Брянский государственный университет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Рабочая программа
Программа лекционного курса
Планы практических занятий
Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов
Специальность:
031700 - олигофренопедагогика
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 1,2 СЕМЕСТРЫ: 2,3,4
Лекции – 36 ч.
Практические занятия – 16 ч.
КСР – 6 ч.
Итого: Общий объем учебного курса - 58 ч.
Рабочая программа составлена:
доц. Чижевским А.Е, ст. преп.Чижевской И.Н..
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания естествознания»
ВЫПИСКА
из рабочего учебного плана
-
Семестр
Недель
Всего часов
лекций
пр
лб
кср
Число к/р
зач
экз
ат
2
28
26
2
3
10
10
4
20
16
4
1
экз
Итого:
58
36
16
6
1
1
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Методика преподавания естествознания как наука и учебный предмет.
Функции и задачи преподавания естествознания в специальной коррекционной школе.
Основные понятия учебного курса.
Связь методики преподавания естествознания в коррекционной школе с другими науками.
Лекция 2. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период).
Развитие методических основ преподавания естествознания в коррекционной школе IIIV вида. «Экологизация» курса естествознания: издание новых учебников.
Анализ естествоведческих курсов для специальных (коррекционных) школ IIIV вида.
Лекция 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСНОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА: ВОДА, ВОЗДУХ, ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ, ПОЧВА. ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПОНЕНТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
План:
Земля как планета. Геосфера Земли.
Литосфера. Горные породы и минералы.
Основные сведения о гидросфере и атмосфере.
Почва как среда жизни.
Лекция 4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСНОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
БИОСФЕРА ЗЕМЛИ. АНАТОМО - МОФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
План:
Общее понятие о биосфере.
Анатомо-морфологическая характеристика и классификация растений.
Анатомо-морфологическая характеристика и классификация животных.
Проблемы охраны природы на современном этапе.
Лекция 5. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
План:
Возрастные особенности школьников с отклонениями в развитии.
Особенности усвоения естественнонаучных знаний учащимися с нарушением интеллекта.
Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта.
Особенности взаимодействия с окружающим миром учащихся с нарушением интеллекта.
Лекция 6. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
1. Сущность и особенности пропедевтики изучения естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Характеристика естественнонаучного материала в учебниках «Знакомство с окружающим миром» для 2-4 классов специальной (коррекционной) школы IIIV вида.
Учебная программа по окружающему миру подготовительного 2-4 классов специальной (коррекционной) школы IIIV вида.
Лекция 7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО ПЛАНА СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ IIIV ВИДА
План:
1. Содержание курса естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
2. Общие и специфические принципы и подходы к построению учебного предмета «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
3. Коррекционная направленность обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Развитие личности школьника с нарушением интеллекта в процессе изучения естествознания.
Лекция 8. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
1. Урок - основная форма организации обучения по естествознанию в специальной (коррекционной) школе. Основные требования к современному уроку естествознания в коррекционной школе.
2. Типология, структура уроков естествознания и особенности их проведения в коррекционной школе.
3. Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира в специальной (коррекционной) школе.
Лекция 9. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Этапы подготовки учителя к уроку естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Планирование уроков естествознания в коррекционной школе.
Диагностика процесса обучения естествознанию умственно отсталых учащихся в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Лекция 10. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
1.Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию и их классификации. Учет возрастных особенностей школьников с задержкой интеллектуального развития при выборе методов.
2. Многообразие словесных методов обучения естествознанию школьников с нарушением интеллекта.
Роль наглядных методов обучения естествознанию специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Практические методы обучения естествознанию.
Методы и приемы формирования умений у школьников с задержкой интеллектуального развития
Лекция 11. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
1. Задачи и содержание внеклассной работы по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
2. Формы и вид внеклассной работы по естествознанию в коррекционной школе.
3. Внеурочная работа по естествознанию в коррекционной школе (систематические наблюдения в природе, работа с календарем природы, работа на пришкольном учебно-опытном участке, домашняя работа).
Лекция 12. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
1. Система оборудования по естествознанию. Функции средств обучения в процессе познания природы, формирования умений, отношений с окружающим миром.
2. Дидактические средства, используемые на уроках естествознания и методика работы с ними.
3. Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.
4. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, экологическая тропа.
5. Новые информационные технологии в системе средств обучения естествознанию.
Лекция 13. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУРСЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Характеристика естествоведческих представлений и понятий. Их классификации.
Пути и средства формирования естествоведческих представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта.
Методика формирования естествоведческих представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта.
Лекция 14. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
1. Основные цели, задачи и содержание экологического образования в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
2. Методика формирования экологической культуры у школьников с нарушением интеллектуального развития.
3. Методы и формы экологического образования в коррекционной школе.
4. Организация практической деятельности умственно отсталых школьников по охране природы.
Лекция 15. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Задачи изучения природных сообществ в курсе естествознания.
Особенности изучения флоры и фауны природных сообществ в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методы, приемы и средства, используемые при изучении природных сообществ на уроках в коррекционной школе.
Воздействие человека на различные элементы природного окружения.
Лекция 16. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Наблюдение как метод познания природы школьниками с отклонениями в развитии.
Содержание наблюдений по изучению сезонных изменений в природе.
Формы организации наблюдений в специальной (коррекционной) школе IIIV вида по изучению сезонных изменений в природе.
Организация и руководство процессом наблюдений школьников с задержкой интеллектуального развития.
Методика организации работы с «Дневником наблюдений» в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Лекция 17. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Основные задачи и содержание краеведческого образования в (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика изучения краеведческого материала на уроках естествознания.
Методика формирования бережного отношения к природе у школьников с отклонениями в развитии.
Методы и средства, применяемые при изучении краеведческого материала.
Лекция 18. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Цель и задачи проведения практических работ при изучении курса естествознания в коррекционной школе.
Методика организации практических работ на уроках естествознания. Виды практических работ.
Методика организации и проведения опытов на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:
Значение предмета естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Образовательные задачи обучения естествознанию. Задачи воспитания и развития личности школьников с отклонениями в развитии при изучении естествознания.
Содержание курса естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Программа как нормативный документ. Структура программы (объяснительная записка, содержание, требование к подготовке), взаимосвязь ее компонентов.
Анализ действующих программ по естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Занятие 2.
Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:
Учебник как нормативный документ, книга, основное средство обучения естествознанию школьников с отклонениями в развитии.
Структура учебника (текстовый компонент, иллюстративный компонент, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки), его основные функции.
Приемы работы с учебником на уроках естествознания в коррекционной школе.
4. Обзор учебников по естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Занятие 3.
Тема: УРОК - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:
Урок. Основные функции уроков естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида. Требования к современному уроку.
Подготовка учителя к уроку естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Типы уроков (вводные, изучения нового материала, обобщающие, комбинированные, предметные), их характеристика, особенности организации.
Структура и особенности урока естествознания в естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида. Конспект урока. Требования к его составлению.
Домашние учебные занятия учащихся в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Особенности организации контроля на уроках естествознания в коррекционной школе.
Анализ уроков естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Занятие 4.
Тема: МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:
Роль дидактического оснащения в процессе обучения естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Виды дидактических средств, используемых на уроках естествознания.
Натуральные объекты: природные объекты и их препараты, объекты, созданные человеком.
Объемные наглядные пособия: муляжи, модели. Плоскостные пособия: учебные картины, таблицы, схемы, экранные пособия.
Технические средства обучения, применяемые при обучении естествознанию.
Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.
Пришкольный учебно-опытный участок, сельскохозяйственный
участок, географическая площадка.
Занятие 5.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:
Возрастные особенности школьников с отклонениями в развитии.
Особенности усвоения естественнонаучных знаний учащимися с нарушением интеллекта.
Содержание учебного материала по естествознанию в специальной (коррекционной школе) IIIV вида..
Характеристика естественнонаучных понятий.
Пути и средства формирования естествоведческих представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта.
Методика формирования и развития понятий на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Специфика организации учебной деятельности учащихся на уроках естествознания.
Занятие 6.
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
Вопросы для обсуждения:
Цель и задачи природоведческих экскурсий в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Подготовка учителя к экскурсии. Оборудование и материалы.
Этапы проведения экскурсии.
Особенности деятельности учителя и учащихся на экскурсии по изучению сезонных явлений в природе.
Анализ результатов экскурсии.
Занятие 7.
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ БОТАНИЧЕСКОГО И ЗООЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ) IIIV ВИДА.
Вопросы для обсуждения:
Роль и задачи предметных уроков в курсе естествознания специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Структура предметного урока. Дидактическое оснащение предметного урока.
Методика проведения предметных уроков по изучению растений и животных в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Особенности организации деятельности учащихся с отклонениями в развитии на предметном уроке.
Анализ уроков по изучению растений и животных в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Занятие 8.
Тема: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ В КУРСЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ) IIIV ВИДА.
Вопросы для обсуждения:
Цель и задачи уроков по изучению природных сообществ – леса, луга, пресного водоема на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Методика изучения природных сообществ.
Дидактическое оснащение уроков.
Организация познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии на уроке.
Анализ уроков по изучению природных сообществ в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Контроль за самостоятельной работой студентов
(6 часов)
Занятие 1.
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Цели контролирующей и оценивающей деятельности и ее принципы.
Виды контроля на уроках естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида. Особенности организации контроля.
Использование тестовых, графических задач и заданий на поиск ответа.
Характеристика ошибок и недочетов.
Занятие 2.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Организация познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии во внеучебное время.
Факультативные курсы для школьников в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Массовые внеклассные мероприятия в курсе естествознания в специальной (коррекционной школе) IIIV вида.
Занятие 3.
МЕТОДКА РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ IIIV ВИДА
План:
Методика организации наблюдений – как метода познания природы школьниками с отклонениями в развитии.
«Дневник наблюдений» и организация работы с ним.
Содержание наблюдений по классам.
ЛИТЕРАТУРА
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособ для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Баунова И.А., Манюлина Л.И. О материальном оснащении уроков природоведческого цикла /Начальная школа. – 1991. – №7.
Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-ов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособ. для учителя и студ. дефектолог. ф-ов пед. ин-тов: Под ред. В.В. Воронковой. – М. Школа- Пресс, 19994.
Ганеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999.
Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. – М., 1985.
Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2004. – 496 с.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. - с. 134.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1998.
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.
Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Просвещение , 1981.
Обучение и воспитание детей вспомогательной школы / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс , 1994.
Особенности преподавания природоведения в специальной (коррекционной) школе IIIV вида // Воспитание и обучение детей с нарушением развития – М.: Школа Пресс, 2004. – № 3.
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М., 1990.
Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.- 176с.
Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим – Бад Б. М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида 5 – 9 классы. Сборник 1. Природоведение 5 класс. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида. Подготовительные 1 - 4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.
Титова М.Ф. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 248 с.
Федорова Т.Н. Использование учебника на уроках во вспомогательной школе . В сб. : Коррекционно - развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта / Под. Ред. Б.П. Пузанова. - М., 1993.
Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида (3, 4 классы). – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение: учеб. для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 176 с.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М., 2000.
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1990. – 79 с.
Шевырева Т.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 300 с.
ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Методика преподавания естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида как педагогическая наука; ее предмет, задачи и методы исследования.
История развития методики преподавания естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Естествознание как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Образовательные и воспитательные задачи курса естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Развитие личности школьника с нарушением интеллекта в процессе изучения естествознания.
Психолого-педагогические основы ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Структура учебника естествознания для специальной (коррекционной) школы IIIV вида, его основные функции. Приемы работы с учебником на уроках естествознания в коррекционной школе.
Особенности усвоения естественнонаучных знаний и взаимодействия с окружающим миром учащимися с нарушением интеллекта.
Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта.
Особенности содержания учебного материала по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Особенности формирования природоведческих понятий у учащихся с задержкой умственного развития.
Особенности формирования природоведческих умений у учащихся с задержкой умственного развития.
Специфика организации учебной деятельности учащихся с задержкой умственного развития на уроках естествознания.
Сущность и особенности пропедевтического периода обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Характеристика учебников «Знакомство с окружающим миром (3, 4 классы» для специальной (коррекционной) школы IIIV вида.
Методы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Целостный подход к проблеме методов обучения.
Формы организации обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Классификация форм обучения естествознанию.
Урок - основная форма организации обучения по естествознанию в специальной (коррекционной) школе. Основные требования к современному уроку естествознания в коррекционной школе.
Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира в специальной (коррекционной) школе.
Внеурочная работа учащихся с задержкой умственного развития в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке.
Домашняя работа учащихся с задержкой умственного развития по естествознанию. Работа с учебником, дневником наблюдений, дополнительной литературой, систематические наблюдения в природе.
Внеклассная работа по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Подготовки учителя к уроку естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Планирование уроков естествознания в коррекционной школе.
Материальная база обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида. Оборудование занятий по изучению природы.
Основные цели, задачи и содержание экологического образования в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Формирование экологической культуры у школьников с задержкой умственного развития в процессе изучения естествознания.
Характеристика естественнонаучного материала в учебниках «Знакомство с окружающим миром» для 3-4 классов специальной (коррекционной) школы IIIV вида.
Особенности изучения флоры и фауны природных сообществ на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методический анализ учебного курса "Природоведение", Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И.
Организация и методика проведения предметных уроков по изучению растений на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Организация и методика проведения предметных уроков по изучению животных на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Организация и методика проведения уроков на пришкольном участке в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Организация и методика проведения уроков естествознания на основе краеведческого материала в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика проведения уроков по изучению осенних явлений в природе в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика проведения уроков по изучению зимних явлений в природе в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика проведения уроков по изучению весенних явлений в природе в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика проведения уроков по изучению организма человека и охране его здоровья в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика проведения уроков по изучению природных зон в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика контроля и оценки знаний учащихся по естествознанию в специальной (коррекционной) школе IIIV вида.
Методика организации наблюдений – как метода познания природы школьниками с отклонениями в развитии.
«Дневник наблюдений» и методика организация работы с ним.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: