Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса умк «Перспективная начальная школа»
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 1 КЛАССА
(УМК «Перспективная начальная школа»
Программа по окружающему миру
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов)
1.Пояснительная записка к курсу
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом и включает в себя такие области как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности. Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
2.Общая характеристика курса
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир». Программа рассчитана на расширенный уровень преподавания. Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена учебным предметом «Окружающий мир». Выбираем третий вариант тематического планирования с расширением историко-обществоведческой составляющей.
Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.
Учебный комплект для первого класса включает: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, хрестоматию, методическое пособие.
3.Место курса « Окружающий мир» в учебном плане
Программа составлена на основе программы и учебников О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой «Окружающий мир». Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания
Основная задача первого года обучения – формирование у учащихся потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах.
В первом классе выделяется несколько содержательных линий при изучении данного курса. Первую из них составляет ознакомление с природой. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся. Изучение каждого времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.
Программа первого класса систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.
В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.
5.Результаты изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие; - объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие; - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; - сформировать базовые нравственно-этические ценности (пиетет к культовым сооружениям, учет нравственных позиций других людей). | Регулятивные: - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. - проговаривать последовательность действий на уроке. - учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - учиться работать по своему или предложенному учителем плану. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса, на уроке. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы о результате совместной работы на парах, группах и всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. | В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся: - сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; - различать предметы и выделять их признаки; - проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств; - объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; - сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями; - называть условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года; - называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года; - описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений); - наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года; - приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей; - приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений); - проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Обучающиеся получат возможности научиться: - различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки; - называть органы чувств человека и их основные функции; - называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных; - проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; - оказывать помощь птицам в зимнее время года. В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научаться: - проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе; - различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах; - оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему; - называть имя своего города (села, поселка) и название своей улицы; - называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей; - узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб; - выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна. Обучающиеся получат возможность научиться: - выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах; - подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к урокам одноклассникам; - называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы; - называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях; - узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран; - рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края. В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся: - называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы; - использовать мобильный телефон для связи с родителями; - выполнять правила перехода проезжей части улицы; - называть и оценивать правила безопасного поведения на улице; Называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); - приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края; - рассказать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы. Обучающиеся получат возможность научиться: - называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы; - использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем; - соблюдать правила перехода проезжей части улицы; - соблюдать правила безопасного поведения на улице; - соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба); - приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края; - соблюдать правила сбора лекарственных растений; - оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы. |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: