NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тренинг «Повышение толерантности в молодежной среде» Общие рекомендации по проведению тренинга


Основное содержание занятия
Упражнение «Круг ассоциаций»

Задачи:

  • актуализация представлений участников о социально уязвимых группах;

  • формирование семантического поля данного понятия.

Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения. Участникам предлагается в течение минуты подумать о том, какие ассоциации вызывает у них понятие «социально уязвимая группа» (например, слёзы, безысходность, страх перед будущим), а затем по кругу назвать свои ассоциации.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие наиболее яркие особенности социально уязвимых групп прозвучали? (Вариант: ведущий сам подводит итоги упражнения и обобщает сказанное участниками).


Упражнение «Жребий»

Задачи:

  • осознание положения мигрантов как социально уязвимой группы общества;

  • возможность увидеть реакцию местного населения на внешний вид и поведение мигрантов;

  • понимание причин поведения мигрантов;

  • развитие сочувственного отношения к мигрантам.

Необходимое время: 40 минут.

Вспомогательные материалы: конверты по числу участников, карточки-жребии с описаниями ролей (Приложение 3.1), 2 карточки с красными кружками, остальные карточки – с зелеными кружками, чтобы каждому участнику досталось по одной карточке, два одинаковых платка или куски ткани 70x70, вывески для магазинов и парков, представляющие собой бессмысленное сочетание букв (Приложение 3.3), карточки-расшифровки для всех игроков кроме «мигрантов» (Приложение 3.2), игровые деньги (Приложение 3.4).
Процедура проведения. Ведущий проводит жеребьевку группы. Каждый участник получает конверт, в котором находится карточка с инструкцией и описанием роли (Приложение 3.1). Основные роли: мигранты – 2 человека, продавцы – 4 человека, милиционер – 1 человек, горожане – 7 или 8 человек в зависимости от количества участников в группе). Кроме того, в конвертах находятся карточки с нарисованным кружком, причем у мигрантов этот кружок красного цвета, а у местных жителей – зеленого. В конвертах горожан – по 200 игровых монет, в конвертах мигрантов – пятьдесят (Приложение 3.4). В конвертах горожан находится расшифровка вывесок магазинов и парков (Приложение 3.2), у мигрантов таких расшифровок нет.

Участникам предлагается ознакомиться с содержанием конвертов, стараясь сохранить его в секрете от остальных участников. Содержание карточек не обсуждается между участникам не до, не во время игрового действия. Лучше, если карточки с описаниями ролей после ознакомления будут убраны участниками, например, в карман. В это время ведущий расставляет вывески и указатели (Приложение 3.3), причем важно проследить, чтобы магазины были максимально удалены друг от друга (на 3, 6, 9 и 12 часов), парки располагались между магазинами, а участок милиции – на некотором отдалении, за пределами круга. Рядом с каждой вывеской и указателем необходимо поставить стул.

Затем участники занимают игровые места, при необходимости получают у ведущего реквизит, делают нужные приготовления и начинают спонтанно действовать, исходя из роли, заданной на карточке.

Игровое действие может длиться от 5 до 15 минут. После этого участники возвращаются в круг и начинается обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствовали себя участники с зеленым кружком на жребии? Что они заметили в ходе игры? (Необходимо опросить всех участников, кроме мигрантов о впечатлениях из ролей). Какие чувства возникали у них по отношению к другим участникам?

  • Были ли такие персонажи, которые вызывали особые чувства? Какие? Что именно вызвало эти чувства? (Предложите участникам угадать, кем были люди в чёрных платках).

  • Как чувствовали себя те участники, которым достался жребий с красным кружком? Насколько уверенными вы себя чувствовали, понимали ли как себя вести?

  • Как вы отнеслись к своему жребию? (Выход на вынужденность миграции и на то, что это – жребий, и никто не застрахован).

  • Насколько сложной показалась задача? (Выход на факторы, определяющие социальную уязвимость, связанные с инокультурностью – язык, обычаи, одежда).

  • Что вы чувствовали по отношению к другим участникам? Как вам кажется, какие чувства они испытывали по отношению к вам? (Выход на отношения с местным населением, на понимание причин этих отношений, на то, как это отношение затрудняет или облегчает адаптацию мигранта).

  • Были ли среди участников люди, похожие на вас? Какие чувства они вызывали? Какие отношения между вами складывались? (Выход на понимание причин возникновения и функционирования мигрантских общин).

  • Какие чувства вы испытывали, когда милиционер проверял ваши документы? Какие еще сложности возникают в жизни мигрантов в России? (Выход на осознание всего спектра факторов социальной уязвимости мигрантов в России).

(ДЕРОЛИНГ)

  • Что самое главное каждый из вас понял про положение мигрантов в России? Какие конкретные действия вы лично можете совершить, чтобы облегчить это положение?

При наличии материала, обратите внимание участников на то, что обыватели редко обращают своё внимание на проблемы мигрантов, чаще всего они погружены в решение своих собственных проблем. Или, наоборот, в зависимости от хода игры, подчеркните то, что мигранты часто становятся объектами ксенофобии (мигрантофобии).
Упражнение «Посылка беженцу»

Задачи:

  • развитие эмпатии по отношению к социально уязвимым группам общества;

  • мотивация участников на сочувствие и деятельную помощь вынужденным переселенцам.

Необходимое время: 15 минут.
Процедура проведения. Ведущий может начать упражнение словами: «Представьте себе, что в центре круга стоит большая коробка. Коробка не запечатана, а на одной из стенок – надпись: «Посылка беженцу». У каждого из нас есть возможность положить туда что-то до того, как посылка будет отправлена. Это могут быть не только вещи и материальные предметы. Вы можете послать беженцу какое-нибудь событие или, например, необходимое ему качество. Подумайте, что это будет».

Затем участники по кругу рассказывают о своих подарках беженцу.
Упражнение «Войди в роль»

Задачи:

  • развитие способности поставить себя на место другого человека;

  • формирование сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.

Необходимое время: 30 минут.

Приложения: карточки с описанием ситуаций, в которых оказываются люди из социально уязвимых групп (Приложение 3.5).
Процедура проведения. Ведущий говорит: «Мы поговорили об одной социально уязвимой группе – мигрантах, но мы знаем, что таких групп множество. Давайте прикоснёмся к чувствам людей, которых мы причисляем к самым разным уязвимым группам». Далее участники объединяются в микрогруппы по 3-4 человека. Каждая микрогруппа получает карточку с описанием истории из жизни человека – представителя одной из социально уязвимых групп общества. Задача микрогрупп – обсудить предложенную ситуацию, представить себя на месте героя. Затем один участник от каждой мигрогруппы должен рассказать группе его историю от первого лица. Остальные помогают ему подготовить рассказ. Время на прочтение и подготовку рассказа – 5-7 минут.

Вопросы для обсуждения (при наличии времени):

  • Насколько трудно было войти в предложенную роль?

  • Какие чувства вы испытали, оказавшись в роли?

  • Что в нас самих является необходимым условием для оказания поддержки людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?


Упражнение «Неравные старты»

Задачи:

  • понимание положения в обществе людей с ограниченными физическими возможностями;

  • формирование сочувственного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями;

  • формирование гуманистического мировоззрения.

Необходимое время: 40 минут.

Вспомогательные материалы: бумажные жребии для участников, непрозрачные повязки на глаза в количестве ¼ от числа участников, стакан сырой фасоли, бумага А4, карандаши, бланк для фиксации результатов, небольшие призы-угощения для каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий говорит, что сейчас всем предстоит принять участие в соревновании. Участники вытягивают жребий (в равных количествах на жребиях написаны цифры 1, 2, 3 и 4). Ведущий предупреждает, что условия участия в соревнованиях различаются в зависимости от цифры на жребии.

Участники, на жребиях которых написана цифра «1», получают повязки на глаза. В соревновании они должны участвовать с завязанными глазами. Те, кому достался жребий с цифрой «2», должны сцепить руки на груди. Во время соревнования они не могут пользоваться руками. Участники со жребием «3» должны сесть на стулья. Во время соревнования они не могут передвигаться и вставать со стульев. Для участников со жребием «4» никаких ограничений не предусмотрено. Ведущий предупреждает участников, что эти условия не обсуждаются и должны соблюдаться неукоснительно.

Убедившись, что все готовы, ведущий объявляет о начале соревнований.
Задание 1. Ведущий раскладывает на полу листы бумаги А4 так, чтобы они находились на расстоянии около 70 см друг от друга и образовывали извилистую линию – дорожку. Участники, по очереди перепрыгивая с листка на листок, должны пройти от начала до конца дорожки, как по кочкам. Если участник касается пола, то он отстраняется от дальнейшего выполнения задания. Ведущий фиксирует в бланке успешность выполнения задания каждым участником (1 балл дается за каждый раз, когда участнику удается перепрыгнуть на листок, не коснувшись пола).
Задание 2. Ведущий рассыпает по полу стакан сырой фасоли. Участники должны за одну минуту собрать как можно больше фасолин. Ведущий фиксирует в бланке количество фасолин, собранных каждым участником.
Задание 3. Участники получают листы бумаги и карандаши. Им дается задание за одну минуту нарисовать домик. Качество рисунков оценивается ведущим по пятибалльной системе. Результаты фиксируются в бланке.

Велика вероятность того, что в ходе соревнования у участников возникнет желание помочь друг другу. Ведущий должен мягко, но решительно запретить им делать это или четко ограничить возможности такой помощи (например, сказать, что помощь может быть только словесной).

После окончания соревнования ведущий суммирует баллы и объявляет троих победителей. Естественно, побеждают те участники, которые получили жребий с цифрой «4». Ведущий говорит, что победители, видимо, заслужили награду, и раздает им призы-угощения. После этого он предлагает группе обсудить результаты соревнования.

Вопросы для обсуждения:

  • Довольны ли вы тем, как прошли соревнования?

  • Как чувствовали себя участники, чьи физические возможности были ограничены условиями упражнения?

  • Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?

  • Какие чувства и проблемы испытывают люди с ограниченными физическими возможностями в нашем обществе?


Примечание: после обсуждения необходимо раздать призы-угощения каждому участнику и поблагодарить всех за работу. Важно помнить, что начинать обсуждение надо до того, как победители успеют съесть угощение.
Упражнение «Социальная реклама»

Задачи:

  • обобщение и закрепление материала тренинга;

  • формирование активной жизненной позиции у участников.

Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: материалы для творчества.
Процедура проведения. Группа разбивается на несколько подгрупп по 3-4 человека. Подгруппам дается задание в течение 15 минут создать социальную рекламу на тему «Разные, но равные», посвященную социально уязвимым группам общества. Рекламный продукт может быть представлен в разных форматах по выбору участников: видеоролик, рекламный слоган, реклама, представленная в графическом виде (рекламный щит, реклама в печатных изданиях или на транспорте), звуковая реклама (транслируемая в метро, по радио), и т.д. Затем следует демонстрация и обсуждение рекламных продуктов.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие темы были затронуты в рекламных продуктах, созданных участниками?

  • Может ли социальная реклама изменить представления людей?

  • На какую целевую группу должна быть направлена такая реклама?

  • Что может сделать каждый из нас для того, чтобы поддержать людей, относящихся к социально уязвимым группам?


Рефлексия

  • Постарайтесь одним-двумя словами охарактеризовать отношение нашего общества к социально уязвимым группам.

  • А теперь также одним-двумя словами опишите в каком отношении, по вашему мнению, они нуждаются?

  • Что важного и полезного каждый из вас узнал сегодня на тренинге, что вы поняли, какие открытия для себя сделали (опишите это буквально в одном-двух предложениях).



МОДУЛЬ 4
МНОГОЛИКИЙ МИР:

ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ К МНОГООБРАЗИЮ МИРА

Цели:

  • осознание участниками собственной индивидуальности;

  • принятие ценности и важности многообразия мира;

  • понимание уникальности и ценности вклада каждого человека в развитие общества;

  • осознание преимущества разнообразия в мире;

  • поиск положительных сторон в непохожем и отличающемся;

  • формирование межкультурного интереса и межкультурной сензитивности;

  • формирование активной жизненной позиции, не допускающей нарушения прав человека.




Перед началом тренинга ведущий говорит группе: «На предыдущих занятиях мы уже поняли, что встреча с незнакомым, непохожим зачастую является серьезным испытанием для человеческой личности, склонной видеть мир в категориях "Мы-Они". Но мир, в котором мы живем, бесконечно разнообразен. Неповторима каждая культура и каждый народ, неповторим каждый возраст и каждая профессия, и абсолютно уникальна и неповторима каждая личность, каждый из нас. Как жить в мире различий? Предстоящее занятие носит название "Многоликий мир" и посвящено развитию толерантности к многообразию».



Разминка
Упражнение «Я – великий мастер»

Задачи:

  • активизация участников;

  • психологический настрой на работу.

Необходимое время: 7 минут.

Вспомогательный материал: мяч небольших размеров.

Процедура проведения. Упражнение выполняется в кругу. Ведущий начинает упражнение первым. Он берет мяч, говорит фразу: «Я – … (имя ведущего) – великий мастер… (пения, езды на велосипеде, рыбной ловли и т.д., то есть называет какое-то занятие, которое у него получается особенно хорошо)», и бросает мяч следующему участнику. Тот тоже называет свое имя и то, что он может хорошо делать, и так далее по кругу. В завершение упражнения ведущий подводит итог, говоря о том, что каждый член группы в чём-то великий мастер.
Основное содержание занятия
Упражнение «Самый-самый»

Задачи:

  • повышение самооценки;

  • осознание участниками собственной индивидуальности;

  • осознание уникальности и многообразия окружающих людей;

  • формирование умения позитивно оценивать других.

Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения. Всем участникам предлагается встать со своих стульев. Затем ведущий просит сесть самого высокого и самого низкого членов группы. После этого сесть необходимо тем из оставшихся участников, у которых самые темные и самые светлые волосы. Затем садятся самый старший и самый младший из оставшихся, и так далее, пока все участники не сядут на свои места. Ведущий может использовать такие пары признаков, как

самый серьезный – самый веселый;

самый «физик» – самый «лирик»;

самый спокойный – самый подвижный;

самый интроверт – самый экстраверт;

светловолосый – темноволосый;

длинноволосый – коротковолосый;

смуглолицый – светлолицый;

светлоглазый – темноглазый;

самый старший – самый младший;

самый романтичный – самый прагматичный;

самый оптимист – самый реалист;

самый северянин – самый южанин;

самый громкоголосый – самый тихоголосый;

самый говорливый – самый молчаливый;

самый любитель природы – самый любитель города;

самый путешественник – самый домосед;

самый сухопутный – самый водный;

самый вегетарианец – самый мясоед;

самый музыкальный – самый рисовальный;

самый бритый – самый бородатый;

самый усатый – самый полосатый,

или придумать другие признаки, отвечающие особенностям конкретной группы. В затруднительных случаях вся группа может помогать принимать решение. Когда все участники сядут на стулья, ведущий говорит им, что выходит, что они все – «самые-самые». Затем группа переходит к обсуждению.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вы испытывали, когда оказалось, что вы – самый… (высокий, веселый, светлый и т.д.)?

  • Вы согласны, что нетрудно отыскать качество или особенность, за которые можно выделить человека или похвалить его?


Упражнение «Некто средний»

Задачи:

  • осознание баланса между общим и уникальным в человеческой личности;

  • осознание участниками собственной индивидуальности;

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Необходимое время: 40 минут.

Вспомогательные материалы: карточки с заданиями из приложения 4.1 к занятию, бумага, ручки, линейки, измерительные рулетки или сантиметры, калькуляторы, доска или флипчарт.

Приложения: карточки с индивидуальными заданиями для участников (Приложение 4.1 к занятию).
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что сегодня им предстоит провести исследование, в ходе которого каждому будет нужно выполнить некоторые измерения и вычисления. Целью этой работы будет изучение индивидуальных особенностей участников, а также создание портрета усредненного члена группы, особенности которого являлись бы средним арифметическим особенностей всех участников. Для выполнения этой задачи участники получают индивидуальные задания изучить выраженность той или иной характеристики у членов группы (см. Приложение 4.1), а затем определить среднее значение для группы. На выполнение этого задания дается 15 минут.

Когда все участники произвели необходимые измерения и вычисления, группа приступает к созданию портрета усредненного члена группы. Для этого участники делают короткие сообщения, по очереди подходя к доске или флипчарту, и обозначают среднее значение по данному параметру. Ведущий просит участников сначала представить внешние характеристики, а потом особенности характера и другие характеристики. Например, рост – 1 м 66 см, вес – 58 кг, глаза – зеленовато-серые, волосы – темно-русые и т.д. Группе предлагается придумать имя для полученного «среднего» персонажа, затем ведущий вместе с участниками группы обобщает полученные результаты.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы относитесь к этому «среднему» персонажу? Нравится ли он вам?

  • Хотел бы кто-нибудь из вас стать этим «средним» персонажем, обменять свою уникальность и в чём-то даже несостоятельность на твёрдую «тройку» по всем параметрам?

  • Хотели бы вы жить в обществе, состоящем только из таких людей? Почему?


Упражнение «В мире равных способностей»

Задачи:

  • осознание уникальности и ценности каждого человека;

  • постановка проблемы соотношения возможностей и способностей;

  • формирование адекватной самооценки.

Необходимое время: 60 минут.

Вспомогательные материалы: комплект карточек из приложения 4.2.

Приложения: карточки с описаниями различных способностей (Приложение 4.2), копия Приложения 4.2. для ведущего, рассказ Курта Воннегута «Гаррисон Бержерон» (Приложение 4.3).
Процедура проведения. В начале упражнения ведущий говорит примерно следующее: «В предыдущем упражнении мы пришли к выводу, что никто из нас не хотел бы жить в обществе «средних» людей. Но давайте всё-таки попробуем представить себе, как это могло бы быть. Американский писатель Курт Воннегут придумал множество фантастических миров. Один из них можно назвать миром равных возможностей. Он описан в его известном рассказе "Гаррисон Бержерон"».

Далее участники получают копии рассказа и в течение 10 минут самостоятельно знакомятся с ним. После этого ведущий предлагает участникам представить себе, что они живут в подобном утопическом обществе, где исповедуется и закреплен законом культ равенства между людьми, причем равенства не только и не столько прав и возможностей, сколько равенства способностей каждого человека. Ведущий говорит: «Итак, идет 2081 год. Все люди, наконец, стали равны – и не просто перед богом или перед законом. Люди теперь равны во всех отношениях. Никто больше не выделяется особым умом. Никто больше не выделяется особой красотой. Никто больше не выделяется особой быстротой и силой. Этого равенства удалось добиться благодаря специальным поправкам к конституции, а также благодаря неусыпной бдительности агентов Главного Компенсатора. Всем известно, что наличие у граждан разных способностей может привести к возникновению чувства неполноценности у тех, кто не одарен от природы. Поэтому пресекается любое отклонение от среднего в лучшую сторону. В определённый момент жизни каждый из нас проходит специальную комиссию, которая оценивает наши способности и при необходимости (если кто-то из нас одарен выше определенного уровня) принимает меры для коррекции этой одаренности в соответствии с разрешенным уровнем. Сейчас начнётся одно из таких заседаний, в котором каждый из нас примет непосредственное участие».

Далее среди участников проводится жеребьёвка (при помощи карточек из приложения 4.2), в ходе которой каждый участник получает роль либо члена комиссии (4 человека), либо очередного кандидата на усреднение, которому предписано пройти «комиссию усреднения способностей».

Пока кандидаты на усреднение готовятся к презентации своих способностей, «члены комиссии» проходят инструктаж у ведущего, в ходе которого он разъясняет им задачу: «Вам предстоит выполнить очень важную миссию. На вас лежит ответственность по поддержанию справедливости и стабильности в нашем обществе. Всеобщее равенство способностей достигается, например, так: если какой-то человек красивее большинства своих сограждан, он обязан постоянно носить безобразную маску, если кто-то сильнее среднего, то к его телу привязываются мешочки со свинцовыми шариками, чтобы уравнять его физические способности со способностями менее спортивных граждан. Человек, имеющий умственные способности выше некого установленного уровня, обязан носить в ухе портативный радиопередатчик, который через определенные промежутки времени подает резкие звуковые сигналы, отвлекающие его от мыслей, и не дающие ему сосредоточиться на чем-либо».

Далее «члены комиссии» садятся перед группой. Лучше, если они будут располагаться полукругом на небольшом расстоянии друг от друга, что позволит им лучше взаимодействовать между собой. Ведущий играет роль секретаря «комиссии». Из этой роли он приглашает на рассмотрение очередного дела одного из кандидатов на усреднение и оглашает решение комиссии словами: «Итак, решением комиссии номер такой-то от такого-то числа, вам предписано с завтрашнего дня в обязательном порядке … (далее озвучивается принятое комиссией решение). Решение окончательное и обжалованию не подлежит!». На протяжении всего действия, ведущий фасилитирует работу комиссии и действия участников, а также структурирует ход всей игры. В ходе игры может повышаться тревога участников, поэтому ведущему важно при помощи юмора и фарса выводить действие на уровень «как будто».

В начале заседания «комиссии» ведущий предлагает продемонстрировать собравшимся лучшие образцы её работы. И он последовательно вызывает участников, играющих роли эталонов № 1 – 5 (опираясь на описание эталонов из Приложения 4.2). Он кратко рассказывает о каждом и предлагает им продемонстрировать свои, теперь уже усреднённые способности. После демонстрации «эталон», занимает своё место сбоку от комиссии, но в некотором удалении от кандидатов на усреднение.

Затем комиссия переходит к рассмотрению дел. Ведущий в произвольном порядке вызывает участников, играющих роль кандидатов, которые от имени своих персонажей рассказывают о том, какими способностями они обладают. Комиссия должна разработать меры и ограничения, позволяющие понизить эти способности до разрешенного предела. После того, как этот процесс завершается, группа переходит к обсуждению.

Сразу после завершения игрового действия, ведущий снимает роли с членов комиссии и с себя. Остальные участники приступают к обсуждению, пока оставаясь в ролях.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вы испытывали в ходе упражнения? (Членов комиссии опрашивать в последнюю очередь. После обсуждения чувств из ролей, ведущий снимает роли с остальных участников).

  • Хотелось бы вам жить в обществе, описанном Куртом Воннегутом? Что бы вы предпочли: трудно управляемое, но уникальное и многообразное общество, или легко управляемое общество, в котором главный закон – «норма среднего человека»? Как вы думаете, какое из этих обществ достигнет больших успехов в своем техническом и социальном развитии?

  • Должно ли общество во имя идеи равенства предоставлять больше возможностей менее способным людям, и более способных ограничивать?

  • Каково будущее у общества, описанного К. Воннегутом?

  • Равные способности или равные возможности – что является условием построения справедливого общества?



страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.