Учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008»; методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и икт»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по информатики
для 10 класса
Составил: учитель информатики
Жуков В.А
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию программы.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественно научные дисциплины, проектная деятельность в различных предметных областях.
Место курса в базовом учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации содержит в 10 классе учебный предмет «Информатика и ИКТ». Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю, 34 учебных занятия в год).
Программой предусмотрено проведение 26 практических работ, и 3 контрольных работ.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Информация и информационные процессы | 4ч. |
Компьютер и программное обеспечение | 7 ч. |
Информационные технологии | 17 ч. |
Итого | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Содержание урока | Требование к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Вид контроля | |||
По плану | фактически | |||||||||
1 | 3.09 | | Инструктаж по ТБ. Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы. | 1 | Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы. | Знать :ТБ Уметь: пользоваться информацией | | изучения и закрепления новых знаний | ||
2 | 10.09 | | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. | 1 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. | Знать: Количество информации Уметь: оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами | | изучения и закрепления новых знаний | ||
3 | 17.09 | | Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 | Алфавитный подход к определению количества информации. | Знать: Алфавитный подход к определению количества информации. Уметь: определять количества информации. | | | ||
4 | 24.09 | | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | 1 | | Уметь : применять и решать поставленные задачи | тест | | ||
5 | 1.10 | | Кодирование текстовой информации. П/Р 1 Кодировки русских букв. | 1 | Кодирование текстовой информации. | Знать: Кодирование текстовой информации Уметь: пользоваться кодировкой | таблица | | ||
6 | 8.10 | | Создание документов в текстовых редакторах. | 1 | Создание документов в текстовых редакторах. | Знать: Текстовый редактор Уметь: | | | ||
7 | 15.10 | | Форматирование документов. П/Р 2 Создание и форматирование текстовых документов. | 1 | Создание и форматирование текстовых документов. | Уметь:
| карточки | | ||
8 | 22.10 | | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Системы оптического распознавания документов П/Р 3 Перевод с помощью словаря и переводчика. П/Р 4 Сканирование и распознавание текстового документа | 1 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Системы оптического распознавания документов Сканирование и распознавание текстового документа | Уметь: переводить информацию | словарь | изучения и закрепления новых знаний | ||
9 | 29.10 | | Кодирование графической информации П/Р5 Кодирование графической информации | 1 | | Знать : Кодирование графической информации | | | ||
10 | 12.11 | | Растровая графика П/Р6 Растровая графика | 1 | Растровая графика | Знать: Растровая графика | | | ||
11 | 19.11 | | | Векторная графика П/Р7 Векторная графика П/Р 8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС | 1 | Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения | Знать: способы представления изображений в памяти ПК; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
| таблица | изучения и закрепления новых знаний | |
12 | 26.11 | | | Кодирование звуковой информации П/Р9 Создание и редактирование оцифрованного звука | 1 | Кодирование звуковой информации | Знать: текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск | | изучения и закрепления новых знаний | |
13 | 3.12 | | Компьютерные презентации П/Р10, 11 Разработка мультимедийной презентации | 1 | Компьютерные презентации | Уметь: Создавать презентации | | | ||
14 | 10.12 | | Контрольная работа №2 «Информационные технологии» | 1 | | К. р. № 2 Урок проверки и оценки знаний | тест | тест | ||
15 | 17.12 | | Представление числовой информации с помощью систем счисления . П/Р 12 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | 1 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | Знать: Представление числовой информации с помощью систем счисления . Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | | | ||
16 | 24.12 | | Электронные таблицы П/Р 13 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | 1 | Электронные таблицы абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | Знать: Электронные таблицы Уметь: пользоваться ссылками | | изучения и закрепления новых знаний | ||
17 | 14.01 | | Построение диаграмм и графиков П/Р 14 Построение диаграмм различных типов | 1 | Построение диаграмм и графиков | . Уметь: Строить диаграммы | Таблица диаграмм | | ||
18 | 21.01 | | Локальные компьютерные сети. П/Р 15 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети. | 1 | Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети. | Знать: что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями | Схема сетей | | ||
19 | 28.01 | | Глобальная компьютерная сеть Интернет | 1 | Глобальная компьютерная сеть Интернет | Знать: назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций | | | ||
20 | 4.02 | | Подключение к Интернету. П/З 16 Создание подключения к Интернету и определение IP-адреса | 1 | Создание подключения к Интернету и определение IP-адреса | Уметь: Создавать подключения к Интернету и определение IP-адреса | | | ||
21 | 11.02 | | Всемирная паутина. П/Р 17 Настройка браузера. | 1 | Всемирная паутина. Настройка браузера | | | | ||
22 | 18.02 | | Электронная почта. П/Р 18 Работа с электронной почтой. | 1 | Электронная почта. | Уметь: создавать электронную почту | | | ||
23 | 25.02 | | Общение в Интернете в реальном времени. П/Р 19 Общение в реальном времени в локальных и глобальных компьютерных сетях | 1 | Общение в Интернете в реальном времени. Общение в реальном времени в локальных и глобальных компьютерных сетях | Уметь: создавать и передавать письма по электронной почте | | | ||
24 | 4.03 | | Файловые архивы. П/Р 20 Работа с файловыми архивами. | 1 | Файловые архивы. | Уметь: Работать с файловыми архивами. | | практическая работа | ||
25 | 11.03 | | Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете | 1 | Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете | Уметь: пользоваться камерой | | | ||
26 | 18.03 | | Геоинформационные системы в Интернете П/Р 21 Геоинформационные системы в Интернете | 1 | Геоинформационные системы в Интернете | Знать: осуществлять обмен информацией с файл – сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; | | | ||
27 | 1.04 | | Поиск информации в Интернете. П/Р 22 Поиск информации в Интернете. | 1 | Поиск информации в Интернете. | Уметь: находить информацию в интернете | | | ||
28 | 8.04 | | Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии» | 1 | | К. р. № 3 Урок проверки и оценки знаний | | тест | ||
29 | 15.04 | | Электронная коммерция в Интернете П/Р 23 Заказ в Интернет магазине | 1 | Электронная коммерция в Интернете | | | | ||
30 | 22.04 | | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете | 1 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете | Уметь: пользоваться библиотекой ,словари, энциклопедии | | | ||
31 | 29.04 | | Основы языка разметки гипертекста | | Основы языка разметки гипертекста | Знать: Основы языка разметки гипертекста | | | ||
32 | 6.05 | | П/Р 24 Разработка Web-страницы | 1 | Разработка Web-страницы | Уметь: Разрабатывать Web-страницы | | | ||
33 | 13.05 | | Обобщающий урок | 1 | | | | | ||
34 | 20.05 | | Подготовка к ЕГЭ | 1 | | | | тест | ||
35 | 27.05 | | Подготовка к ЕГЭ | 1 | | | | тест |
Содержание
Информации и информационные процессы.
- Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
- Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
- Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования.
- Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
- Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
- Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.
- Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
- Организация личной информационной среды.
Практические работы.
1. Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели
- Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
- Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные I модели.
- Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
- Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
- Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы.
6. Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы.
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Практические работы.
9. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практические работы.
10. Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Linux, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебник:
Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы : методическое пособие / Н.Д.Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 класс. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б.
Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux.
Список литературы.
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.
Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. : Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.
Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.
Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.
Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)
Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Учебно – методические средства обучения и контроля.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8–11 классы /Н. Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Практикум по информатике и информационным технологиям
Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: