Решение расчетных задач
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФКТИВНОСТИ УРОКА НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗДАЧ ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
В данной теме можно увидеть две подтемы:
- организация самостоятельной работы;
- решение расчетных задач.
Основной задачей данного реферативного исследования является возможность увязать эти подтемы, т.е. показать, как можно с помощью самостоятельной работы на уроке научить ребят решать химические задачи.
Метод самостоятельной работы – это активный метод обучения, сущность которого состоит в том, что ученик выполняет самостоятельно действия без помощи учителя. При этом он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует в соответствии с поставленной целью. Но именно творческой самостоятельной деятельности взрослых и детей не хватает нашей современной школе. Многие выпускники не умеют интенсивно трудиться, включаться в творческий поиск. Применять свои знания.
Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся очень актуальна. Для ее рения необходимо совершенствовать методики обучения, в т.ч. и методику решения задач. Потому, что умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения или учебного материала, умения применять свои знания.
Гипотеза – определение путей разрешения противоречий между теоретическими знаниями и умениями их применять.
Объект – дидактика как теория обучения.
Предмет – методика применения химических задач как способ организации самостоятельной работы учащихся.
В чем же пути разрешения проблемы обучения учащихся с помощью метода самостоятельной работы при решении расчетных задач?
Погружение в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Их необходимо самостоятельно добывать – анализируя текст, сопоставляя материалы нескольких источников или решая задачу. Очень важно, чтобы деятельный подход осуществлялся в сотрудничестве. Как показывает опыт, это успешно развивает самостоятельность. При разработке и практической реализации разных видов самостоятельной работы следует намечать их цели. Кроме того, задания должны предусматривать разные уровни познавательной деятельности.
Для повышения качества самостоятельной работы на уроке, необходимо использовать дифференцированные задания, которые определяют нагрузку, соответствующую индивидуально-типическим особенностям учащихся. Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы один из возможных путей преодоления перегрузки ребят.
При рении расчетных задач по химии нужно учить учащихся видеть, что задача состоит из многих операций, которые связаны между собой и применяются в последовательности.
Выявление этих связей и определение последовательности логических и мыслительных операций лежит в основе умения решать задачи.
Школьников следует учить умению «шагать по логической лесенке», активно используя свои химические знания.
Задачи бывают разные – репродуктивные (с использованием алгоритмов) и продуктивные – это творческие задачи, в которых необходимо самостоятельно найти способы решения. Эти задачи способствую формированию умений логически мыслить, анализировать ситуацию. Учащиеся первоначально не умеют выполнять действия по решению задач, им помогает в этом учитель. Постепенно они приобретают соответствующие умения, именно на этом этапе у них складывается химическое мышление, умение учиться.
Важно с учащимися выяснить общий подход к решению задач. Здесь интересен опыт американского математика Д. Пойа.
Каждая задача разбивается на 4 этапа:
- понимание постановки задачи;
- составление плана;
- осуществление плана (т.е. решение задачи)
- взгляд назад (т.е. изучение полного решения)
Это способствует формированию структуры рассуждений при поиске решения, задают правильную ориентацию на поиск, в результате чего повышается вероятность успеха и уменьшается время поиска.
На первых этапах изучения химии в 8 классах следует давать учащимся самостоятельно решать задачи после проработки таких понятий как моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем. Облегчить применение этих понятий при решении задач (вычисления по химическим формулам) помогает табличный способ оформления условия и решения. Как показывает опыт, учащиеся быстро начинают самостоятельно составлять по этой таблице свои задачи и успешно их решать.
К работе приложена разработка системы самостоятельной работы при изучении темы «Растворы». Суть этих работ – создать условия для того, чтобы ребята самостоятельно объяснили понятия – массовая доля раствора вещества и что она показывает. Далее идет дифференциация заданий на разные степени трудности, для различных групп учащихся. Предусмотрена индивидуальная работа для учащихся также различной степени сложности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Цель обучения – неформальное знание, не механическое выполнение тех или иных действий и операций, а знания и умения, основанные на понимании. Приобретение таких знаний и умений обеспечивается следующими приемами: основанная на логике последовательность действий, грамотное применение принятых обозначений, лаконичная, наглядно отражающая логику решения (задачи) форма записи условия задачи. При их постоянном использовании учащиеся приобретут хорошие навыки в решении задач, но одновременно твердо усвоят, буквально «прочувствуют» смысл многих важнейших понятий химии и научатся их применять, значит, химия предстанет перед взором школьника уже не как набор отдельных сведений, а в виде цельной картины мира.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: