Учебный план ооп пояснительная записка к учебному плану
Учебный план ООП
Пояснительная записка к учебному плану
1. Вводная часть
Учебный план 1-ой ступени МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска является составляющей Основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в связи с переходом образовательного учреждения на федеральные государственные образовательные стандарты с 2010-2011 учебного года.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Поэтому миссия начальной школы как образовательной ступени МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска состоит в создании условий для:
а) овладения учащимися содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
б) максимального использования возможностей образовательного учреждения для развития познавательных потребностей, развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
в) создание новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом.
ООП НОО ставит перед ОУ ряд проблем по следующим направлениям:
- согласование содержания образования, реализуемого в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска с федеральными государственными образовательными стандартами ;
- создание в учебном заведении новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом;
- совершенствование системы воспитания, дополнительного образования с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся – системы ключевых компетентностей и социализации;
- обеспечение информатизации образовательного процесса, повышение эффективности информационно-образовательной среды, пополнение и обновление компьютерной базы, - создание медиатеки, оборудование кабинетов начальной школы интерактивными досками, обеспечение каждого рабочего места учителя доступом к сети Интернет, создание кабинета информатики;
- создание новой системы оценки качества образования в соответствии с введением федеральных государственных образовательных стандартов;
- привлечение родительской общественности к участию в управлении делами школы через демократически избранные институты, обеспечивающие ресурсное наполнение образовательно-воспитательных программ в школе;
- создание системы выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей, а также учащихся, испытывающих затруднения в учении и самореализации
ООП НОО в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска включает следующие разделы программы:
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
2.Содержательный раздел
Программа формирования у младших школьников универсальных учебных действий
Рабочие программы по предметам учебного плана для 1-го класса, построенные на основе примерных программ УМК «Школа России»
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3.Организационный раздел
Учебный план начального общего образования
План внеурочной деятельности
Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта
Методологическими основами реализации ООП НОО в МАОУ СОШ № 43 г.Челябинска становятся Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания, системно-деятельностный подход и принцип здоровьесбережения в конструировании образовательного пространства.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО основная образовательная программа определяет образовательное пространство как пространство, построенное на основе синтеза урочной и внеурочной деятельности, интеграции школьного и внешкольного образования.
Образовательная деятельность в МАОУ СОШ № 43г. Челябинска направлена на:
- достижение всеми учащимися начальной школы планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
- включение младших школьников в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО внеурочная деятельность осуществляется в рамках режима учебной недели, охватывает все направления развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Внеурочные занятия организуются в таких формах, как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, заседания школьного научного общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, фестивали, общественно-полезные практики, секции, спортивные соревнования, оздоровительные акции и др.
Реализацию обозначенных позиций обеспечивает учебный план.
Учебный план МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска на 2011-2015 учебный год разработан на основе:
Нормативно-правовых документов :
Закон «Об образовании» (ст.9, 13, 14, 15, 32);
Типовые положения об образовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 –“Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН №373 от 6 октября 2009, зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373;
Приказ МОиН РФ №822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год.
При конструировании учебного плана учтены особенности образовательной программы начального общего образования УМК «Школа России» и рекомендации группы разработчиков УМК.
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Значительный воспитательный потенциал.
Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.
Возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников.
Преобладание проблемно-поискового методов обучения.
Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.
Творческие, проектные задания, учебные диалоги.
Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в т.ч. с использованием электронных ресурсов.
Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС.
Учебный план определяет:
- структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;
- состав учебных предметов;
- недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
- максимальный объём недельной аудиторной нагрузки обучающихся по классам;
- направления внеурочной деятельности, формы её организации, привлекаемые для её реализации ресурсы;
- объём учебных часов по классам к финансированию.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
При определении структуры учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности, и пр.).
Обучение в первых классах в соответствии с СанПиН 2.4.2. 2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине второго триместра при традиционном режиме обучения. Изменение максимального объема нагрузки обучающихся связано с включением в обязательную часть учебного плана третьего урока по предмету « Физическая культура».
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объеме максимальной допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать для обучающихся 1-х классов 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 2-х классов- не более 5 уроков при 5-ти дневной учебной неделе, для 3-4 классов при 6-ти дневной учебной неделе. Количество учебных часов за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии ( в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 40 минут каждый); во втором полугодии ( январь-май) – по 4 урока ( один день в неделю – 5 уроков) по 45 минут каждый. Продолжительность уроков во 2-4 классах в течение года – 45 минут. Продолжительность перемен – от 10 до 20 минут. Режим работы школы осуществляется по единому расписанию звонков.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включать для увеличения двигательной активности обучающихся в учебные планы предметы двигательно-активного характера ( ритмика, хореография, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Для реализации потенциала обучающихся ( одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы с участием самих обучающихся и их родителей ( законных представителей).
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-м классе – 34 недели. Учебный год делится на три триместра. В феврале месяце для первоклассников организуются дополнительные недельные каникулы
.
Структура обязательных предметных областей, реализуемых Учебным планом МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
№ п/п | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1 | Филология | Развитие диалогической и монологической , устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. |
2 | Математика | Развитие математической речи, логического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
3 | Обществознание и естествознание | Формирование личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимания своего места в природе и социуме, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях. |
4 | Основы духовно-нравственной культуры народов России. | |
5 | Искусство | Развитие способностей к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. |
6 | Технология | Реализация практического применения знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика, развитие инициативности, изобретательности школьников |
7 | Физическая культура | Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. |
Учебный план МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| Обязательная часть | | | | | |
Филология | Обучение грамоте: | 9 | | | | |
Обучение чтению | 4 | | | | | |
Обучение письму | 5 | | | | | |
Русский язык | | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Литературное чтение | | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | ||
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | - | - | - | 0.5 | |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 2.5 | |
Итого | | 21 | 23 | 23 | 23 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса: | - | 3 | 3 | 3 | ||
Литературное чтение | - | 1 | 1 | 1 | ||
Математика | - | 1 | 1 | 1 | ||
Групповые занятия по ритмике | - | 1 | 1 | 0,5 | ||
Максимальная допустимая нагрузка (аудиторная) при 5-дневной неделе | 21 | 26 | 26 | 26 |
Годовой учебный план начального общего образования
страница 1
скачать
Другие похожие работы: