Рабочая программа составлена в соответствии с региональной программой курса «Биологическое краеведение»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с региональной программой курса «Биологическое краеведение» для 7-го класса авторов В.Б. Сельцера, Н.В. Дмитриевой, Р.Л. Сосновской, Н.П. Зверевой. В соответствии с Базисным учебным планом на изучение краеведения отводится 1 час в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
Основные цели и задачи курса:
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7. Научить детей чувствовать красоту природы.
8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:
1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биологическое краеведение: учеб. пособие для 7 кл./ Под ред. В.Б. Сельцера, сост. В.Б. Сельцер, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская, Н.П. Зверева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2007. – 96 с. (8 с. цв. вкл.).
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков. Проектная деятельность. | Кол - во часов | Дата | Наглядные пособия. ИКТ, ТСО. | Корректировка | |||||
7 А | 7 Б | 7В | | | ||||||
По плану | Фак - ки | По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | | | |||
1 | Введение. Что изучает биологическое краеведение? Источники информации. | 1ч | 05.09. | | 05.09. | | 05.09. | | Презентация. | |
2 | Раздел 1. Растительный мир. Грибы. Споровые растения. | 11ч | 12.09. | | 12.09. | | 12.09. | | Презентация. | |
3 | Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. | | 19.09. | | 19.09. | | 19.09. | | Презентация. | |
4 | Флора Саратовской области. Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края» | | 26.09. | | 26.09. | | 26.09. | | Презентация. | |
5 | Лесная растительность. | | 03.10. | | 03.10. | | 03.10. | | Презентация. | |
6 | Степная и полупустынная растительность. | | 10.10. | | 10.10. | | 10.10. | | Презентация. | |
7 | Луговая растительность. Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ. | | 17.10. | | 17.10. | | 17.10. | | Презентация. | |
8 | Прибрежно-водная растительность. | | 24.10. | | 24.10. | | 24.10. | | Презентация. | |
9 | Интересные растения Пугачёвского района. Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района и города» | | 31.10. | | 31.10. | | 31.10. | | Презентация. | |
10 | Растения, обитающие на меловых и песчаных породах. | | 14.11. | | 14.11. | | 14.11. | | Презентация. | |
11 | Растения засолённых почв. | | 21.11. | | 21.11. | | 21.11. | | Презентация. | |
12 | Растительность Саратовской области. Защита проектов. | | 28.11. | | 28.11. | | 28.11. | | Презентация. | |
13 | Раздел 2. Животный мир. Животные обитающие в лесу. | 10 ч | 05.12. | | 05.12. | | 05.12. | | | |
14 | Степные животные. | | 12.12. | | 12.12. | | 12.12. | | Презентация. | |
15 | Кто живёт около водоёмов? Водные животные. | | 19.12. | | 19.12. | | 19.12. | | Презентация. | |
16 | Беспозвоночные животные. | | 26.12. | | 26.12. | | 26.12. | | Презентация. | |
17 | Животные Пугачёвского района. Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Пугачёвского района». | | 09.01. | | 09.01. | | 09.01. | | Презентация. | |
18 | Опасные животные Саратовской области. | | 16.01. | | 16.01. | | 16.01. | | Презентация. | |
19 | Сельскохозяйственные животные. | | 23.01. | | 23.01. | | 23.01. | | Презентация. | |
20 | Животные – вредители сельского хозяйства. | | 30.01. | | 30.01. | | 30.01. | | Презентация. | |
21 | Животные на улицах города. Практикум | | 06.02. | | 06.02. | | 06.02. | | Презентация. | |
22 | Животные Саратовской области. Защита проектов. | | 13.02. | | 13.02. | | 13.02. | | Презентация. | |
23 | Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края. Геохронология, как наука. | 8ч | 20.02. | | 20.02. | | 20.02. | | | |
24 | Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. | | 27.02. | | 27.02. | | 27.02. | | | |
25 | Ископаемые позвоночные животные. | | 06.03. | | 06.03. | | 06.03. | | | |
26 | Ранняя история Земли. Палеозойская эра. | | 13.03. | | 13.03. | | 13.03. | | | |
27 | Мезозойская эра | | 20.03. | | 20.03. | | 20.03. | | | |
28 | Кайнозойская эра. Практикум | | 03.04. | | 03.04. | | 03.04. | | | |
29 | Живое прошлое Саратовской области. | | 10.04. | | 10.04. | | 10.04. | | | |
30 | Практическая работа .№ 5 «Составление таблицы палеонтологических объектов местности». | | 17.04. | | 17.04. | | 17.04. | | | |
31 | Раздел 4. Охрана природы | 3ч | 24.04. | | 24.04. | | 24.04. | | | |
32 | Красная книга Саратовской области | | 08.05. | | 08.05. | | 08.05. | | Презентация. Красная книга Саратовской области. | |
33 | Особо охраняемые территории Саратовской области. | | 15.05. | | 15.05. | | 15.05. | | Презентация. | |
34 | Защита проектов «Красная книга Пугачёвского района». | | 22.05. | | 22.05. | | 22.05. | | | |
Содержание тем учебного курса
Введение в биологическое краеведение. (1 час)
Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Саратовской области (Докучаев В.В., Пузанов И.И., Станков С.С., Аверкиев Д.С.). Природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
Раздел 1 Растительный мир (11 часов).
Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.
Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Саратовской области. Ботанико-географические подрайоны Нижегородской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. [Сельскохозяйственные растения края].* Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Саратовской области.
Раздел 2. Животный мир (10 часов).
Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Нижегородской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. [Сельскохозяйственные животные края].* Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).
Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края (8 часов)
Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания. Природные сообщества Саратовской области: лес, поле, степь, водоем, луг и т.д. Историческая смена сообществ. Изменение ландшафта в результате деятельности человека.
Раздел 4. Охрана природы. (3 часа)
Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности. Охраняемые территории Саратовской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Практические работы, экскурсии.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- цели и задачи биологического краеведения;
- основные понятия: зональность, фауна, растительность,
флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;
- методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;
- основные объекты живой природы родного края;
охраняемые группы организмов родного края;
структуру «Красной книги»;
основные феносигналы;
- ядовитые растения, грибы, опасные животные родного края;
- съедобные растения, грибы, промысловые животные родного края;
- особо охраняемые территории родного края;
- экологические факторы, влияющие на живые организмы;
- основные природные сообщества родного края;
Учащиеся должны уметь:
- вести календари фенологических наблюдений;
- работать с гербарным материалом;
- определять деревья и кустарники в разные сезоны года;
- определять виды птиц и животных по следу;
- вести наблюдения за объектами живой природы;
объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;
оказать первую доврачебную помощь в природе;
пользоваться элементарными методами полевых исследований;
использовать знания по сохранению биоразнообразия.
Уровень воспроизведения и описания информации.
Описывать морфолого-анатомические особенности растений и животных Саратовской области.
Называть основные систематические и экологические группы растений, животных, грибов, лишайников Саратовской области.
Узнавать (в природе, в коллекциях, в гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды животных, растений, грибов, лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения Волгоградской области.
Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы.
Приводить примеры редких и охраняемых растений, животных, грибов, лишайников; животных, растений, грибов, лишайников различных экологических групп.
Интеллектуальный уровень.
Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Саратовской области.
Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры Саратовской области.
Определять по гербариям древесные и кустарниковые породы растений, травянистые растения.
Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы животных, лишайников.
Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм.
Формулировать выводы на основе собранного материала.
Давать характеристику растениям различных систематических групп.
Творческий уровень.
Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Саратовской области.
Применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране животных, растений, грибов, лишайников Саратовской области.
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.
Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.
Список литературы. Перечень ИКТ
1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 – 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 – 2006 гг.
3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.
6. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с.
7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: