Разработка урока по алгебре «Свойства функции»
Р
азработка урока по алгебре« Свойства функции»
9 класс
Учитель:Капник Е.В.
МОУ гимназия №3
Исследование свойств функции имеет в алгебре и ее приложениях большое практическое значение. Поэтому с первых уроков этой темы учитель должен систематизировать план исследования, проводя сравнительный анализ свойств различных функций.
Цели урока:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
развитие математического мышления, воспитание интереса к математике, развитие инициативы и творчества;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи урока:
определить перечень свойств функции, известных учащимся к данному моменту;
дать сравнительный анализ свойств известных функций;
рассмотреть практическое применение свойств функций в задачах.
Ход урока:
Перечислить все известные характеристики функции в виде плана:
область определения ( D(f));
монотонность ( возрастание, убывание);
ограниченность (сверху, снизу);
наименьшее и наибольшее значения функции;
непрерывность;
область значений (Е(f)).
Показать на интерактивной доске слайд с графиками функций: у=С, у=кх+в, у=ах²+вх+с, у=
, у=
у=

|   |    у=С  |    у=кх+в  |    у=ах²+вх+с  |    у=  |    у=  |    у=  |  
|   D(f)  |    (-∞;+∞)  |    (-∞;+∞)  |    (-∞;+∞)  |    (-∞;0)  |    (-∞;+∞)  |    [0;+∞)  |  
|   Моно- тонность  |    |    возраст.при к>0 убывает при к<0  |    убывает на(-∞;х₀),а>0 возрастает на(х₀;+∞),а<0  |    убывает на (-∞;0)и на (0;+∞),к>0 возраст.на (-∞;0)и на (0;+∞),к<0  |    убывает на (-∞;х₀) возраст.на (х₀;+∞)  |    возрастает  |  
|   Ограни- ченность  |    |    |    снизу при а>0 сверху при а<0  |    |    снизу  |    снизу  |  
|   |    |    |    у₀  |    |    у₀  |    0  |  
|   Непрерывность  |    да  |    да  |    да  |    разрывная при х=0  |    да  |    да  |  
|   Е(f)  |    C  |    (-∞;+∞)  |    (у₀;+∞),а>0 (-∞;у₀),а<0  |    (-∞;0)  |    (у₀;+∞)  |    [0;+∞)  |  
Решить задачу.
Окно состоит из прямоугольника, завершенного равносторонним треугольником. Определить отношение высоты прямоугольной части окна к стороне треугольной части так, чтобы при данном периметре окна оно пропускало бы наибольшее количество света.
 a
 h hh
Решение .
Пусть высота прямоугольной части окна h, а сторона треугольной части а, тогда периметр Р равен: Р= 2h + 3a, откуда h =
Площадь окна S =ah +
S = -
Итак, S – квадратичная функция аргумента а, наибольшее значение которой достигается при а = а₀ =
= Значит
Мы видим, что свойство ограниченности квадратичной функции сверху позволило решить практическую задачу об оптимальных размерах окна.
Такие задачи называются оптимизационными.
4.Решить задачу из учебника №274.
Постройте и прочитайте график функции
у =


Свойства функции:
1) D(f)= (-∞;0)
2) Возрастает на [0;1]
3) Ограничена сверху,
4) Функция разрывная при х=0;
5) Е(f)= (-∞;0)
Итоги урока:
проведен сравнительный анализ основных свойств некоторых функций;
рассмотрено решение задачи, в которой свойство функции помогает оптимизировать выбор размеров окна;
исследованы свойства кусочной функции.
Литература:
А.Г.Мордкович. Алгебра, 9 кл.; В двух частях. Ч. 1; Учеб, для общеобразоват. Учреждений.-М.; Мнемозина,2006.
А.Г.Мордкович и др. Алгебра, 9 кл.; В двух частях. Ч. 2; Учеб, для общеобразоват. Учреждений.-М.; Мнемозина,2005
И.Х.Сивашинский. Задачи по математике для внеклассных занятий (9-10 классы). М.- «Просвещение», 1998..
страница 1
скачать
Другие похожие работы: