Сведения о цбс беловского района и Старопестеревской центральной детской библиотеке
МБУК «Межпоселенческая ЦБС Беловского района»
Старопестеревская центральная детская библиотека 2013 отчет
Аналитическая справка о деятельности Старопестеревской центральной детской библиотеки и сельских библиотек
Сведения о ЦБС Беловского района и Старопестеревской центральной детской библиотеке
НАЗВАНИЕ ЦБС | Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры «Межпоселенческая ЦБС Беловского района» |
Адрес детской библиотеки: | Старопестеревская центральная детская библиотека |
Почтовый индекс | 652660 |
район | Беловский |
Населенный пункт | с.Старопестерево |
Улица, дом | Центральная 1 «В» |
Сайт библиотеки | Нет |
Электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС | Масленкина Елена Вильгельмовна тел.:(8-384-53)53-2-31 |
Зам.директора по работе с детьми | нет |
Заведующая детской библиотекой | Гинтнер Ольга Викторовна (8-384-52)53-3-49 |
Методист ЦБС | Нестерова Виктория Викторовна (8-384-52)53-2-67 |
Методист по работе с детьми | Воробьева Татьяна Александровна(8-384-52)53-3-49 |
Библиограф детской библиотеки | Нет |
Начальник управления культуры Беловского р-на | Бирюкова Лариса Владимировна те. (8-384-52) 2-81-69 |
Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
На 1.01.2014 года в структуру ЦБС Беловского района по-прежнему входят 28 сельских библиотек, Центральная библиотека (с.Мохово), Старопестеревская центральная детская библиотека. Библиотеки обслуживают взрослое население, детское население и юношество.
В структуре детской библиотеки изменений не было.
Материально-техническая база детской библиотеки.
Помещение детской библиотеки находится в удовлетворительном состоянии. В библиотеке чисто, уютно, тепло. В 2013 году своими силами был произведен косметический ремонт (Побелка).
Для библиотеки в отчетном году ничего не приобреталось.
2. Работа с читателями-детьми.
Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
Заполните таблицу
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населе ния | Количество читателей по ЕРК | % охвата с учетом числа читателей по ЕРК |
1. | Старопестеревская центральная детская библиотека -1 | 3366 | 780 | 1022 Читателей детей до 15 лет - 789 | 101 | 541 Читателй детей до 15 лет - 394 | 50 |
2.1.1. В 2013 году число читателей в детской библиотеке не изменилось, на 1.01.2014 года оно составило 1022 читателей. А вот число читателей детей до 15 лет увеличилось на 51 читателя. В 2012 году было 738, в 2013 – 789.
Количество посещений общее на 1.01.2014 составляет 12943, в прошлом году составляло 12937. Количество посещений пользователей детей в 2012 году было 11877, в отчетном году 11833.
Количество книговыдач общее за отчетный год составило 22517 экземпляров, в 2012 году было 22510. Количество книговыдач детям до 15 лет на 1.01.2014 составляет 20101, в 2012 году было 20096.
Старопестеревская детская библиотека | читатели | посещения | книговыдача | ||||||
2012 | 2013 | + - | 2012 | 2013 | + - | 2012 | 2013 | + - | |
всего | 1022 | 1022 | - | 12937 | 12943 | - 6 | 22510 | 22517 | +7 |
В том числе детям до 15 лет | 738 | 789 | +51 | 11877 | 11833 | -44 | 20096 | 20101 | +5 |
В 2013 году читателями Старопестеревской центральной детской библиотеки были: дошкольники, учащиеся Старопестеревской школы, дети, приезжающие на каникулы к родственникам, руководители детским чтением (учителя, воспитатели детского сада, библиотекари), юношество. Сотрудники библиотеки старались, организовать так свою работу, чтобы каждому посетителю было уютно, комфортно, интересно. Весь год в библиотеке можно было не только читать книги, но и поиграть в настольные игры, пособирать пазлы или конструктор, порисовать, пообщаться, принять участие в интересном мероприятии. С целью привлечения новых читателей в библиотеке для воспитанников детского сада проводились экскурсии, для первоклассников праздник «Посвящение в читатели». В отчетном году для детей было проведено 83 мероприятия, их посетило 1708 детей. При проведении мероприятий библиотекари старались использовать игровые формы работы. Поступление новой литературы также способствовало привлечению читателей в библиотеку. В отчетном году в фонд библиотеки поступило 601 экземпляр книг, из них 187 книг для детей. Все вновь поступившие книги были представлены на книжных выставках.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя – 4.6 (Так как, в нашем селе имеется Старопестеревская сельская библиотека с фондом 9154 экз., то книгообеспеченность одного жителя будет равна 7,3)
Книгообеспеченность на одного жителя детского возраста - 20
книгообеспеченность одного читателя – 15
2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 40
2.1.4. Обращаемость фонда – 1,4.
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Заполните таблицу
Состав читателей по возрастам
-
Всего
Дошкольники
26
По классам:
1
85
2
186
3
79
4
80
5
76
6
79
7
60
8
52
9
66
10
26
11
21
Студенты
49
Работающая молодежь
13
РДЧ
43
Прочие
81
ИТОГО
1022
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей новинки:
Крюкова Т. Чародейка с задней парты: Сказочная повесть.
Кумма А., Рунге С., Ленивый вареник.
Иванов А. Тайна пропавшего академика.
Кузнецова Ю. Письмо от канарейки.
Шаров А. Кукушонок, принц с нашего двора.
Рой О. Джинглики. Второй этаж.
Изучение читательского спроса
В отчетном году уделялось внимание изучению читательского спроса. С детьми проводились индивидуальные беседы, мини - опросы, анкетирование, анализ читательских формуляров.
Исходя из наших наблюдений и анализа формуляров дети младшего школьного возраста самые активные читатели библиотеки. Они любят читать сказки и сказочные повести, стихи, небольшие рассказы.
Читатели этого возраста (3-4) класс отвечали на вопросы мини-анкеты «Я влюбился в эту книгу». Самыми популярными авторами и книгами были названы: «Сказки» К.Чуковского, «Русские народные сказки», стихи Б.Заходера, рассказы Н.Носова, «Бюро находок» С.Иванова, «Кот да Винчи» К.Матюшкиной, сказки о Белоснежке С.Прокофьевой, «Домовенок Кузя» Г.Александровой, «Лесные были» В. Бианки, «Лесные сказки» Н.Сладкова, «Ежик в тумане» С.Козлова, «Приключения Хомы и Суслика» А.Иванова и др. У девочек самыми популярными были книги о Феях из серии «Волшебная радуга». Читателей этого возраста привлекают.
У ребят 5-6 классов интерес к чтению ослабевает, они продолжают посещать библиотеку, но уже не так активно. И на это есть свои причины: учеба во вторую смену, загруженность уроками. Но, несмотря на это, среди их есть настоящие любители чтения.
Учащиеся пятых классов отвечали на вопросы анкеты «Для чего существует библиотека?». Анкета содержала следующие вопросы: «Продолжи фразу «Книги для меня – это…»; «Твой любимый писатель»; «Какие книги ты посоветовал бы почитать другу (подруге?)»; «Какие книги, по-твоему, должны быть в библиотеке?» и др.
Любимыми авторами были названы: Пушкин А.С., Андерсен Г.Х., Э.Успенский, В.Гусев, В.Драгунский, Н.Носов, Т.Крюкова, Д. Емец, А. Линдгрен и др.
Среди книг, которые ребята советовали бы почитать своим друзьям, были названы следующие: «Смешные рассказы о школе» В.Драгунского, рассказы Н.Носова, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Каштанка» А.П.Чехова, «Бюро находок» С.Иванова, «Остров сокровищ» Р.Стивенсона, «Учебник волшебника» С.Прокофьевой, «Рисунки на асфальте» и «Как я под партой сидел» В. Голявкина, «Сын полка» В.Катаева, «В стране невыученных уроков» А.Алексина, «Таинственный сад» Ф. Бернетт, сказки Г.Х. Андерсена, «Вождь краснокожих» О.Генои, книги Дмитрия Емца из серии «Таня Гроттер» и др.
На вопрос, «Какие книги должны быть в библиотеке», дети не смогли конкретно сформулировать свой ответ. Отвечали общими фразами, такими, как: «Добрые, интересные, веселые», «Книги должны быть на разные темы, но интересными», «О природе, технике, истории».
Анализ анкеты и формуляров показал, что круг чтения у пятиклассников широкий. Они читают книги современных детских писателей и детскую классическую литературу. В чтении ребят по жанровому составу преобладают сказочные повести, рассказы, детективы, приключения. У некоторых ребят, которые регулярно посещают библиотеку, есть свои любимые авторы, любимые книги. Из 31 одного читателя пятого класса систематически посещают библиотеку 12 детей (39%); 6 (19%) ребят – посетили библиотеку 4-5 раз, 8 ребят это 26% - посетили библиотеку 2-3 раза, 5 ребят (16%) посетили библиотеку по одному разу. Это говорит о том, что у ребят интерес к чтению не утерян, но активность понизилась.
С целью выявления самых активных читателей по количеству прочитанных книг, и по количеству посещений библиотеки за год был сделан анализ читательских формуляров детей с 1-го по 8 класс. Лидерами чтения в 2013 году были признаны:
Антипина Настя 2 «Б» кл;
Товпинец Аня 2 «А» кл;
Гусев Стас 3 кл;
Демьяненко Д. 3 кл;
Арарина Юля 3 кл;
Полевцова Маша 3 кл;
Коленчук В. 4 кл;
Цебелева Г. 4 кл;
Дорохина Лиза 4 кл;
Улитина Алина 4 кл;
Звягина Лена 4 кл;
Леушина Наташа 5 кл;
Нестерчук Кирилл 5 кл;
Михайлова Рита 6 кл;
В библиотеке ежегодно оформляется стенд «Лучшие читатели», где размещаются фотографии лидеров чтения.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу.
Библиотечный фонд детской библиотеки в основном соответствует читательскому спросу юных пользователей. Ежегодно фонд библиотеки пополняется новыми книгами. Библиотека имеет хороший фонд справочной литературы.
Хочется отметить, что в фонде много устаревшей по содержанию и малоспрашиваемой отраслевой литературы. Книги по математике, технике, астрономии, биологии, истории в основном прошлых лет издания. Мало в фонде литературы для детей краеведческой тематики, по праву, по искусству. Не хватает книг для дошкольников, так называемой «лапши».
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
Проекты в 2013 году не разрабатывались. В грантовых конкурсах участие не принимали. Принимали участие в областном проекте «Сводные катологи муниципальных библиотек Кузбасса».
2.3.2. Программы
В отчетном году на период летних каникул была разработана программа летнего чтения «Я читаю и отдыхаю».
Девиз программы: «Лето, книга, я – друзья!»
Логотип программы: Читающая пчелка
Срок реализации: июнь-август
Цель программы:
Формирование активной читательской деятельности и организация досуга детей и подростков в летнее время
Задачи программы:
стимулировать чтение детей во время летних каникул;
привлечь внимание детей к книге;
содействовать развитию творческих способностей детей, посещающих библиотеку летом;
Формы и методы реализации программы:
Сотрудниками библиотеки были разработаны буклеты для участников программы. В буклетах были определены условия программы и основные этапы с заданиями.
По условиям программы участники должны были:
посетить библиотеку не менее 2 раз в месяц и прочесть 6 книг, а всего за лето – 18.
Ребята должны были
читать книги о природе, книги по истории, сказки и рассказы;
принять участие в конкурсе рисунков «Мои друзья-деревья»
выполнить задания буклета
принимать участие в мероприятиях.
На первом этапе «Путешествие в мир природы» ребята должны были читать рассказы и сказки писателей-натуралистов, и ответить на вопросы по произведениям В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова.
Второй этап «О времени славном и героическом». Ребятам необходимо было прочитать на выбор книгу из серии «Страницы истории нашей Родины» и ответить на вопросы викторины. (Вопросы были составлены к следующим книгам: «На поле Куликовом» О.Тихомирова; «Полтавская битва» Я. Гордина; «Во славу Отечества» И.Стрелковой «Великодушный русский воин» ; Е.Холмогоровой.
Прочитать сказку-быль К.Паустовского «Похождение жука-носорога» и повесть Л.Воронковой «Девочка из города» и ответить на вопросы по этим произведениям.
Третий этап: « Страна Литературия». Этот этап был посвящен писателям-юбилярам 2013 года: Ш.Перро; С.Михалкову; Н.Носову; В.Драгунскому. Участники программы должны были прочитать их произведения и также ответить на определенные ответы.
В течение лета в библиотеке действовала книжная выставка «Лето, книга, я - друзья!». На выставке были представлены книги, которые необходимо было прочесть, чтобы ответить на вопросы буклета. За каждую прочитанную книгу и каждое посещение библиотеки участники программы получали березовые листочки, и прикрепляли их к импровизированному дереву, которое было установлено в библиотеке.
Полученные или ожидаемые результаты.
В летней программе чтения приняли участие 20 детей, за лето ими было прочитано около 250 книг и выполнены все задания буклета.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности в Старопестеревской детской библиотеки.
Краеведение
Сотрудники детской библиотеки ежегодно занимаются краеведческой деятельностью, они стремятся:
познакомить подрастающее поколение с историческими событиями и географическими особенностями края, с растительным и животным миром;
воспитать любовь к своему краю, чувство гордости и уважения к самобытной культуре и людям, живущим на родной земле.
Основные формы работы, которые использовались в отчетном году: оформление книжных выставок, ведение краеведческой картотеки и тематических досье, помощь школьникам в подготовке рефератов, проведение краеведческих уроков для учащихся и массовых мероприятий.
Фонд краеведческой литературы выделен от основного документального фонда под названием: «Кузбасс могучее сердце Сибири».
На протяжении многих лет в детской библиотеке накапливается материал об истории села Старопестерево, о почетных гражданах села, о людях, которые внесли значительный вклад в жизнь села. В библиотеке ведутся альбомы и папки накопители: «Старопестерево: настоящее, прошлое, будущее»; «Люди нашего села», «Разноцветная природа Кузбасса». Материал для папок и альбомов собирается из газет «Сельские зори» и «Кузбасс».
С 21 по 27 января 2013 года в детской библиотеке проходила юбилейная неделя в честь 70-летия образования Кемеровской области. В рамках недели действовала книжная выставка «С юбилеем родной Кузбасс», были проведены:
вечер «Край мастеров»;
беседа «Наш край родной»;
викторина «Мы живем в Кузбассе».
23 января в библиотеке был проведен вечер, посвященный 70-летию Кемеровской области «Край мастеров». На вечере ребята познакомились с историей Кузбасса, его достопримечательностями, слушали и читали стихи о своей малой родине. Библиотекари рассказали присутствующим о жителях села, которые внесли неоценимый вклад в развитие области и района и прославили край своими достижениями.
24 января для учащихся шестых классов была проведена викторина «Мы живем в Кузбассе». В викторину были включены вопросы по истории края, по географии, о фауне и флоре края.
Беседа «Наш край родной» была проведена для учащихся четвертых классов. В ходе беседы ребята узнали историю образования Кемеровской области, познакомились с достопримечательностями нашего края, с основными символами области. Беседа сопровождалась электронной презентацией.
В феврале к 95-летию со дня рождения В.Д.Федорова был проведен вечер-портрет «Вдохновение не умирает». Читатели старшего возраста познакомились с биографией поэта и его творчеством. Стихи поэта читали учащиеся 9 классов.
Накануне Дня шахтера сотрудники библиотеки принимали участие
в конкурсе «На лучший букет» и были отмечены памятными подарками. В библиотеке к празднику была оформлена книжная выставка «Славен шахтерский труд» и проведена беседа «Трудом этим славен Кузбасс».
Справочное обслуживание по краеведению
Кол-во выполненных справок по краеведению | Из них виртуальных | Кол-во отказов |
32 | - | - |
Год мастера в Кузбассе
Году мастерового человека были посвящены библиотечный час: «Традиции, ремесла, мастера» и беседа, «Эколог профессия будущего»,
В ходе библиотечного часа «Традиции, ремесла, мастера» читатели среднего возраста ближе познакомились с историей художественных промыслов и народных ремесел.
Слушатели беседы «Эколог – профессия будущего» узнали, что труд эколога сложный, но интересный. Эта профессия год от года приобретает все большую популярность. Ребята познакомились с содержанием труда эколога, преградами и перспективами этой профессии.
Праздник «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается» был проведен для учащихся третьих классов. На празднике ребята принимали участие в конкурсах: «Басня и пословица» - (Прочитав басню, необходимо было вспомнить пословицу, которая подходила бы к содержанию басни); «Инструменты» (отгадать загадки об инструментах); «Художественные промыслы» (Собрать разрезанную картинку с изображением дымковской игрушки, жостовского подноса и т.д. и назвать вид промысла); «Чем пахнут ремесла» (Ответить на вопросы чем пахнет маляр?Шофер? и т.д.). Участники праздника успешно справились со всеми заданиями.
Накануне Дня учителя был проведен библиотечный урок «Профессия для избранных», для читателей старшего возраста. Наши библиотекари познакомили ребят с историей возникновения школ и их развитием. С интересом слушали ребята рассказ ведущего о том, какие были основные уроки в школах Спарты, как обучались в Древней Руси. Затем разделившись на две команды ребята участвовали в конкурсах: «Заглянем в историю»; «Пословицы»; «Эрудит».
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: