Роль и значение дополнительного образования в становлении и развитии ключевых компетенций гимназистов
Роль и значение дополнительного образования
в становлении и развитии ключевых компетенций гимназистов
Выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения при условии сформированности ключевых компетенций. Упор на компетенции или умения пришел в школу из мира предприятий и труда. Все исследования в области профессиональной квалификации привели к одному и тому же выводу. В результате изменившихся требований в процессе применения новой техники, требуются все большем количестве не связанные с определенной специальностью квалификации. Эти квалификации представляют собой:
-абстрактное теоретическое мышление;
-способность к планированию сложных технологических процессов;
-творческие и прогностические способности;
-коммуникативные способности;
-способности к работе в малых группах.
Все это составляет понятие ключевых квалификаций профессионального образования. Проанализировав информацию, можно сделать вывод, что ключевые квалификации и ключевые компетенции имеют пересечение в области, не связанной с какой - либо профессией – это общеучебные умения, навыки и способы действий, что полностью укладывается в образовательную деятельность любой школы.
Учитывая социально- экономическую ситуацию и специфику образования в нашей школе можно выделить следующие предпочтительные компетенции, которыми должны вооружить выпускника:
· политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении структур самоуправления (дискуссионный клуб «Дебаты», Пресс-центр, теле и фотостудии «Отражение»);
· межкультурная компетенция, толерантность - умение жить в многокультурном обществе, уважать людей других национальностей, вероисповеданий, языков, уметь препятствовать климату нетерпимости (НОУ «Гнозис», «Изюминка», «Пилигрим», «Соло», «Тоника», «Талица»,;
· компетентность в области владения устным и письменным языком, коммуникативность – умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, терпимость к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, формирование потребности в языковой культуре, умение владеть ИЯ на уровне функциональной грамотности (НОУ «Гнозис», дискуссионный клуб «Дебаты», Пресс-центр, теле и фотостудии «Отражение», театральная студия «Талица», «Вдохновение»);
· информационная компетентность - владение новыми технологиями, обеспечение компьютерной грамотности, умение владеть телекоммуникационными средствами ( электронная почта, Интернет), способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе (НОУ «Гнозис», Пресс-центр, дискуссионный клуб «Дебаты», теле и фотостудии «Отражение», «Вдохновение).
В связи с этим очень важным факторами, влияющими на формирование ключевых компетенций являются:
*связь воспитательной и образовательной задачи школы;
*содержание образования;
*методы и технологии обучения, которые также важны, как и содержание образования.
*современное техническое оснащение образования.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности сопряжены с общекультурным содержанием образования и освоением реальных объектов изучаемой деятельности. Все эти элементы содержания образования стандарта обеспечивают формирование личностных качеств учащихся: физических, эмоциональных, интеллектуальных, ценностных, духовно – нравственных. Для удобства реализации их можно сгруппировать в блоки: когнитивный (познавательный), креативный (творческие качества), организационно – деятельностный (методологические качества), коммуникативный, мировоззренческий.
Поэтому система дополнительного образования, которая была задумана и построена, как один из факторов, способствующих развитию ключевых компетенций, в настоящее время приобретает особое значение.
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в её новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
художественно-эстетическое;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-педагогическое;
культурологическое;
экономико-правовое.
Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.
В системе дополнительного образования гимназии № 7 присутствуют следующие направления:
художественно-эстетическое (Пресс-центр, теле и фотостудии «Отражение», театральная студия «Талица», «Вдохновение», «Изюминка», «Соло», «Тоника»,) ;
научное (НОУ «Гнозис»);
туристско-краеведческое (НОУ «Гнозис», «Пилигрим»);
физкультурно-оздоровительное («Пилигрим»);
социально-педагогическое (НОУ «Гнозис», Пресс-центр, дискуссионный клуб «Дебаты», теле и фотостудии «Отражение»).
В данный момент мы работаем над созданием клуба военно-патриотического направления.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1847-р Министерством совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в целях дальнейшего развития системы на период до 2010 года и взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.
Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.
Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.
В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Городская система дополнительного образования детей в Москве — явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
многофункциональность;
разноуровневость;
разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.
Система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Современная система дополнительного образования состоит из: трех областей:
территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;
кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;
содержания деятельности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей на различных уровнях (город, округ, район, учреждение);
трех процессов и структур, их обеспечивающих:
социального мониторинга — выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;
программно-методическая — прогноз развития системы и результатов проблем;
эксперимент — отработку конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.
Данные три процесса являются необходимым условием для обеспечения целостного состояния всей системы, процесса управления ее функционированием и развитием.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте-в школе.
Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь: ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Когда-то С. Я. Маршак писал: «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности».
Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя «неудобные» (нестандартные) дети.
Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.
Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.
И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется — оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.
Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.
Один из главных вопросов для нас: как система дополнительного образования гимназии вписывается в её воспитательную систему? Какой должна быть наша образовательная программа клуба или кружка? Как должен выглядеть наш учебный план?
Сегодня мы можем сказать, что прошедшие 12 лет не прошли даром, в результате экспериментальной деятельности, а то и методом «проб и ошибок» мы нашли основания для построения системы дополнительного образования гимназии, создали образовательные программы всех кружков и клубов. И я считаю, что она отвечает требованиям, предъявляемым к ней. Главная ценность для нас — личностная. Мы имеем дело со свободным ресурсом ребенка. Необходимо его изучать и учитывать при организации и планировании деятельности клубов.
Основные направления модернизации системы дополнительного образования детей
Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по их реализации, в том числе и в дополнительном образовании детей. В их числе:
создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании;
сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию;
сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
разработка механизма внеконкурсного поступления в ВУЗы обучающихся – победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
создание единого информационного поля в системе дополнительного образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей;
расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации профильного обучения;
обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной направленности, внедрение новейших информационных технологий для дистанционного обучения и реализации коллективных телекоммуникационных проектов;
расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей «группы риска» через развитие клубных объединений по месту жительства, программы каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного образования детей.
Школьный клуб: так создаются традиции
Клуб - воплощение свободного образовательного пространства. Это особые структуры, у которых есть, пожалуй, только один недостаток: очень трудно, практически невозможно найти статью в бюджете школы, по которой можно было бы официально оплачивать работу их руководителей. В остальном школьный клуб – великолепное образовательное пространство, открывающее дорогу к взрослой жизни, позволяющее ребятам почувствовать радость познания и общения.
А разве это не кружок?
Грань между школьным клубом и кружком довольно эфемерна. Кружки когда-то появились как структуры, которые должны были быть похожи на клубы по интересам, только организованные специально для детей. Но... программы и требования финансирования быстро сделали свое дело, и их сильно видоизменили, хотя в некоторых школах школьные клубы успешно работают и сегодня.
В чем главное отличие школьного клуба? В нем, во всяком случае официально, никто не обучает детей. Клуб создается для того, чтобы в нем можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, позаниматься своим любимым делом.
И при открытии клуба, и при его дальнейшей работе нельзя забывать, что:
– Там никто никого не учит, там учатся у тех, у кого хотят учиться.
– Там учатся все, и взрослые и дети, а педагог показывает ребятам, как можно относиться к своей работе и учебе, к своим победам и недостаткам.
– Там никто никого не проверяет – проверкой является результат деятельности, который вместе анализируют.
Может быть, поэтому основной структурной единицей нашей системы дополнительного образования является именно клуб.
Зачем школе клуб?
Школьный клуб – это частица внешкольной, обычной жизни, попавшей в стены учебного заведения. Для скептиков, которые уверены, что научить или научиться чему-либо можно только сидя за партой, слушая объяснение учителя, сдавая экзамены и зачеты, скажу: вспомните, кто и когда вас научил говорить, ходить, аргументировать свои просьбы... Каждый момент жизни – это учебная ситуация, вопрос только в том, чему мы при этом учимся и как можем изменить то, что окружает нас.
Однако, продумывая структуру школьного клуба, нельзя говорить напрямую о своих педагогических задачах. Если, конечно, ваш клуб изначально не называется клубом для зубрилок. Потом, когда работа начнется, будет время, чтобы каждый понял, чему там можно научиться.
Виды школьных клубов
Сомневаюсь, что существует четкая классификация известных сегодня образовательных пространств под общим названием «школьные клубы». Тем не менее, можно попытаться ее создать, чтобы увидеть возможности этой структуры.
Во-первых, клубы могут быть «предметные» (клубы любителей английского языка или любителей химии, математики и так далее) и «непредметные» (клуб путешественников, турклуб, даже клуб забияк).
Не стоит думать, что клуб, деятельность которого официально связана с одним учебным предметом, создать проще, чем совершенно новый, не связанный с учебой напрямую. Дело в том, что в такой клуб будет трудно привлечь учеников школы: с самого начала ребята будут связывать деятельность клуба с уроками и считать, что это лишь еще одна разновидность дополнительных занятий. Клуб любителей того или иного предмета школьного цикла имеет смысл открывать только в одном случае: если есть ребята, которые уже очень увлечены предметом и хотят расширить свои знания или больше общаться с педагогом, преподающим предмет. Если же большинство учеников школы мало увлекаются учебой, если еще не сложились отношения с учителями, если ребятам (и учителям) просто хочется «чего-нибудь новенького», лучше попробовать открыть школьный клуб, название которого не будет связано с учебой и сразу привлечет в него учеников.
Во-вторых, школьные клубы могут быть открытые (в которые всегда допускаются все желающие) и закрытые (членство в клубе возможно лишь при некоторых условиях).
В-третьих, школьные клубы могут быть детскими и детско-взрослыми. Взрослыми членами клуба могут быть как учителя школы, так и родители ребят. Такие клубы дают больший образовательный эффект, но их создание требует от взрослых большей затраты сил.
С чего начать?
Опыт показывает, что открывать школьный клуб лучше всего... с нуля. Да-да, именно с пустого места. Потому что настоящий школьный клуб не открывается, а создается и развивается вместе с ребятами, в конкретной школе, при конкретных условиях.
Важно даже то, как первый раз сказать ребятам о том, что в школе можно создать клуб. Когда-то я допустила ошибку и заявила детям, что «у меня есть» идея создания клуба, потом пришлось вкладывать массу сил, чтобы они поняли, что клуб – их творение, а не воплощение моей идеи.
Было бы гораздо лучше, если бы вместо этого я дождалась подходящей ситуации и рассказала о тех клубах, которые знаю. Я не предлагаю манипулировать детьми, подводя их вопросы и идеи к тому, что заранее было намечено взрослым. У учителя есть опыт, он может и должен предъявлять его ученикам. У ребят есть свой опыт, который педагог должен помочь представить друзьям, постараться понять и принять.
В свободном образовательном пространстве педагог работает с опытом учеников, создавая ситуации, при которых этот опыт используется и обогащается. И только когда в сообществе назреет идея создания школьного клуба, можно начинать работу. Если же такой идеи нет в головах детей, то лучше пока отказаться от затеи!
У каждого клуба есть свои традиции, свои правила. Формируются они постепенно, точнее даже сказать рождаются. Лучше, если инициаторами традиций станут сами дети. Но часто всё держится и на увлечённом и талантливом педагоге, который увлекает и вдохновляет своих воспитанников. И никто из них не вспомнит, что руководитель клуба чаще вносил свои предложения. Ведь они появлялись в ходе наблюдений и сотрудничества педагога и обучающихся. Главное, что было пережито и создано вместе в процессе совместной деятельности, что был наработан опыт общения и практики.
Система дополнительного образования МОУ «Гимназия № 7»
В основу воспитательной системы МОУ «Гимназия №7» положен принцип «воспитание через творчество», который предполагает формирование человека – созидателя, неравнодушного к судьбам своей родины и окружающих его людей. Реализовать этот принцип на практике представляется возможным через систему дополнительного образования, которая постоянно совершенствуется и развивается. Она состоит из ряда клубов, охватывающих различные сферы деятельности гимназии.
Чтобы каждый из них мог максимально развить свои творческие способности, в гимназии создана система дополнительного образования, включающая ряд кружков и клубов, охватывающих разные сферы жизни гимназии:
спортивно-туристический клуб «Пилигрим»;
художественно-эстетический клуб «Изюминка»;
студия детской эстрадной песни «Тоника»;
вокальная студия «Соло»;
театральная студия «Талица»;
хореографическая студия «Пять звёзд»;
клуб интересных встреч «Откровение»;
поэтический клуб «Вдохновение»;
Пресс-центр;
НОУ «Гнозис»;
интеллектуальный клуб «Росток»;
дискуссионный клуб;
фотостудия и телестудия «Отражение».
Очень важно, что основное и дополнительное образование функционируют как одно целое, имея общие цели, продиктованные главным принципом нашей воспитательной системы: воспитание через творчество.
Цели работы:
выявление и развитие творческих способностей обучающихся;
воспитание активного человека, способного творчески воспринимать и преобразовывать действительность;
содействие дальнейшей успешной социализации выпускников гимназии.
Чтобы система дополнительного образования успешно функционировала, необходимо, чтобы между её звеньями было взаимодействие. Только тогда её можно назвать системой в полном смысле слова. Такими объединяющими факторами в гимназии являются традиционные мероприятия, во время организации и проведения которых задействуются многие клубы. Например, в подготовке «Посвящения в гимназисты» задействуются студии «Соло», «Тоника», «Талица», «Семь звёзд», «Пресс-центр», «Изюминка». Своеобразным творческим отчётом для всей гимназии является Неделя науки и творчества, в которой несколько блоков предполагают участие дополнительного образования. Например: персональные выставки (клуб «Изюминка»); творческие отчёты и открытые заседания («Вдохновение»), фестиваль «Весенняя капель» (Соло», «Тоника», «Семь звёзд») и т.п..
Как с любой системе, у нас есть достижения и проблемы, требующие решения. Например, на мой взгляд, не хватает сейчас гимназии клуба интересных встреч, которым много лет руководила Гредина Н. В., очень жаль, что выпал из нашей системы клуб английского языка, что так и не появилась изостудия. Причиной этих явлений является, прежде всего, человеческий фактор. Например, деятельность поэтического клуба «Вдохновение» перешла несколько в иное русло, потому что вышли уже из стен школы дети заинтересованные, которые писали стихи много и увлечённо. В этом году мы ищем новые таланты. И пока ещё скромные пробы пера новых членов клуба появляются лишь на страницах школьной газеты «Ветер перемен», которой в текущем году вышло уже 3 выпуска..
Я как зам. директора по воспитательной работе знаю, что не будь у нас в гимназии системы дополнительного образования, гораздо сложнее решались бы многие проблемы, не так ярко смотрелась бы гимназия в городских конкурсах, было бы меньше побед на городских и областных выставках. Хочу ещё сказать о том, что наших педагогов дополнительного образования хорошо знают в городе, знают и об их достижениях, то есть можно с полной уверенностью заявить, что они создали себе имя. А вместе с тем всей своей деятельностью способствуют укреплению имиджа гимназии.
Однако система дополнительного образования гимназии постоянно развивается и совершенствуется. В текущем учебном году появились у нас дискуссионный клуб (рук. Мустафаева М. Б.) и хореографическая студия «Семь звёзд» (рук. Орехова Е. А.), фото и телестудии под названием «Отражение» (рук. Пушкарь А. С.). Каждое из этих новых подразделений системы доп. образования гимназии проходит сейчас период становления и все их достижения ещё впереди. И, может быть, именно сейчас им надо помочь. Впервые на новогодних утренниках выступили воспитанники Ореховой Е. А., отправила на городской конкурс первую работу Апанасенко А., член студии «Отражение». То есть, работа идёт, есть движение вперёд. Вышел в свет первый выпуск школьных новостей, есть и другие интересные проекты, например, создание видеоролика о школе. И это только ближайшие планы. А насколько удастся их реализовать, зависит не только от руководителей этих студий и клубов, а ещё от детей, прежде всего, от всех педагогов гимназии.
К

.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: