NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Брянский государственный университет


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания


"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Рабочая программа
Программа лекционного курса

Планы практических занятий

Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов
Специальность:

031700 - олигофренопедагогика
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 1,2 СЕМЕСТРЫ: 2,3,4
Лекции – 36 ч.

Практические занятия – 16 ч.

КСР – 6 ч.

Итого: Общий объем учебного курса - 58 ч.

Рабочая программа составлена:

доц. Чижевским А.Е, ст. преп.Чижевской И.Н..

Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания естествознания»


ВЫПИСКА

из рабочего учебного плана


Се­местр

Не­дель

Всего часов

лек­ций

пр

лб

кср

Число к/р

зач

экз

ат

2



28

26







2












3



10

10



















4

20




16



4

1




экз




Итого:

58

36

16




6

1




1




ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Методика преподавания естествознания как наука и учебный предмет.

  2. Функции и задачи преподавания естествознания в специальной коррекционной школе.

  3. Основные понятия учебного курса.

  4. Связь методики преподавания естествознания в коррекционной школе с другими науками.

Лекция 2. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА



План:
  1. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период).


  2. Развитие методических основ преподавания естествознания в коррекционной школе IIIV вида. «Экологизация» курса естествознания: издание новых учебников.

  3. Анализ естествоведческих курсов для специальных (коррекционных) школ IIIV вида.

Лекция 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСНОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.


НЕЖИВАЯ ПРИРОДА: ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ, ПОЧВА. ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПОНЕНТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
План:
    1. Земля как планета. Геосфера Земли.


    2. Литосфера. Горные породы и минералы.

    3. Основные сведения о гидросфере и атмосфере.

    4. Почва как среда жизни.

Лекция 4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСНОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ. АНАТОМО - МОФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ



План:
  1. Общее понятие о биосфере.


  2. Анатомо-морфологическая характеристика и классификация растений.

  3. Анатомо-морфологическая характеристика и классификация животных.

  4. Проблемы охраны природы на современном этапе.


Лекция 5. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
План:

    1. Возрастные особенности школьников с отклонениями в развитии.

    2. Особенности усвоения естественнонаучных знаний учащимися с нарушением интеллекта.

    3. Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта.

    4. Особенности взаимодействия с окружающим миром учащихся с нарушением интеллекта.

Лекция 6. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА



План:

1. Сущность и особенности пропедевтики изучения естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.


  1. Характеристика естественнонаучного материала в учебниках «Знакомство с окружающим миром» для 2-4 классов специальной (коррекционной) школы IIIV вида.

  2. Учебная программа по окружающему миру подготовительного 2-4 классов специальной (коррекционной) школы IIIV вида.



Лекция 7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО ПЛАНА СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ IIIV ВИДА

План:


1. Содержание курса естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

2. Общие и специфические принципы и подходы к построению учебного предмета «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

3. Коррекционная направленность обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Развитие личности школьника с нарушением интеллекта в процессе изучения естествознания.


Лекция 8. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА

План:

1. Урок - основная форма организации обучения по естествознанию в специальной (коррекционной) школе. Основные требования к современному уроку естествознания в коррекционной школе.


2. Типология, структура уроков естествознания и особенности их проведения в коррекционной школе.

3. Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира в специальной (коррекционной) школе.
Лекция 9. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Этапы подготовки учителя к уроку естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  2. Планирование уроков естествознания в коррекционной школе.

  3. Диагностика процесса обучения естествознанию умственно отсталых учащихся в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.


Лекция 10. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

1.Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию и их классификации. Учет возрастных особенностей школьников с задержкой интеллектуального развития при выборе методов.

2. Многообразие словесных методов обучения естествознанию школьников с нарушением интеллекта.

  1. Роль наглядных методов обучения естествознанию специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  2. Практические методы обучения естествознанию.

  3. Методы и приемы формирования умений у школьников с задержкой интеллектуального развития



Лекция 11. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

1. Задачи и содержание внеклассной работы по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

2. Формы и вид внеклассной работы по естествознанию в коррекционной школе.

3. Внеурочная работа по естествознанию в коррекционной школе (систематические наблюдения в природе, работа с календарем природы, работа на пришкольном учебно-опытном участке, домашняя работа).

Лекция 12. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

1. Система оборудования по естествознанию. Функции средств обучения в процессе познания природы, формирования умений, отношений с окружающим миром.

2. Дидактические средства, используемые на уроках естествознания и методика работы с ними.

3. Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.

4. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, экологическая тропа.

5. Новые информационные технологии в системе средств обучения естествознанию.

Лекция 13. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУРСЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Характеристика естествоведческих представлений и понятий. Их классификации.

  2. Пути и средства формирования естествоведческих представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта.

  3. Методика формирования естествоведческих представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта.


Лекция 14. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

1. Основные цели, задачи и содержание экологического образования в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

2. Методика формирования экологической культуры у школьников с нарушением интеллектуального развития.

3. Методы и формы экологического образования в коррекционной школе.

4. Организация практической деятельности умственно отсталых школьников по охране природы.
Лекция 15. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Задачи изучения природных сообществ в курсе естествознания.

  2. Особенности изучения флоры и фауны природных сообществ в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  3. Методы, приемы и средства, используемые при изучении природных сообществ на уроках в коррекционной школе.

  4. Воздействие чело­века на различные элементы природного ок­ружения.


Лекция 16. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Наблюдение как метод познания природы школьниками с отклонениями в развитии.

  2. Содержание наблюдений по изучению сезонных изменений в природе.

  3. Формы организации наблюдений в специальной (коррекционной) школе IIIV вида по изучению сезонных изменений в природе.

  4. Организация и руководство процессом наблюдений школьников с задержкой интеллектуального развития.

  5. Методика организации работы с «Дневником наблюдений» в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.


Лекция 17. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Основные задачи и содержание краеведческого образования в (коррекционной) школе IIIV вида.

  2. Методика изучения краеведческого материала на уроках естествознания.

  3. Методика формирования бережного отношения к природе у школьников с отклонениями в развитии.

  4. Методы и средства, применяемые при изучении краеведческого материала.


Лекция 18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Цель и задачи проведения практических работ при изучении курса естествознания в коррекционной школе.

  2. Методика организации практических работ на уроках естествознания. Виды практических работ.

Методика организации и проведения опытов на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Занятие 1.

Тема: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:

  1. Значение предмета естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  2. Образовательные задачи обучения естествознанию. Задачи воспитания и развития личности школьников с отклонениями в развитии при изучении естествознания.

  3. Содержание курса естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  4. Программа как нормативный документ. Структура программы (объяснительная записка, содержание, требование к подготовке), взаимосвязь ее компонентов.

  5. Анализ действующих программ по естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.



Занятие 2.

Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:

  1. Учебник как нормативный документ, книга, основное средство обучения естествознанию школьников с отклонениями в развитии.

  2. Структура учебника (текстовый компонент, иллюстративный компонент, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки), его основные функции.

  3. Приемы работы с учебником на уроках естествознания в коррекционной школе.

4. Обзор учебников по естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Занятие 3.

Тема: УРОК - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:

  1. Урок. Основные функции уроков естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида. Требования к современному уроку.

  2. Подготовка учителя к уроку естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  3. Типы уроков (вводные, изучения нового материала, обобщающие, комбинированные, предметные), их характеристика, особенности организации.

  4. Структура и особенности урока естествознания в естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида. Конспект урока. Требования к его составлению.

  5. Домашние учебные занятия учащихся в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  6. Особенности организации контроля на уроках естествознания в коррекционной школе.

  7. Анализ уроков естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.



Занятие 4.

Тема: МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:

  1. Роль дидактического оснащения в процессе обучения естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  2. Виды дидактических средств, используемых на уроках естествознания.

  3. Натуральные объекты: природные объекты и их препараты, объекты, созданные человеком.

  4. Объемные наглядные пособия: муляжи, модели. Плоскостные пособия: учебные картины, таблицы, схемы, экранные пособия.

  5. Технические средства обучения, применяемые при обучении естествознанию.

  6. Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.

  7. Пришкольный учебно-опытный участок, сельскохозяйственный
    участок, географическая площадка.



Занятие 5.

Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:

  1. Возрастные особенности школьников с отклонениями в развитии.

  2. Особенности усвоения естественнонаучных знаний учащимися с нарушением интеллекта.

  3. Содержание учебного материала по естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида..

  4. Характеристика естественнонаучных понятий.

  5. Пути и средства формирования естествоведческих представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта.

  6. Методика формирования и развития понятий на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  7. Специфика организации учебной деятельности учащихся на уроках естествознания.


Занятие 6.

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи природоведческих экскурсий в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  2. Подготовка учителя к экскурсии. Оборудование и материалы.

  3. Этапы проведения экскурсии.

  4. Особенности деятельности учителя и учащихся на экскурсии по изучению сезонных явлений в природе.

  5. Анализ результатов экскурсии.


Занятие 7.

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ БОТАНИЧЕСКОГО И ЗООЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ) IIIV ВИДА.
Вопросы для обсуждения:

  1. Роль и задачи предметных уроков в курсе естествознания специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  2. Структура предметного урока. Дидактическое оснащение предметного урока.

  3. Методика проведения предметных уроков по изучению растений и животных в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  4. Особенности организации деятельности учащихся с отклонениями в развитии на предметном уроке.

  5. Анализ уроков по изучению растений и животных в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

Занятие 8.

Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ В КУРСЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ) IIIV ВИДА.
Вопросы для обсуждения:

  1. Цель и задачи уроков по изучению природных сообществ – леса, луга, пресного водоема на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  2. Методика изучения природных сообществ.

  3. Дидактическое оснащение уроков.

  4. Организация познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии на уроке.

  5. Анализ уроков по изучению природных сообществ в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.


Контроль за самостоятельной работой студентов

(6 часов)
Занятие 1.

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Цели контролирующей и оценивающей деятельности и ее принципы.

  2. Виды контроля на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида. Особенности организации контроля.

  3. Использование тестовых, графических задач и заданий на поиск ответа.

  4. Характеристика ошибок и недочетов.


Занятие 2.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Организация познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии во внеучебное время.

  2. Факультативные курсы для школьников в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.

  3. Массовые внеклассные мероприятия в курсе естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.


Занятие 3.

МЕТОДКА РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:

  1. Методика организации наблюдений – как метода познания природы школьниками с отклонениями в развитии.

  2. «Дневник наблюдений» и организация работы с ним.

  3. Содержание наблюдений по классам.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.

  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособ для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.

  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

  4. Баунова И.А., Манюлина Л.И. О материальном оснащении уроков природоведческого цикла /Начальная школа. – 1991. – №7.

  5. Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-ов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.

  6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособ. для учителя и студ. дефектолог. ф-ов пед. ин-тов: Под ред. В.В. Воронковой. – М. Школа- Пресс, 19994.

  7. Ганеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999.

  8. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.

  9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

  10. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

  11. Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. – М., 1985.

  12. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2004. – 496 с.

  13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. - с. 134.

  14. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1998.

  15. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.

  16. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Просвещение , 1981.

  17. Обучение и воспитание детей вспомогательной школы / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс , 1994.

  18. Особенности преподавания природоведения в специальной (коррекционной) школе IIIV вида // Воспитание и обучение детей с нарушением развития – М.: Школа Пресс, 2004. – № 3.

  19. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М., 1990.

  20. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.- 176с.

  21. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.

  22. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим – Бад Б. М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.

  23. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида 5 – 9 классы. Сборник 1. Природоведение 5 класс. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 240 с.

  24. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида. Подготовительные 1 - 4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 240 с.

  25. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.

  26. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 248 с.

  27. Федорова Т.Н. Использование учебника на уроках во вспомогательной школе . В сб. : Коррекционно - развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта / Под. Ред. Б.П. Пузанова. - М., 1993.

  28. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида (3, 4 классы). – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.

  29. Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение: учеб. для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 176 с.

  30. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М., 2000.

  31. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1990. – 79 с.

  32. Шевырева Т.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 300 с.


ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  1. Методика преподавания естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида как педагогическая наука; ее предмет, задачи и методы исследования.


  2. История развития методики преподавания естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  3. Естествознание как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  4. Образовательные и воспитательные задачи курса естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Развитие личности школьника с нарушением интеллекта в процессе изучения естествознания.

  5. Психолого-педагогические основы ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  6. Структура учебника естествознания для специальной (коррекционной) школы IIIV вида, его основные функции. Приемы работы с учебником на уроках естествознания в коррекционной школе.

  7. Особенности усвоения естественнонаучных знаний и взаимодействия с окружающим миром учащимися с нарушением интеллекта.

  8. Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта.

  9. Особенности содержания учебного материала по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  10. Особенности формирования природоведческих понятий у учащихся с задержкой умственного развития.

  11. Особенности формирования природоведческих умений у учащихся с задержкой умственного развития.

  12. Специфика организации учебной деятельности учащихся с задержкой умственного развития на уроках естествознания.

  13. Сущность и особенности пропедевтического периода обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  14. Характеристика учебников «Знакомство с окружающим миром (3, 4 классы» для специальной (коррекционной) школы IIIV вида.

  15. Методы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Целостный подход к проблеме методов обучения.

  16. Формы организации обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Классификация форм обучения естествознанию.

  17. Урок - основная форма организации обучения по естествознанию в специальной (коррекционной) школе. Основные требования к современному уроку естествознания в коррекционной школе.

  18. Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира в специальной (коррекционной) школе.

  19. Внеурочная работа учащихся с задержкой умственного развития в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке.

  20. Домашняя работа учащихся с задержкой умственного развития по естествознанию. Работа с учебником, дневником наблюдений, дополнительной литературой, систематические наблюдения в природе.

  21. Внеклассная работа по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  22. Подготовки учителя к уроку естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Планирование уроков естествознания в коррекционной школе.

  23. Материальная база обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Оборудование занятий по изучению природы.

  24. Основные цели, задачи и содержание экологического образования в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  25. Формирование экологической культуры у школьников с задержкой умственного развития в процессе изучения естествознания.

  26. Характеристика естественнонаучного материала в учебниках «Знакомство с окружающим миром» для 3-4 классов специальной (коррекционной) школы IIIV вида.

  27. Особенности изучения флоры и фауны природных сообществ на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  28. Методический анализ учебного курса "Природоведение", Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И.

  29. Организация и методика проведения предметных уроков по изучению растений на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  30. Организация и методика проведения предметных уроков по изучению животных на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  31. Организация и методика проведения уроков на пришкольном участке в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  32. Организация и методика проведения уроков естествознания на основе краеведческого материала в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  33. Методика проведения уроков по изучению осенних явлений в природе в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  34. Методика проведения уроков по изучению зимних явлений в природе в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  35. Методика проведения уроков по изучению весенних явлений в природе в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  36. Методика проведения уроков по изучению организма человека и охране его здоровья в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  37. Методика проведения уроков по изучению природных зон в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  38. Методика контроля и оценки знаний учащихся по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.

  39. Методика организации наблюдений – как метода познания природы школьниками с отклонениями в развитии.

  40. «Дневник наблюдений» и методика организация работы с ним.




страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Брянский государственный университет

Рабочая программа: 1 стр.