Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Составил: учитель начальных классов Сенченко Г. Г 2013г. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:_______ Утверждаю:____
Зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ
Жукова И.Н Т.И.Полежаева
30. 08.2013г 31.08.2013г.
Рабочая программа по русскому языку
для 2 класса
Составил: учитель начальных классов
Сенченко Г.Г
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку
УП МБОУ Грузенская СОШ.
с учетом возможностей учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской программы курса «Русский язык» автора С.В.Иванова и авторской программы курса «Обучение грамоте» Л.Е.Журовой по образовательной системе «Начальная школа XXI века»
и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
Целями обучения русскому языку являются:
Познавательная цель: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель: формирование коммуникативных компетенции учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Задачи:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствие с особенностями и условиями общения;
осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
«Как устроен наш язык»,
«Правописание»
«Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Организация деятельности по предмету «Русский язык» строится на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологий: игровая, здоровьесберегающая, безотметочное обучение. Применяются способы организации деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Способы организации взаимодействия учащихся: в парах, в малых группах, коллективный. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, индивидуальный опрос, коллективная и самостоятельная работа, контрольные и практические работы.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».
В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего- 170 часов.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,И ПРЕДТЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов специфических для предмета «Русский язык:
Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи небольших предложенных текстов; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; умение строить модели звукового состава слов различной звуковой структуры, устанавливать связь между значением слова и его звуковым составом; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги ;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)
Фонетика и графика (10 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия . Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение (6 ч)
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Состав слова (морфемика) (19 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика (22 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой) ;
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (34 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение (5ч)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Кол-во Часов | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Вид контроля | ||||||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||||||
1 | 3.09 | | Звуки и буквы | 1 | Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме | Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – различать произношение и написание слов; – соблюдать орфоэпические нормы | Познавательные: умение анализировать. Коммуникативные: владеют способами совместной деятельности в паре, группе. Регулятивные умение высказывать в устной форме о звуковых моделях слов. Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения. Способность к самооценке | | |||||||||||
2 | 4.09 | | Гласные и согласные звуки и буквы | 1 | Гласные и согласные звуки и буквы | Уточнить знания учащихся о признаках звуках и буквах | Познавательные: пошагово контролирует и оценивает процесс и результаты своей деятельности с помощью взрослого Регулятивные: работает по алгоритму Регулятивные: работает по алгоритму , заданному учителем Познавательные: строит И оформляет на письме 3-5 предложений Личностные: признает мне других Коммуникативные: строит простое речевое высказывание | Орфографическая минутка | |||||||||||
3 | 5.09 | | Обозначение звуков на письме | 1 | Согласные мягкие и твердые. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Уметь: – различать произношение и написание слов Знать гласные и согласные буквы | Комментированное письмо | ||||||||||||
4 | 6.09 | | Ударные и безударные гласные | 1 | Гласные ударные и безударные | Учить ставить ударение в словах Находить безударные гласные и правильно писать | Регулятивные: работает по алгоритму , заданному учителем Познавательные: ставит познавательные задачи с помощью учителя Личностные: соотносит свои действия с образцом Коммуникативные: владеет навыками работы в паре, группе | Слуховой диктант | |||||||||||
5 | 9.09 | | Согласные звуки | 1 | Согласные звонкие и глухие | Уметь: – различать произношение и написание слов; – соблюдать орфоэпические нормы | Познавательные: умение анализировать. Коммуникативные: владеют способами совместной деятельности в паре, группе. Регулятивные умение высказывать в устной форме о звуковых моделях слов. Личностные: ставит цель учебной деятельности с помощью учителя | Комментированное письмо | |||||||||||
6 | 10.09 | | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | | Согласные звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости, звонкости и глухости | Уметь делать звукобуквенный анализ слова Работать над развитием речи | Познавательные: с помощью учи теля находит способы решения проблем Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и группе Личностные признает мнение других ; оценивает свои действия Регулятивные: выделяет главную мысль с помощью учителя | Словарная работа по загадкам | |||||||||||
7 | 11.09 | | Сочетания жи- ши | 1 | Правописание изученных орфограмм | Формировать навыки правописания сочетаний жи-ши Развивать орфографическую зоркость | Познавательные: ставит познавательные задачи с помощью учителя Коммуникативные: строить монологичное высказывание, вести устный диалог. Регулятивные :строит ход Своих действий под руководством учителя Личностные: ставит цель учебной деятельности с помощью учителя | Комментированное письмо | |||||||||||
8 | 12.09 | | Сочетания ча-ща | 1 | Правописание сочетаний ча-ща | Уметь: – различать произношение и написание слов | Познавательные: с помощью учителя находит способы решения проблем Коммуникативные: Владеет навыками работы В паре и группе Личностные ставит цель учебной деятельности с помощью учителя Регулятивные: выделяет главную мысль с помощью учителя | Орфографическая минутка | |||||||||||
9 | 13.09 | | Сочетания чу - щу | 1 | Правописание сочетаний чу-щу | Уметь: – соблюдать орфоэпические нормы Знать правила написания сочетаний | Словарная работа | ||||||||||||
10 | 16.09 | | Разделительный мягкий знак | 1 | Правописание разделительного мягкого знака | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного ь знака и правописание слов с ним | Регулятивные: работает по алгоритму , заданному учителем Познавательные: строит И оформляет на письме 3-5 предложений Личностные: признает мнение других Коммуникативные: строит простое речевое высказывание | Комментированное письмо | |||||||||||
11 | 17.09 | | Звонкие согласные на конце слова | 1 | Звонкие и глухие согласные | Учить детей подбирать к словам с парными и глухими согласными проверочные слова, Формировать орфографическую зоркость | Регулятивные: работает по алгоритму , заданному учителем Познавательные: строит И оформляет на письме 3-5 предложений Личностные: признает мнение других Коммуникативные: строит простое речевое высказывание | Орфографическая минутка | |||||||||||
12- 13 | 18.09 19.09 | | Слог. Перенос слов. Письменная работа | 2 | Деление слов на слоги. Знаки переноса. Определение количество слогов в словах | Знать значимые части слова. Уметь анализировать состав слова. | Познавательные: с помощью учителя ставит познавательные задачи. Личностные: оценивает свои действия, Регулятивные: ставит учебную цель с помощью учителя Коммуникативные: отвечает на вопросы заданные учителем | Письменная работа | |||||||||||
14 | 20.09 | | Перенос слов. Деление слов на слоги | 1 | Деление сов на слоги. Знак переноса. Правила переноса слов | Учить делить слова на слоги, знать правила переноса слов | Познавательные: с помощью учи теля находит способы решения проблем Коммуникативные: Владеет навыками работы В паре и группе Личностные признает мнение других ; оценивает свои действия Регулятивные: выделяет главную мысль с помощью учителя | Комментированное письмо | |||||||||||
15 | 23.09 | | Диктант по теме «Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» | 1 | Правописание словосочетаний жи-ши, ча-ща. Перенос слов | Проверить знания уч-ся по правописанию словосочетаний | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Личностные: оценивает свои действия, | диктант | |||||||||||
16 | 24.09 | | Контрольное списывание по теме» Правописание разделительного ь знака» | 1 | | Уметь: – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – находить способ проверки написания слова; | Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Регулятивные: преобразовывать практичес-кую задачу, выбирать действия. Коммуникативные: аргументировать и коорди-нировать свою позицию. | Списывание | |||||||||||
17 | 25.09 | | Ударение | 1 | Определение ударного гласного в слова. Восприятие на слух и правильное И правильное произношение слов | Знать значимые части слова. Уметь анализировать состав слова | Познавательные:с помощью учителя ставит познавательные задачи Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: ставит цель учебной деятельности с помощью учителя | | |||||||||||
| | | | | | | | ||||||||||||
| | | |||||||||||||||||
18 | 26.09 | | Слово | 1 | Слово как единство звучания (произношения) и значения. Наблюдение за значением слова | Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | Познавательные:с помощью учителя ставит познавательные задачи Регулятивные: преобразовывать практическую задачу, выбирать действия. Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию. Личностные: ставит цель учебной деятельности с помощью учителя | | | ||||||||||
19 | 27.9 | | Слова, которые называют предмет | .1 | Знакомство с понятием «Имя существительное». Значение и употребление имени существительного. | | Познавательные:с помощью учителя ставит познавательные задачи. Личностные: оценивает свои действия, Регулятивные: ставит учебную цель с помощью учителя Коммуникативные: отвечает на вопросы заданные учителем | Слуховой диктант | |||||||||||
20 | 30.09 | | Слова, которые называют признаки и действия предметов | 1 | Знакомство с понятием «Имя прилагательное», «Глагол» | Познакомить со словами, которые называют признаки и действия предметов Развивать орфографические навыки | Познавательные: ставит познавательные задачи с помощью учителя Коммуникативные: строить монологичное высказывание, вести устный диалог. Регулятивные :строит ход Своих действий под руководством учителя Личностные: ставит цель учебной деятельности с помощью учителя | |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: