Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки
Раздел 2. Социальная психология общения
Тема 4. Общественные и межличностные отношения. Место общения в системе отношений человека.
Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия.
Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как "реализация" безличных отношений в деятельности конкретных личностей.
Общение и совместимая деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека.
Понятие общения в социальной психологии. Функции общения как формы социального взаимодействия.
Основные подходы к пониманию сущности общения в зарубежной и отечественной психологии. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная и их характеристика. Проблема общения в работах Г.М. Андреевой.
Тема 5. Общение как обмен информацией.
Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса.
Социально-психологическая структура процесса коммуникации.
Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее "движения", активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т.д. Виды коммуникации: вербальная и невербальная. Основные барьеры на пути движения информации. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации.
Тема 6. Общение как межличностное взаимодействие
Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Попытки построения "анатомии" акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии.
Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимодействия.
Виды взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт), их характеристика. Подход к взаимодействию в концепции "символического интеракцеонизма". Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Основные механизмы и способы воздействия и взаимодействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.
Механизм воздействия заражения на людей. Действие заражения в условиях паники.
Внушение и заражение. Их взаимосвязь и различие. Подражание как воспроизведение индивидом черт и образов демонстрируемого поведения. Убеждение и его характеристика.
Личность в общении. Коммуникативные способности. Понятие стиля общения.
Тема: Общение и взаимодействие.
Подходы к пониманию взаимодействия:
зарубежный – в основе взаимодействия социальный акт.
отечественный
Подход Парсонса – теория социального действия.
Человеческая деятельность складывается из единичных результатов действий. Каждый акт складывается в систему действий. При анализе вычленяет следующие элементы:
деятель,
другой – объект, на который направленно действие,
нормы,
ценности,
ситуация.
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с попыткой описать развитие. Здесь главное стадии, через которые проходит взаимодействие. Щипанский (поляк). Центральное понятие – понятие социальной связи. Последовательность социальной связи включает следующие элементы:
пространственный контакт,
психологический контакт (взаимозаинтересованность),
социальный контакт (совместная деятельность),
социальные отношения (взаимное сопряжение систем действий).
Типы взаимодействия:
сотрудничество – взаимопомощь,
конфронтация, конфликт, конфронтация.
Э. Берн предлагает рассматривать взаимодействие людей в рамках теории трансактного анализа.
Базовые понятия:
состояние ЭГО – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения, которые как бы дискретны и могут проявляться в поведении обособлено; таких обособленных способов поведения он выделяет три: «родитель», «взрослый», «ребенок».
трансакция – взаимодействие с определенных позиций; выделяют три основных трансакции: дополнительные, пересекающиеся, скрытые.
Джордж Мид – теория символического интеракционизма.
Отечественный подход.
Как организуется взаимодействие в зависимости от выполняемой задачи. Лев Уманский, на основе форм организации деятельности. Три основных типа:
индивидуально-групповая форма организации деятельности,
последовательно-групповая форма организации деятельности (конвейер),
совместно-взаимодействующая форма.
Тема 7. Общение как восприятие людьми друг друга.
Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция. Эффекты межличностного восприятия: новизны, "ореола", перцептивной установки, стереотипов и эталонов межличностного восприятия.
Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.
Проблема "Я"концепции в социальной психологии.
Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении. Проблема восприятия и понимания человеком в трудах А.А. Бодалева.
Проблема точности межличностного восприятия. Ролевые игры и упражнения, их возможности для повышения компетентности общения.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: