Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки
Исследования психологии межгрупповых отношений.
Межгрупповое взаимодействие является в социальной психологии наименее изученной сферой социального взаимодействия,
во-первых, по причине трудности проведения экспериментов,
во-вторых, в силу пограничного характера этой проблемы с социологической проблематикой,
в-третьих, в социальной психологии был гигантский интерес (иногда гипертрофированный исключительно к психологии малой группы, как замкнутой внутри себя системы).
Вместе с тем, общественная жизнь является ареной проявления прежде всего межгрупповых отношений, .в форме разнообразных и сложных межэтнических, классовых, даже половозрастных конфликтов.
Проблемы:
Каким образом групповое членство сказывается на установках и поведении людей?
Чем определяется тот или иной тип взаимодействия между группами?
Как совместить между собой две исключающие друг друга "картинки" человека: с одной стороны, неповторимость, уникальность, самобытность каждой человеческой личности, взятой самой по себе, с гомогенностью (однородностью), униформностью, стандартностью ее как члена социальной группы.
а) явления связанные с межгрупповым противопоставлением, бессознательной благосклонностью к членам своей группы и критически-конфликтным отношениям к членам других групп ("ингрупповой фаворитизм");
б) межгрупповые отношения как форма выражения групповых (этнических, профессиональных, классовых, идеологических, полоролевых) эталонов и стереотипов оценивания себя и членов других групп.
в) личность в системе межгрупповых отношений: самоопределение (социальная идентичность) личности в социальной группе.
Межгрупповые отношения имеют, вместе с тем свою историю изучения:
Мотивационный подход.
Ситуативный подход.
Когнитивный подход.
Деятельностный подход.
Мотивационный подход.
Суть источников межгрупповых конфликтов:
установки и поведение индивидов по отношению к чужим группам (аутгруппам) есть способ разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий (другие группы как "козлы отпущения" внутриличностной тревоги, блокировки значимых потребностей и мотивов).
Первый более или менее развернутый подобный взгляд на проблему – у З. Фрейда. Опирался на предшественников:
а) "Межгрупповая агрессия" в рамках массовидного поведения "неорганизованной толпы" (Г. Лебон,1896);
б) Социальные конфликты, обусловленные "инстинктом драчливости" в "организованной толпе" (У.Мак-Дауголл,1916);
"Замена индивидуальной борьбы коллективной всего яснее обнаруживается у диких народов, живущих небольшими, хорошо организованными общинами. В таких общинах легко подавляется индивидуальная борьба и даже выражения личного гнева; причем, импульс драчливости находит исход в постоянной междоусобной войне общин, отношения которых не регулированы законом. Обыкновенно в этих войнах между племенами не преследуется никакой выгоды, но зато они нередко кончаются ослаблением и даже уничтожением целых селений и племен" (Мак-Дауголл, 1916, с.206)
"Эта постоянная война, подобно шумной драке здоровых детей, по-видимому, обусловливается всецело непосредственным проявлением инстинкта драчливости. При этом не ищутся никакие материальные выгоды – единственными трофеями бывают несколько вражеских голов, да иногда один-два раба. И если кто-нибудь спросит у интеллигентного вождя, почему он ведет эти бессмысленные войны, он сошлется на то, что иначе соседи не будут уважать его народ и уничтожат его". (С.207)
Суть взглядов:
неизбежная изначальная враждебность и страх по отношению к "чужим" (З.Фрейд,1925;1930);
функция этой враждебности поддержка сплочения и стабилизации группы; "Не следует преуменьшать преимущество небольшого культурного круга, дающего выход инстинкту, в представлении враждебного отношения к внестоящим. Всегда можно связать любовью большое количество людей, если только останутся и такие, на которые можно будет направлять агрессию... Однажды я занимался явлением, которое показывает, что как раз соседние и во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом, например, испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы и т.д. Я дал этому явлению название "нарциссизма малых различий"... В нем мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность." (1930,с.114) "Civilization and its discontents"
механизм формирования враждебности инстинкт (сначала перенос негативных эмоций "эдипова комплекса" на чужих, потом инстинкт агрессии как проявление инстинкта смерти, Танатоса). Для того, чтобы любить, нужно кого-то ненавидеть...
Внутригрупповая идентификация и сплоченность и межгрупповая враждебность взаимосвязаны. Подобным образом: агрессивное поведение как результат фрустрации в межгрупповых аспектах (Доллард и др.,1939, Миллер,1941)
Рассовые волнения – вытеснение негативного переживания чувства гнева, в связи с подавлением мотивов, неудовлетворением потребностей, не на конструктивную активность, а на агрессию против представителей другой расы. (Берковитц).
Эксперименты – просмотр сцен жестокости в фильмах усиливает агрессивные реакции против потенциальных жертв (чаще – по этническим признакам)
Фрейд З. "Человек – отнюдь не мягкое, жаждущее любви создание, способное разве что защищаться, когда на него нападут; надо считаться с тем, что среди его инстинктивных предрасположений имеется и огромная доля склонности к агрессии... Как правило, эта жестокая агрессивность только и выжидает, чтобы быть спровоцированной , или ставит себя на службу другим целям, которые, однако, могли бы быть достигнуты и иными, более мягкими способами.."
негативные аутгрупповые установки и группоцентрические предрассудки как характерные черты авторитарной личности результат специфического процесса внутрисемейной и общественной социализации, (Т. Адорно и др.,1950);
Жесткое, строгое и ригидное воспитание, основанное на неповоротливой, негибкой системе установок, на формальных, сухих, жестко регламентированных отношениях в семье, отсутствие теплоты и доверительности, формирует образ авторитетного, всезнающего, наказывающего уважаемого Родителя, подавленная и неосознаваемая враждебность по отношению нему переносится на других. Характеристики авторитарной личности по Т.Адорно:
косность, ригидность, стереотипность мышления;
приверженность ценностям "среднего класса";
вера в "моральную чистоту" собственной группы и отказ в таковой другим группам;
преувеличенный интерес к проблемам власти, силы, насилия;
боязнь дурного влияния, опасения попасть под власть "чужих", требования создать барьеры для предохранения от их проникновения в свою среду;
цинизм, уверенность в том, что все средства хороши для достижения "высоких и справедливых" целей собственной группы;
преувеличенный конформизм в сфере сексуальных отношений;
соблюдение всяческих условностей, преследование тех, кто их нарушает;
мистическая предрасположенность.
Ситуативный подход:
Суть: причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимодействия между группами.
Эксперименты М. Шерифа(1976)
возникновение межгрупповой враждебности и агрессии в условиях межгруппового соревнования, когда одна группа может стать победительницей только за счет другой (даже при наличии предшествующих дружеских чувств у членов групп);
при этом возникают негативные внешнегрупповые стереотипы и формы проявления агрессии;
растет внутригрупповая сплоченность и поддержка;
возобновление дружбы при необходимости межгруппового взаимодействия, при условии необходимости объединенных усилий, наличие "высших целей";
общая трудность", "общая история", "общий враг".
Кэмпбелл (1979): Реальный конфликт интересов между группами (актуальный, прошлый, предполагаемый) обуславливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза обусловливает:
враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;
увеличение внутригрупповой солидарности;
более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности;
увеличение непроницаемости границ группового членства;
уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм;
увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до остракизма и изгнания нарушителя из группы.
Когнитивный подход.
Суть – внешнегрупповая враждебность или дискриминация наблюдается и без объективного конфликта интересов. Несмотря на то, что может не предполагаться никакого межгруппового соревнования, члены групп имеют тенденцию переоценивать результаты собственной группы и недооценивать результаты другой группы, даже если сами они не принимали непосредственного участия в работе.
когнитивистский подход Генри Тэджфела к исследованию межгрупповой дискриминации (теория социальной идентичности):
Суть – главное – в восприятии себя членом своей группы. Поведение и эмоции – прежде всего – последствия этого восприятия.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ при МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
восприятие представителей своей группы;
создание "Мы-концепции" и формирование "Мы-чувства" – механизмы самокатегоризации;
восприятие представителей других групп;
формирование этнических, профессиональных и др. стереотипов представителей другой группы; Социальная категоризация Социальная идентификация Социальное сравнение Межгрупповая дифференциация Межгрупповая дискриминация.
а) Межгрупповые социально-перцептивные процессы отличаются от межличностных большей устойчивостью, "консервативностью", "ригидностью".
б) Чем больше размер данной социальной группы и чем длительней история ее существования, тем меньшей гибкостью отличаются процессы межгруппового восприятия.
в) Диапазон воспринимаемого содержания является более узким по с сравнению с тем, что имеет место на уровне межличностных отношений.
г) в определенных случаях неудача может вести к большей сплоченности, чем групповой успех, то есть награда (моральная или материальная) не является необходимым фактором групповой сплоченности. Таким фактором может быть, например, добровольность членства в группе. (Чувство "общей судьбы").
д) совместная неудача может ухудшить межгрупповые отношения, если перед этим группы находились в конкурентных отношениях.
е) "высшая цель" может восприниматься и как конкурентная в случае наличия явных различий между группами.
ж) лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт – упразднить различия между группами.
з) зная наиболее важное (референтное) для индивида групповое членство или совокупность таких членств можно легко предсказать значимые характеристики его поведения.
NB: Проблемы ведения политических, межнациональных переговоров:
Шериф и последователи: Для успеха переговоров их нужно вести с позиции "единой группы, пытающейся решить общую проблему".
Стефенсон: Выход может быть найден и в атмосфере реально существующих групповых различий.
Проблема социальной справедливости в межгрупповых отношениях (можно опустить) Проблема социальной справедливости не может быть решена на упрощенном взгляде, связанном с универсальными возможностями социальной мобильности личности и ее переходом в любую социальную группу.
Психологизация этого процесса неверна... Внутригрупповая лояльность ведет к попранию социальной справедливости... На политической арене, действия, ведущие к лишению, обездоливанию своей группы, более важны для возникновения межгрупповой враждебности и включению в движение протеста, чем личные проблемы. То есть межгрупповое сравнение должно рассматриваться скорее как доминирующее, стоящее как бы вне и над межличностными факторами. Отличие во внешних признаках достаточное условие для возникновения чувств ингруппы и аутгруппы. Закон неизбежности позитивно валентных различий в пользу ингруппы – универсален....
Деятельностный подход.
Реальная жизнь отражается в восприятии но не сводится к нему. Объективные условия деятельности, связывающие социальные группы прямо и опосредованно, через когнитивные процессы (процессы социального восприятия) определяют закономерности и характер межгруппового взаимодействия.
Собственная группа переоценивается именно по тем параметрам, которые значимы с точки зрения основной ведущей деятельности. Члены других групп если и оцениваются выше, то по незначимым параметрам. Эффект "ингруппового фаворитизма" – благоприятствование членам своей группы в противовес членам других групп.
Дж. Тернер: Чем важнее для группы критерии межгруппового сравнения, тем выше ингрупповой фаворитизм. Чем более соотносимы, сравнимы между собой ингруппа и аутгруппа, тем выше ингрупповой фаворитизм.
Задавалось инструкцией экспериментатора превосходство гуманитариев перед естественниками в способности говорить, излагать свои мысли и т.п., ингрупповой фаворитизм оказывался ниже, чем в условиях неясного приоритета.
Аллен, Уилдер (1975): Групповое членство оказывается более важной детерминантой стратегии взаимодействия, чем совпадение взглядов: испытуемые отдавали предпочтение даже тем членам ингруппы, с которыми были не согласны и, напротив, отказывали в таковом тем членам аутгруппы, с которыми их объединяло сходство точек зрения. Групповое членство оказывается более важным, чем межличностное сходство.
Факторы:
а) очевидность или неочевидность критериев, по которым оцениваются достижения соревнующихся групп;
б) факт победы или поражения в соревновании;
в) информирование о текущих достижениях своей и чужой группы; г) цели группового взаимодействия;
д) степень зависимости индивидов от группы.
Формы поведения:
а) некритичное прогнозирование победы своей группы;
б) тенденция объяснять успех своей группы внутригрупповыми факторами, а неудачу – внешними.
в) оценка качеств членов группы; Это все гораздо более выражено у групп-аутсайдеров.
Агеев: При изменении содержания социальной ценности групповой деятельности (спортивная деятельность или производственная), при повышении ее значимости, кокурентные, защитные и фаворитные стратегии поведения и оценок снижаются. Реальные условия производства, в частности, характер организации труда оказывают большое влияние на процесс межггруппового сравнения и выраженность эффекта ингруппового фаворитизма. Люди способны вполне адекватно оценивать свои и чужие успехи вне зависимости от якобы фатальных границ группового членства.
а) Групповая аффилиация – вхождение группы в другую, более широкую социальную общность, обуславливает соответствующие когнитивные и эмоциональные процессы, обеспечивающие их сплочение с другими группами той же общности.
б) групповая открытость – стремление получать оценки со стороны других групп. Это характеризует меру социальной контактности группы.
в) межгрупповая референтность – существует значимая в отношении ее оценок и мнений внешняя группа.
Межгрупповое взаимодействие и внутригрупповые процессы.
Характер межгрупповых процессов определяет внутригрупповые социально-психологические процессы, свойства и образования:
сплоченность;
статусно-позиционная и ценностно-нормативная структуры группы;
процессы лидерства и руководства;
процессы принятия решения;
тип и характер развития группы;
Е.Фидлер: В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение в восприятии и оценке лидера со стороны "ведомых" членов группы: предпочтение отдается более жестким, "авторитарным" лидерам.
О. Гарви: В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия обнаружена тенденция переоценки достижений тех членов группы, которые обладают более высоким психологическим статусом.
К.Фоше, Дж.Тибо: Обладание власти в группе побуждает стремление запрещать обращение к внешнегрупповым альтернативам поведения и действий. Отсутствие власти побуждает стремление справедливо распределять выигрыши в межгрупповых соревнованиях.
В.Дуаз: В условиях межгруппового соревнования выражающий наиболее экстремальные, крайние оценочные суждения о своей и чужой группе (соответственно – положительные и отрицательные) приобретали наиболее высокий внутригрупповой статус.
Агеев: – Присутствие другой группы как потенциального соперника:
а) увеличивает групповой уровень притязаний;
б) значимо увеличивает уровень продуктивности-успешности коллективных решений;
Г.Лебон: "Суждения, высказанные относительно общих вопросов собранием каменщиков и бакалейщиков, мало отличаются от суждений ученых и артистов, когда они соберутся вместе для совещания относительно этих вопросов"... "Статистика показала, к величайшему удивлению специалистов, каков бы ни был состав присяжных, решения их бывают тождественны"... Оказалось – все сложнее...
в) конкурентное взаимодействие повышает уровень рискованности коллективных решений.
г) с ростом неуспеха группы в межгрупповом соревновании уменьшается количество взаимных положительных социометрических выборов и увеличивается количество отрицательных, эта тенденция растет со стабильностью неудачи.
д) в группах-аутсайдерах более высокая точность в восприятии межличностных отношений (как своих, так и чужих) чем в группах, достигших успеха в соревновании, особенно в истолковании негативных взаимоотношений. (Потому что интерес в этих группах к межличностным отношениям оказывается сильнее – как у нас, бедных, к политике и политикам).
Неудачники зациклены на психологии...и политике... В связи с проблемами социальной справедливости: !агрессивность низкостатусных групп.... //антисемитизм черного населения США// //Антиазиатские установки у иммигрантов из Вест-Индии//
Таким образом – Практические рекомендации:(Агеев):
Критерии оценки любых дел и достижений группы людей должны быть абсолютно ясными и понятными для всех членов этих групп, независимо от их статусных соотношений.
Даже большие межгрупповые различия, например в величине доходов, будут восприниматься как справедливые, если прямо и открыто аргументируется причина и необходимость такой диспропорции. Даже привилегии одних социальных групп перед другими могут быть оправданными в глазах и тех и других, они (привилегии) могут восприниматься даже как справедливые, если только эти привилегии не маскируются, не скрываются, не замалчиваюся, а напротив, декларируются совершенно открыто.
Достижение какого-то значимого для человека результата и соответствующая оценка, вознаграждение, признание, должны быть связаны преимущественно с его собственными усилиями, не завися не только от внешнего произвола, или милости "сильных мира", но и жестко, постоянно связано со "среднегрупповыми показателями".
Социальное сравнение групп, которые обладают неодинаковым социальным статусом по тем или иным причинам должно быть минимально.
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: