NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебник для общеобразовательных учреждений./ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. 10-е изд. М.: Ооо «Русское слово- учебник»


Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской федерации», Уставом школы, образовательной программой школы.

Для разработки программы были использованы следующие материалы:

- образовательная программа МБОУ «--------СОШ», авторская программа С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 класса.

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10-11 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой, которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.

Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы (Гольцова Н.Г Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений./ Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд. -М.:ООО « Русское слово- учебник», 2013.)и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно- методических материалов.

Цель обучения:

  • научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи преподавания:

Элективный курс по русскому языку в 11 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  • систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;

  • обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;

  • систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;

  • углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;

  • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.



Программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным, русским, языком в разных его формах, в том числе и письменной. Вот почему программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общениятакже специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть реализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их линвистичской и н т у и_ц и и. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во_-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочноприменить то или иное правило, не искажая смысла высказывания. Во_-вторых, опора на э т и м о л о г и ч е с к и й а н а л и з при о б у ч е_н и и о р ф о г р а ф и и, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта«этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении являются с и с т е м а т и з а ц и я и о б о б щ е н и е зн а н и й в области п р а в о п и с а н и я и ф о р_м и р о в а н и е у ме н и я ориентирова ься в этом сложном разделе, учитывая его системность логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.). Программа дает представление о том, как н у ж н о распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения орфографических и пунктуационных закономерностей).На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые помогают глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания. Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с о б о б щ а ю щ и м и схем а м и и т а б_л и ц а м и по орфографии и пунктуации; с е м а н_т и ч е с к и й а н а л и з высказывания и поиски а д е к в а т н ы х я з ы к о в ы х средств для выражения смысла с р е д с т в а м и п и с ь м а; работа с разнообразными л и н г в и с т и ч е с к и м и с л о в ар я м и (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как о р ф о г р а ф и_ч е с к и й анал и з структурно_-семантических с х е м с л о в а (или словообразовательных моделей), которой развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения ,вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:

  • Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфографии (первый год обучения) и пунктуации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение важных пунктуационных правил при смотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Содержание. 10 класс (34 ч)

1.Особенности письменного общения (4 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); письмо(передача смысла с помощью графических знаков) чтение(смысловая расшифровка графических знаков).Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:

Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и др.), жестов и мимики; ориентация на слу_ховое восприятие речи и зрительное — собеседника ;возможность учитывать немедленную реакцию слушателя и ответно реагировать на нее. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства у с т н о го слова .Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков от смысла . к средств его выражения в устной речи в письменной речи

..препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.Основные причины возникновения письменности. Основные этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) . финикийское письмо (XII—X вв.до н. э.) . древнегреческое письмо (IX—VIII вв. дон. э.) . старославянское письмо (863 г.) .русское(рукописное) письмо (988 — год крещения Руси) .первые печатные книги (1554 г.) . введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) . частная реформа азбуки (1735 г., 1758 г.) . создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) . реформаалфавита и орфографии (1918 г.) . упорядочение Свода орфографических и пунктуационных правил(1956г.).

2.Орфография (30 ч)

Орфография как система правил правописания(2 ч). Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем(«пиши морфему всегда одинаково»); 2)слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже —через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (16 ч). Морфема как минимальная значимая часть слова. Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем —

ведущий принцип русского правописания (морфемный).

Правописание корней. Система правил, регули_рующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренно_го проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованныхсловах. Правила, нарушающие единообразие напи_сания корня (ы или и в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных: 1) _кас_

кос_, _лаг_ — _лож_, _бир_ — _бер_, _тир_ — _тер_,

_стил_ — _стел_ и др. (зависимость от глагольного

суффикса _а_); 2) _раст_ — _рос_, _скак_ — _скоч_ (за_

висимость от последующего согласного); 3) _гар_

_гор_, _твар_ — _твор_, _клан_ — _клон_, _зар_ — _зор_

(зависимость от ударения); 4) корни с полногласны_ми и неполногласными сочетаниями оло — ла, оро —ра, ере — ре, ело — ле.

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со_гласных в корне и связанные с этим орфографические

трудности (доска — дощатый, очки — очечник).Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного

написания корня слова. Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами напи_сания: 1) п р и с т а в к и н а з(с) — фонетический принцип; 2) в с е о с т а л ь н ы е п р и с т а в к и (рус_ские и иноязычные по происхождению) — морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приста_вок при_ и пре_.

Правописание суффиксов. Система орфограмм,отражающая написание суффиксов разных частейречи.Роль словообразовательного анализа слова привыборе правильного написания суффиксов.Типичные суффиксы имен существительных и их написание: _арь( ), _тель( ), _ник( ), _изн(а),_ость( ), _ени(е) и др. Различение суффиксов _чики _щик со значением лица.Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: _оват(ый), _евит(ый),лив(ый), _чив(ый),чат(ый), _оньк(ий) и др.

Различение на письме суффиксов _ив_ и _ев_: _к_ и_ск_ в именах прилагательных. Особенности образова_ния сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов. Типичные суффиксы глагола и их написание:_и(ть), _е(ть), _ирова(ть), _ича(ть), _ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов _ова_(_ева_) и _ыва_ (_ива_). Написание суффикса _е_ или_и_ в глаголах с приставкой обез_ (обезлесить обез_лесеть); _ться и _тся в глаголах.

Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффик_са при образовании причастий прошедшего времени(посеять — посеявший — посеянный).Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различение окончаний _е и _и в именах существительных; окончания _ет, _ит, _ешь, _ишь, _ут(_ют), _ат (_ят) в глаголах. Орфографические правила, требующие различе_ния морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.Правописание согласных на стыке морфем (мат_росский, петроградский); написание сочетаний чн,щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфе_мы и на стыке морфем; употребление ь для обозначе_ния мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (обобщение).Орфографический анализ словообразовательных моделей слов.

Этимологическая справка как прием объяснения и написания морфем. Работа с орфографическим словарем.

Слитные, дефисные и раздельные написания(10 ч). Система орфограмм данного раздела.Рольсмыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико_-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни_ и слова ни (частицы,союза). Грамматико-_орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о проис_хождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, по_этому, оттого, отчего, зато, поскольку отсозвуч_ных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвуч_

ных словосочетаний (многообещающий — много обе_

щающий).Употребление дефиса в словах разных частей речи.Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч). Ознакомление с основным содержанием данного разде_нн ый без ность остн ыйла орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная буква?».
Содержание .11 класс (34 ч)

Речевой этикет в письменном общении (2 ч). Речевой этикет как правила речевого поведения. Рече_вая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п.в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Заны и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3 ч). Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.Знаки отделительные и выделительные.

Разделы русской пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложния;

3) знаки препинания между частями сложного

предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1 ч).Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложенияпо цели высказывания и эмоциональной окрашенности.Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч). Система пунктограмм данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами

предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с о д н о р о д н ы м и членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединенные союзом.Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б о б щ а ю щ и м и с л о в а м и при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико_-грамматической и ин_тонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности пред_ложений с о б о с о б л е н н ы м и ч л е н а м и.Обособленные о п р е д е л е н и я распространен_ные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-_пунктуационные отличия его от деепричастного оборота. Способы обособления п р и л о ж е н и й.Обособление о б с т о я т е л ь с т в, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными д о п о л н е н и я м и. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со з н а ч е н и е м

с р а в н е н и я.Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с в в о д н ы м и с л о в а м и. Семантико_-грамматиче_ские отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б р а щ е н и я м и. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение м е ж д о м е т и й, утвердительных, отрицательных, вопросительно-_восклицательных с л о в (что, что ж, как же, что же).

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч). Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико_интонационный анализ как основавыбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико_-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов .Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи(3 ч). Прямая и косвенная речь. Оформление написьме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч). Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий мысловое членение текста.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать:

-типы орфограмм и пунктограмм

-формы письменной и устной речи;

- нормы литературного языка;

- сведения о тексте, теме, основной мысли;

- понятие различных видов устного и письменного высказывания;

- особенности строения устного и письменного публичного высказывания;

Уметь:

определять орфограммы и пунктограммы;

- решать орфографические и пунктуационные задачи

- находить речевые ошибки и уметь их исправлять;

- владеть нормами русского языка;

- определять стиль и тип высказывания;

- определять тему и основную мысль текста;

- использовать средства выразительности для создания собственного высказывания;

- создавать различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей;

- умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме.

- уметь обобщать, систематизировать, применять материал.

Ключевые компетенции:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- создание текста определенного функционально-смыслового типа;

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

- приведение примеров, подбор аргументов;

- владение монологической и диалогической речью;

- при анализе давать интерпретацию языковых явлений, систематизировать материал;

- самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, работать со словарями.

Учебно - тематический план . 10 класс.





Раздел. Подраздел


Часы


1.

Основы письменного общения

4

2.

Орфография

Всего-30




Орфография как система правил правописания

2




Правописание морфем

16




Слитные, дефисные и раздельные написания

10




Написание строчных и прописных букв

2


Учебно - тематический план . 11класс





Раздел. Подраздел


Часы


1.

Речевой этикет в письменном общении.

2

2.

Пунктуация.

Всего-32




Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.

3



Знаки препинания в конце предложения

1



Знаки препинания в конце предложения внутри простого предложения.

13




Знаки препинания между частями сложного предложения

8




Знаки препинания при передаче чужой речи.

3


Знаки препинания в связном тексте.


4



Календарно- тематическое планирование элективного курса 10-11 класса « Русское правописание: орфография и пунктуация»

10 класс (34ч)



Раздел. Тема

часы

дата

1

Особенности письменного общения (4ч)

Речевое общение как взаимодействие между

людьми посредством языка

1

План

06.09

факт

2

Виды речевой деятельности. Особенности устной и письменной речи.

1

13.09




3

Формы письменных высказываний и их признаки


1

20.09




4

Основные причины возникновения письменности.

Основные этапы и истоки развития современного

русского письма

1

27.09







Орфография (30 часов)










5

Некоторые сведения из истории орфографии

1

04.10







Правописание морфем-16ч










6

Морфема как минимальная значимая часть слова.

1

11.10




7

Морфемный принцип написания

1

18.10




8-9

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня

2

25.10

01.11




10-11

Правописание гласных корня

2

2четв.

15.11.

22.11




12-13

Правописание согласных корня

2

29.11

О6.12




14-15

Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова.

2

13.12

20.12




16

Правописание приставок

1

27.12




17

Правописание суффиксов

1

3четв

10.01




18

Суффиксы причастий

1

17.01




19

Правописание окончаний

1

24.01




20

Орфографический анализ словообразовательных

моделей слов

1

31.01




21

Работа с орфографическим словарем.

1

07.02







Слитные, дефисные и раздельные написания

(10 ч).










22

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

1

14.02




23

Грамматико-семантический анализ при выборе

слитного и раздельного написания не с разными час-

тями речи

1

21.02




24-25

Различение приставки ни и слова ни (частицы,

союза)

2

28.02

07.03




26

Грамматико-орфографические отличия пристав-

ки и предлога

1

14.03




27

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях

1

21.03




28

Особенности написания производных предлогов

1

4четв.04.04




29

Смысловые, грамматические и орфографические

отличия союзов

1

11.04




30-31

Образование и написание сложных слов

2

18.04

25.04








Написание строчных и прописных букв (2 ч).










32

Роль смыслового и грамматического

анализа при выборе строчной или прописной буквы

1

02.05




33

Работа со словарем «Строчная или прописная

буква?».


1

16.05




34

Итоги курса

1

23.05




Календарно- тематическое планирование элективного курса 10-11 класса « Русское правописание: орфография и пунктуация».

11 класс (34ч)



Раздел. Тема

Часы

Сроки

план

факт




Речевой этикет в письменном общении (2 ч).

1

Речевой этикет как правила речевого поведения

1







2

Речевой этикет в частной и деловой переписке

1










Пунктуация (32 ч)




3

Некоторые сведения из истории русской пунктуации

1







4

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

1







5

Разделы русской пунктуации

1










Знаки препинания в конце предложения (1 ч).

6

Знаки препинания в конце предложения

1










Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч).

7

Знаки препинания между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым

1







8

Тире в неполном предложении; интонационные особенности

этих предложений.

1







9

Знаки препинания между однородными членами

предложения.

1







10

Однородные члены, не соединенные союзом

Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами

1







11

Однородные члены, соединенные двойными союзами

1







12

Интонационные и пунктуационные особенности

предложений с о б о б щ а ю щ и м и с л о в а м и при однородных членах.

1







13

Однородные и неоднородные определения

1







14

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

1







15

Обособленные о п р е д е л е н и я, приложения

1







16

Обособление о б с т о я т е л ь с т в,

1







17

Смысловая и интонационная характеристика

предложений с обособленными д о п о л н е н и я м и.

1







18

Знаки препинания в предложениях со сравни_

тельным оборотом

1







19

Знаки препинания при словах, грамматически не

связанных с членами предложения

1










Знаки препинания между частями сложного

предложения (8 ч).










20

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды

сложных предложений.

1







21

Знаки препинания между частями сложносочи_

ненного предложения

1







22

Употребление знаков препинания между частями

сложноподчиненного предложения

1







23

Семантико-_интонационный анализ как основа

выбора знака препинания в бессоюзном сложном

предложении

1







24-25

Грамматико_-интонационный анализ предложе_

ний, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

2







26-27

Сочетание знаков препинания

2










Знаки препинания при передаче чужой речи

(3 ч).










28

Прямая и косвенная речь

1







29

Оформление на

письме прямой речи и диалога.


1







30

Разные способы оформления на письме цитат.

1










Знаки препинания в связном тексте (4 ч).










31

Связный текст

1







32

Поиски оптимальногпунктуационного варианта с учетом контекста

1







33

Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак

1







34

Итоговое занятие


1








Литература для учителя

1Программа Н. Гольцовой -М: Просвещение, 2010.

2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.

3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его

преподавания. — М., 1960.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.

6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.

Печатные пособия

Раздаточный материал по русскому языку для 10-11 класса.

Мультимедийные пособия

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.

  4. 1С:Репетитор. Русский язык.



Литература.

1.Б л и н о в Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

2. В а л г и н а Н. С. Русская пунктуация: Принципы и

назначение. — М., 1979.

3 В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. —М., 1983.

4. В о й л о в а К. А., Г о л ь ц о в а Н. Г. Из школы в вуз: Справочник_-практикум по русскому языку. — М., 1996.

5.Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.

6 З д а н к е в и ч В. Г. Пособие по русскому языку для

средних специальных учебных заведений. — М., 1989.

7. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. —М., 1982.

8. К а й д а л о в а А.И., К а л и н и н а И.К. Современная русская орфография. — М., 1992.

9.Л ь в о в а С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.

10 Л ь в о в а С.И. Язык в речевом общении. — М., 1991.

11.П а х н о в а Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М., 1997.

12.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. —

М., 2007.

13.Р а з у м о в с к а я М.М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.

14.Р о з е н т а л ь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.

15.Русское правописание сегодня: О «Правилах русской орфографии и пунктуации» / С. И. Борунова, Н. С. Валгина,

16.Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова; под ред. В. В. Лопатина. — М., 2007.

17.С е л е з н е в а Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.

18С к о б л и к о в а Г.П. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.

19С о л о в ь е в Н. В. Русское правописание: Орфографический справочник: Словарь. Комментарий. Правила. —2_е изд., испр. и доп. — СПб.,1997.

20.Пособие по русскому языку для поступающих в вузы:Орфография и пунктуация / под ред. В. Н. Светлышевой. —М., 1997.Словари и справочники

1.Б у к ч и н а Б. З. Слитно? Раздельно? Через дефис?:Орфографический словарь русского языка. — М., 1999.

2.Бу к ч и на Б. З., С а з о н о в а И.К., Че л ьц о в а Л.К.Орфографический словарь русского языка. — 4_е изд.,испр. — М., 2008.

Л о п а т и н В. В., Н е ч а е в а И. В., Ч е л ь ц о в а Л.К.

3.Как правильно? С большой буквы или с маленькой? Орфографический словарь: Около 20 000 слов и словосочетаний. — М., 2002.

4Л о п а т и н В. В., Ч е л ь ц о в а Л.К., Н е ч а е в а И.В.Прописная или строчная? Орфографический словарь русского языка. — М., 1999.

5 П е т а п у р ч е н к о З. Н. Слитно или раздельно? Правописание сложных слов: Словарь с грамматическим комментарием. — М., 1998 / отв. ред. В. В. Лопатин. — М.,1999. (Любое последующее издание.)6.Русскийорфографический словарь: Около 160 000 слов /

В. В. Лопатин. — М., 1999. (Любое последующее издание.)

7Уша к о в Д.Н., К р ю чк о в С. Е. Орфографический

словарь. — 49_е изд. — М., 2007.

8.Че с н о к о в а Л.Д., Б е р т я к о в а А. Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка: Грамматические формы, слова, орфограммы, правила и

примеры / под ред. Л. Д. Чесноковой. — М., 2000.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: