NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки

Тема 15. Социально-психологические аспекты социализации и адаптации личности.


Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д.

Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе.

Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений.

Понятие социально-психологической адаптации личности в социальной психологии. Сущность и содержание понятий "адаптация", "адаптированность", "уровни адаптированности". Типы адаптивного поведения личности и факторы, их определяющие.

Динамика процесса адаптации личности в измененных социальных условиях. Первичная и вторичная адаптации. Стадии адаптивного процесса. Критерии и показатели адаптированности личности и методика их определения.

Социально-психологические условия и пути оптимизации социально-психологической адаптации личности.

Социально-психологическая адаптация и дезадаптация личности.


ЛИТЕРАТУРА:

Андреева Г.М. «Социальная психология» М.:Изд-воМГУ,1988.2е изд. Гл.16,17.

Яблонко В.Я. «Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения.» Дис ... канд. психол. наук.

Зотова О.И., Кряжева И.К. «Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации» // Методология и методы социальной психологии. М.,1977. С.173-188.

Налчаджян А.А. «Социально-психическая адаптация личности» (формы, механизмы и стратегии) Ереван: АН АрмССР,1988.

Каширин В.П. Самоутверждение курсантов (социально-психологический анализ). М.:ВПА,1983.

Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка,1982.

Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопр. психологии. 1989. №1.С.92-100.

Адаптация человека: Указатель литературы на русском языке (1970-1990гг.). / Сост. Н.П. Балыков, Ж.Г. Сенокосов. М.: ВПА, 1991.

Леонгард К. Акцентуации личности. К.: Вища школа, 1981.

Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: Автореф. Дис ... канд. психол. на-ук.М.,1989.

Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники:

Проблемы психологии личности. М.:Школа-пресс,1992.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы.М.:Педагогика,1992.

Типы адаптации и стратегии адаптивного поведения.


1. Адаптация – [лат. Adaрtatio, adaрtare приспособлять]

а) приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования;

б) социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде;

Основное направление процесса адаптации – сохранение гомеостаза (динамического равновесного состояния адаптирующейся системы) (греч. – нomoios – подобный, statis – состояние).

2. Адаптация:

а) изменение внутреннего текущего ситуативного состояния, а также стереотипов, программ и эталонов-регуляторов под воздействием меняющейся среды;

б) изменение внешних реакций (способов поведения);

в) активное изменение, преобразование внешней среды в соответствии с внутренними состояниями;

г) все вместе.

Процесс активного приспособления – адаптация. Результат процесса – адаптированность.

Типы адаптации:

а) биофизиологическая (в т.ч. психофизиологическая) – акклиматизация, приспособление организма, органов чувств к новым условиям существования;

Адаптационный синдром (от греч. syndrome – стечение) – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).

В 1936 – Ганс Селье-Стадии процесса адаптации:

1. стадия тревоги (фазы – шока и противошока – мобилизация защитных механизмов);

2. стадия сопротивляемости (резистентности) – повышение устойчивости организма к различным воздействиям;

3. стадия стабилизации состояния;

4. стадия истощения;

б) общепсихологическая;

Шафранская К.Д. «Адаптивные реакции при психических состояниях человека»:

Стадии адаптационного процесса:

1) деструктивная реактивность – рассогласование функций и процессов за счет гипери гипоэффектов физиологических, когнитивных и регуляторных параметров, которые по интенсивности неадекватны ситуации;

2) стабилизация – устойчивая структура взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности в состоянии напряжения и оптимально-энергетические траты организма;

3) функциональная регрессия – чрезмерная реактивность отдельных психофизиологических функций и процессов, снижение продуктивности интеллектуальной деятельности, сужение диапазона приспособительных форм поведения;

4) перестройка структуры личности за счет формирования новых свойств или коррекции ранее сформированных черт.

Жизнь – это реализация или изменение социального статуса: социальная, в т.ч. учебная, профессиональная, социально-психологическая.

Социальная адаптация – это перестройка сложившегося стиля деятельности (общения) для обеспечения приспособления (гомеостаза) внутренних свойств личности и внешних социальных условий.

Зотова, Кряжева – область содержания явлений СПА:

  • социальный статус;

  • профессиональное самоопределение;

  • сформированность социально значимых способностей, качеств;

  • положение в коллективе, в системе межличностных отношенийближайшего социального окружения, удовлетворяющий личность статус;

  • харктерологические особенности и качества личности;

  • возможность проявления индивидуальности.

Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Дис. канд. психол. наук. Л.,1974. С.68.:

«Социально-психологическую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе»

По Налчаджяну: Социально-психическая адаптированность такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Адаптация – тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

1. По направленности:

  • Внешняя адаптация – приспособление к внешним проблемным ситуациям;

  • Внутренняя адаптация (коадаптация) – разрешение внутренних конфликтов; структурная перестройка внутренних адаптивных механизмов личности.

2. По результату:

  • «Прогрессивный» тип адаптации.

  • «Регрессивный» тип адаптации.

По уровню активности личности:

  • Активная адаптация;

  • Пассивная (конформная) социальная адаптация;

  • Неадаптивное, надситуативное поведение (см. Петровский В.А.)

По ведущему мотиву:

  • Гомеостатический вариант (цель – достижение равновесия);

  • Гедонистический вариант (достижение наслаждения, избегание страданий);

  • Прагматический вариант (практическая польза, успех).

  • г) надситуативная неадаптивная активность – специфическая привлекательность действий с заранее непредрешенным исходом.

По специфике адаптационных механизмов:

По Налчаджяну:

  • Разновидности (типология) социально-психической адаптации личности:

2А. НОРМАЛЬНАЯ адаптация;

Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность.

а) нормальная незащитная адаптация (конструктивная активность, познавательные процессы, целеполагание, целеобразование, социальная уступчивость, конформные реакции, самосознание);

б) нормальная защитная адаптация (агрессия, рационализация, проекция, регрессия, сублимация и т.п.);

в) смешанный тип (защита от фрустрированности и необходимость решения конструктивных задач);

Существуют адаптивные гиперкомплексы механизмов.

2Б. ДЕВИАНТНАЯ адаптация.

Девиантными или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной груп-пе или социальной среде в то время, как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведени-ем.

Девиантное в данной групповой среде поведение может быть в высшей степени нормально-адаптивным и продуктивным для той организации или целого общества, в состав которых входит эта малая группа.

2а) неконформистская адаптация (преодоление внутригрупповой проблемной ситуации необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями. Преступное поведение, гомосексуальное поведение...

2б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация – NB: адаптировность или неадаптивность поведения относительны!!!

2В. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

Критерии социально-психологической адаптированности личности:

1) качество, эффективность деятельности;

2) положение (статус, роль) в коллективе;

3) удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, собой («Я»-концепция).

Объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности курсантов:

21. Объективные критерии:

а) Учебная адаптированность – эффективность, успешность учебно-профессиональной деятельности;

б) служебно-дисциплинарная адаптированность – успешность выполнения служебных задач, выполнение требований уставов, приказов командиров и начальников;

в) микросоциальная адаптированность – авторитетное положение в коллективе как результат самоутверждения, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами,

22. Субъективные критерии:

а) удовлетворенность курсанта своим учебно-профессиональным статусом, сохранность интереса к профессии, деятельности офицера, развитие профессиональных интересов – мотивационная адаптированность;

б) позитивно-конструктивное отношение к взаимоотношениям в коллективе, отсутствие агрессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим;

в) наличие адекватной, достаточно высокой самооценки при позитивном «Я-образе» («Я-концепции»).

Может быть: творческая, мобилизующая или тревожная, тягостная неудовлетворенность, а также неосознаваемая неудовлетворенность (вытесненная).

2Источники дезадаптации:

  • относительная социально-культурная депривация (изоляция от привычных условий);

  • гиперстимуляция новыми по содержанию социальными стимулами;

  • недостаточная подготовленность к саморегуляции;

  • утрата сложившихся форм наставничества;

  • потеря привычного коллектива;

  • низкий уровень психологической готовности к освоению профессии;

  • ломка динамических стереотипов;

  • когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением представлений о курсантской жизни реальному положению дел; акцентуации характера и психопатическое развитие личности

ТИПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА:

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ


высокий групповой статус

OB+ авторитетность

внутренние конфликты

успешность СБ Д

раздражительность

активный поиск, инициатива

отчужденность

конструктивные реакции

эмоциональное истощение

конформные реакции




КОМПЕНСАЦИЯ И ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ

КОНФОРМИЗМ, СОТРУДНИЧЕСТВО

ЛИДЕРСКАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ

SB -

SB+

неудовлетворенность МЛО

удовлетворенность МЛО

низкая самооценка, -Я-образ

высокая самооценка, +Я-образ

АГРЕССИЯ И АУТОАГРЕССИЯ

ВЫТЕСНЕНИЕ, НОНКОНФОРМИЗМ

депрессия,

истеричность, демонстративность

апатия

инфантильность, регрессия

раздражительность

низкий групповой статус

неэффективность СБД

OB неавторитетность


22. Характеристика адаптационных защитных механизмов.

«Психический механизм» – структура определенным образом взаимосвязанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату. (Налчаджян)

Психологический словарь:

Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Функцией защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

В широком смысле – все типы адаптивного поведения.

В узком – процессы специфического изменения содержания сознания, устраняющие психологический дискомфорт и, как правило неосознаваемые человеком.

Психологическая защита – это сформировавшиеся как правило на ранних этапах социализации индивидуальная форма переработки представлений, индивидуальный способ разрешения фрустрации и связанной с ней тревоги, осуществляемая бессознательно, автоматически и обеспечивающая индивидуальные формы удовлетворения потребностей, психологическую стабильность, гомеостаз, адаптацию.»

Аутопластическая адаптация – адаптация с помощью механизмов интрапсихической защиты.

Виды защитного поведения в фрустрирующих (дезадаптирующих) ситуациях:

Конструктивное поведение:

а) интенсификация усилий;

б) замена средств достижения цели;

в) замена цели;

г) переоценка ситуации;

Непосредственное неконструктивное поведение (в т.ч. деструктивное):

а) двигательное напряжение, напряженность;

б) прямая агрессия;

в) уход или бегство – апатия и беспомощность;

г) психическая регрессия (ретрорегрессивное поведение и примитивизация);

д) адаптивная активность воображения (фантазирование);

е) уход или бегство – реакция «битника-хиппи» или номадизм (смена жизни);

ж) стереотипия поведения;

Формы психологических защит (как средства интрапсихической адаптации):

«Прошлое, настоящее и будущее нанизано на нить пробегающего желания»... З.Фрейд

ИЗОЛЯЦИЯ – (разрыв ситуации на части):

  • смещение (перенос эмоций на другой источник) – «побей диван» Поиск «козла отпущения», осуществление разрядки в навязчивых действиях – компульсивные действия...

  • интеллектуализация (отрыв от эмоций – преувеличение когнитивного, мыслительного компонента) – «все умрут».

РЕГРЕССИЯ (инфантилизация)

  • хаотические движения;

  • энурез;

  • «впал в детство»;

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

  • принятие шаблонов поведения другого;

  • отношение к одному, как другому; отношение к другому как к себе.

  • единство с другим («Я – Наполеон»)

  • перенос («суррогат любимой женщины»)

КОМПЕНСАЦИЯ – замена блокированного поведения другим.

  • фантазирование («не могу напасть – облизываюсь»)

  • иперкомпенсация («я смогу лучше в другом деле»)

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ («умное объяснение»)

  • «Силен задним умом» – «немотивированное поведение»

  • Самообман...

  • «И в молодые наши лета,Даем поспешные обеты Смешные, может быть, всевидящей судьбе...»

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ («зеленый виноград»)

ВОЗМЕЩЕНИЕ (реституция) («искупление грехов»)

  • гипертрофия морали...

  • Ханженство как показатель скрытой порочности...

  • Гиперопека при скрытой враждебности...

РЕВЕРСИЯ (полярная перемена) («от любви до ненависти – один шаг»)

  • Смелость как реверсированная трусость...

ОБРАЗОВАНИЕ РИГИДНЫХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:

акцентуация – сильная выраженность личностных черт (синдрома) при социальной адаптации...

См. Карл Леонгард:

«Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной».

Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни исключаются.

1) Акцентуированные черты характера личности:

  • демонстративные;

  • педантические (ананкастические);

  • застревающие;

  • возбудимые;

  • экстравертированные;

  • интровертированные;

2) Акцентуированные черты темперамента:

  • гипертимические;

  • дистимические (субдепрессивные);

  • циклотимические (аффективно-лабильные);

  • аффективно-экзальтированные;

  • тревожные (боязливые);

  • эмотивные;

а) Сочетание акцентуированных черт характера;

б) Сочетание акцентуированных черт характера и темперамента;

  • психопатия – прогрессирующая дезадаптивность...

  • невроз – нарушение адаптивных возможностей как следствие психотравмы или длительной фрустрации...

УХОД

  • («я болен»)

  • («бегство от свободы»)

ОТРИЦАНИЕ («этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»)

а) «измышляет и сам же этому верит...»

б) «все равно я сильнее»

в) «не вижу» – перцептивные пустоты...

ПРОЕКЦИЯ («приписывание своих свойств и проблем другому»)

СУБЛИМАЦИЯ («превращение негативного состояния в пользу»),

«сладкий лимон»

ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление) инактивация, неполное вытеснение

«Ты это сделал», – говорит память... «Я этого не мог сделать», – говорит и повторяет совесть... И память отступает...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ


ЛИТЕРАТУРА:

Алешина Ю.А., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. «Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование.» М.: МГУ, 1989.

Мэй Р. « Искусство психологического консультирования.» М.:«Класс», 1994.

Роджерс К.Р. «Взгляд на психотерапию. Становление человека»: пер. с англ. Общ. Ред. и предисл. Исениной Е.И. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480с

Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. « Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний»// Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы.Л.,1985. С.119-125.

1.Индивидуально-типологические свойства личности и варианты дезадаптивного поведения.


Компоненты социально-психологической структуры личности.

Социально-психологическая структура личности:

Мотивационно-ценностное ядро:

доминирующие социальная мотивация: потребности, установки, ценностные ориентации;

Иерархия потребностей по А.Маслоу (Maslow A.Н.):

1. Витальные, физиологические потребности; (питание, одежда, секс, жилье, условия труда, здоровье)

2. Потребность в безопасности; (уверенность в завтрашнем дне, психологическая безопасность, долгосрочное обеспечение денежных доходов, гарантии работы)

3. Потребность в социальных контактах; (контакты со стороны других, симпатии, любовь)

4. Потребность в признании и уважении со стороны других; (престиж, авторитет, профессиональная компетентность, финансовые возможности, право принимать решение)

5. Потребность в самоактуализации (развитие способностей и претворение в жизнь своего личностного потенциала, личностный рост, расширение сферы влияния)

По М. Рокичу:

  • терминальные и инструментальные ценностные ориентации;

  • ценности-цели;

  • ценности-идеалы;

  • ценности-средства;

Социальная направленность личности:

  • утилитарно-прагматическая;

  • научно-познавательная;

  • рефлексивно-философская;

  • религиозно-нравственная;

  • спортивно-соревновательная;

  • художественно-эстетическая;

  • романтическая;

  • педагогическая;

  • мистическая;

Индивидуальная картина мира – мировоззрение;

ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Любой человек ценит:

1. Я – личный подход

2. ИМЯ – свое имя

3. ХОЧУ – свои интересы и желания

4. ХОРОШИЙ – признание своих сильных сторон

5. ПОЛ – признание его настоящим мужчиной (женщиной)

6. БЫЛ-ЕСТЬ-БУДУ – уважение к прошлому, принятие настоящего, надежда на будущее

7. ИМЕЮ ПРАВО – свои права

8. ДОЛЖЕН – свои обязанности

Типы защит:

  • вытеснение;

  • рационализация;

  • идентификация;

  • регрессия;

  • агрессия;

2III. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

доминирующие эмоциональные комплексы;

(Общая эмоциональная направленность)

  • прагматическая;

  • познавательная;

  • коммуникативная;

  • соревновательная;

  • эстетическая;

  • коллекционная;

  • романтическая;

  • мистико-религиозная;

типичные формы переживания в типичных социальных ситуациях;

Небылицын В.Д.:

3 главных компонента темперамента:

1) общая психическая активность;

2) моторика;

3) эмоциональность.

1) общая психическая активность заключается «главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности»;

степени:

  • вялость – мощность

  • инертность – стремительность

  • пассивность – активность

  • созерцательство – подъем


2) моторика – качества, связанные с функцией двигательного (речедвигательного) аппарата;

динамические качества: быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда...

3) эмоциональность – «комплекс свойств и качеств характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений».

  • впечатлительность;

  • импульсивность;

  • эмоциональная лабильность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ:

система личностно-типичных способов социального мышления, решения социальных, коммуникативных задач, способов структурирования и анализа ситуаций соц. взаимодействия.

Свойства:

  • глобальность-артикулированность;

  • полезависимость-поленезависимость;

  • сложность (дифференцированность) – простота;

Состав:

процессы социального интеллекта:

а) идентификация;

б) рефлексия;

в) каузальная атрибуция;

г) локус контроля – типичный способ возложения ответствености за происходящие с индивидом события (на окружение – «экстернальность», либо на самого себя – «интернальность»).

М.Егорова «Особенности воспитания, влияющие на формирование когнитивного стиля»

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ: артикулированность – глобальность

Уровень психологической дифференцированности определяют:

а) формирование представлений о границах между собой и окружающим миром;

б) появление осведомленности о частях своего собственного тела и взаимосвязях между ними;

в) познание предметов внешнего мира;

г) возникновение стремления к самостоятельной целенаправленной активности;

д) внимание и уход, соответствующие уровню развития ребенка, его возрасту;

е) поощрение широты общения со сверстниками;

ж) предупреждение социальной конформности;

з) отсутствие постоянного детализированного контроля, опеки и требований соблюдения жесткой дисциплины, наряду с разумными ограничениями и запрещениями;

и) уровень доминантности матерей в семьях – доминирование матери препятствует психологической дифференцированности особенно у мальчиков;

к) степень уверенности матерей относительно собственной компетентности в вопросах воспитания (понимание результатов своего воздействия на ребенка);

л) уровень фрустрированности у матерей потребности в самореализации;

м) наличие отца в семье, степень его участия в воспитательном процессе;

н) уменьшение (отсутствие) физических наказаний;

о) уровень нуклеарности семьи ( снижение дифференцированности обусловлено наличием бабушек, дедушек, большого числа родственников);

п) уровень полигамии семьи.

Факторы влияния на возникновение определенного когнитивного стиля:

  • состав семьи;

  • права и обязанности, которые человек имел в семье в разном возрасте;

  • способы принуждения к выполнению этих обязанностей и соблюдению различных правил, последовательность в реализации этих способов

  • распределение родительских ролей

  • степень поддержки семьей требований других взрослых или организаций, связанных с его воспитанием.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ И СТЕРЕОТИПЫ:

а) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ «Я»-ОБРАЗ (САМООТНОШЕНИЕ):

негативный -позитивный;

структурный – аморфный;

  • реальное «Я»

  • идеальное «Я»

  • фантастическое «Я»

б) когнитивные личностные конструкты знакомых и близких людей;

в) этно-культурные, половозрастные, профессиональные и др. эталоны и стереотипы;

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ

экстраверсия -интроверсия;

доминантность-зависимость;

мобильность-ригидность;

1. Избираемая социальная дистанция;

2. Интенсивность контактов (общительность);

3. Эмоциональный тон (валентность) обращений;

4. Разнообразие способов общения (мобильность, гибкость);

5. Демонстрация властности (доминантность);

6. Эмоционально-волевой самоконтроль (устойчивость);

7. Ведущая направленность высказываний;

  • на самоутверждение;

  • на решение задачи;

  • на установление взаимоотношений;

8. Функциональность речи (воздейственность).

For ex: реагирование на конфликтное воздействие:

2VII. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • уровень креативности (творчества);

  • организованность;

  • дисциплинированность;

  • ответственность;

  • аккуратность;

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ «РОЛЕВОЙ ВЕЕР»

  • функциональные социальные роли;

  • внутригрупповые роли;

  • межличностные роли;

  • индивидуальные роли;

Общая характеристика социально-психологического консультирования как средства психокоррекции дезадаптивного поведения личности


Ситуация социально-психологического противоречия:

затруднение – проблема – конфликт – кризис

Под кризисом, понимается состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием, жизненно важным целям, которое в течение какого-либо времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем.

Кризис характеризуется острым течением, изменением поведения, субъективным переживанием отсутствия помощи, чувством угрозы, опасности.

Исходом кризиса может быть как благоприятный ход событий сразвитием заболевания или фиксации на неадекватных способах разрешения ситуации (алкоголизм, суицид).

При благоприятном исходе личность приобретает новый жизненный опыт, происходит как бы ее рост...

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ:

Психокоррекция – система методов и приемов воздействия на лиц с дезадаптированным поведением, а также с начальным уровнем невротического реагирования на трудные в социально-психологическом отношении жизненные ситуации.

Психокоррекция – организованное психологическое воздействиена лиц, входящих в группы повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска.

Психологическая коррекция – система психологических воздействий, направленных на изменение (перестройку, реконструкцию)определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт)психики, играющих роль в возникновении болезней, их патогенезе, а также обусловливающих вероятность рецидивов болезни, влияющих на инвалидизацию и социально-трудовую адаптацию людей, перенесших те или иные заболевания

Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психологическая коррекция: ее роль и место в профилактике заболеваний// Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы.Л.,1985. С.119-125.

Объект психокоррекции – еще не больные, но уже не здоровые....

Цели:

1) предупреждение возможного заболевания;

2) более успешное преодоление возникшего заболевания и кризиса;

3) предотвращение рецидивов и снижение инвалидизации.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – форма взаимодействия, совместной коммуникативной деятельности консультанта и консультируемого в целях более глубокого осознавания, реконструирования социально-психологической, т.е. событийной, статусно-ролевой, детерминационной и смысловой структуры трудной ситуации, а также формирования оптимального и конструктивного личностного отношения к имеющимся трудностям.

Это:

  • форма помощи другому человеку в разрешении им своих проблем;

  • форма предложения скрытых советов и прямых рекомендаций по разрешению трудных ситуаций;

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

  • организовать процесс более глубокого понимания трудной жизненной ситуации;

  • помочь другому более умело самостоятельно решать свои проблемы;

  • помочь другому лучше уяснить себе, что от него требуется в данной ситуации;

  • помочь другому выразить свою напряженность и разочарование;

  • прояснить, открыть защищенные, скрытые от осознавания важные вопросы или факты;

  • помочь другому более ответственно отнестись к собственной жизни и судьбе, быть более активным в достижении поощряемых социально и индивидуально более ценных результатов

  • помочь в создании условий более ясного видения всех возможностей личностного роста;

ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ:

  • конгруэнтность:

  • естественность;

  • полная сосредоточенность;

  • внимательность и отсутствие спешки в суждениях и оценках («держи паузу!!!!!»);

  • чуткость;

  • ясность намерений;

  • четкость высказываний;

  • полнота выражения точки;

  • различение фактов и оценок;

  • своевременность и непрерывность обратной связи;

  • доброжелательное, эмпатичное отношение к клиенту;

  • безоценочное отношение к клиенту («клиент всегда прав»);

  • опора на систему ценностей самого клиента;

  • избегание от дачи советов – движение к принятию ответственности за решения самим клиентом;

  • анонимность

  • одобрение высказываний и мнений клиента;

  • стимулирование высказываний (задавание вопросов, ориентируясь на последние слова клиента...; переформулировка, парафраз сказанного клиентом с позиции «как я вас понял, вы имеете в виду...»);

  • стимулирование более широкого взгляда клиента на свои проблемы;

  • использование речевого стиля и ключевых «энергетически насыщенных» слов клиента при задавании вопросов;

  • наблюдение за невербальными проявлениями в процессе рассказа клиента;

  • домашние задания клиентам в виде проб тактик и стратегий

  • поведения, ведения дневников;

  • примеры, демонстрирующие, что подобное поведение не является единственно возможным

ВОПРОСЫ:

«рассказать о межличностных отношениях, ситуации с т.з. другого человека»;

«представить, что жизненная ситуация, событие, которое тревожит или мешает вовсе не произошло или случилось бы очень давно...»

«составить список причин затруднений...»

помни о возможных негативных последствиях!!!!!

в заботе о ближнем главное – не перестараться!!!!

ПОМОЧЬ ОПРЕДЕЛИТЬ И ИЗУЧИТЬ ПРОБЛЕМУ

УМЕНИЯ

ПРИЕМЫ

СЛУШАТЬ

дать человеку возможность полностью высказаться

УТОЧНЯТЬ 

убедиться, что вы понимаете о чем вам говорят

СУММИРОВАТЬ

сводить все нити, стороны, де тали воедино, чтобы увидеть картину в целом

ПРОВЕРЯТЬ

задавать конкретные вопросы, чтобы рассеять свои сомнения

ОПРЕДЕЛЯТЬ

постараться определить проблему, дать ей название

РАЗБИРАТЬ ВАРИАНТЫ  

оценить различные способы решения проблемы

РЕКОМЕНДОВАТЬ

подойти к заключению и предложить более эффективный образ действий

ПРЕДПИСЫВАТЬ

сказать другому человеку, что он должен делать

ПОМОЧЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

«Бархатная терапия» (переосмысление проблемы) – отсекание нехорошего качества, но м.б. полезность; симптом=жалоба = 0, т.е. вообразить другой вариант жизни, когда у клиента нет такого качества, или развито другое, противоположное, будет ли устраивать это...

функциональное определение симптома (переназывание его другими словами);

контекст уместности симптома (в каких обстоятельствах симптом уместен);

мера;

возможность усовершенствования;

Фазы психологического консультирования (по R.Klemer)

Klemer R. Marriage counselling tecнniques//Counselling in marital and sexual рroblems.Baltimor,1965.

Создание климата, обеспечивающего успех консультации:

организация окружающей обстановки;

выражение психологом положительных установок на личность клиента;

постановка вопросов, отражающих искреннюю заинтересованность, а не праздное любопытство.

Фаза «выговаривания и катарсиса»

клиент выговаривается по наболевшим проблемам.

Фаза «утешения»

снятие аффективного слоя оценки ситуации как неразрешимой трагедии;

поиск в ситуации тех деталей, которые не увидел клиент;

поиск положительных сторон негативной ситуации (парадоксальная интенция?);

Фаза «диагноза»

анализ и понимание консультантом причин, структуры, механизма конфликта (не сообщаются клиенту).

Фаза «образования» (м.б. «исследования»)

помощь клиенту в самодиагностике ситуации;

организация рефлексии и идентификации с другими участниками ситуации.

Фаза «решения»

осознание возможных вариантов поведения и выбор одного из них (решение принимает сам клиент).

Фаза «закрепления мотивации» на выполнение принятого решения.

КОНСУЛЬТАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Ознакомительно-установочный этап

наблюдение за началом контакта (ориентировочная диагностика);

знакомство, приветствие;

фиксация личной проблемы, ее определение;

предварительный анализ трудной ситуации;

установка на продолжение контактов.

Этап биографической диагностической беседы

Этап инструментальной диагностики

2 ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК

Этап обсуждения результатов индивидуальной психодиагностики

Этап индивидуальной психокоррекции

Этап групповой психокоррекции

3 ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Этап оценки результатов

1. Личность является продуктом системы значимых отношений,

поэтому эффективная психокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого пациента, и его близких.

Мясищев В.М.(1960) – «Личность и неврозы»

2.Позитивно влиять на процесс развития – значит управлять

ведущей деятельностью, организовывать ее

Леонтьев А.Н.(1964) – «Деятельность, сознание, личность»

3. Коррекционным потенциалом обладает практика новых соци-альных отношений. в которые включается человек в процессе специ-ально организованных занятий (игровых, например) или возникающих в рамках общения с психологом.

Эльконин Д.Б. (1978) – «Психология игры»

4. Личность развивается внутри особых форм психологических контактов между людьми . (Любить – утверждать бытие другого).

Рубинштейн С.Л. (1973) – «Человек и мир»

_ 2Механизмы психокоррекционного действия

«Основным механизмом коррекционного воздействия следует

считать не методический прием и даже не закономерную динамику диадического или группового процесса, а движущую силу особого психологического контакта, возникающего между психологом (психо-терапевтом) и клиентом (пациентом). В групповых методах этот контакт существует в опосредованной групповой форме.
« Психологическая сущность психокоррекционного контакта

может быть понята как создание новых социальных (диадических или групповых) отношений, причем отношений высшего, наиболее гума-нистического типа. Между психологом-корректором (консультантом) и его пациентом должны создаваться особые, эмоционально-насыщенные отношения, которые представляют собой связь между людьми, соответствующую определению, данному С.Л. Рубинштейном: «Любить – значит утверждать неповторимое существование другого человека»...

_ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.Главное – реализация индивидуального подхода, а не «обобщенная норма». Человек имеет право взять из психокоррекционных возможностей то, что он захочет или сможет взять...А не «Я тебя заставлю быть счастливым!!!»

Т.е. психологическая задача: создать условия по возможности более полного личностного роста, но не в коем случае не подталкивать участников психокоррекционного процесса к достижению определенных, заранеее регламентированных результатов.

Психокоррекционные приемы должны использовать естественные движущие силы психического и личностного развития. В психокоррекции используются те виды деятельности и те системы отношений, которые являются личностно значимыми для участников, ярко индивидуально окрашены.

Трансфер-перенос отношений в реальность за счет воспроизведения личностно значимых форм деятельности.

3. Важность установления не субъект-объектного, а субъект-субъектного, диалогического общения...Принцип партнерства.. Равенство позиций...ЭТО СОЗДАЕТСЯ...Вначале – «руководитель», «слуга»...

Специалист должен показывать пример в активном поиске выхода, веры в возможность достижения развития...

4.Существуют общие закономерности: психокоррекционный процесс – ломанная линия... Сгустки переживания...Мелькания эмоций...Острые чувства...

5. Главный результат – перевод плоскостного видения ситуации в пространственное, объемное, новый взгляд, новое видение, «открытые формулы» – возможности роста, а не гонка по кругу...

6. Особый язык общения...Доступный, понятный, житейский...Убедительный, внушающий, действующий, вызывающий эмоциональный отклик....Невербальная коммуникация...Искренность, соответствие невербального вербальному...

Тема 16 Регуляция социального поведения личности. Социальная установка.


Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки. Значение исследований установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (аттитюда) Томасом, Знанецким, Смитом. Различные подходы к изучению социальных установок в отечественной и зарубежной психологии.

Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева.

Диспозиционная концепция В.А. Ядова о регуляции социального поведения личности.

Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок.

Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Проблема изменения социальных установок, ее теоретические и практические аспекты.

Тема 17 Социальные отклонения личности


Понятие нормы в социальной психологии. Виды норм и их характеристика. Нормы и отклонения. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Виды отклонений. Психологические и социально психологические причины отклонений. Нарушение дисциплины как разновидность социальных отклонений личности. Характеристика основных видов социальных отклонений. Основные направления работы психолога по предупреждению суицидальных явлений в группе.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: