Спецификация комплексной итоговой работы для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях
Региональный экзамен – 2013 4 класс
©Региональный центр развития образования
Спецификация
комплексной итоговой работы для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях
Назначение тестовой работы
Назначение комплексной итоговой работы – установить степень соответствия подготовки учащихся образовательного учреждения требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, математике и окружающему миру и по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с текстовой информацией» и «Формирование универсальных учебных действий».
Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу тестовой работы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года № 373);
Федеральный закон РФ «Об образовании»;
Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 года № 1327).
Характеристика структуры и содержания работы
Общее количество заданий в работе – 29.
Характеристика структуры работы
Комплексная работа состоит из двух частей и включает задания разных типов.
В первой части представлены 15 заданий, из них по чтению – 5 заданий, по русскому языку – 10 заданий; во второй части – 14 заданий, из них по математике – 8 заданий, по окружающему миру – 6 заданий.
В каждой части имеются задания по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с текстовой информацией» и «Формирование универсальных учебных действий».
Первая часть направлена на проверку практического освоения системы русского языка и включает задания, связанные с чтением как видом речевой деятельности учащихся и с группой умений, обеспечивающих адекватное понимание учебного текста.
Задания второй части:
- по математике направлены на освоение основных начальных математических знаний, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
- по окружающему миру направлены на систематизирование и углубление исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях.
Используемые типы заданий
1) Задания с выбором (ВО – 20) одного ответа из четырех предложенных.
К каждому заданию даны четыре варианта ответа, только один из которых является верным. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или вообще не отметил ни одного номера ответа.
2) Задания с кратким ответом (КО – 9).
В этих заданиях ответ дается в виде комбинации цифр или букв, слова или словосочетания. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
К заданиям с кратким ответом относятся и задания на соответствие. Эти задания позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи. В связи с этим предполагают наличие двух множеств, между элементами которых необходимо установить соответствие. Столбцы элементов, между которыми требуется установить соответствие, могут иметь заголовки, а их элементы перенумерованы цифрами слева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца должен верно соответствовать хотя бы один элемент правого столбца.
Проверяемые элементы содержания
В работе представлены основные содержательные разделы:
- курса русского языка: «Фонетика и графика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография».
- курса математики: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».
- курса окружающего мира: «Человек и природа», «Человек и общество».
Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету: познавательные умения, классификационные умения, орфографические и пунктуационные умения, умения распознавать на рисунках объекты; умение анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах; блок умений, связанных с чтением как видом речевой деятельности и с адекватным пониманием прочитанного.
Необходимое количество вариантов КИМ
2 варианта.
Время выполнения и условия проведения работы
Работа выполняется в 2 дня.
Время выполнения работы – 45 минут.
Дополнительное оборудование не требуется.
Рекомендации по подготовке к тестированию
К тестированию можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в течение последних трёх-четырех лет.
Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
Изменения в экзаменационной работе
Внесены изменения в структуру работы, формулировку ряда заданий и систему оценивания.
Увеличилось количество заданий в разделе «Чтение: работа с текстовой информацией» с 4 (2012 г.) до 5 (2013 г.); уменьшилось количество заданий в разделе «Русский язык» с 11 (2012 г.) до 10 (2013 г.)
В 1 части работы:
задание №1 (на определение авторской позиции в тексте) изменено на задание по извлечению информации из текста;
добавлено новое задание №5 на определение последовательности частей текста;
изменен формат задания №13 (в 2012г. №12): задание на определение морфологических признаков глагола заменено заданием на правописание личных окончаний глагола;
исключено одно задание (в 2012г. №13) на определение правильной характеристики предложения.
Во 2 части работы:
исключено задание №1 (в 2012г.) на определение темы текста;
добавлено задание №2 на определение экосистемной организации живой природы;
изменен формат задания №3: теперь это задание проверяет умение извлекать информацию при работе с графическими изображениями;
изменен формат задания №6, в 2013г. это задание проверяет умение устанавливать соответствие позиций, представленных в двух множествах.
изменена формулировка задания №14 и вид диаграммы.
План итоговой комплексной работы
Содержательный материал тестов опирается на Федеральный компонент государственного стандарта начального образования.
Демоверсия состоит из 29 заданий, которые нацелены на оценку способности работать с информацией, представленной в различных видах (литературные и научно-познавательные тексты, таблицы, диаграммы и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Приложение 1
Обобщенный план комплексной итоговой работы
Структура | Объект оценки | Связь с учебными предметами и программами | Число отдельных заданий | Время выполнения (мин) | Максимальный балл |
ЧАСТЬ 1 | |||||
Комплексное задание | Чтение литературного текста. Работа с текстовой информацией. | Работа с информацией. Формирование универсальных учебных действий. | 5 | 45 | 8 |
Работа с текстовой информацией. Решение учебно-практических задач. | Русский язык. Формирование универсальных учебных действий. | 10 | 13 | ||
Итого | 15 | 21 | |||
ЧАСТЬ 2 | |||||
Комплексное задание | Чтение научно- популярного текста. Работа с текстовой и графической информацией. | Окружающий мир. Работа с информацией. Формирование универсальных учебных действий. | 6 | 45 | 9 |
Решение учебно-практических задач Работа с графической информацией. | Математика. Формирование универсальных учебных действий. | 8 | 15 | ||
Итого: | 14 | 24 | |||
Итого за всю работу: | 29 | 90 | 45 |
ПЛАН КОМПЛЕКСНОЙ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ
№ задания | Раздел содержания | Проверяемые умения | Тип задания | Максимальный балл |
ЧАСТЬ №1 | ||||
Чтение: работа с текстовой информацией | ||||
| Речь. Работа с текстом. | Умение выделять существенную информацию из текста. | ВО | 1 |
| Речь. Работа с текстом. | Умение выделять существенную информацию из текста. | ВО | 1 |
| Речь. Работа с текстом. | Выявить специфику (жанровую и стилевую) различных видов текстов для выполнения учебных заданий. | ВО | 1 |
| Лексика. | Определять лексическое значение слов, подбирать синонимы. | ВО | 1 |
| Речь. Работа с текстом. | Составлять план текста. | КО | 4 |
Русский язык | ||||
| Фонетика и графика | Различать звонкие и глухие согласные звуки русского языка. | ВО | 1 |
| Состав слова (морфемика) | Подбирать из предложенного списка слова с однозначно выделяемыми морфемами к заданной схеме состава слова. | ВО | 1 |
| Синтаксис | Находить главные члены предложения (подлежащее, сказуемое). | КО | 1 |
| Морфология | Определять части речи. Соотносить слова с частями речи. | КО | 4 |
| Синтаксис | Выделять предложения с однородными членами. | КО | 1 |
| Орфография | Применять правила правописания разделительного Ь и Ь для обозначения мягкости согласных. | КО | 1 |
| Морфология | Определять грамматические признаки имен существительных (склонение, падеж). | ВО | 1 |
| Орфография | Применять правила правописания личных окончаний глаголов. | ВО | 1 |
| Орфография | Применять правила правописания проверяемой безударной гласной в корне слова. | ВО | 1 |
| Орфография | Применять правила правописания падежных окончаний имен прилагательных. | ВО | 1 |
ЧАСТЬ №2 | ||||
Окружающий мир | ||||
| Человек и природа | Определять природные зоны, используя текст с описанием их характерных признаков. | ВО | 1 |
| Человек и природа | Определять цепь питания, характерную для данной природной зоны. | ВО | 1 |
| Человек и природа | Извлекать информацию, предъявленную в виде рисунков и графических изображений, связанную с темой «Тело человека». | ВО | 1 |
| Человек и общество | Определять историческое событие по его описанию из текстов исторического содержания. | ВО | 1 |
| Человек и общество | Соотносить конкретную дату исторического события с веком. | ВО | 1 |
| Человек и общество | Различать государственные праздники и государственную символику Российской Федерации. | КО | 4 |
Математика | ||||
| Числа и величины | Читать, записывать, сравнивать числа от 0 до 10 000 000. | ВО | 1 |
| Числа и величины | Читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. | КО | 4 |
| Арифметические действия | Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение. | ВО | 1 |
| Арифметические действия | Выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000). | ВО | 1 |
| Работа с текстовыми задачами | Решать текстовые задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». | КО | 1 |
| Работа с текстовыми задачами | Решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом. | ВО | 1 |
| Геометрические величины. | Вычислять периметр прямоугольных фигур | ВО | 1 |
| Работа с данными | Извлекать и интерпретировать информацию, представленную в форме диаграммы. | КО | 5 |
Перечень общеучебных умений, которые применяются в ходе выполнения заданий комплексной итоговой работы
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выделять существенную информацию из текста.
Различать употребление в тексте слов для точной характеристики предметов при их сравнении.
Оценивать текст с точки зрения его структуры.
Различать звуки и буквы, знать последовательность букв в русском алфавите.
Различать предложение, словосочетание, слово.
Соотносить орфограмму с правилом правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок.
Применять правила правописания и осознавать причины появления орфографических ошибок.
Обобщать–осуществлять генерализацию и выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения существенной связи ряда.
Различать характерные свойства изученных объектов по их названию.
Классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия.
Соотносить и сравнивать величины.
Решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, используя жизненный опыт, анализировать информацию, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий представленную в текстовой форме арифметическим способом.
Оценивать размеры геометрических объектов, расстояний.
Читать, сравнивать и обобщать, интерпретировать (распознавать) информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: