Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки
Тема 19 Психология межличностных отношений военнослужащих.
Особенности психологии взаимоотношений военнослужащих. Официальные и реально сложившиеся взаимоотношения, их взаимосвязь и взаимовлияние. Особенности субординационных взаимоотношений в звене "начальник-подчиненный"
Социально-психологическая характеристика "неуставных взаимоотношений".
Основные направления работы военного психолога по созданию конструктивных взаимоотношений и здорового морально-психологического климата в воинском коллективе.
Тема 20 Психологические основы сплочения воинского коллектива.
Сущность сплоченности воинского коллектива. Специфика структурных компонентов сплоченности воинского коллектива: морально-информационного, военно-професссионального, межличностно-бытового. Социально-психологическая характеристика сплоченности как морального единства, боевой сработанности, психологической совместимости. Влияние сплоченности на выполнение учебно-боевых задач. Методы изучения сплоченности воинских коллективов. Работа военного психолога по сплочению воинского коллектива.
Социальная психология внутригрупповых и межгрупповых отношений
ЛИТЕРАТУРА:
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ,1988.-2е изд.
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ,1979.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ, 1984.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М:МГУ,1991.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.С.185-193.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение,1978.
Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского М.: Педагогика, 1979.
Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс,1979.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.
Немов Р.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М: Педагогика, 1984. Ч.2,гл.1
Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.
Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. Гл.2.
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
Агеев В.С, Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск.ун-та,1990.
Лебон Г. Психология народов и масс. С-Пб, 1896.
Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М.,1916.
Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я"// "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2 кн. Кн.1.С.71-138.
Кэмпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
Социально-психологические закономерности внутригрупповых межличностных отношений.
Малая группа – это такое образование, где общественные отношения выступают в форме межличностных контактов.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов , через которые члены группы воспринимают и оценивают друг друга. МЛО опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной жизнедеятельности, выступают основой формирования социально-психологического климата в группе.
возникают в процессе совместной деятельности, в рамках исполнения социальных ролей, реализации общественных отношений;
включают аспекты:
инструментально-операциональный;
поведение эмоционально-экспрессивный;
отношение социально-перцептивный (когнитивный)
познание
основываются на непосредственных контактах и возникновениях эмоциональных устойчивых реакций по отношению друг к другу, т.е. имеют субъективный характер;
основной регулятор – Социальные чувства
соединяющие (конъюктивные): симпатия; дружба; любовь;
разъединяющие (дизъюнктивные) антипатия; вражда; ненависть;
амбивалентные чувства;
Уровни межличностных взаимоотношений:
(По Добровичу А.Б.):
деловые
игровые
манипулятивные
духовные
примитивные
конвенциальные
По типу нормирования поведения личности групповыми санкциями:
конвенциальные
коллективистические
конформные
корпоративные
Характер взаимодействия:
Сотрудничество – КООПЕРАЦИЯ
Согласование – К0ОРДИНАЦИЯ
Соревнование – КОНКУРЕНЦИЯ
Соподчинение – СУБОРДИНАЦИЯ
Противодействие – КОНФЛИКТ
Психологические координаты взаимоотношений:
(показатели, характеристики): (по Кронику и Хорошиловой):
психологическая близость (дистанция); "круги"; отношения "Мы – Я-Он";
степень привязанности, стремление к сближению-отдалению (валентность), отношения "Свои – Чужие";
взаимодоминирование "Ты – Вы"; (позиция)
Ролевая дифференциация: См. Соционика: Типы личностей могут относится друг к другу на основе разных типов отношений:
Т – тождественные;
Д – дуальные;
А – активация;
З – зеркальные;
пд – полудуальные;
ро – родственные;
кт – квазитождественные;
К -конфликтные;
м – миражные;
д – деловые;
пп – полная противоположность;
сэ – суперэго.
Роли:
П – передатчик, социальный заказчик
п – приемник, социальный исполнитель
Р – ревизор, социальный контролер
р – ревизуемый, подконтрольный
Групповые процессы приводят к тому или иному уровню интегррированности группы, степени ее единства:
ЕДИНСТВО ГРУППЫ:
ОРИЕНТАЦИОННОЕ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
СПЛОЧЕННОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ
СОВМЕСТИМОСТЬ
АКТИВНОСТЬ
СРАБОТАННОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
ВОЛЕВОЕ
Поведенческий
когнитивный
эмоциональный аспекты
Для межличностных отношений – основная интегральная характеристика – это сплоченность.
Сплоченность – упорядоченность, согласованность и устойчивость внутригрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность жизнедеятельности группы.
Основные аспекты сплоченности:
межличностные эмоциональные взаимоотношения – взаимная симпатия антипатия – психологическая совместимость;
структура взаимодействия, совместной групповой деятельности – деятельностная совместимость – сработанность;
характер ценностных ориентаций, установок и нормативных ориентаций – референтность;
Для западных исследователей характерно понимание сплоченности как коммуникативной объединенности группы (доминирование показателей общения):
а) Хоманс: Увеличение числа коммуникаций между членами группы при водит к росту сплоченности группы, сходству норм и ценностных ориентаций членов группы.
б) Морено: Удаление из группы "отвергаемых" может повысить уровень сплоченности группы. Социометрический показатель сплоченности: S = число взаимных выборов/число возможных выборов
в) Ньюком: Сплоченность = согласие, сходство позиций и установок членов группы.
г) Лотт: Сплоченность как межличностная эмоциональная привлекательность, симпатия
д) Картрайт: Сплоченность как результат мотивации группового членства, факторов привлекательности группы для ее членов.
Эмпирические закономерности:
а) в сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных, так как сплоченность предполагает оптимальное и согласованное распределение функций между членами группы. (ВендовА.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах. Автореф.канд.дисс.Л.,1973)
б) При достижении длительности совместной деятельности (проживания в условиях автономного плавания) определенного уровня (5 и более месяцев), снижаются показатели эмоциональной экспансивности, сплоченности группы и удовлетворенности участников общением в группе. (Парохин В.Н. Социально-психологическое исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды. Автореф.канд.дисс.Л.,1973.)
в) Влияние изолированности, автономности группы на снижение показателей сплоченности усиливается за счет ухудшения физических, средовых условий.
г) В сплоченной группе социально-групповая стимуляция оказывается более значимой стимуляцией, чем стимуляция со стороны условий деятельности.
Школа А.В. Петровского: Высший уровень сплоченности – Коллективистическая сплоченность как ценностно-ориентационное единство на основе общности отношения членов коллектива к предмету деятельности
КС – существует в противоположность явлению _конформного поведения.
Изучали:
Р. Кратчифилд, С. Аш, А.П. Сопиков, В.Э. Чудновский. (См. Сафин В.Ф.,1969 – экспериментальное формирование и определение уровня внушаемости при тренировке в определении длительности 1 минуты. Учились определять с точностью 5 сек. Подача сигнала "во все кабины". Регулирование "оценок длительности других испытуемых" экспериментатором. "Подставная группа". Одни возвращаются к правильной оценке – "конформисты", а другие сохраняют деформацию оценок – "внушаемые". Различаются: – конформизм как морально-политическая позиция ("приспособленчество");
Э.Фромм: Бегство от свободы" об "автоматическом конформизме": "Этот механизм представляет собой решение, которое большинство нормальных индивидуумов находит в современном обществе. Коротко говоря, человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между "Я" и миром пропадают, а вместе с тем – сознательный страх одиночества и бессилия..."
а) конформность как осознаваемый отказ от собственных оценок в условиях группового давления; (см. И.С. Кон)
б) внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое подчинение групповому мнению; (мех-мы заражения, подражания, эмпатии)
Внутригрупповые условия, определяющие внушаемость и конформность:
количество членов группы, оказывающих максимальное влияние на индивида равно 3 (А.П.Сопиков,1969);
влияние группы зависит от положения индивида в этой группе: наименьшую конформность показывают лица со слабой зависимостью от группы и с сильным признанием этой группой (П.Е. Зоди, 1963);
единообразие оценок в группах с коллегиальной системой отношений больше, чем в директивных группах, но адекватность оценок выше во втором типе групп, что связано с особенностями коммуникативных связей (П.Е.Зоди,1963);
при высказывании мнений публично, их влияние сильнее, нежели при сообщении письменно или с помощью каких-то технических средств (П.Е.Зоди,1963);
испытуемые, обнаружившие значительное отклонение от эталона (при индивидуальном обследовании) и значительно разошедшиеся в оценках с группой, более резко изменяют свои оценки в условиях группы (Н.Н.Обозов,1971);
внушающее воздействие больше в диффузной группе, чем в коллективе в связи с эффектом коллективистического самоопределения (В.А.Бакеев,1971);
с возрастом, после 15-16 лет степень конформности уменьшается;
у девочек конформность на 10% выше, чем у мальчиков (А.П.Сопиков,1969);
более внушаемы лица с инертной и слабой нервной системой.
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: