NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тренинг «Повышение толерантности в молодежной среде» Общие рекомендации по проведению тренинга


Основное содержание
Упражнение «Китайская каллиграфия»

Задачи:

  • работа с понятиями «чужие» и «свои» на символическом уровне;

  • повышение межкультурной компетентности участников.

Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: по два листа плотной белой бумаги 10 на 15 см, кисточки средних размеров (№ 5) для каждого участника, несколько баночек туши или чернил на группу.

Приложения: примеры китайских иероглифов (Приложение 2.1).
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Различия, о которых мы говорили в предыдущем упражнении часто являются основанием, в соответствии с которым мы относим себя к одним группам, которые называем «Мы» («свои)» и дифференцируем себя от других, которые становятся для нас «Они («чужие»). Примером этому может служить всем известная история про остроконечников-тупоконечников («Путешествие Гулливера Д.Дефо)». И, таким образом, здесь мы можем говорить о различиях не только на уровне отдельных личностей, но и на уровне целых групп. Давайте попробуем поисследовать психологическую альтернативу «Мы-Они», которая лежит в основе ксенобии. Но прежде нам предстоит совершить небольшое путешествие на Восток, а именно в Китай». Далее ведущий рассказывает участникам, что неотъемлемой частью культуры Китая является каллиграфия. Иероглиф – письменный знак, графическая форма которого ассоциируется со значением слова, для которого он был создан. Китайская письменная традиция восходит к глубокой древности. Легенды утверждают, что предки нынешних китайцев использовали иероглифическое письмо уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Иероглифы могут представлять собой либо схематические рисунки, наглядно изображающие предметы и явления действительности, либо символы, использующиеся для обозначения слов. Ведущий показывает примеры китайских иероглифов и дает необходимые пояснения (Приложение 2.1).

Китайская каллиграфия – особое искусство написания иероглифов. В Китае каллиграфия была не просто способом письменной передачи информации, но и искусством. Да и в современном мире художественная выразительность и изящество иероглифов привлекают к ним внимание многих людей. Каллиграфия подобна живописи, и процесс создания иероглифа кистью и тушью сродни процессу создания картины. Эту картину можно просто созерцать либо созерцать и проникаться ее духом.

Ведущий предлагает участникам представить, что они – мастера каллиграфии. Он говорит примерно следующее: «Как и у представителей других специальностей, у нас есть свои орудия труда. Это кисть, тушь, бумага, тушечница (в нашем случае – чернильница). Эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как «четыре драгоценности ученого», так как являются неотъемлемыми принадлежностями всякого образованного человека в Китае.

Сейчас каждый из вас получит свои «четыре драгоценности» (ведущий раздает участникам принадлежности), и мы приступим к созданию иероглифов. Подумайте, как могли бы выглядеть иероглифы, обозначающие понятия «Мы» (свои, наши) и «Они» (чужие, другие). Возьмите кисть и попытайтесь изобразить их». Участники рисуют иероглифы на отдельных листах, и затем демонстрируют свои работы, поясняя, почему именно так они решили выразить эти понятия.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие аспекты, по вашему мнению, наиболее важны в определении понятий «чужой» «свой»?

  • Какие иероглифы, выполненные участниками группы, кажутся вам наиболее удачными? Почему?


Упражнение «Чужие и свои»

Задачи:

  • актуализация альтернативы «свои» - «чужие»;

  • осознание диапазона и многообразия семантического ряда, определяющего понятия «чужие» и «свои».

Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: чистые карточки по количеству участников, лист ватмана, фломастер (можно также использовать прямоугольные стикеры двух цветов).
Процедура проведения. Ведущий говорит: «В предыдущем упражнении мы поработали с понятиями «чужие» и «свои» на символическом уровне, а теперь давайте попробуем конкретизировать их». Участникам предлагается в течение минуты подумать о том, какие ассоциации вызывают у них слова «чужие» и «свои». Участники получают по две карточки. На одной сверху они пишут «свои», на другой – «чужие». В течение 5 минут участники пишут на карточках возникшие у них ассоциации (по 3-5 слов). Это могут быть, например, представители каких-то групп или различные характеристики, качества, предметы, ассоциации.

Затем ведущий собирает карточки, перемешивает их и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый из участников зачитывает записи, сделанные на карточке, которая ему досталась, а ведущий фиксирует их на ватмане или на доске в соответствующих колонках «свои» и «чужие». Если какие-то ассоциации встречаются более одного раза, ведущий отмечает их «вес» (количество упоминаний). В результате формируется общее представление группы о «чужих» и «своих». Затем проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • На основании каких признаков мы наиболее часто причисляем кого-то к «чужим», а кого-то – к «своим»?

  • Всегда ли слово «чужой» имеет негативный оттенок?

  • Отнесение к данным категориям основывается чаще на личностных характеристиках или групповых особенностях?

  • Какие группы людей мы считаем чужими?

  • Что определяет деление общества на «чужих» и «своих»?


Упражнение «Культурная дистанция»*

Задачи:

  • знакомство с понятием культурная дистанция;

  • получение представлений о культурной дистанции разных народов;

  • осознание зависимости культурной дистанции от сферы межличностных отношений.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: бланки по количеству участников (Приложение 2.2).

Приложения: бланк со списком утверждений и перечнем различных групп (Приложение 2.2), результаты проведенных ранее исследований – предназначается для ведущего (Приложение 2.3).
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Мы определились с тем, что такое свои и чужие. Но вряд ли существуют только два полюса - чёрный белый, мы-они, а третьего при этом не дано. Скорее каждая группа имеет своё место на шкале близости-чужеродности. Давайте попробуем оценить, где для нас на этой шкале находятся какие-то конкретные группы». Далее каждый участник получает бланк (Приложение 2.2) со списком различных групп. Ведущий дает участникам следующую инструкцию: «Перед Вами список различных этнических и культурных групп. Какие-то народы и национальности каждому из нас более близки, а какие-то – менее. Укажите только одно наиболее подходящее для каждой группы утверждение, которое может стать завершением следующей фразы: "Для меня лично возможно и желательно принять представителя данной группы…"». Список утверждений выглядит следующим образом:

  • как близкого родственника (например, супруга или супруги)

  • как близкого друга

  • как соседа по дому

  • как коллегу по работе

  • как гражданина моей страны

  • как гостя (туриста) в моей стране.

  • я не хотел бы видеть его в своей стране.

Выбрав утверждение, в таблице напротив каждой группы поставьте галочку под цифрой, соответствующей выбранному вами для этой группы утверждению.

После того, как все участники заполнят бланки, ведущий просит каждого участника подсчитать средний индекс своей «культурной дистанции» – суммировать баллы по каждой группе и разделить на количество групп (25). Значение индекса «культурной дистанции» может изменяться от 1 (минимальная дистанция) до 7 (максимальная дистанция). Таким образом, чем выше индекс, тем в большей степени человек склонен дистанцироваться от представителей других культур. Участники с низким значением индекса наименее предубеждены по отношению к представителям различных культур. Затем подсчитывается среднегрупповой индекс культурной дистанции – суммируются индивидуальные индексы и делятся на число участников в группе. Для этого ведущий в две стороны от себя запускает по кругу по одному листочку. Первые участники, сидящие слева и справа от ведущего, записывают на этих листочках свои индексы и передают листочки следующим. Те записывают рядом сумму этого числа и своего индекса и передают листочки дальше. Когда оба листочка встретятся, последние значения, записанные в них (то есть суммы индексов культурной дистанции половины группы) суммируются и делятся на количество участников в группе. При желании и заинтересованности группы, ведущий может сравнить значения группового индекса с результатами, полученными в проведенных ранее исследованиях (Приложение 2.3).

Вопросы для обсуждения:

  • Чем обусловлена величина «культурной дистанции», почему у одних участников она незначительная, а у других – высокая?

  • Что может повлиять на величину культурной дистанции (жизненный опыт, семейное воспитание) и каким образом?


Упражнение «Почему не любят валлонийцев»

Задачи:

  • понимание "истинной" и "ложной" составляющей стереотипов и предубеждений;

  • понимание обобщенной природы стереотипов.

Необходимое время: 20 минут.

Участникам предлагается выбрать из списка несколько конкретных групп, в отношении которых им хотелось бы узнать групповой индекс культурной дистанции. Необходимо, чтобы в этот список попали и вымышленные группы – те, которые на самом деле не существуют – валлонийцы, пиренейцы. Для подсчета индекса суммируются значения каждого участника по конкретной группе (например, американцы) и сумма делится на число участников. Затем сравнивается культурная дистанция по отношению к этим группам между собой (например, дистанция по отношению к американцам и по отношению к евреям) с результатами из приложения.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем объясняется тот факт, что дистанция с вымышленными группами оказалась не меньше, чем с реальными?

  • Каковы причины того, что участники с высоким «индивидуальным индексом» культурной дистанции негативно относятся и к вымышленным группам, а участники с низким индивидуальным индексом демонстрируют близость и с реальными, и с вымышленными группами?

  • Почему возникают предубеждения к другим культурам?

Примечание. В результате обсуждения ведущий должен наглядно показать, что предубеждения носят обобщенный характер – люди, негативно относящиеся к одной группе, настроены негативно и по отношению к другим, даже вымышленным.
Упражнение «Паутина предрассудков»

Задачи:

  • достижение понимания того, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;

  • обучение навыкам оказания поддержки человеку, чувствующему себя униженным.

Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: моток веревки длиной 5-10 метров.
Процедура проведения. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Как известно, в некоторые группы, например, национальности часто становятся объектом шуток и анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.

Ведущий просит участников вспомнить и назвать любой народ, анекдоты о котором они знают. Затем ведущий выбирает один из предложенных народов и предлагает какому-то участнику сыграть роль этого народа. Участник садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать известные им шутки и анекдоты об этом народе, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего народ, верёвкой, как бы опутывая его «паутиной предрассудков», до тех пор, пока он не сможет пошевелиться. После того, как высказывания иссякнут, ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий обращается к участникам: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого «народа»?» У участников возникает желание освободить «народ». Ведущий предлагает группе посочувствовать ему, назвать положительные черты народа, сказать о нем что-то хорошее. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Вопросы для обсуждения:

  • Приходилось ли кому-нибудь из вас сталкиваться с подобным опытом в жизни?

  • Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение окружающих?

  • Какую роль сочувствие и сопереживание (эмпатия) играет в общении?

  • Каким образом мы можем отличить суждения, основанные на предрассудках от объективной информации о группе? (Выход на основные признаки предрассудков: упрощённость, стойкость к изменениям и негативный характер).


Упражнение «Индийский слон»

Задачи:

  • актуализация понятия «стереотипы»;

  • понимание механизмов функционирования стереотипных суждений;

  • понимание роли стереотипов в восприятии других людей.

Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам сменить вид деятельности, для этого группе необходимо разделиться на тройки и представить себе следующую ситуацию. Организация Объединенных Наций решила провести глобальное исследование роли индийских слонов в развитии человеческой цивилизации. Для проведения тендера исследовательские группы из разных стран должны представить проекты проведения такого исследования. При этом, естественно, ими выбирается тот аспект проблемы, который в наибольшей степени соотносится с их собственным культурным наследием. Например, коллеги из Украины предлагают провести исследование на такие темы как: «Роль индийских слонов в производстве сала», «Использование сала в разведении индийских слонов» или «Индийский слон и щи с галушками. История и перспективы».

После этого ведущий объясняет участникам задание: он называет страну, а каждая тройка за 2 минуты должна придумать тему для исследования из роли ученых этой страны. Далее ведущий называет 5-7 стран, а подгруппы по очереди озвучивают темы для возможных исследований.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли вам было выполнять задание?

  • На чем вы основывались при его выполнении? Насколько обширной и полной была имеющаяся в вашем распоряжении информация?

  • Как можно назвать те суждения, которые лежат в основе придуманных названий?

  • Каковы основные особенности стереотипов?

  • В чем заключается их роль? Какую, по вашему мнению, отрицательную роль играют стереотипы? Могут ли стереотипы быть полезными? В каких случаях? (Выход на разговор и о позитивной, и о негативной роли стереотипов).


Упражнение «Орешки»

Задачи:

  • понимание механизмов формирования стереотипов;

  • обучение навыкам преодоления негативных стереотипов;

  • осознание уникальности и неповторимости каждой личности.

Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: мешочек с грецкими орехами по числу участников.
Процедура проведения. Группе предлагается провести небольшой эксперимент. Ведущий показывает участникам мешочек с грецкими орехами и просит всех сказать, что они знают о грецких орехах. Участники могут, например, сказать, что грецкий орех имеет твердую скорлупу из двух половинок, его ядро напоминает головной мозг, что если попытаться его разгрызть, можно сломать зуб, что грецкий орех полезен для здоровья и родиной его, судя по названию, является Греция. Когда все выскажутся, ведущий обобщает сказанное, и заключает, что группой было дано полное описание ореха, к которому сложно добавить что-либо еще.

Затем ведущий продолжает: «Кажется, что все орехи одинаковые, так как они подходят под это описание. Попробуем проверить, так ли это. Возьмите каждый по ореху. Постарайтесь посмотреть на свой орех повнимательней, увидеть и ощутить его «особые приметы» и неповторимые признаки. Вашей задачей будет отыскать его потом среди других орехов. У вас 1 минута». Затем орехи собираются и перемешиваются. После этого по команде ведущего каждый должен найти свой орех.

Несмотря на кажущуюся сложность этого задания, участникам обычно удается отыскать свой орех среди других.

Подводя итог, ведущий говорит, что вряд ли еще недавно кто-нибудь из участников считал, что мешочек грецких орехов полон индивидуальностей. Но стоит внимательно присмотреться к самому обычному ореху, «познакомиться» с ним, и становится ясно, что каждый из них неповторим. Так же обстоят дела и в человеческом обществе: часто мы воспринимаем какую-либо группу, даже целый народ, как целое, наделяя всех ее представителей одинаковыми качествами. Мы редко задумываемся о том, что каждый представитель другой группы - совершенно уникальный и неповторимый человек. Нам порой кажется, что «все китайцы на одно лицо», что «все немцы педантичные», что «все финны медлительные», а «итальянцы – вспыльчивые». Но стоит нам поближе познакомиться с конкретным представителем другого народа, больше узнать о нем, и он становится в наших глазах совершенно неповторимым и уникальным.

Вопросы для обсуждения:

  • По каким признакам, особым приметам вам удалось опознать свой орех?

  • Исчерпывается ли неповторимость вашего ореха теми определениями, которые мы дали грецким орехам как некой группе?

  • Были ли в вашей жизни такие случаи, когда представитель какой-то социальной группы, в отношении которой у вас существовали стереотипы, при более близком знакомстве раскрывался как индивидуальность, подобно тому, как при внимательном рассмотрении перед вами раскрылась неповторимость каждого грецкого ореха?

  • Как можно преодолеть негативные стереотипы?


Рефлексия

  • Как ксенофобия проявляется в современном обществе?

  • Какие механизмы лежат в ее основе?

  • Какие меры могут снизить уровень своей собственной ксенофобии?

  • Что можете сделать для этого лично вы, чтобы снизить уровень ксенофобии в обществе?

  • Что важного и полезного каждый из вас узнал сегодня на тренинге, что вы поняли, какие открытия для себя сделали (опишите это буквально в одном-двух предложения.


МОДУЛЬ 3
РАЗНЫЕ, НО РАВНЫЕ:

ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

К СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫМ ГРУППАМ ОБЩЕСТВА
Цели:

  • понимание положения в обществе людей с ограниченными физическими возможностями, беженцев и других социально уязвимых групп;

  • знакомство с понятием «дискриминация» и его проявлениями;

  • развитие социальной чувствительности;

  • формирование сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества;

  • приобретение навыков оказания психологической поддержки людям;

  • формирование гуманистического мировоззрения и гражданской ответственности за нарушение прав человека.




Ведущий говорит участникам, что тема сегодняшнего занятия звучит как "Разные, но равные". Далее ведущий раскрывает тему занятия: «В нашем обществе есть люди, которым живется сложнее, чем большинству. Существует специальный термин - "социально уязвимые группы общества". Это люди, которым каждый день приходится не жить, а бороться за жизнь - бороться с равнодушием и бедностью; бороться с отсутствием специальных пандусов в транспорте; бороться с юридической неопределенностью собственного статуса... Бороться, бороться, бороться... Им более, чем кому-либо, нужна наша поддержка, понимание и сочувствие. А вместо этого они сталкиваются с игнорированием, отвержением и даже обвинениями. Именно отношению к этим людям будет посвящен этот тренинг».



Разминка
Упражнение «С кем ты?»

Задачи:

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса;

  • осознание многообразия групп в обществе и различий между ними;

  • получение представления о социально уязвимых группах.

Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Ведущий объясняет суть упражнения: «На предыдущих встречах мы много говорили о том, что по разным причинам и на основе самых различных признаков люди объединяются в группы и стремятся принадлежать к каким-либо группам. Человек постоянно осуществляет выбор и находит свое место в обществе в самых разных группах. Признаки и причины, по которым люди относят себя к той или иной группе, могут быть очень важными. Например, это могут быть культурные и этнические особенности (традиции, обычая, язык). А могут быть более формальные или внешние признаки, например, цвет волос (блондин – брюнет) или рост (высокий – низкий). Принадлежность к группе может также определяться на основе психологических характеристик, например, люди различаются по типу темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), по степени открытости к миру (экстраверт и интроверт) и др.».

Затем ведущий предлагает участникам сделать свой выбор. Он задает вопрос: «Кем бы вы хотели быть?».

Предлагаемые варианты группового выбора:

  • Землянином или инопланетянином?

  • Блондином или брюнетом?

  • Синеглазым или кареглазым?

  • Арабом или китайцем?

  • Здоровым или больным?

  • Старым или молодым?

  • Богатым или бедным?

  • Африканцем или европейцем?

  • Африканцем в Африке или африканцем в России?

  • Туристом или беженцем?

Каждый участник должен выбрать предпочитаемую им группу и объединиться в определенном месте комнаты с теми, кто сделал такой же выбор. С этой целью комнату делит пополам воображаемая линия, и в зависимости от выбора группы участники становятся на ту или иную сторону.

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько важны признаки, на основе которых вы выбирали ту или иную группу?

  • Всегда ли мы можем выбирать группу, к которой хотим принадлежать?

  • Вы заметили, что существуют группы, к которым мало кто хочет принадлежать?

  • Почему, например, большинство из вас или все предпочли стать туристами, а не беженцами?

  • Почему большинство или все из вас предпочли быть африканцами в Африке, а не в России?

  • Социально уязвимые группы – что, по-вашему, означает этот термин?

  • Какие социально уязвимые группы вы знаете? (Ведущий записывает названные группы на флипчарт и обобщает сказанное).


страница 1страница 2страница 3 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.