Брянский государственный университет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа
План лабораторных занятий
Контроль за выполнением самостоятельной работы студентов
Специальность:
030900 – дошкольная педагогика и психология
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 1,2 СЕМЕСТР: 1,2,3
Лабораторные занятия – 22 ч.
КСР – 2 ч.
Итого: Общий объем учебного курса - 24 ч.
Рабочая программа составлена:
доц. Бова Э.Ю.
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Основы экологического воспитания».
ВЫПИСКА
из рабочего учебного плана
-
Семестр
Недель
Всего часов
лекций
пр
лб
КСР
Число к/р
зач
экз
ат
1
18
18
2
6
4
2
3
Зач
Итого:
24
22
2
1
Планы лабораторных работ
Занятие № 1
Тема: Организм и среда.
Литература: 1, 4, 8.
Контрольные вопросы:
1.Организм и среда
2.Классификация живых существ
3.Экологические факторы
4.Закон минимума
Задание на дом: 1, 7, 8.
Занятие № 2
Тема: Адаптация.
Литература: 1, 7, 8.
Контрольные вопросы:
1.Виды адаптаций
2.Адаптивные ритмы
3.Стресс-реакция
Задание на дом: 6, 9, 11.
Занятие № 3
Тема: Экология популяций.
Литература: 6, 9, 11.
Контрольные вопросы:
1.Состав и структура популяций
2.Динамика популяций
3.Антропогенный пресс
Задание на дом: 1, 11, 13.
Занятие № 4
Тема: Экология сообществ.
Литература: 6, 8.
Контрольные вопросы :
1.Типы природных сообществ
2.Экологическая ниша
3.Динамика сообществ
Задание на дом: 9, 10, 13.
Занятие № 5
Тема: Экология биосферы
Литература: 3, 6, 7.
Контрольные вопросы:
1.Структура биосферы
2.Круговорот веществ
3.Зональность биосферы
Задание на дом: 6, 8.
Занятие № 6
Тема: Антропогенные процессы в биосфере
Литература: 1, 2, 6.
Контрольные вопросы:
1.Парниковый эффект
2.Разрушение озонового экрана
3.Обеднение биологического разнообразия
Задание на дом: 4, 5.
Занятие № 7
Тема: Экология человека
Литература: 4, 5.
Контрольные вопросы:
1.Связь человека с окружающей средой
2.Здоровье и его оценка
3.Адаптация и ее механизмы
4.Человек в экстремальных условиях
Задание на дом: 2, 4, 5, 6.
Занятие № 8
Тема: Факторы здоровья личности и популяции
Литература: 2, 4, 5, 6.
Контрольные вопросы:
1.Наследственность-важнейший фактор здоровья
2.Среда как фактор здоровья
3.Демографический кризис
Задание на дом: 5, 6.
Занятие №9
Тема: Экология общества
Литература: 5, 6.
Контрольные вопросы:
1.История взаимодействия общества и природы
2.Проблема истощения ресурсов
3.Модели “мира”
Задание на дом: 5, 7.
Занятие № 10
Тема: Проблемы устойчивого развития экосистем
Литература: 5, 6, 11.
Контрольные вопросы:
1.Законы экорегресса и экоразвития
2.Законы Б.Коммонера
3.Концепции ноосферы
4.Критерии устойчивого развития
Задание на дом: 2, 4.
Занятие № 11
Тема: Взаимодействие природы и человека в Брянской области
Литература: 2, 4.
Контрольные вопросы:
1.Абиотические факторы Брянской области
2.Полезные ископаемые и их освоение
3.Сельское хозяйство области
4.Демографическая обстановка в Брянской области.
Контроль за самостоятельной работой студентов
Занятие № 1 (1 час)
Тема: Экологический кукольный театр в школе.
На занятии просматриваются видеозаписи трех спектаклей, выполненных студентами СПФ по сценариям Бова Э.Ю. проходит обсуждение спектаклей.
Занятие № 2 (1 час)
Тема: Изучение зимней орнитофауны.
На занятии рассматриваются различные виды кормушек для птиц, зимующие виды птиц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агресс П. Ключи к Экологии. – М.: Гидрометеоиздат, 1982.
География Брянской области. // Под ред. Л.М.Ахромеева. -
Брянск: Дебрянск, 1995.
Гиляров А.М. Популярная экология. - М., 1990.
Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев, 1990.
Зверев И.Д. Социальная экология. - И., 1996.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. // Под ред. Ягодина Г. .А. - П.: Прогресс-Пангея (в 2-х томах), 1994.
Небел Е. Наука об окружающей среде. - М.: Мир, 1993.
Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975.
Петросова Р.А., Голов В.П. и др. Естествознание с основами
экологии. - М. Академия, 1998.
Пономарева И.Н. Общая экологии (книга для учителя). – Пермь, 1994.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. .Экология и мир: Методическое пособие для учителя. - М., 1994.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
Экология. // Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: Знание, 1997.
ПРОГРАММА К ЗАЧЕТУ
1. Экология как наука.
2. Экосистемы.
3. Цепи питания.
4. Организм и среда.
5. Экологические факторы.
6. Виды адаптации'.
7. Состав и структура популяции.
8. Динамика популяций.
9. Типы природных сообществ.
10. Связи видов в сообществе.
11. Динамика сообщества.
12. Структура биосферы.
13. Круговороты вещества на примере азота, углерода, фосфора.
14. Среда космическая и внутрипланетная.
15. Антропогенные процессы в биосфере.
16. Здоровье человека.
17. Наследственность как фактор здоровья.
18. Типы воспроизводства населения, демографический кризис.
19. Идеи здорового образа жизни.
20. Взаимодействие природы и общества в различные эпохи.
21. Модели "мира" и сценарии мирового развития.
22. Экологический подход к взаимодействию общества и природы.
23. Методы социальной экологии.
24. Законы Б.Коммонера.
25. Концепция ноосферы В.И.Вернадского.
26. Мониторинг состояния окружающей природной среды.
27. Формирование экологической культуры.
28. Устойчивое развитие, как условие сохранения человечества.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: