NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Социально значимых качеств личности младшего школьника


РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

При характеристике современного образования уже невозможно обойти понятие «социализация». Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В самом широком смысле это понятие означает вхождение ребёнка в социальную жизнь, в культуру. Она предполагает выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций и своего стиля жизни. При этом воспитание представляет собой систему целенаправленных и специально организованных воздействий на мотивационно-ценностную систему личности ребёнка и является одним из главных путей обеспечения условий для нормальной социализации детей.

Социализация обязательно предполагает индивидуализацию: становление личности с присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Игнорируя природу социализации ребёнка, мы сводим к нулю планируемый результат наших воспитательных воздействий.

Процесс социализации всегда предполагает адаптацию к социуму (приспособление себя к окружающим условиям, обстоятельствам) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг). Для самоопределения в социуме ребёнок младшего школьного возраста располагает достаточным количеством психологических предпосылок, но способ проявления своей «самости» в процессе социализации, позиции субъекта социализации нужно воспитывать. В центр внимания следует поставить социальный опыт ребёнка как главный показатель его социализации.

Социальный опыт ребёнка младшего школьного возраста – это многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

В своих исследованиях мы обратились к изучению представлений наших учеников о главных жизненных ценностях. Оказалось, что они имеют своё представление о смысле жизни, о счастье, добре и зле, о справедливости. Готовя детей к будущей самостоятельной взрослой жизни, невозможно «научить ценностям» так, как учат правилам грамматики или приёмам математических вычислений.

Для выявления представлений детей об их наиболее существенных жизненных ценностях было предложено завершить в сжатой форме тезис: «Самое дорогое для человека – это…»

«Самое дорогое в ответах детей не ограничивалось чем-то одним, а выражалось в некотором «наборе» ценностей, например, - «Жизнь, здоровье, мама» или «Мама, папа, здоровье», что представлено через +.
Ответы детей показали, что «самыми дорогими для человека» в представлении младших школьников являются, во-первых, родные люди, мама, папа, родители, семья – 36, 7% + 7,4%, во-вторых, – жизнь - 24,4% + 3,1%. Видимо, возросшее число террористических акций, последствий природных катаклизмов повлияли на обострённое у детей чувство тревоги за собственную жизнь и жизнь своих близких. На третьем месте в шкале ценностей - здоровье – 15,4% + 4,7% . На четвёртом месте по значимости выступает природа и всё, что с ней связано: воздух, вода, хлеб, одежда и т. д. – 12,2% + 1%. Пятое место занимает учёба, учение, школа – 4,2% + 4,7%. Затем по значимости идут духовно-нравственные ценности – дружба, уважение, любовь -1,5% + 4,2% (из ответов учеников 4-х классов). Труд, работа представляет ценность для 1,5% + 1% опрошенных. Для младших школьников в представление о самом дорогом начинает входить такое понятие как Родина – 1,5% + 1% . И только 2 ученика дали ответ «деньги», что составило 0,5% +0,5%. Вопрос «Что бы я попросил у золотой рыбки?» должен был в определённой степени перепроверить ответы детей по мере углубления понятия о «самом дорогом для человека», что способствовало выявлению того, какого рода ценности в условиях свободного выбора являются для младших школьников наиболее предпочтительными. По результатам анкетирования ими оказались, прежде всего, нравственные ценности (чтобы родители или все не болели, не умирали, были добрыми, счастливыми, жили дружно): 52,1% + 1,5%, причём, число учащихся назвавших нравственные ценности возрастает от 2-го к 4-му классу. На втором месте оказалось желание детей хорошо учиться, стать умными:16,4% + 0,5%. И, впервые, ценности материального характера оказались на третьем месте: 12,7% + 2,1% учеников просят у золотой рыбки машину, дворец, красивый дом, куклу Барби, красивую одежду, деньги, золото и т. д. и даже стать самому волшебником. К 4-му классу таких желаний становится всё меньше. Появляется ответ: «Ничего» - 7,9%. 2,6% учеников выразили стремление к внутреннему и внешнему совершенствованию. Трое детей попросили собачку, попугайчика и кота, что говорит о неудовлетворённой потребности в общении с природой. (2,1% - пищу, воды).

Таким образом, косвенный путь проявления ценностных ориентаций младших школьников выявил расхождение в представлениях о главных человеческих ценностях «вообще» и конкретном преломлении «самого дорогого для человека» на себя, свои конкретные запросы только у сравнительно небольшого количества детей. На уровне некоторых учеников это выглядело следующим образом: самое дорогое – это жизнь, а попросил бы «замок и все пятёрки» или: самое дорогое - это родственники, а просьба «стать хорошисткой». Но у некоторых ребят эти представления совпадали, например, ученик пишет, что самое дорогое для человека - это жизнь, мама и родные и просит у золотой рыбки много лет жизни маме и родным; другой просит, чтобы папа выздоровел, а третий считает, что самое главное - это деньги и просит именно их.

Урок сказки А.С.Пушкина оказался воспринят не всеми третьеклассниками: уподобляясь старухе, 16 из них просят красивый дом, дворец и красивую одежду. Но среди ответов есть и такой: «Ничего мне не надо, плыви и живи себе с богом!»
Природа социального опыта такова, что он обязательно проявляется в отношениях школьника к самым разным сторонам его жизни. Этот опыт влияет на формирование его желаний и интересов, направляет и сдерживает его активность. Если у ребёнка нет опыта творческих усилий в своей жизни, он не сможет раскрыться в общении, познании, практической деятельности.

Воспитание как целенаправленное специально организованное педагогическое воздействие всегда вторично по отношению к процессу социализации, но вне связи друг с другом эти процессы существовать не могут. Воспитание является одним из способов включения детей в жизнь общества и позволяет обогащать, углублять и делать осмысленным их стихийно складывающийся социальный опыт.

Какими должны быть действия учителей, если они берут во внимание процесс социализации детей?

  1. Уже начальная школа должна включать важные и сложные жизненные явления, потому что дети учатся у самой жизни. Школьное воспитательное пространство должно стать специально организованной средой. Младшие школьники ещё не способны самостоятельно участвовать в реальной жизни общества. Но нормальная социализация требует опыта действий в ситуациях общественно-политической, экономической, трудовой, научной деятельности. В начальной школе должно присутствовать детское самоуправление, живая каждодневная работа малых групп.

  2. Необходимо различать такие понятия как учебный опыт и социальный опыт. Учебный опыт складывается непосредственно в учебной деятельности, он похож у детей одного класса. Социальный опыт отражает достижения социальной жизни конкретного ребёнка: присвоение им способов деятельности и общения, освоение социальных ролей, принятие нормативных ценностей, наличие представлений о себе как личности.

  3. Современные дети почти всю информацию о жизни получают посредством телевизора или компьютера, а не из событий и реальных встреч. В таком общении с жизнью нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти полностью отсутствует сопереживание. В этих условиях нужно специально создавать ситуации, которые ребёнок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие. Это не только праздники, но и разговор с детьми на классном часе, родительские собрания с участием детей и т.д. Скромная по форме беседа может стать событием из-за переживания неповторимости момента единения с другими людьми, с их творчеством, с природой. А может быть, это будут проблемные педагогические ситуации. Мы предложили нашим детям разрешить следующие ситуации:

Педагогическая ситуация 1:

По улице идёт женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она не заметила. Зато ты увидел. Как ты поступишь?

На выбор предлагались 4 ответа.

Пройдут мимо - 3 ученика – 1,5%. Поднимут и отдадут – 93,6%. Окликнут и скажут, что упал – 4,7%. Заберут себе 2 ученика – 1%.

Педагогическая ситуация 2:

Во время контрольной работы сосед попросил у тебя списать решение задачи. Как ты поступишь?

Дадут списать – 9%.

Не дадут списать -47,8%.

Скажут учителю – 7,4%.

Дадут списать, а потом будут заниматься – 32,9%.

Педагогическая ситуация 3:

Ребята сговариваются всем классом не пойти на субботник. Ты считаешь, что это неправильно. Как ты поступишь?

Предупредят учителя -44,6%

Ничего не скажут, а сами придут -11,1%

Постараются отговорить, а не получится , сами придут на субботник – 40,9%

Ничего не говоря, сами не придут, как все - 3,1%.

Анкеты анонимные. Но эти ответы дают материал для последующих бесед с детьми.



  1. Взрослая жизнь современных детей будет мало похожа на жизнь родителей, многого в этой жизни им придётся добиваться самостоятельно. Они раньше, чем их сверстники полвека назад осознают безграничную свободу выбора. Именно поэтому воспитание призвано создавать специальные условия для того, чтобы дети сами определяли приоритеты своих действий, пробовали, искали, выбирали. В психологии установлено, что только ситуации выбора обеспечивают личности опыт самоопределения, не просто выбор решения, суждения, поступка, а выбор себя. В школьной жизни дети должны привыкать решать, какое выбрать задание из нескольких, предложенных учителем, какие стихи выучить для конкурса, с кем вместе дежурить, быть в группе, по каким правилам играть в известную игру и т.д.

  2. Уже начальная школа должна развивать у детей интерес к своему внутреннему миру, закладывать основы личностного самоопределения.

Надо признать способность ребёнка под влиянием социализации и воспитания преображать свой внутренний мир, самостоятельно перестраивать отношение к людям, событиям, к самому себе. Могут ли педагоги начальной школы успешно реализовать такое образование младших школьников? На этот вопрос можно дать положительный ответ в том случае, если мы примем как данность самобытную природу социального опыта детей, проявим готовность создавать условия, которые обеспечат ученикам возможность критически осмысливать и отбирать то, что предлагает социум. Это нелёгкий путь, но, как известно, всё по-настоящему эффективное т профессиональное лёгким не бывает.

В основу современных подходов к определению социализации положены исследования А.В. Мудрика, который рассматривает результативность социализации личности как сформированность черт, задаваемых статусом личности и требуемых в данном обществе, развитие определённых положительных качеств.

В содержательном определении социальное становление – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребёнка, освоения социального пространства, определение в нём собственного места и положения, которое происходит в деятельности и социальных контактах со сверстниками.

Задачи социального становления детей определяются как задачи социализации ребёнка на каждом возрастном этапе. А.В. Мудрик выделяет следующие группы задач: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

Естественно-культурные – связаны с достижением определённого уровня физического развития;

Социально-культурные – познавательные, морально-нравственные;

Социально-психологические – становление самопознания личности и её самоопределение в реальной жизни, самореализация, самоутверждение.

Важным фактором социального становления детей является конкретная социально и лично значимая деятельность. При организации учебного процесса, внеклассной деятельности для социального становления младших школьников мы знакомим учащихся с разнообразными видами деятельности, чтобы развить ответственность, изобретательность, умение принимать решения. Уже ученик начальной школы должен уметь ставить цели, решать проблемы и делать выводы.

Прежде всего, следует учитывать особенности психологии учащихся младших классов. Младший возраст считается наиболее благополучным с точки зрения воспитательного процесса. Дети сравнительно послушны, признают авторитет старшего, восприимчивы к замечаниям, стараются подражать взрослым, старательны, податливы. Но это кажущееся благополучие. В этом возрасте можно отметить и упрямство, и капризность, и шаткую волю, и повышенную эмоциональность, непосредственность в выражении чувств, а порой их неустойчивость, слабость понимания обязанностей и долга. В этом возрасте заметны индивидуальные отличия: есть дети угрюмые и весёлые, жадные и добрые, эгоистичные, порой жестокие и т.д.. Именно в начальных классах происходит усвоение моральных норм и правил поведения, в значительной мере оказывающих влияние на формирование общественной направленности личности. В процессе нравственного воспитания у младших школьников формируются чувства патриотизма, интернационализма, коллективизма, честности, справедливости и т.д. В этом возрасте можно начинать работу по формированию положительных черт характера: обязательности, трудолюбия, доброты, уважения к коллективу, стремления к взаимопомощи. Основными параметрами личностного развития ребёнка следует считать его направленность на общечеловеческие ценности: гуманизм, активность, креативности, чувство собственного достоинства и т.д.

Социальное становление происходит: в самом себе, в отношениях с другими людьми, в отношениях с окружающим миром и через собственное осмысление своего места в системе отношений мира.
1. В САМОМ СЕБЕ:

- через осознание собственной уникальности и индивидуальности;

- через развитие своих способностей;

2 . В ОТНОШЕНИЯХ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ:

- через заботу о них;

- через совместную деятельность;

- через общение с ними.

3. В ОТНОШЕНИЯХ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ:

- через принимание мира;

- через его познание;

- через оценку его красоты;

- через его созидательное преобразование.

4. ЧЕРЕЗ СОБСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СВОЕГО МЕСТА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ МИРА.


Для выявления того, кем и каким осознают себя наши ученики, что в осознании и оценке себя является для них особенно значимым, им было предложено ответить на вопрос: «Кто я? Какой я?». Отнесли себя к человеческому роду 47,3% (я – человек). Определились по признаку пола (мальчик – девочка) – 12, 2%, охарактеризовали себя по статусу ученика 9%, что выявило недостаточную значимость для детей «ученической» стороны своего «я». По имени назвались 7,4% учащихся, ребёнком охарактеризовали себя 2,6% опрошенных. Были и единичные ответы типа «житель города», «велосипедист».

Вопросы: «Какой я? Что тебе нравится и не нравится в себе? В чём ты хочешь стать лучше?» продиктованы стремлением получить более широкое представление об особенностях нравственного сознания и самосознания наших школьников, факторов его формирования.

На вопрос: «Какой я?» односложный ответ «хороший», «добрый» дали 40, 9%+ 1,5% детей, 7,9% ответили: «нормальный», «обычный». С нравственной стороны (вежливый, воспитанный, скромный, отзывчивый) характеризуют себя 20,2% + 1% учеников, субъективную оценку (умный, весёлый, жизнерадостный и т.д.) дали 9% + 1,5% детей. Считают себя красивыми, молодыми, здоровыми 4,7% + 1% детей. Иногда проявлялось желание дать себе эмоционально – субъективную оценку – «не очень хороший», «забавный», «страшная», «злая»-4,7%+1%.

Для определения того, какой смысл вкладывается детьми в оценки окружающих и себя, им был предложен вопрос: «Какого человека называют хорошим, а какого плохим?» Выяснилось, что представления детей о «хорошем» или о «плохом» человеке связываются, в основном, с моральными качествами. В понимании детей «хороший» человек, прежде всего,- «добрый» - 40,9%, а также – уважает других, помогает, честный, трудолюбивый, смелый, бескорыстный, не обижает маленьких и т.д. – 32,4%. Для некоторых детей положительные качества человека сводятся к культурным навыкам (вежливый, воспитанный). Эти качества отмечают 13,2% детей. Деятельностные характеристики (умный, хорошо учится) называют 3,1% учеников. Столько же конкретизируют – «совершают хорошие поступки».

На вопрос: «Какого человека называют плохим?» соответственно 26,5% учеников дали ответ: «злого». 35,6% конкретизировали: ленивого, жадного, завистливого, равнодушного, непослушного, хитрого, нечестного, который не помогает и обзывается. «Плохой» человек, по мнению учащихся, тот, кто совершает плохие поступки -17,5%, а также невоспитанный и невежливый – 7,9%. 1% учеников дали ответ: глупый, плохо учится .

Что касается самооценки детей (что тебе нравится или не нравится в себе), то в полученных ответах преобладает этическая сторона. 40,4% детей отмечают в себе положительные качества: трудолюбивый, честный, приветливый, справедливый, дружелюбный ит.д. Правда, многие ушли от ответов со словами «не знаю», «всё», «ничего» - около 30% . У 17,5% детей оценка основывалась на успехах-неуспехах в учёбе. 13,2% учеников оценили себя со стороны внешности: нравится причёска, лицо, красота, волосы, глаза, нос и т. д.

Не довольны собой с этической стороны 32,9% детей: «непослушная, дерусь, несправедливая, неаккуратная, вредная, стесняюсь, доверчивая, жестокий, обманываю и т.д.

Некоторые дети дали себе оценку только со стороны внешности: не нравятся «лицо, волосы, ноги, зубы, голос, смех, улыбка, уши, лоб, брови, рост, а также - обувь, сумка, очки» и т.д. -17% опрошенных.

Называют неуспехи в учёбе 19,1% и 0,5% детей. Это больше, чем тех, кто доволен своими успехами в учёбе. Остальные дети либо совсем не дали ответ, либо написали «не знаю», или – «во всём».

Возрастающая самокритичность развивает стремление к самосовершенствованию.

И, когда в следующем вопросе надо было конкретно определиться «хороший ты или плохой», 74,4% детей ответили: «хороший», 6,9% - плохой, «и хороший и плохой» - 3,1%, нормальный -2,6% «не очень хороший» - 0,5%. Эти ответы больше говорят о том, как воспринимают детей окружающие, поэтому взрослым надо быть осторожнее в своих высказываниях.

Содержание ответов на вопрос «В чём ты хочешь стать лучше?» касалось, прежде всего, учебной деятельности – 55,8% детей ответили «в учёбе». На втором месте нравственный аспект самосовершенствования – 18% хотят стать добрее, не быть злой, послушнее, в характере, в дружбе, справедливее, помогать взрослым, стать трудолюбивым, не лгать. На третьем месте ответы, касающиеся внешних данных -5,8% - и физического совершенствования -7,9%. 1,5% и здесь хотят стать лучше «в богатстве».

И, наконец, на вопрос: «Каким должен быть гражданин Республики Казахстан?» 64,8% + 24,4% назвали нравственные качества: честным, заботливым, ответственным, уважать всех, добрым, трудолюбивым, справедливым. Кроме этого 5,7% детей считают, что он должен любить Родину и защищать её, а также соблюдать законы и знать казахский язык – 2%. Примерно одинаковое количество отметили ум, грамотность, мудрость – 11,2% + 5,8% и культуру (вежливость и воспитанность) – 10,1 +6,3%. Далее по значимости физическое совершенство – 6,9% + 4,7%.

Полученные данные в результате обследования позволяют сделать вывод о положительной тенденции в воспитании качеств личности младших школьников. Я думаю, что в этом немалая роль принадлежит существующей детской организации «Стране Радости». Сейчас перед коллективом учителей нашей школы стоит задача найти эффективные пути формирования социально значимых качеств личности школьников средствами каждого учебного предмета.

Существуют различные пути развития нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок, экскурсия, опыты, игры и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой, а также организацию кружковой и внеклассной работы. По своей природе нравственные ценности предполагают, что усваиваются добровольно, когда ребёнок осознанно принимает решения и несёт за них ответственность. Т.е. здесь исключительно важны самостоятельные осознанные действия ребёнка. Когда ребёнок действует по указке взрослого, он учится только послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям готовый ответ. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы ребёнок мог сделать самостоятельный выбор поступка.

Нравственный облик ребёнка зависит ещё и от того, будут повседневно его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения радоваться чужим достижениям, входить в положение другого человека или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой.

Развить в детях положительные качества, воспитать их нравственными - это значит научить их в любой момент жизни иметь в виду других людей и соизмерять свои действия с интересами этих других. Нравственность имеет 3 фазы проявления: в мыслях и словах, в эмоциях и в поведении. И если мы хотим сформировать положительное начало в своих детях, то должны влиять и на поведение, и на разум, и на чувства. Если для отношений между учителем и учащимися характерны душевность, отзывчивость, заботливость, справедливость, то такими же будут отношения учеников между собой.

Для определения осознания такого качества личности, как справедливость, учащимся предлагался рассказ «Разбитая чашка». Полученные ответы позволяют судить о степени осознания этого качества у 40,9% учеников.

Умеют различить доброту и отзывчивость 95% учеников по результатам двух заданий типа:

Мальчик сказал: «Я забыл дома ручку. Дай мне, пожалуйста». Кто проявил доброту и отзывчивость? Тот, кто сказал:

1 У меня нет лишней ручки. Я помочь тебе не смогу.

2. У меня есть лишняя ручка. Возьми, пожалуйста.

3 Я не хочу давать тебе ручку. Носи свою.

Третий ответ выбрали в первом задании 1 ученик и во втором идентичном задании – 3 ученика. Вежливый отказ выбрали 3,1% учеников.

Обобщение всех данных, полученных в результате диагностики, даёт возможность представить социально-нравственный портрет младшего ученика нашей школы. Однако следует иметь в виду, что знание нравственных норм не свидетельствует о нравственной воспитанности. Нельзя, например, считать нравственным поведение ребёнка, который, хорошо зная, что лгать нельзя, тем не менее, готов сказать неправду, если ему это выгодно. Иначе говоря, непременным критерием нравственной воспитанности является активно-положительное, устойчивое отношение к нравственным нормам со стороны ребёнка.

Во внеурочной и внеклассной деятельности задачи социального становления решаются через ежегодное проживание тематических периодов общих для всех учащихся школы.

А для формирования социально значимых качеств личности младшего школьника необходимо разработать специальную программу, включающую как внеклассную работу, так и возможности каждого учебного предмета.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: