Брянский государственный университет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
МАТЕМАТИКА
Рабочая программа
Программа лекционного курса
План практических занятий
Контроль за самостоятельной работой студентов
Специальность:
031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 1, 2, 3 СЕМЕСТРЫ: 1 – 6
Лекции – 78 ч.
Практические занятия – 74 ч.
КСР – 17 ч.
Итого: Общий объем учебного курса - 169 ч.
Рабочая программа составлена:
доц. Тонких А.П., доц. Егориной В.С.
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Математика» (Математика: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)
ВЫПИСКА
из рабочего учебного плана
-
Семестр
Недель
Всего часов
лекций
пр
лб
КСР
Число к/р
зач
экз
ат
1
33
22
8
3
1
2
43
24
16
3
1
зач
экз
3
10
10
1
4
52
32
14
6
1
зач
экз
5
16
16
1
Зач
6
15
10
5
1
экз
Итого:
169
78
74
17
6
3
3
Распределение объема курса по семестрам
1-й курс
Первый установочный семестр | ||
Лекции | Пр. занятия | КСР |
22 | 4 | |
Первый семестр | | Второй семестр | ||||
Лекции | Пр. занятия | КСР | | Лекции | Пр. занятия | КСР |
| 4 | 3 | | 24 | 16 | 3 |
2-й курс
Третий семестр | | Четвертый семестр | ||||
Лекции | Пр. занятия | КСР | | Лекции | Пр. занятия | КСР |
| 10 | | | 32 | 14 | 6 |
3-й курс
Пятый семестр | | Шестой семестр | ||||
Лекции | Пр. занятия | КСР | | Лекции | Пр. занятия | КСР |
| 16 | | | | 10 | 5 |
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
1-й курс
Установочный семестр
РАЗДЕЛ I. МНОЖЕСТВА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ
Лекции №№ 1 –3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ.
Контрольные вопросы:
1. Математика как наука. Предмет и методы математики.
Назначение учебного предмета «Математика» в подготовке учителя начальных классов. Математика в начальной школе.
2. Понятие множества. Элемент множества. Пустое множество. Способы задания множеств.
3. Отношения равенства, включения и пересечения между множествами. Круги Эйлера.
4. Пересечение множеств. Свойства пересечения двух и более множеств.
5. Объединение множеств. Свойства объединения множеств.
6. Разность двух множеств, дополнение к подмножеству, дополнение к пересечению и объединению двух множеств.
7. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Доказательство свойств операций.
Лекция № 4. ДЕКАРТОВО ПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОЖЕСТВ.
Контрольные вопросы:
1. Разбиение множества на попарно непересекающиеся подмножества (классы). Разбиение множества на классы с помощью одного, двух, трех свойств.
2. Мощность множества. Число элементов в объединение двух (трех) конечных множеств и в дополнении к подмножеству.
3. Декартово произведение двух и более множеств.
4. Свойства декартова произведения множеств.
5. Графическое изображение декартова произведения двух числовых множеств.
6. Число элементов в декартовом произведении конечных множеств.
7. Связь введенных понятий с начальным курсом математики.
РАЗДЕЛ II. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ
Лекция №5. ОСНОВЫ КОМБИНАТОРИКИ.
Контрольные вопросы:
1. Понятие о комбинаторной задаче.
2. Правила суммы и произведения.
3. Соединения без повторений и с повторениями.
4. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Число подмножеств конечного множества.
5. Комбинаторные задачи в начальном курсе математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Размещения, перестановки, сочетания с повторениями.
РАЗДЕЛ III. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ И ИХ СТРУКТУРА
Лекция № 6. ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Контрольные вопросы:
1. Определяемые и неопределяемые понятия. Объем и содержание понятия, отношения между понятиями.
2. Способы определения понятий.
3. Структура определения через род и видовое отличие.
4. Основные требования к определениям понятий.
5. Связь с начальным курсом математики.
Лекции №№ 7-8. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ.
Контрольные вопросы:
1. Высказывания, высказывательные формы.
2. Операции над высказываниями и предикатами.
3. Отношение логического следования и равносильности между предложениями.
4. Необходимые и достаточные условия.
5. Правильные и неправильные рассуждения. Индукция (полная и неполная).
6. Простейшие схемы дедуктивных умозаключений.
7. Строение и виды теорем. Математические софизмы.
8. Способы доказательства математических утверждений.
9. Логические задачи. Способы их решения.
10. Основные приемы логического мышления: обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация. Роль и место элементов логики в обучении математике.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Логические задачи. Способы их решения. Основные приемы логического мышления.
РАЗДЕЛ IV. СООТВЕТСТВИЯ
Лекции № 9 - 11. СООТВЕТСТВИЯ И ОТНОШЕНИЯ.
Контрольные вопросы:
1. Соответствия между элементами двух множеств. Основные понятия, примеры.
2. Способы задания соответствий.
3. Типы соответствий, операции над соответствиями.
4. Отображения. Виды отображений. Равномощные множества.
5. Отношения на множестве, их свойства.
6. Отношения эквивалентности, их связь с разбиением множества на классы.
7. Отношения порядка. Упорядоченные множества.
8. Отношения в начальном курсе математики.
Второй семестр
РАЗДЕЛ V. ЦЕЛЫЕ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Лекция № 12. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ.
Контрольные вопросы:
1.Понятие системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры.
2. Запись и название чисел в десятичной системе счисления.
3. Алгоритмы арифметических действий.
4. Позиционные системы счисления, отличные от десятичной. Запись чисел.
5. Арифметические операции, переход от записи чисел в одной системе счисления к другой.
6. Компьютеры и системы счисления.
7. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Алгоритмы выполнения арифметических операций в десятичной системе счисления.
Лекция № 13. ОТНОШЕНИЕ ДЕЛИМОСТИ.
Контрольные вопросы:
1. Отношение делимости на множестве целых неотрицательных чисел и его свойства.
2. Делимость суммы, разности и произведения целых неотрицательных чисел.
3. Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 25 в десятичной системе счисления.
4. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Доказательство признаков делимости на число в десятичной системе счисления.
Лекции № 14 . КРАТНЫЕ И ДЕЛИТЕЛИ.
Контрольные вопросы:
1. Простые и составные числа. Решето Эратосфена.
2. Бесконечность множества простых чисел.
3. НОК и НОД чисел, их основные свойства.
4. Признак делимости на составное число.
5. Основная теорема арифметики.
6. Алгоритмы нахождения НОК и НОД чисел.
7. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: НОД и НОК чисел, их основные свойства, Алгоритмы нахождения НОД и НОК чисел.
Лекция № 15. АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МНОЖЕСТВА ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
Контрольные вопросы:
1. Понятие об аксиоматическом методе построения теории.
2. Аксиомы Пеано для множества целых неотрицательных чисел.
3. Метод математической индукции. Применение к решению задач.
4. Связь с начальным курсом математики.
Лекция № 16. ОПЕРАЦИИ НАД ЦЕЛЫМИ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ (АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ).
Контрольные вопросы:
1. Сложение двух целых неотрицательных чисел. Определение. Примеры.
2. Существование и единственность суммы.
3. Таблицы сложения однозначных неотрицательных чисел.
4. Законы сложения.
5. Умножение целых неотрицательных чисел. Определение. Примеры.
6. Существование и единственность произведения.
7. Таблицы умножения однозначных неотрицательных чисел.
8. Законы умножения.
9. Связь с начальным курсом математики.
Лекция № 17. ОПЕРАЦИИ НАД ЦЕЛЫМИ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ (АКСИОМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ).
Контрольные вопросы:
1. Вычитание целых неотрицательных чисел. Связь вычитания со сложением.
2. Существование и единственность разности двух целых неотрицательных чисел.
3. Правила вычитания числа из суммы, суммы из числа, числа из разности, разности из числа, прибавление разности к числу.
4. Деление целых неотрицательных чисел на натуральное. Связь с умножением.
5. Условия существования частного целого неотрицательного числа и натурального. Невозможность деления на нуль.
6. Правила деления суммы, разности, произведения натуральных чисел на натуральное число.
7. Деление с остатком.
8. Свойства множества целых неотрицательных чисел: бесконечность, упорядоченность, счетность, дискретность, наличие наименьшего элемента.
9. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Доказательство свойств арифметических операций.
Лекция № 18. ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МНОЖЕСТВА ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ).
Контрольные вопросы:
1. Краткие исторические сведения о возникновении понятия натурального числа.
2. Теоретико-множественный подход к понятию целого неотрицательного числа (основные положения количественной теории Г. Кантора).
3. Отношения "равно", "меньше", "больше" на множестве Z0 .
4. Понятие отрезка натурального ряда чисел и счет элементов конечного множества.
5. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Краткие исторические сведения о возникновении понятия натурального числа.
Лекция № 19. ОПЕРАЦИИ НАД ЦЕЛЫМИ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ).
Контрольные вопросы:
1. Определение суммы двух целых неотрицательных чисел. Операция сложения.
2. Существование и единственность суммы.
3. Законы сложения.
4. Произведение двух целых неотрицательных чисел. Операция умножения.
5. Существование и единственность произведения.
6. Законы умножения.
7. Определение произведения двух целых неотрицательных чисел.
8. Связь с начальным курсом математики.
Лекция № 20. ОПЕРАЦИИ НАД ЦЕЛЫМИ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ).
Контрольные вопросы:
1. Разность двух целых неотрицательных чисел. Вычитание. Связь вычитания со сложением.
2. Существование и единственность разности. Отношения "больше на", "меньше на".
3. Теоретико-множественный смысл правил вычитания числа из суммы, суммы из числа.
4. Частное целого неотрицательного числа на натуральное. Деление. Связь деления с умножением. Существование и единственность частного. Смысл отношений "больше в", "меньше в".
5. Теоретико-множественный смысл правил деления суммы и произведения на число.
6. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Доказательство свойств арифметических операций.
Натуральное число как результат измерения величины.
РАЗДЕЛ VI. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Лекция № 21. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. ОПЕРАЦИИ НАД НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ РАЦИОНАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ.
Контрольные вопросы:
1. Задачи, приводящие к понятию обыкновенной дроби.
2. Равносильные (равные) дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Основное свойство дроби.
3. Арифметические операции над обыкновенными дробями.
4. Отношение равносильности (равенства) обыкновенных дробей на множестве обыкновенных дробей и его свойства.
5. Положительные рациональные числа. Представление их обыкновенными дробями.
6. Множество неотрицательных рациональных чисел.
7. Сравнение положительных рациональных чисел.
8. Сложение, законы сложения.
9. Умножение, законы умножения.
10. Вычитание и деление положительных рациональных чисел. Условия существования разности и частного.
11. Приемы рациональных вычислений: сложения, вычитания ,умножения и деления.
12. Свойства множества неотрицательных рациональных чисел (бесконечность, плотность, счетность, упорядоченность).
13. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Арифметические операции над обыкновенными дробями.
Лекция № 22. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА, КАК
БЕСКОНЕЧНЫЕ ДЕСЯТИЧНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ДРОБИ.
Контрольные вопросы:
1. Десятичные дроби. Алгоритмы арифметических действий над ними.
2. Понятие процента. Основные задачи.
3. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные. Бесконечные периодические десятичные дроби.
4. Представление периодических десятичных дробей обыкновенными дробями.
5. Рациональные числа как бесконечные десятичные периодические дроби.
6. Связь с начальным курсом математики.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Десятичные дроби. Алгоритмы арифметических действий над ними.
РАЗДЕЛ VII. ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ
Лекция № 23. ПОНЯТИЕ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ АРИФМЕТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ.
Контрольные вопросы:
1. Текстовые задачи и методы их решения. Арифметический и геометрический методы.
2. Этапы решения задач арифметическим методом. Способы решения задач.
3. Анализ содержания задачи и приемы поиска ее решения.
4. Моделирование в процессе решения текстовых задач.
5. Проверка решения задачи.
6. Задачи на части и проценты.
7. Задачи на тройное правило (нахождение четвертого пропорционального).
8. Задачи на пропорциональное деление:
9. Задачи на «движение».
10. Задачи на «работу».
11. Задачи на смешение первого и второго рода.
12. Задачи на растворы и сплавы.
13. Задачи, решаемые «с конца».
14. Задачи на нахождение неизвестных по результатам действий
15. Из истории решения текстовых задач.
16. Текстовая задача как основное звено процесса обучения математике в начальной школе.
САМОСТОЯТЕЛЬНО: Моделирование в процессе решения текстовых задач. Из истории решения текстовых задач.
2-й курс
Четвертый семестр
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: