NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа составлена в соответствии с региональной программой курса «Биологическое краеведение»




Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с региональной программой курса «Биологическое краеведение» для 7-го класса авторов В.Б. Сельцера, Н.В. Дмитриевой, Р.Л. Сосновской, Н.П. Зверевой. В соответствии с Базисным учебным планом на изучение краеведения отводится 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

Основные цели и задачи курса:

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

7. Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биологическое краеведение: учеб. пособие для 7 кл./ Под ред. В.Б. Сельцера, сост. В.Б. Сельцер, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская, Н.П. Зверева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2007. – 96 с. (8 с. цв. вкл.).

Календарно – тематический план




п/п

Наименование разделов и

тем уроков.

Проектная деятельность.

Кол - во часов

Дата

Наглядные пособия.

ИКТ, ТСО.

Корректировка

7 А

7 Б









По плану

Фак - ки

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки







1

Введение.

Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.



05.09.




05.09.




05.09.




Презентация.




2

Раздел 1. Растительный мир.

Грибы. Споровые растения.

11ч

12.09.




12.09.




12.09.




Презентация.




3

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.




19.09.




19.09.




19.09.





Презентация.




4

Флора Саратовской области.

Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края»




26.09.




26.09.




26.09.




Презентация.




5

Лесная растительность.




03.10.




03.10.




03.10.




Презентация.




6

Степная и полупустынная растительность.




10.10.




10.10.




10.10.




Презентация.




7

Луговая растительность.

Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.




17.10.




17.10.




17.10.




Презентация.




8

Прибрежно-водная растительность.




24.10.




24.10.




24.10.




Презентация.




9

Интересные растения Пугачёвского района.

Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района и города»




31.10.




31.10.




31.10.




Презентация.




10

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.




14.11.




14.11.




14.11.




Презентация.




11

Растения засолённых почв.




21.11.




21.11.




21.11.




Презентация.




12

Растительность Саратовской области. Защита проектов.




28.11.




28.11.




28.11.




Презентация.




13

Раздел 2. Животный мир.

Животные обитающие в лесу.

10 ч


05.12.





05.12.





05.12.










14

Степные животные.






12.12.





12.12.





12.12.





Презентация.




15

Кто живёт около водоёмов? Водные животные.




19.12.




19.12.




19.12.




Презентация.




16

Беспозвоночные животные.




26.12.




26.12.




26.12.




Презентация.




17

Животные Пугачёвского района.

Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Пугачёвского района».




09.01.




09.01.




09.01.




Презентация.




18

Опасные животные Саратовской области.




16.01.




16.01.




16.01.




Презентация.




19

Сельскохозяйственные животные.




23.01.




23.01.




23.01.




Презентация.




20

Животные – вредители сельского хозяйства.




30.01.




30.01.




30.01.




Презентация.




21

Животные на улицах города.

Практикум




06.02.




06.02.




06.02.




Презентация.




22

Животные Саратовской области. Защита проектов.




13.02.




13.02.




13.02.




Презентация.




23

Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края.

Геохронология, как наука.




20.02.





20.02.





20.02.










24

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.






27.02.






27.02.






27.02.










25

Ископаемые позвоночные животные.




06.03.




06.03.




06.03.










26

Ранняя история Земли. Палеозойская эра.





13.03.




13.03.




13.03.










27

Мезозойская эра





20.03.




20.03.




20.03.










28

Кайнозойская эра.

Практикум




03.04.




03.04.




03.04.










29

Живое прошлое Саратовской области.




10.04.




10.04.




10.04.










30

Практическая работа .№ 5 «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».




17.04.




17.04.




17.04.










31

Раздел 4. Охрана природы



24.04.




24.04.




24.04.










32

Красная книга Саратовской области





08.05.





08.05.





08.05.




Презентация. Красная книга Саратовской области.




33

Особо охраняемые территории Саратовской области.




15.05.




15.05.




15.05.




Презентация.




34

Защита проектов «Красная книга Пугачёвского района».




22.05.




22.05.




22.05.










Содержание тем учебного курса
Введение в биологическое краеведение. (1 час)

Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Саратовской области (Докучаев В.В., Пузанов И.И., Станков С.С., Аверкиев Д.С.). Природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).

Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.

Раздел 1 Растительный мир (11 часов).

Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Саратовской области. Ботанико-географические подрайоны Нижегородской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края].* Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Саратовской области.

Раздел 2. Животный мир (10 часов).

Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Нижегородской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края].* Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).

Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края (8 часов)

Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Саратовской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ. Изменение ландшафта в результате деятельности человека.

Раздел 4. Охрана природы. (3 часа)

Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности. Охраняемые территории Саратовской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Практические работы, экскурсии.


Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:

- цели и задачи биологического краеведения;

- основные понятия: зональность, фауна, растительность,

флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;

- методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;

- основные объекты живой природы родного края;

  • охраняемые группы организмов родного края;

  • структуру «Красной книги»;

  • основные феносигналы;

- ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края;

- съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края;

- особо охраняемые территории родного края;

- экологические факторы, влияющие на живые организмы;

- основные природные сообщества родного края;

Учащиеся должны уметь:

- вести календари фенологических наблюдений;

- работать с гербарным материалом;

- определять деревья и кустарники в разные сезоны года;

- определять виды птиц и животных по следу;

- вести наблюдения за объектами живой природы;

  • объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;

  • оказать первую доврачебную помощь в природе;

  • пользоваться элементарными методами полевых исследований;

  • использовать знания по сохранению биоразнообразия.

Уровень воспроизведения и описания информации.

Описывать морфолого-анатомические особенности растений и животных Саратовской области.

Называть основные систематические и экологические группы растений, животных, грибов, лишайников Саратовской области.

Узнавать (в природе, в коллекциях, в гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды животных, растений, грибов, лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения Волгоградской области.

Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы.

Приводить примеры редких и охраняемых растений, животных, грибов, лишайников; животных, растений, грибов, лишайников различных экологических групп.
Интеллектуальный уровень.

Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Саратовской области.

Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры Саратовской области.

Определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения.

Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы животных, лишайников.

Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм.

Формулировать выводы на основе собранного материала.

Давать характеристику растениям различных систематических групп.

Творческий уровень.

Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Саратовской области.

Применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.

Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране животных, растений, грибов, лишайников Саратовской области.

Перечень учебно – методического обеспечения

1.Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

Список литературы. Перечень ИКТ

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.

2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 – 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 – 2006 гг.

3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.

4. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.

5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.

6. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с.

7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.

8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.



страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Российская федерация

Рабочая программа: 1 стр.


Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.