Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки
Раздел 3. Психология социальных групп.
Тема 8 Проблема группы в социальной психологии
Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система совместной деятельности.
Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Классификация групп, изучаемых социальной психологией.
Общности и группы. Психологические признаки общности, возникновения "Мы" – чувства. Группы и организации. Феномен "группового сознания. Проблема больших групп в социальной психологии.
Виды больших социальных групп: социальные слои и классы профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические и др.
Взаимосвязь групповых потребностей, форм деятельности и поведения и форм групповой психологии. Понятие общественной психологии.
Структура психологии больших социальных групп. Динамические и статические элементы в психологии больших социальных групп.
Тема 9 Основы этнопсихологии.
Предмет и основные проблемы этнопсихологии. Психологические особенности этнических групп. Методологические принципы исследования в этнопсихологии. Зависимость осознания этнической принадлежности от социально-исторических условий существования этнических групп.
Психология наций. Содержание понятий "психологический склад нации" и "национальный характер". Проблема этноцентризма. Понятие "этнического стереотипа". Относительность и исторический характер национальной психологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального. Задачи, методы и результаты этнопсихологических исследований. Психология межэтнических отношений.
Психология этногрупп.
Понятие этнических групп в социальной психологии.
Более 2000 наций и народностей, все эти этногруппы находятся в разных условиях.
Принципы:
Экономическая жизнедеятельность нации определяет и психические характеристики нации.
В обществах, разделенных на различные классы психологический склад нации и ее реальная структура противоречивы и поэтому рассматривать национальный характер в отрыве от реального содержания (жизнедеятельности нации) нельзя.
Психологические и моральные качества, присущие той или иной нации, можно понять или объяснить только в соответствии с общей системой ценностей образа жизни данной общности.
Социально-психологическое изучение национальных особенностей предполагает изучение нравов, обычаев, быта, взаимоотношений людей в семье и т.д..
Располагая богатым эмпирическим материалом об этнических различиях исследователи с определенностью заявляют о национальной специфике. Однако в трактовке этой национальной специфики ученные существенно расходятся. Разброс мнений от чисто биологического до чисто социального подхода:
национальные особенности приобретаются от рождения,
национальные особенности определяются побочными – социальными факторами.
Есть подходы объединяющие: социальные факторы определяющие, но есть и влияние генетических, врожденных факторов (Юнг).
В первую очередь влияет на формирование национальных особенностей социальная среда обитания, которая имеет мощные исторические корни. В последнее время осуществляются попытки «привязать» национальные образования к конфессиям, религия в этом случае является носителем национальных традиций.
Совокупность национальных признаков, характеризующих нацию, наиболее ярко просматривается в понятии психический склад этногруппы (нации), включает в себя:
национальный характер (предполагает систему свойств по отношению к окружающему не отдельного индивида, а многочисленной группы, нации или народности);
национальное самосознание (есть осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими этническими общностями, проявляющиеся в идеях, чувствах, устремлениях), привычки, вкусы, традиции, связанные с национальными чувствами;
национальная культура, быт, национальные или этнические стереотипы.
Факторы, формирующие национальное самосознание:
семейное влияние, тип семейного уклада, личность родителей,
национальная языковая среда,
культурная среда,
случайные факторы (особые жизненные обстоятельства).
Ни один из факторов не действует изолированно.
Национальные чувства – эмоциональная реакция на реальное положение дел, выражается проявлением общечеловеческих чувств: любовь, гордость, ненависть и т.д.
Гипертрофированная форма национальной гордости есть не что иное, как национализм. Национализм выражается в особом предпочтении представителей своей национальности, независимо от их качеств.
В национальных отношениях важными феноменами являются этноцентризм и этностереотипы.
Этноцентризм – склонность рассматривать явления и факты чужой (иной) культуры сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного этноса, при этом, считая свою культуру и традиции верными, а все остальное – подлежащим изменению.
Этностереотип – предвзятое мнение о национальных свойствах других людей (Кузьмин).
Вместо предвзятое лучше употребить – упрощенно-схематичное (Федотов).
Тема 10. Методологические проблемы исследования малых групп в социальной психологии.
Понятие "малой группы". Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, группы членства и референтные группы и т.д. Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии.
Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.
Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В. Байон), социометрическое направление, деятельный подход.
Вклад А.С. Макаренко в развитие учения о малой группе и коллективе.
Стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).
Программо-ролевой подход к исследованию научного коллектива в работах М.Г.Ярошевского.
Параметры малой группы и методологические принципы их исследования.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГРУППЫ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)
1. ТИП ГРУППЫ (название, предназначение, место в системе других групп)
2. КОМПОЗИЦИЯ (СОСТАВ) ГРУППЫ
- количественные
- возрастные
- профессиональные
- социальные
- образовательные
- этнические характеристики
3. ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ (ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ЖИЗНИ)
(групповая динамика - К. Левин)
совместная деятельность+общение = процессы+структуры
- дифференциация (процессы и формы проявления - образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты)
- интеграция (процессы и уровень группового сплочения, совместимости, сработанности, регуляции поведения индивида в группе )
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ
а) структура функционально-ролевых взаимосвязей [деятельностное измерение]
= формально-статусный уровень
= уровень реального взаимодействия в т.ч. структура психологической власти и социально-психологических внутригрупповых ролей - отношений руководства, подчинения, лидерства и сниженного статуса
б) структура коммуникаций (связи непосредственного общения) [коммуникативное измерение]
в) структура эмоциональных межличностных предпочтений [социометрическое измерение]
5. ГРУППОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- потребности, интересы, цели
- нормы и ценности
- групповые ролевые ожидания (эспектации)
- традиции
- групповые санкции (групповой социальный контроль)
- социально-психологический климат:
межличностные отношения
групповое мнение
групповое настроение
микрогруппы
Основные принципы исследования группы.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Деятельность группы рассматривается как совместная деятельность, имеющая:
- формы организации;(субординационная-координационная структура)
- уровни развития;
- содержание (предмет деятельности-тип задачи);
- Какую деятельность выполняет группа?
- Какие задачи решает группа?
- Как организовано взаимодействие между отдельными членами группы?
- Каков уровень развития (эффективности) деятельности по отношению к социально-нормативному?
2) рассмотрение группы в реальном социальном контексте, в конкретных социально-политических и экономических условиях, как субъекта реализации различных (определенных) социальных (профессиональных, политико-экономических, морально-правовых и проч.) отношений;
-Каков социальный, экономический, морально-правовой контекст (условия, ситуация) групповой деятельности?
3) группа как совместный (коллективный) субъект деятельности, побуждаемый групповыми потребностями, мотивами, активность которого регулируется групповыми нормами (целями, ценностями, ролевыми ожиданиями и проч.)
- Каково содержание доминирующих групповых потребностей, мотивов?
- Каково содержание групповых целей и принимаемых ценностей?
- Каково содержание существующих ролевых ожиданий - по отношению друг к другу, руководителю, новичкам?
4) совместная деятельность как главный, ведущий, детерминирующий фактор групповой динамики - развития групповой структуры, интеграции, дифференциации межличностных отношений.
- Как проявляется влияние содержания деятельностного взаимодействия на межличностные отношения? Чем определяются межличностные предпочтения в общении?
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ:
1) существуют специфические системные групповые образования (нормы, групповое мнение, групповое настроение etc.)
2) индивидуальные социально-психологические характеристики членов группы должны быть соотнесены с групповым деятельностным контекстом;
- Как и чем определяются социально-психологические характеристики, личностные качества членов группы?
3) существуют особые интегрирующие группу факторы - руководство и лидерство;
- В чем особенности руководителя группы? Как его характеризуют члены группы, имеющие различный статус и роль?
4) социально-психологические явления в группе многомерны и многогоуровневы - двухмерность или двухфактороность как минимум - деятельностно-деловая, эмоционально-межличностная структуры (сферы) ;
- Каково содержание и Как связаны эмоциональные процессы в группе (настроения, межличностные симпатии) и процессы деятельности?
- Отражается ли ролевая социально-психологическая структура в структуру функционально-ролевую?
5) группа - открытая система (экология, среда, общество)
- Как группа связана с другими группами, обществом, предметной и природной средой?
6) системная взаимосвязь всех внутригрупповых социально-психологических феноменов;
7) вероятностный характер групповых феноменов;
8) системные параметры описания группы:
- эффективность совместной деятельности;
- социально-психологическая устойчивость;
- организованность;
- структурированность;
- сверхнормативная активность;
- Как зафиксировать и описать внутригрупповые явления? Каковы их признаки, показатели? Как их измерить и сравнить с другими группами?
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ:
1) развитие малой группы определяется развитием ее совместной деятельности, разрешение противоречий, возникающих в ее психологической структуре ;
- Какие противоречия и негативные явления существуют в группе?
- В чем их источник? Какую роль они играют в деятельности и общении группы?
2) неравномерность развития основных сфер жизнедеятельности группы - межличностные отношения могут отставать от развития деятельности и наоборот;
-В чем деятельностные проблемы?
-В чем межличностные проблемы?
3) развитие группы определяется наличием и отражением перспективных линий развития;
- К чему стремится группа? В чем видит свою главную перспективу?
4) существуют специфические недеятельностные детерминанты группового развития;
- Кто и что мешает (помогает) группе?
5) существуют регрессивные тенденции в развитии любой группы.
- Что может привести к распаду группы?
Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования группы.
Модель регуляции совместной деятельности (По Н.Н.Обозову)
Уровни личностных характеристик.
1.2 Возрастно-половые особенности.
1.3 Степень выраженности и направленность мотивации.
1.4 Внешняя (заданная) и внутренняя мотивация - индивидуальная и общая.
2.1 Условия деятельности и взаимодействия: нормальные-экстремальные.
2.2 Специфика и сложность задач.
3.2 Степень разнородности по мотивации.
2.3 Время совместной деятельности.
2.4 Количество членов группы.
2.5 Взаимосвязанность между членами группы:
первичная,
вторичная.
2.6 Функциональная структура группы:
первичная,
вторичная.
2.7 степень изолированности и автономности группы.
2.8 Стиль руководства
3.1 Cтепень подобия партнеров по:
личностным характеристикам;
мнениям, оценкам, установкам.
Специфика и сложность задач:
а) специфика деятельности или класс решаемых задач (перцептивный, психомоторный, интеллектуальный);
б) ритмичность и аритмичность внешней программы деятельности (аритмичные программы чаще более сложные, если исключить монотонию, возникающую при ритмичной программе деятельности);
в) требование инструкций, определяющих степень точности и скорости выполнения подзадач и задач в целом (целевые установки);
г) экстремальность условий, в которых протекает совместная деятельность ( внегрупповые стрессовые факторы, аварийность и внутригрупповые конфликты).
Тема 11. Основные процессы динамики малых групп.
Структура малой группы. Собственно групповые и личностные компоненты структуры малой группы.
Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Механизмы формирования малых групп.
Основные теоретические модели развития малой группы. Двухмерные (Б. Такмен) и одномерные (Мабри) модели развития малой группы о соотношении деловой (инструментальной) и экспрессивной (эмоциональной) сфер жизнедеятельности малой группы.
Феномен группового давления. Соотношение понятий "конформность" и "внушаемость".
Проблема групповой сплоченности в социальной психологии. Традиции изучения групповой сплоченности в зарубежной социальной психологии. Подход к изучению групповой сплоченности с позиций принципа деятельностного опосредования групповой активности. Методы изучения групповой активности в рамках нового подхода.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ,1988. 2-е изд.
2. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
3. Социальная психология: История.Теория. Эмпирические исследования /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.
4. Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ, 1984.
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М:МГУ,1991.
6. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.:Прогресс, 1988.С.185-193.
7. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.:Просвещение,1978.
8. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского М.:Педагогика,1979.
9. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс,1979.
10.Бойко В.В.,Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.:Мысль,1983.
11.Немов Р.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М:Педагогика,1984. Ч.2, гл.1
Процессы групповой динамики.
Групповая динамика - это процессы интеграции и дезинтегрции коллектива, изменения уровня его психологической сплоченности,изменения формы и содержания основных явлений групповой психологии в процессе осуществления межличностных отношений в рамках групповой деятельности и общения:
механизмы:
социально-психологический обмен действиями, ценностями, взглядами, установками, настроением и т.п.
убеждение;заражение;подражание;внушение;принуждение;
две строны:
интеграция:
коллективно-групповое мнение;
внутригрупповой морально-психологический климат;
групповое настроение;
традиции;
дифференциация (дезинтеграция):
функциональная и социально-психологическая ролевая структура;
дифференциация на микрогруппы и слои;
лидерство как результат процесса самоутверждения;
конфликты.
Совместимость:
Социально-идеологическая:
сходство взглядов в оценке фактов действительности;
ценностно-ориентационное единство (политическое, религиозное, социокультурное и.т.д.);
совпадение духовных запросов и ориентаций;
Социально-психологическая:
взаимная уверенность в функционально-ролевой дополнительности;
взаимопонимание в коммуникации (языковой барьер и т.п.);
отсутствие негативных межличностных установок во взаимовосприятии;
отсутсвие внутригрупповой конкуренции за статус;
Психологическая ;
интеллектуальная;
эмоционально-волевая;
психодинамическая;
психомоторная;
Психофизиологическая;
типы ВНД;
биоритмическая;
пики и спады работоспособности;
конституциональная.
Основные параметры группы (социально-психологические характеристики):
тип группы (название, предназначение, место в системе других групп)
композиция (состав) группы:
количественные
возрастные
профессиональные
социальные
образовательные
этнические характеристики
групповые процессы (динамика групповой жизни) (групповая динамика - К.Левин)
совместная деятельность + общение = процессы + структуры
дифференциация (процессы и формы проявления - образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты)
интеграция (процессы и уровень группового сплочения,совместимости, сработанности, регуляции поведения индивида в группе )
динамическая структура группы
а) структура функционально-ролевых взаимосвязей [деятельностное измерение]
формально-статусный уровень
уровень реального взаимодействия
в т.ч. структура психологической власти и социально-психологических внутригрупповых ролей - отношений руководства, подчинения, лидерства и сниженного статуса
б) структура коммуникаций (связи непосредственного общения) [коммуникативное измерение]
в) структура эмоциональных межличностных предпочтений [социометрическое измерение]
групповые образования
потребности, интересы, цели
нормы и ценности
групповые ролевые ожидания (эспектации)
традиции
групповые санкции (групповой социальный контроль)
групповое мнение
групповое настроение
социально-психологический климат
Механизмы групповой динамики.
Двухмерные (двухфакторные) модели развития группы
Такмен Б.
а) существуют 2 основные сферы:
деловая (решение групп. задачи)
межличностная (развитие групп. структуры)
б) д.б. учтены условия, в которых формируется группа
в) характер развития имеет стадии:
Развитие межличностных отношений:
1ст.-проверки и зависимости (ориентировка в личн. качествах)
2ст.-внутригруп.конфликта (нарушение взаимодействия)
3ст.-развитие групп. сплоченности (гармонизация)
4ст.-функционально-ролевая отнесенность (ролевая стр. группы)
Развитие деловых отношений:
1ст.-ориентировки в условиях задачи
2ст.-эмоц.ответа на требования задачи(противореч.условий и потреб.)
3ст.-открытого обмена релевант. интерпретациями (информ.обмен)
4ст.-стадия принятия решений
Стенфорд, Роак(1974) Бостон
Стадии группообразования:
ориентационная тенденция (возникновение диад в мл взаимодействии);
формирование групп. норм, складывание групп. самосознания, неравномерное развитие группы в эмоциональной и деловой сферах;
стадия конфликта между отдельными членами группы;
переход к сбалансированности в отношениях, элементы сплоченности;
возникновение "Мы"-чувства, тенденция к интеграции;
развитие сферы эмоциональной активности, переоценка групп. норм;
актуализация, групп. зрелость, признание разнообразия индивид. стилей.
Одномерный подход
Мабри
- для решения задач инструментального типа
1фаза- латентная(ознакомление)
2фаза- адаптационная (соотнесение возможностей с требованиями)
3фаза- интегративная
4фаза- решения
Хоффман, Штейн
1фаза- определение проблемы (постановка целей)
2фаза- спецификация барьеров
3фаза- генерирование альтернативных решений
4фаза- адаптация принятого решения
Детерминанты возникновения малой группы.
общественно-экономические потребности
политические потребности
межличностная аттракция+ сексуальные потребности
Разрешение внутригрупповых противоречий
между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиливающейся интеграцией с группой;
рассогласование поведения лидера с ожиданиями (эспектациями) группы;
"Идиосинкразический кредит" - "право на отклоняющееся поведение лидера"
(Холландер Е.) (Коэн) "идиосинкразия - своеобразное смешение - греч."
Психологический обмен
Олтмен И.,Тейлор Д. - "социальное проникновение"
ориентация
пробный эмоциональный обмен
полный эмоциональный обмен
установившийся обмен
Кричевский - "ценностный обмен"
Закономерности социально-психологических процессов в малой группе
В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных, так как сплоченность предполагает оптимальное и согласованное распределение функций между членами группы. (Вендов А.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах. Автореф.канд.дисс.Л.,1973)
"С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность группы приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу)"
(Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Правовые и социально-психологические аспекты управления.М.,1972,с.217.)
При достижении длительности совместной деятельности (проживания в условиях автономного плавания) определенного уровня (5 и более месяцев), снижаются показатели эмоциональной экспансивности, сплоченности группы и удовлетворенности участников общением в группе.
(Парохин В.Н. Социально-психологическое исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды. Автореф.канд.дисс.Л.,1973.) Влияние изолированности, автономности группы усиливается за счет ухудшения физических, средовых условий.
В сплоченной группе социально-групповая стимуляция оказывается более значимой стимуляцией, чем стимуляция со стороны условий деятельности.
ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ "конфликт" ----от лат. "столкновение"
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ("хочу принять новые нормы, но не могу")
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ("он мне мешает")
МЕЖГРУППОВЫЕ ("они - плохие, не такие, как мы")
"1989-1990гг в более чем 60 коллективах различных родов и видов войск на национальной основе :
24% - 1типа;
51% - 2го;
68% - 3го
ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ КОНФЛИКТОВ:
- неорганизованность ведущей деятельности;
отсутствие настоящего дела;праздность;
- неэффективный стиль руководства и общения военого руководителя;
-нехватка правдивой информации о ситуации;---->слухи;
-служебные интриги в целях карьеризма;
-"любовь к позиции на вершине горы"
-самомнение, "реванш"
- отсутствие навыков общения , грубость, обращение по кличкам;
- несовпадение взглядов на происходящие события;
- демонстрация силы, эгоизма, самоуверенности, зазнайства;
-нечестность, паразитирование;
-ложные направления завоевания авторитета,стремление главенствовать;
-бесхарактерность,вздорность, эмоциональная несдержанность.
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ:
1. Мотивационные конфликты:
неудовлетворенность основных потребностей личности (витальных, самоутверждения, престиже, безопасности, власти)
2. Деятельностные конфликты:
недостатки в организации и исполнении индивидуальной и совместной служебно-боевой, обслуживающей и т.п. деятельности в силу неумений, нежелания и т.п.
3.Конфликты коммуникации:
текущие эмоциональные реакции в процессе служебной или бытовой коммуникации, трудности взаимопонимания,вызванные интеллектуальными, речевыми и т.п. причинами;неумение устанавливать прямые и обратные коммункационные связи.
4. Ролевые конфликты:
противоречия, вызванные необходимостью играть несколько ролей одновременно ("начальник - друг")
5. Конфликты власти и оппозиции
6. Конфликты "фантомы" - надуманные, отсутствующие реаль- но противоречия
ВИДЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ:
"А почему?"
конфликты, вызываемые сложностями адаптации молодых военнослужащих, отсутствием навыков поведения в новой обстановке. ПУТИ: разъяснение причины и содержания ошибочных действий, последствий неправильного поведения; оказание помощи; рациональное убеждение.
"Не хочу и не буду?"
конфликты, вызываемые негативным отношением к воинской службе, к своей роли,а также утомление, истерика.
ПУТИ: 1+ без разъяснений и уговаривания, четкая постановка задач, определение сроков и контроль. "Хочет или не хочет, а становится огурец соленым через три дня пребывания в рассоле"
"Вам это надо, а мне не надо!"
конфликты, обусловленые эгоистическими или инфантильными установками военнослужащего, подростковая реакция эмансипации.
ПУТИ: коррекция ценностей - длительность и кропотливость.
"Не могу поступиться совестью..."
конфликты, обусловленные групповым эгоизмом, нонконформизмом или коллективистическим самоутверждением "одиночки".
ПУТИ: коррекция коллектива.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ:
1. ПРИЗНАВАТЬ ДРУГ ДРУГА.
2. СЛУШАТЬ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ.
3. ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПОНИМАНИЕ РОЛИ ДРУГОГО.
4. ВЫЯСНИТЬ, КАК ДРУГОЙ ВОСПРИНИМАЕТ КОНФЛИКТ.
5. ЧЕТКО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДМЕТ ОБСУЖДЕНИЯ.
6. УСТАНАВЛИВАТЬ ОБЩИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
7. ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ВАС РАЗДЕЛЯЕТ.
8. ПОСЛЕ ЭТОГО СНОВА ОПИСАТЬ СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТА.
9. ИСКАТЬ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ
ТЯЖЕЛЫЕ ОШИБКИ В ОБСУЖДЕНИИ КОНФЛИКТА:
-партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный
промах ;
-партнер не выражает полностью свои потребности;
-партнер принимает "боевую стойку";
-партнер уходит в оборону;
-поведение партнера диктуется исключительно тактическими
соображениями;
-партнер настаивает на признании своей власти;
-в ход идет знание самых уязвимых место партнера;
-припоминаются старые обиды;
-в конце концов выявляются "победитель и побежденный".
ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ УГАШЕНИЯ КОНФЛИКТА:
1." ОЧЕРЕДЬ"
- Поочередно пригласить к себе враждующих;
- каждый излагает суть и причины столкновений со своей позиции;
- пресекаются любые попытки очернения - требовать фактов;
- уточнение фактов;
- принятие собственного решения, мнения;
- вызывание обоих: поочередное высказывание претензий в его
присутствии, прекращение вспыхивающей ссоры;
объявление своего решения: в пользу одного или не в пользу обоих.
2." СОБРАНИЕ"
- Собирается собрание коллектива;
-конфликтующие внятно высказывают свои претензии друг к другу при группе;
-выступают члены коллектива;
-на основании выступлений руководитель принимает решение и объявляет его на собрании конфликтующим как бы от лица группы (суждение будет поддерживаться групповым мнением);
3. «ВЗЫСКАНИЕ" (если конфликт не утихает)
- повторные критические замечания с глазу на глаз или при группе;
- взыскание;
4." ПЕРЕВОД"
предупредить и развести конфликтующих по различным подразделениям;
КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ УГАШЕНИЯ КОНФЛИКТА:
1. "ВЫХОД ЧУВСТВ"
внимательное выслушивание жалующегося,
эмоциональная поддержка, но не обязательно согласие;
просьба объяснить, более детально
2. "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ" найти в конфликтующем хорошее и указать ему на это, сопоставив с несоответствием конфликту - по форме и содержанию.
3. " АВТОРИТЕТНЫЙ ТРЕТИЙ" передача доброго мнения одного о другом через третье авторитетное для обоих лицо.
4. " ОБНАЖЕНИЕ АГРЕССИИ" предоставление возможности выразить неприязнь друг к другу в замаскированном виде: в игре, в диспуте, в соревновании.
5. "ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ ОППОНЕНТА" побуждение ссориться в присутствии руководителя, требование повторять реплики оппонентов друг другом, принуждение к добросовестному выслушиванию аргументов друг друга.
6. "ОБМЕН ПОЗИЦИЯМИ" предложить найти положительные моменты в суждениях противоположной стороны; предложить высказать претензии от лица противоположной стороны.
7. "ЗЕРКАЛО" записать ссору на магнитофон,затем - психохирургия...
Тема 12. Концепция коллектива в социальной психологии.
А.С. Макаренко о признаках коллектива.
Развитие группы с позиций стратометрической концепции (школа А.В. Петровского) и параметрического подхода (Л. Уманский). Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психологии. Использование идеи деятельностного опосредования групповых процессов для определения уровня развития коллектива. Взаимосвязь уровня развития совместной деятельности и межличностных отношений в коллективе.
Характеристика психологических феноменов коллектива: ценностно–ориентационное единство, коллективистское самоопределение личности, действенная груповая эмоциональная идентификация, референтность и т.д. Методологические проблемы построения социально-психологической теории коллектива.
ЛИТЕРАТУРА:
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ,1988.-2е изд.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
Донцов А.И. Психология коллектива. М.:МГУ, 1984.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М: МГУ,1991.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.:Просвещение,1978.
Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского М.:Педагогика,1979.
Немов Р.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М: Педагогика, 1984. Ч.2, гл.1
Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе.
По А.С. Макаренко коллектив:
группа, объединенная общественно ценными целями и совместной деятельностью;
взаимная ответственность в отношениях между членами;
возглавляется выборным органом;
равенство всех членов в правах и обязанностях.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (по А.В. Петровскому)
Стратометрическая концепция развития группы (теория деятельностного опосредствования МЛО)
Групповое взаимодействие - совокупность коммуникативных и операциональных межиндивидуальных связей, определяющихся актуальной групповой задачей деятельности.
Внутригрупповые взаимоотношения - система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых оценками и эмоциями, возникающими в процессе групповой деятельности и общения.
Что такое развитая малая группа?
Каковы критерии развития малой группы?
Непсихологические критерии оценки уровня группового развития:
качество выполнения основной общественной функции - социально полезной деятельности;
степень соответствия взаимоотношений правовым и нравственным нормативам общества, системе социальных ожиданий в нем;
возможность обеспечить каждому из своих членов возможность для полноценного развития.
М.б. - удовлетворенность является критерием?
Нет, очень субъективное основание...Противоречивое...
Психологический критерий - степень опосредствованности взаимоотношений в группе предметным содержанием совместной деятельности, ее целями, принципами, социальной значимостью.
степень опосредствованности МЛО деятельностью
"автономия"
корпорация
"антиколлектив"
коллектив
кооперация
ассоциация
диффузная группа
"номинальная группа"
"конгломерат"
уровень социальной ценности групповой деятельности
Диффузная группа:
межличностные отношения не опосредствуются содержанием совместной деятельности;
совместная деятельность неразвита или отсутствует;
структура аморфна;
доминируют поверхностные эмоциональные связи;
мотивация внутригрупповых отношений основана на внешних признаках предпочтений;
принцип деятельностного опосредствования - в любой не диффузной группе межличностные отношения опосредствуются социально значимой деятельностью этой группы.
Группа-ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредованы осознанием принадлежности к одной социальной общности как критерием надежности дальнейшего взаимодействия ("Мы-чувство")
Кооперация - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности, завися от ее успеха или неуспеха.
Корпорация - группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым, но асоциальным содержанием деятельности.
Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействия и взаимоотношения людей, опосредствованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Для коллектива характерна, т.н. сверхнормативная активность его членов.
Сверхнормативная активность (по Р. Немову) особый вид социально-полезной активности, свойственной коллективу и связанной с реализацией основных задач, стоящих перед ним. сверхнормативная активность - деятельность индивида в группе, выходящая за пределы среднестатистической нормы.
Основные мотивационные детерминанты сверхнормативной активности лежат в социально-ценностном содержании коллективной деятельности.
СА - развитие и продолжение в условиях коллективной деятельности феномена над ситуативной активности.
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.
А.В. Петровский:
"Так же, как индивид в предметной деятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя, становясь личностью, социальная группа в совместной социально-значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений, становясь коллективом."
апперцепция социальная - свойство групповой деятельности акцентировать внимание участников группы именно на тех качествах личности и формах межличностных отношений, которые существенны для успешности совместной деятельности.
Групповые процессы интрагрупповой (внутригрупповой) активности в коллективе иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, в которой могут быть выделены несколько страт (слоев).
4.Поверхностные МЛО
3.МЛО,опосредс.д-тью
2.МЛО отв. зав-ти
ДЕЯТ-ТЬ
Центральное звено - сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика (практически - непсихологическое образование)
Первая психологическая страта - .отношения каждого члена группы к групповой деятельности, к ее целям, задачам, принципам; мотивация групповой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Единство мотивов и целей совместной деятельности. Ядро межличностных отношений. Это - межличностные отношения ответственной зависимости.
Вторая психологическая страта - межличностные отношения, опосредствованые содержанием совместной деятельности, которые характеризуются специфическими социально-психологическими феноменами (КС, ДГЭИ, СА и др.) Межличностные отношения опосредствованной зависимости.
Третья, поверхностная психологическая страта - .межличностные связи непосредственного взаимодействия и взаимоотношений, определяемые как социометрическая структура взаимоотношений. Это - эмоциональные предпочтения непосредственных взаимодействий, симпатий и антипатий ("конформисты", "нонконформисты" и т.п.). Межличностные отношения непосредственной зависимости.
Ведущими в групповых процессах в коллективе являются отношение к содержанию коллективной деятельности, ее мотивация, социальный смысл, действующие в группе нормы и ценности, что выявляется в актах межличностных отношений.
Качественное отличие коллектива от диффузной группы - наличие особых взаимоотношений, которые в диффузной группе выражены слабо:
коллективистическое самоопределение;
ценностно-ориентационное единство;
действенная групповая эмоциональная идентификация;
социально-ценный характер мотивационного ядра коммуникативного выбора;
Возложение и принятие ответственности (ВИПО) (Шпалинский В.В., Сухинская Л.А.)
- акт персонального отнесения ответственности за успех и неудачу в групповой деятельности к отдельным ее участникам. Содержательно характеризуется тем, на кого, на какие обстоятельства члены группы возлагают свою ответственность за свои успехи и неудачи, а также тем, насколько объективен акт возложения ответственности в тех или иных условиях деятельности. Характер ВИПО - показатель уровня группового развития.
Для коллектива характерны адекватность и добросовестность в принятии и возложении ответственности за успешность и не успешность деятельности.
Коллективистическое самоопределение (КС) (Оботурова И.А., Туровская А.А.)
форма детерминации поведения личности позицией группы. Особенность групповых межличностных отношений в коллективе, выступающая в форме избирательного отношения индивида к воздействиям данной общности, при котором им принимаются или отвергаются те или иные групповые влияния в зависимости от опосредствующих факторов - оценок, убеждений и идеалов. "Защита групповых ценностей" индивидом в условиях "предательства" их группой...
КС - альтернатива конформности и нонконформности (негативизма).
В коллективе КС - преобладающая форма реагирования на групповой давление. Высокая степень включенности группы в реализацию цели способствует проявлению КС и блокирует возникновение конформного поведения.
КС - существует в противоположность явлению конформного поведения.
Изучали : Р. Кратчифилд, С. Аш, А.П. Сопиков, В.Э. Чудновский.
(См. Сафин В.Ф.,1969 - экспериментальное формирование и определение уровня внушаемости при тренировке в определении длительности 1 минуты. Учились определять с точностью +/- 5 сек. Подача сигнала "во все кабины". регулирование "оценок длительности других испытуемых" экспериментатором. "Подставная группа". Одни возвращаются к правильной оценке - "конформисты", а другие - сохраняют деформацию оценок - "внушаемые".
Различаются:
- конформизм как морально-политическая позиция ("приспособленчество");
Э.Фромм: Бегство от свободы" об "автоматическом конформизме"
"Этот механизм представляет собой решение, которое большинство нормальных индивидуумов находит в современном обществе. Коротко говоря, человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между "Я" и миром пропадают, а вместе с тем - сознательный страх одиночества и бессилия..."
- конформность как осознаваемый отказ от собственных оценок в условиях группового давления; (см.И.С.Кон)
- внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое подчинение групповому мнению; (мех-мы заражения, подражания, эмпатии)
Внутригрупповые условия, определяющие внушаемость и конформность:
количество членов группы, оказывающих максимальное влияние на индивида равно 3 (А.П.Сопиков,1969);
влияние группы зависит от положения индивида в этой группе: нименьшую конформность показывают лица со слабой зависимостью от группы и с сильным признанием этой группой (П.Е.Зоди,1963);
единообразие оценок в группах с коллегиальной системой отношений больше, чем в директивных группах, но адекватность оценок выше во втором типе групп, что связано с особенностями коммуникативных связей (П.Е.Зоди,1963);
при высказывании мнений публично, их влияние сильнее, нежели при сообщении письменно или с помощью каких-то технических средств (П.Е.Зоди,1963);
испытуемые, обнаружившие значительное отклонение от эталона (при индивидуальном обследовании) и значительно разошедшиеся в оценках с группой, более резко изменяют свои оценки в условиях группы (Н.Н.Обозов,1971);
внушающее воздействие больше в диффузной группе, чем в коллективе в связи с эффектом коллективистического самоопределения (В.А.Бакеев,1971);
с возрастом, после 15-16 лет степень конформности уменьшается;
у девочек конформность на 10% выше, чем у мальчиков (А.П.Сопиков,1969);
более внушаемы лица с инертной и слабой нервной системой.
Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (Шпалинский В.В.)
определяется степенью совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям) наиболее значимым для группы в целом.
Прежде всего - сближение индивидуальных оценок в деловой и нравственной сферах.
А не "число, интенсивность и длительность взаимодействия"...
Экспериментальный показатель - ранговая корреляция оценок эталонных и реальных характеристик лидера у разных членов группы.
Но (Донцов А.И. - сходства эталонных представлений - мало, как сходны усилия? Представления, отражающие реальную практику д.б. более сходны, нежели эталонные)
Действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ) (Петровский В.А., Папкин А.И.)
форма коллективистической идентификации, в которой фрустрирование, следовательно, переживания (эмоции) одного из членов группы даны другим как мотивы поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно и на осуществление групповой цели и блокирование фрустратора.
Движение штифта по S-образному вырезу, удар током...
ДГЭИ преобладает в группах высшего уровня развития (коллективе), слабо выражена в диффузных группах.
Отсюда - принятие новичка в группу различного уровня развития!!!!!
Мотивационное ядро межличностного выбора - (В.А.Петровский)
Референтность -(Е.В.Щедрина)
значимость тех или иных членов группы в связи с их отношением к решению групповых задач (к целям деятельности, эмоциональным и конфликтным ситуациям при их достижении и т.п.) Основана на ценностно-ориентационных аспектах взаимоотношений в группе.
Таким образом:
Суть концепции деятельностного опосредствования МЛО отношений состоит в идее зависимости всех социально-психологических явлений в малой группе, в том числе особенностей МЛО от предметного содержания и уровня развития совместной деятельности.
Малая группа проходит в своем развитии качественно различные этапы. Коллектив выступает в качестве малой группы высшего уровня развития на котором социально-психологические явления отличаются от аналогичных в других малых группах.
Основные принципы исследования социально-психологических процессов в воинском коллективе
Принцип деятельности.
1) Деятельность военнослужащих в коллективе рассматривается как групповая совместная деятельность, имеющая:
- определенные формы организации, т.е. субординационно координационные связи между военнослужащими, отражающие степень взаимозависимости военнослужащих в процессе деятельности;
- уровни развития, определяющиеся показателями эффективности деятельности;
- содержание (основной предмет деятельности: вид деятельности, а также тип групповой задачи):
Основные вопросы для изучения:
- Какую деятельность (деятельности) выполняет группа (воинский коллектив)?
- Каковы санитарно-гигиенические и бытовые условия повседневной жизнедеятельности военнослужащих?
- Какие военно-профессиональные задачи (цели деятельности) решает группа? Каков их тип (делимые или неделимые задачи, нагрузка на сенсомоторный, интеллектуальный, перцептивный и т.д. компоненты) и уровень сложности (экстремальности, монотонности, технической сложности, физические нагруженность, степень общей нервной напряжeнности, загрузка отдельных анализаторов и двигательных органов в процессе деятельности)?
- Какова эффективность решения военно-профессиональных задач (продуктивность, качество в отношении к расходу материально-технических и морально-психологических ресурсов)?
- Какова ресурсная и эргономическая обеспеченность деятельности (средства и эргономические условия деятельности - комфортность среды, удобство "рабочих поз" и т.п., состояние вооружения и техники)?
- Как осуществляется сам процесс деятельности (включенность в процесс военнослужащих, характер и темп действий - автотемп, принудительный темп, "рваный" ритм и т.п.)?
- Каков уровень ошибочности (аварийности) военно-профессиональных действий, в чем их источник?
- Как организовано взаимодействие между отдельными членами группы, как они подчинены друг другу, какую форму имеет "органиграмма" (схематическое изображение) организационно-штатной структуры?
- Как оцениваются военнослужащими уровни психологической совместимости и сработанности в процессе деятельности, насколько это соответствует их объективным критериям?
- Каков уровень общей и индивидуальной удовлетворенности военнослужащих содержанием, условиями, средствами и результатами деятельности?
- Как организуется и обеспечивается подготовка к деятельности (учебно-боевая деятельность, морально-психологическая подготовка)?
- Каков уровень развития (эффективности) деятельности по отношению к социально-нормативному, проявляется ли сверхнормативная групповая активность?
2) Деятельность группы рассматривается в реальном социальном контексте, в конкретных социально-политических и экономических условиях, группа реализует социальные (профессиональные, политико-экономические, морально-правовые и проч.) отношения;
Основные вопросы для изучения:
- Каков социальный, экономический, морально-правовой контекст (условия, ситуация, фон) групповой деятельности? Какие из перечисленных факторов и в чем оказывают влияние на эффективность деятельности?
- Какие способы морального и материального стимулирования оказывают наибольшее влияние на эффективность деятельности?
3) Группа рассматривается как совместный (коллективный) субъект деятельности, побуждаемый групповыми потребностями, мотивами, активность которого регулируется групповыми нормами (целями, ценностями, ролевыми ожиданиями и проч.)
Основные вопросы для изучения:
- Каково содержание, уровень совпадения (различия) доминирующих групповых потребностей, мотивов?
- Каково содержание групповых целей и принимаемых ценностей, как они соподчинены друг другу?
- Каково состояние воинской дисциплины (типичный уровень дисциплинированности - осознанный, вынужденный, пассивный; типичные формы нарушений и т.п.)?
- Каково содержание существующих ролевых ожиданий - по отношению друг к другу, руководителю, новичкам (Каков доминирующий образ-эталон личности, поведения руководителя, лидера, новичка?)
4) Совместная деятельность рассматривается как главный, ведущий, системообразующий, причинный фактор групповой динамики развития групповой структуры, интеграции, дифференциации межличностных отношений.
Основные вопросы для изучения:
- Какой тип межличностных взаимоотношений (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, товарищество, вражда и т.п.) и взаимодействия (сотрудничество, соревнование, конфронтация, контраст и т.п.) проявляются в деятельности и общении?
- Как проявляется влияние содержания деятельностного взаимодействия на межличностные отношения? Чем определяются межличностные предпочтения (референтность) в общении (Каковы основания межличностного выбора?)
2 Принцип системности.
1) Существуют специфические системные групповые образования (нормы, групповое мнение, групповое настроение и т.д.).
2) Индивидуальные социально-психологические характеристики членов группы должны быть соотнесены с групповым деятельностным контекстом;
Основные вопросы для изучения:
- Как и чем определяются социально-психологические характеристики, личностные качества членов группы? Как нормы и традиции взаимоотношений влияют на оценку личностных качеств?
3) Существуют особые интегрирующие группу факторы - руководство и лидерство;
Основные вопросы для изучения:
- В чем особенности руководителя группы? Каков стиль его руководства (общения)? Как характеризуются отдельные параметры стиля? Как его характеризуют члены группы, имеющие различный статус и роль - заместители, "старожилы" и новички, лидеры и аутсайдеры?
- Кто лидеры, какова их направленность, какие внутригрупповые социально-психологические роли и кем представлены в коллективе?
4) социально-психологические явления в группе многомерны и многогоуровневы (изучаются как минимум две сферы - деятельностно-деловая, и эмоционально-межличностная);
Основные вопросы для изучения:
- Каково доминирующее содержание эмоциональных процессов (состояний) в группе (настроения, межличностные симпатии) и как связаны они с процессами деятельности?
- Отражается ли ролевая социально-психологическая структура в структуру функционально-ролевую, т.е. как внутригрупповые, межличностные роли связаны с деятельностными ролями (официальными и неофициальными)?
5) группа - открытая система (учитывается экология, среда, общество).
Основные вопросы для изучения:
- Как группа связана с другими группами, обществом, предметной и природной средой?
- Каковы информационная обеспеченность группы? Каковы источники социальной и военно-профессиональной информации (степень регулярности их функционирования, уровень применения средств массовой информации и др. источники)?
- Каковы основные источники дискомфорта в процессе выполнения деятельности ?
- Как протекает межгрупповое взаимодействие с другими подразделениями (коллективами)?
6) Все внутригрупповые социально-психологические феномены взаимозависимы, образуют целостную систему регуляторов существования группы как функционирующей системы (это не просто явления, но процессы, обеспечивающие относительную устойчивость коллектива как системы).
Основные вопросы для изучения:
- Какую функцию выполняет в жизни группы то или иное явление (состояние, процесс) - норма, настроение, отношение?
7) Групповые явления имеют вероятностный характер, т.е. проявляются не как жесткие законы, а тенденции, требующие математико-статистического подхода (корреляционного, факторного, кластерного анализа) к их описанию, использования соответствующих средств анализа исследовательских данных;
Основные вопросы для изучения:
В каких единицах, какими количественными показателями, индикаторами, оценками (шкалами измерения) можно зарегистрировать изучаемое явление? Как обеспечить достоверность (валидность, надежность, представительность) получаемой социально-психологической информации?
8) Параметры описания группы имеют системный характер, т.е. требуют множества разнородных показателей (индикаторов) для своего исследования (типа: эффективность совместной деятельности; социально-психологическая устойчивость коллектива; организованность коллектива; мотивированность; структурированность группы; сверхнормативная активность коллектива и т.п.)
Основные вопросы для изучения:
- Как зафиксировать и описать внутригрупповые явления? Каковы их признаки, показатели? Как их измерить и сравнить с другими группами? Какие математико-статистические средства позволят выявить скрытые зависимости и закономерности социально-психологических явлений?
III. Принцип развития.
1) Развитие малой группы определяется развитием ее совместной деятельности, разрешением противоречий, возникающих в ее психологической структуре;
Основные вопросы для изучения:
- Какие противоречия и негативные явления существуют в группе?
- В чем их источник (детерминанты, предпосылки, факторы, причины)? Какую роль они играют в деятельности и общении группы?
- Соответствуют ли друг другу цели, средства, способы, мотивы, содержание и организация деятельности?
2) Существует неравномерность развития основных сфер жизнедеятельности группы - межличностные отношения могут отставать от развития деятельности и наоборот:
Основные вопросы для изучения:
- В чем выражаются основные деятельностные проблемы?
- В чем выражаются основные межличностные проблемы (проблемы межличностных отношений, общения)?
- В чем типичные трудности (адаптационные, коммунинкативные и т.п.) отдельных членов группы?
3) Развитие группы определяется наличием и отражением членами коллектива перспективных линий его развития.
Основные вопросы для изучения:
- К чему стремится группа? В чем видит свою главную перспективу?
4) существуют специфические недеятельностные детерминанты группового развития (внутригрупповое общение, межгрупповое взаимодействие, внешняя среда и т.п.);
Основные вопросы для изучения:
- Кто и что мешает (помогает) развитию группы?
- Какие имеются формы неслужебного общения и взаимодействия военнослужащих (общественную деятельность, собрания, культурно-массовая, спортивная работа, мероприятия совместного отдыха)?
5) существуют регрессивные тенденции в развитии любой группы.
Основные вопросы для изучения:
- Каково содержание и характер основных конфликтов в группе?
Кто их инициатор? - Что может привести к распаду группы?
Тема 13 Социальная психология лидерства и руководства
Отличительные особенности "руководства" от "лидерства". Лидерство как феномен группового развития. Основные теории происхождения лидерства: теория черт ("харизматический подход"), ситуационный подход, синтетический подход.
Социально-психологические проблемы руководства малой группой, коллективом. Соотношение понятий "управление" и "руководство". Функции руководства.
Проблема стиля руководства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский. Социально-психологическая характеристика стилей руководства.
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: