NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки

Раздел 2. Социальная психология общения

Тема 4. Общественные и межличностные отношения. Место общения в системе отношений человека.


Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия.

Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как "реализация" безличных отношений в деятельности конкретных личностей.

Общение и совместимая деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека.

Понятие общения в социальной психологии. Функции общения как формы социального взаимодействия.

Основные подходы к пониманию сущности общения в зарубежной и отечественной психологии. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная и их характеристика. Проблема общения в работах Г.М. Андреевой.

Тема 5. Общение как обмен информацией.


Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса.

Социально-психологическая структура процесса коммуникации.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее "движения", активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т.д. Виды коммуникации: вербальная и невербальная. Основные барьеры на пути движения информации. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации.

Тема 6. Общение как межличностное взаимодействие


Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Попытки построения "анатомии" акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии.

Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимодействия.

Виды взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт), их характеристика. Подход к взаимодействию в концепции "символического интеракцеонизма". Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Основные механизмы и способы воздействия и взаимодействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Механизм воздействия заражения на людей. Действие заражения в условиях паники.

Внушение и заражение. Их взаимосвязь и различие. Подражание как воспроизведение индивидом черт и образов демонстрируемого поведения. Убеждение и его характеристика.

Личность в общении. Коммуникативные способности. Понятие стиля общения.

Тема: Общение и взаимодействие.


Подходы к пониманию взаимодействия:

  1. зарубежный – в основе взаимодействия социальный акт.

  2. отечественный

Подход Парсонса – теория социального действия.

Человеческая деятельность складывается из единичных результатов действий. Каждый акт складывается в систему действий. При анализе вычленяет следующие элементы:

  • деятель,

  • другой – объект, на который направленно действие,

  • нормы,

  • ценности,

  • ситуация.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с попыткой описать развитие. Здесь главное стадии, через которые проходит взаимодействие. Щипанский (поляк). Центральное понятие – понятие социальной связи. Последовательность социальной связи включает следующие элементы:

  • пространственный контакт,

  • психологический контакт (взаимозаинтересованность),

  • социальный контакт (совместная деятельность),

  • социальные отношения (взаимное сопряжение систем действий).

Типы взаимодействия:

  1. сотрудничество – взаимопомощь,

  2. конфронтация, конфликт, конфронтация.

Э. Берн предлагает рассматривать взаимодействие людей в рамках теории трансактного анализа.

Базовые понятия:

  • состояние ЭГО – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения, которые как бы дискретны и могут проявляться в поведении обособлено; таких обособленных способов поведения он выделяет три: «родитель», «взрослый», «ребенок».

  • трансакция – взаимодействие с определенных позиций; выделяют три основных трансакции: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.

Джордж Мид – теория символического интеракционизма.

Отечественный подход.

Как организуется взаимодействие в зависимости от выполняемой задачи. Лев Уманский, на основе форм организации деятельности. Три основных типа:

  • индивидуально-групповая форма организации деятельности,

  • последовательно-групповая форма организации деятельности (конвейер),

совместно-взаимодействующая форма.

Тема 7. Общение как восприятие людьми друг друга.


Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция. Эффекты межличностного восприятия: новизны, "ореола", перцептивной установки, стереотипов и эталонов межличностного восприятия.

Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.

Проблема "Я"концепции в социальной психологии.

Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении. Проблема восприятия и понимания человеком в трудах А.А. Бодалева.

Проблема точности межличностного восприятия. Ролевые игры и упражнения, их возможности для повышения компетентности общения.

страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: