NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки

РАЗДЕЛ 5. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 18 Актуальные проблемы социальной психологии воинского коллектива


Традиции исследования психологии малых групп и коллективов в отечественной военной психологии. Основные подходы к исследованию коллектива военными психологами.

Понятие "воинский коллектив" и его социально-психологическая характеристика. Социально-психологические особенности воинского коллектива.

Основные социально-психологические явления и процессы в воинском коллективе и их характеристика.

Основные направления социально-психологических исследований в отечественной военной психологии: формирование воинского коллектива, взаимосвязь взаимоотношений в коллективе и эффективности воинской деятельности, психология военного руководителя, психология отрицательного лидерства, психология общения и взаимоотношений в воинском коллективе, психология конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих, психология самоутверждения личности военнослужащего, сплоченность и совместимость во взаимоотношениях военнослужащих, социально-психологическая адаптация военнослужащих.

Коллективно-групповые социально-психологические проблемы:


  • нарушения внутриколлективных связей между воинами и их группами (деловых, моральных, личных), а также выбор ложных групповых ориентиров;

  • распад ценностей коллектива;

  • направленность коллективного сознания на негативные асоциальные цели, не отвечающие задачам воинской деятельности;

  • первичная разобщенность;

  • бытовые текущие конфликты;

  • психологическая несовместимость:

  • мотивационно-ценностная;

  • морально-идеологическая;

  • психофизиологическая несовместимость.

Личностные проблемы:

  • Проблемы, ухудшающие личностное развитие, нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности воинов.

  • Социально-психологическая адаптация личности к службе и межличностным отношениям в новом коллективе.

  • Последствия проблем - деформация личности (психологическая, нравственная, психосоматическая)

  • неудовлетворенные потребности;

  • конфликты с окружающими;

  • чувство безысходности, растерянности, тревоги;

  • страдание, разлад;

  • отклоняющееся поведение (алкоголизм и наркомания, сексуальные девиации, суицидальное поведение);

  • моральная деформация (предательство, мародерство, воровство, уклонение от службы и дезертирство)


Деятельностные проблемы:

  • снижение эффективности воинской деятельности;

  • ошибочные действия, аварии, расход ресурсов; и т.д.

ВМЕСТЕ С ТЕМ: возможна ОПТИМИЗАЦИЯ существующих условий в плане учета психологических аспектов деятельности военнослужащих, т.е. известное социально-психологическое обеспечение повседневной служебно-боевой (учебно-боевой) деятельности, взаимоотношений военнослужащих в воинских коллективах, а также индивидуальной жизнедеятельности военнослужащего, удовлетворения его основных социальных потребностей.

СПР - деятельность военных специалистов-психологов, других должностных лиц структур по работе с личным составом, а также командного состава войск по обеспечению решения деятельностных, коллективно-групповых и личностных проблем в войсках.

Тема: Конфликты в воинском коллективе.


Конфликт – способ разрешения значимых для личности противоречий путем противодействия, противоборства и проявлением отрицательных эмоций.

  1. наличие противоречий,

  2. разрешение путем противоборства,

  3. отрицательные эмоции.

Источники конфликта:

  • личность,

  • среда.

Конфликты условно подразделяются:

  • внутриличностные,

  • межличностные,

  • межгрупповые.

Все виды взаимосвязанны, один вид конфликта может предшествовать другому.

Для содержательного анализа необходимо обратиться к структуре и динамике.

Структура конфликта (по Богомоловой):

  • участники конфликта,

  • условия протекания конфликта,

  • образы конфликтной ситуации,

  • возможные действия участников конфликта,

  • исходы конфликтных действий.

Участники конфликта характеризуются:

  • мотивами,

  • целями,

  • установками.

Условия протекания конфликта характеризуются:

среда протекания конфликта – группа:

Нормы. Ценности, установки

Образы конфликтных ситуаций – внутренние картины, которые имеются у участников о самих себе и представления о среде, в которой разворачиваются конфликты.

Исходы конфликтных действий с самого начала имеют идеальную предопределенность.

Динамика конфликта:

  1. возникновение объективной конфликтной ситуации,

  2. осознание объективной конфликтной ситуации,

  3. переход к конфликтному поведению,

  4. разрешение конфликта.

Правила разрешения конфликтов:

Любая конфликтная ситуация может быть разрешена бесконфликтно наличие конфликтов обусловлено: отсутствием знаний, опыта, времени.

Надо действительно хотеть разрешить конфликтную ситуацию бесконфликтно, т.е. иметь положительную установку на решение конфликта.

Управление конфликтом:


  • предупреждение,

  • разрешение.

Объект управления не сам конфликт, а те противоречия, которые его породили.

Универсального приема-способа управления конфликтом не существует.

Конкретные приемы разрешения конфликта:

  • компромисс – взаимоприемлемые уступки,

  • уступка,

  • минимизация отношений,

  • «открытый» разговор (инициатива одной стороны – соглашение другой стороны – снятие проблемы),

  • сотрудничество,

  • отказ от активных действий (разрешение конфликтной ситуации самой по себе),

  • обращение к 3-му лицу.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

"конфликт" от лат. "столкновение"

КОНФЛИКТ

  • взаимонепонимание;

  • отсутствие согласия;

  • противодействие;

  • борьба;

  • "способ разрешения противоречий";

Особая форма социального взаимодействия людей в условиях наличия противоречия их индивидуальных целей, выражающегося в одностороннем или обоюдном противодействии.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ("хочу принять новые нормы, но не могу")

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ("он мне мешает")

МЕЖГРУППОВЫЕ ("они – плохие, не такие, как мы")

1989-1990гг в более чем 60 коллективах различных родов и видов войск на национальной основе :

24% – 1типа;

51% – 2-го;

68% – 3го

ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ КОНФЛИКТОВ:

  • неорганизованность ведущей деятельности;

  • отсутствие настоящего дела; праздность;

  • неэффективный стиль руководства и общения военного руководителя;

  • нехватка правдивой информации о ситуации; слухи;

  • служебные интриги в целях карьеризма;

  • "любовь к позиции на вершине горы"

  • самомнение, "реванш"

  • отсутствие навыков общения , грубость, обращение по кличкам;

  • несовпадение взглядов на происходящие события;

  • демонстрация силы, эгоизма, самоуверенности, зазнайства;

  • нечестность, паразитирование;

  • ложные направления завоевания авторитета,стремление главенствовать;

  • бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность.

Последствия конфликтов в группе:

  • образование подгрупп или изменение в их распределении;

  • удаление инакомыслящих членов;

  • выбор "козла отпущения";

  • организационные изменения в группе:

  • изменения групповой цели или фиксация общей цели;

  • изменения в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели;

  • реформы структур группы; 5) появление или смена руководителя, изменение способа руководства;

  • распад группы.

Конфликтная ситуация – это ситуация взаимодействия (общения) людей, ограниченная определенным кругом участников, временем протекания и наличием взаимно противоречивых мотивов, целей и способов действий участников.

СТРУКТУРА (КОМПОНЕНТЫ) КОНФЛИКТНОЙ СИТАУЦИИ:

объект (предмет) конфликта

(В чем суть противоречия, породившего конфликт?Как может быть названа основная проблема, порождающая конфликт? На что направлены действия участников?) – должностной статус, служебное положение; – отношения авторитетного третьего лица; – физические материальные блага ("борьба за ресурсы") – поведение (слова, поступки)людей в текущей или прошлой ситуации; – внутригрупповая роль, социально-психологический статус – "лидер", "козел отпущения";

участники конфликта

(м.б. выделены конфликтные роли: оппоненты – инициаторы, лидеры и их сторонники – активные и пассивные, нейтральные участники, "судьи", "адвокаты", "примирители" и т.п.). Есть ли "скрытые" участники?

потребности и мотивы участников

(Чего они хотят? В чем нуждаются? Чем побуждаются? Какие мотивы ими осознаются, а какие – нет? Как мотивируют оно свои действия?)

цели участников

(Каковы представления участников о том, что должно произойти в результате разрешения конфликта?)

стратегии поведения участников

(Как ведут себя участники, каков их стиль обращения по отношению к друг другу?) Поведение м.б. Конструктивное – неконструктивное; Открытое – защитное;

Активное – пассивное; Типы: = соперничество – скрытое, агрессивное; = сотрудничество; = компромисс, уступка; = избегание, уход от конфликта; = приспособление, сглаживание, защита; М.б. контрастное взаимодействие; сходное по стратегиям взаимодействие; (См. опросник Томаса)

условия протекания конфликта

(время, место, характер официальных и неофициальных взаимоотношений до конфликта, доминирующие нормы, характерологические особенности участников, особенности текущего взаимодействия)

образы конфликта

(Как воспринимают участники друг друга? Самих себя? Как оценивают основные компоненты конфликта?)

динамика протекания конфликта

(С чего началось? Каков инцидент? Как это выглядело? Кто при этом присутствовал? Кто и что именно говорил? Каким тоном? Кто возобновляет конфликтные действия?)

причины конфликта

Совокупность объективных и субъективных компонентов, обеспечивающих возникновение, актуализацию и поддержание противоречивых отношений участников конфликта NB!!!!!!!! Закон скрытых компонентов конфликта: В любой конфликтной ситуации существуют: скрытый в прошлом источник... скрытые мотивы активных участников... скрытые участники, играющие не последнюю роль в конфликте...

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ:

  • глобальный

  • парциальный конфликт

  • кратковременный

  • затяжной конфликт

  • плавный

  • взрывной конфликт

1. Мотивационные конфликты:

неудовлетворенность основных потребностей личности (витальных, самоутверждения, престиже, безопасности, власти)

2. Деятельностные конфликты:

недостатки в организации и исполнении индивидуальной и совместной служебно-боевой, обслуживающей и т.п. деятельности в силу неумений, нежелания и т.п.

3.Конфликты коммуникации:

текущие эмоциональные реакции в процессе служебной или бытовой коммуникации, трудности взаимопонимания, вызванные интеллектуальными, речевыми и т.п. причинами; неумение устанавливать прямые и обратные коммункационные связи.

4. Ролевые конфликты:

противоречия, вызванные необходимостью играть несколько ролей одновременно ("начальник – друг")

5. Конфликты власти и оппозиции

6. Конфликты "фантомы" – надуманные, отсутствующие реально противоречия

ВИДЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ:

"А почему?": конфликты, вызываемые сложностями адаптации молодых военнослужащих, отсутствием навыков поведения в новой обстановке.

ПУТИ: разъяснение причины и содержания ошибочных действий, последствий неправильного поведения; оказание помощи; рациональное убеждение.

"Не хочу и не буду?": конфликты, вызываемые негативным отношением к воинской службе, к своей роли, а также утомление, истерика.

ПУТИ: 1+ без разъяснений и уговаривания, четкая постановка задач, определение сроков и контроль. "Хочет или не хочет, а становится огурец соленым через три дня пребывания в рассоле"

"Вам это надо, а мне не надо!": конфликты, обусловленые эгоистическими или инфантильными установками военнослужащего, подростковая реакция эмансипации.

ПУТИ: коррекция ценностей – длительность и кропотливость.

"Не могу поступиться совестью..." конфликты, обусловленные групповым эгоизмом, нонконформизмом или коллективистическим самоутверждением "одиночки".

ПУТИ: коррекция коллектива.

ТЯЖЕЛЫЕ ОШИБКИ В ОБСУЖДЕНИИ КОНФЛИКТА:

-партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах ;

-партнер не выражает полностью свои потребности;

-партнер принимает "боевую стойку";

-партнер уходит в оборону;

-поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;

-партнер настаивает на признании своей власти;

-в ход идет знание самых уязвимых место партнера;

-припоминаются старые обиды;

-в конце концов выявляются "победитель и побежденный".

Пути профилактики и преодоления конфликтных ситуаций:

Главное – начиная любую деятельность, необходимо прогнозировать ее возможные конфликтные последствия. В организационной системе можно предотвратить конфликты следующими организационно-управленческими действиями:

"Сделай ясными роли!" Детальное определение и разъяснение функциональных обязанностей, сфер ответственности, правил и процедур деятельности, ее ресурсных, качественных и количественных параметров, требований к результатам, к форме и адресу информации о деятельности !!! Многие проблемы, видимо, снимутся при детальном прописывании положений контракта, который должен заключаться с каждым военнослужащим.

"Прими решение за конфликтующих!" Четкое определение управленческой иерархии, принятие в конфликтной ситуации решения вышестоящим над конфликтующими сторонами начальником.

"Сформулируй единую для всех цель!" Определение единой, четкой цели для отдельных подразделений, членов группы в течение определенного периода

"Напоминай о премии!" Создание строгой системы санкций : поощрения и наказания.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ:

1. признавать друг друга.

2. слушать, не перебивая.

3. демонстрировать понимание роли другого.

4. выяснить, как другой воспринимает конфликт.

5. четко формулировать предмет обсуждения.

6. устанавливать общие точки зрения.

7. выяснить, что вас разделяет.

8. после этого снова описать содержание конфликта.

9. искать общее решение

ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ УГАШЕНИЯ КОНФЛИКТА:

1." ОЧЕРЕДЬ" – Поочередно пригласить к себе враждующих; – каждый излагает суть и причины столкновений со своей позиции; пресекаются любые попытки очернения – требовать фактов; – уточнение фактов; – принятие собственного решения, мнения; – вызывание обоих: поочередное высказывание претензий в его присутствии, прекращение вспыхивающей ссоры; – объявление своего решения: в пользу одного или не в пользу обоих.

2." СОБРАНИЕ"

Собирается собрание коллектива;

-конфликтующие внятно высказывают свои претензии друг к другу при группе;

-выступают члены коллектива;

-на основании выступлений руководитель принимает решение и объявляет его на собрании конфликтующим как бы от лица группы (суждение будет поддерживаться групповым мнением);

3." ВЗЫСКАНИЕ" (если конфликт не утихает)

– повторные критические замечания с глазу на глаз или при группе;

– взыскание;

4." ПЕРЕВОД"

– предупредить и развести конфликтующих по различным подразделениям;

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ УГАШЕНИЯ КОНФЛИКТА:

1. "ВЫХОД ЧУВСТВ"

внимательное выслушивание жалующегося,

эмоциональная поддержка, но не обязательно согласие;

просьба объяснить, более детально

2. "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ"

найти в конфликтующем хорошее и указать ему на это, сопоставив с несоответствием конфликту – по форме и содержанию.

3. " АВТОРИТЕТНЫЙ ТРЕТИЙ"

передача доброго мнения одного о другом через третье авторитетное для обоих лицо.

4. " ОБНАЖЕНИЕ АГРЕССИИ"

предоставление возможности выразить неприязнь друг к другу в замаскированном виде: в игре, в диспуте, в соревновании.

5. "ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ ОППОНЕНТА"

побуждение ссориться в присутствии руководителя, требование повторять реплики оппонентов друг другом, принуждение к добросовестному выслушиванию аргументов друг друга.

6. "ОБМЕН ПОЗИЦИЯМИ"

предложить найти положительные моменты в суждениях противоположной стороны; предложить высказать претензии от лица противоположной стороны.

7. " ЗЕРКАЛО"

записать ссору на магнитофон, затем – психохирургия...

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: