тема урока  |    Кол-во часов  |    Содержание урока  |    Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН  |    Дидактический материал  |    Вид контроля  |    Вид контроля  |  |
|   по плану  |    фактич.  |  ||||||||
|   1  |    5.09  |    |    Животный мир края  |    1  |    Животный мир края  |    Знать: животный мир края  |    энциклопедии  |    |    Анализ карт различной тематики.  |  
|   2  |    12.09  |    |    Многообразие видов животных  |    1  |    Многообразие видов животных  |    Знать: многообразие видов животных  |    |    |    |  
|   3  |    19.09  |    |    Причины снижения численности исчезающих зверей и птиц  |    1  |    Причины снижения численности исчезающих зверей и птиц  |    Знать: причины снижения численности исчезающих зверей и птиц  |    тест  |    тестирование  |    |  
|   4  |    26.09  |    |    Животные края, занесённые в Красную книгу  |    1  |    Животные края, занесённые в Красную книгу  |    Знать: животных края, занесённых в Красную книгу  |    |    |    |  
|   5  |    3.10  |    |    Меры охраны  |    1  |    Меры охраны животного и растительного мира  |    Знать: меры охраны животного и растительного мира Уметь: применять меры охраны  |    |    Проверочная работа  |    |  
|   6  |    10.10  |    |    Составление презентации о животных своей местности  |    1  |    Составление презентации о животных своей местности  |    Знать: животных своей местности Уметь: составлять презентацию  |    Фотоаппарат, альбомы, карандаши  |    |    |  
|   7  |    17.10  |    |    Практическая работа №1 «Разработка моделей природоохранных мероприятий»  |    1  |    Природоохранные мероприятия  |    Уметь: составлять график мероприятий по охране природы  |    |    Практическая работа  |    |  
|   8  |    24.10  |    |    Численность населения края. Практическая работа №2 «Определение национального, полового, возрастного состава края, по статистическим данным»  |    1  |    Население края, половой, возрастной состав  |    Знать: численность населения края Уметь: определять национальный, половой, возрастной состав населения  |    Карта населения края  |    Практическая работа  |    |  
|   9  |    31.10  |    |    Размещение населения. Городское и сельское население  |    1  |    Размещение населения. Городское и сельское население  |    Знать: размещение населения Уметь: отличать городское население от сельского  |    Карта населения края  |    тестирование  |    |  
|   10  |    14.11  |    |    Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная  |    1  |    Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная  |    Уметь: различать среду обитания  |    |    Составление таблицы  |    |  
|   11  |    21.11  |    |    Экологические проблемы среды обитания человека  |    1  |    Экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ. Зависимость жизни человека от состояния природной системы  |    Знать: экологические проблемы среды обитания человека  |    Экологическая карта края  |    |    |  
|   12  |    28.11  |    |    Виды опасностей для человека, пути их решения  |    1  |    Виды опасностей для человека, пути их решения  |    Знать: Виды опасностей для человека, Уметь: находить пути их решения  |    Экологическая карта края  |    |    |  
|   13  |    5.12  |    |    Обобщающий урок по теме: «Население края»  |    1  |    Проверка знаний и умений  |    |    Контрольный вопросы  |    Контрольная работа  |    |  
|   14  |    12.12  |    |    Особо охраняемые территории края  |    1  |    Уникальность и своеобразие природных компонентов края, памятники природы. Столбы – заповедник и памятник природы  |    Знать: особо охраняемые территории края  |    Карта природных зон края  |    |    |  
|   15  |    19.12  |    |    Правила природоохранного поведения в трудовой и бытовой деятельности  |    1  |    Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, влияние хозяйственной деятельности человека на природные системы и здоровье людей (загрязнение воздуха и воды, нарушение речного стока, влияние на миграции зверей и рыб).  |    Знать: правила поведения в трудовой и бытовой деятельности Уметь: применять эти правила в жизни  |    |    Составление своих правил  |    |  
|   16  |    26.12  |    |    Экологические проблемы края и задачи экологического воспитания учащихся  |    1  |    Экосистема, ее компоненты: (абиотические: воздух, вода, неорганические вещества, солнечная энергия, биотические: продуценты, консументы, редуценты) и их взаимосвязь в круговороте веществ. Зависимость жизни человека от состояния природной системы  |    Знать: экологические проблемы края Уметь: решать эти проблемы  |    Экологическая карта  |    Самостоятельная работа, выступление с работами  |    |  
|   17  |    28.12  |    |    Практическая работа №3 «Исследование антропогенных факторов, влияющих на изменение природы края» Обобщающий урок  |    1  |    Антропогенные факторы, влияющие на изменение природы края  |    Знать: антропогенные факторы, влияющие на изменение природы края  |    Экологическая карта тест  |    Практическая работа Итоговое тестирование  |    |  
|   |    |    |    Итого:  |    17  |    |    |    |    |    |  
страница 1
скачать
Другие похожие работы: