Учебник для общеобразовательных учреждений./ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. 10-е изд. М.: Ооо «Русское слово- учебник»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской федерации», Уставом школы, образовательной программой школы.
Для разработки программы были использованы следующие материалы:
- образовательная программа МБОУ «--------СОШ», авторская программа С.И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 класса.
Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10-11 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой, которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.
В программе особое внимание уделяется характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфографией и пунктуацией русского языка, формирует умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания.
Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы (Гольцова Н.Г Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений./ Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд. -М.:ООО « Русское слово- учебник», 2013.)и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно- методических материалов.
Цель обучения:
научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации.
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи преподавания:
Элективный курс по русскому языку в 11 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:
систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
Программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным, русским, языком в разных его формах, в том числе и письменной. Вот почему программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения ,а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть реализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их линвистичской и н т у и_ц и и. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во_-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочноприменить то или иное правило, не искажая смысла высказывания. Во_-вторых, опора на э т и м о л о г и ч е с к и й а н а л и з при о б у ч е_н и и о р ф о г р а ф и и, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта«этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении являются с и с т е м а т и з а ц и я и о б о б щ е н и е зн а н и й в области п р а в о п и с а н и я и ф о р_м и р о в а н и е у ме н и я ориентирова ься в этом сложном разделе, учитывая его системность логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.). Программа дает представление о том, как н у ж н о распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения орфографических и пунктуационных закономерностей).На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые помогают глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания. Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с о б о б щ а ю щ и м и схем а м и и т а б_л и ц а м и по орфографии и пунктуации; с е м а н_т и ч е с к и й а н а л и з высказывания и поиски а д е к в а т н ы х я з ы к о в ы х средств для выражения смысла с р е д с т в а м и п и с ь м а; работа с разнообразными л и н г в и с т и ч е с к и м и с л о в ар я м и (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как о р ф о г р а ф и_ч е с к и й анал и з структурно_-семантических с х е м с л о в а (или словообразовательных моделей), которой развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения ,вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфографии (первый год обучения) и пунктуации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение важных пунктуационных правил при смотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Требования к подготовке учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;
- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;
обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;
-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;
- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
– по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
– по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
говорение и письмо
создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание. 10 класс (34 ч)
1.Особенности письменного общения (4 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); письмо(передача смысла с помощью графических знаков) чтение(смысловая расшифровка графических знаков).Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и др.), жестов и мимики; ориентация на слу_ховое восприятие речи и зрительное — собеседника ;возможность учитывать немедленную реакцию слушателя и ответно реагировать на нее. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства у с т н о го слова .Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков от смысла . к средств его выражения в устной речи в письменной речи
..препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.Основные причины возникновения письменности. Основные этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) . финикийское письмо (XII—X вв.до н. э.) . древнегреческое письмо (IX—VIII вв. дон. э.) . старославянское письмо (863 г.) .русское(рукописное) письмо (988 — год крещения Руси) .первые печатные книги (1554 г.) . введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) . частная реформа азбуки (1735 г., 1758 г.) . создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) . реформаалфавита и орфографии (1918 г.) . упорядочение Свода орфографических и пунктуационных правил(1956г.).
2.Орфография (30 ч)
Орфография как система правил правописания(2 ч). Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем(«пиши морфему всегда одинаково»); 2)слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже —через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (16 ч). Морфема как минимальная значимая часть слова. Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем —
ведущий принцип русского правописания (морфемный).
Правописание корней. Система правил, регули_рующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренно_го проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованныхсловах. Правила, нарушающие единообразие напи_сания корня (ы или и в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных: 1) _кас_ —
кос_, _лаг_ — _лож_, _бир_ — _бер_, _тир_ — _тер_,
_стил_ — _стел_ и др. (зависимость от глагольного
суффикса _а_); 2) _раст_ — _рос_, _скак_ — _скоч_ (за_
висимость от последующего согласного); 3) _гар_ —
_гор_, _твар_ — _твор_, _клан_ — _клон_, _зар_ — _зор_
(зависимость от ударения); 4) корни с полногласны_ми и неполногласными сочетаниями оло — ла, оро —ра, ере — ре, ело — ле.
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со_гласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска — дощатый, очки — очечник).Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного
написания корня слова. Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами напи_сания: 1) п р и с т а в к и н а з(с) — фонетический принцип; 2) в с е о с т а л ь н ы е п р и с т а в к и (рус_ские и иноязычные по происхождению) — морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приста_вок при_ и пре_.
Правописание суффиксов. Система орфограмм,отражающая написание суффиксов разных частейречи.Роль словообразовательного анализа слова привыборе правильного написания суффиксов.Типичные суффиксы имен существительных и их написание: _арь( ), _тель( ), _ник( ), _изн(а),_ость( ), _ени(е) и др. Различение суффиксов _чики _щик со значением лица.Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: _оват(ый), _евит(ый),лив(ый), _чив(ый),чат(ый), _оньк(ий) и др.
Различение на письме суффиксов _ив_ и _ев_: _к_ и_ск_ в именах прилагательных. Особенности образова_ния сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов. Типичные суффиксы глагола и их написание:_и(ть), _е(ть), _ирова(ть), _ича(ть), _ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов _ова_(_ева_) и _ыва_ (_ива_). Написание суффикса _е_ или_и_ в глаголах с приставкой обез_ (обезлесить — обез_лесеть); _ться и _тся в глаголах.
Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффик_са при образовании причастий прошедшего времени(посеять — посеявший — посеянный).Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различение окончаний _е и _и в именах существительных; окончания _ет, _ит, _ешь, _ишь, _ут(_ют), _ат (_ят) в глаголах. Орфографические правила, требующие различе_ния морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.Правописание согласных на стыке морфем (мат_росский, петроградский); написание сочетаний чн,щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфе_мы и на стыке морфем; употребление ь для обозначе_ния мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (обобщение).Орфографический анализ словообразовательных моделей слов.
Этимологическая справка как прием объяснения и написания морфем. Работа с орфографическим словарем.
Слитные, дефисные и раздельные написания(10 ч). Система орфограмм данного раздела.Рольсмыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико_-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни_ и слова ни (частицы,союза). Грамматико-_орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о проис_хождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, по_этому, оттого, отчего, зато, поскольку отсозвуч_ных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвуч_
ных словосочетаний (многообещающий — много обе_
щающий).Употребление дефиса в словах разных частей речи.Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч). Ознакомление с основным содержанием данного разде_нн ый без ность остн ыйла орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная буква?».
Содержание .11 класс (34 ч)
Речевой этикет в письменном общении (2 ч). Речевой этикет как правила речевого поведения. Рече_вая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п.в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Заны и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Пунктуация (32 ч)
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3 ч). Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.Знаки отделительные и выделительные.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложния;
3) знаки препинания между частями сложного
предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1 ч).Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения. Граница предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложенияпо цели высказывания и эмоциональной окрашенности.Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч). Система пунктограмм данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами
предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с о д н о р о д н ы м и членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединенные союзом.Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б о б щ а ю щ и м и с л о в а м и при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико_-грамматической и ин_тонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности пред_ложений с о б о с о б л е н н ы м и ч л е н а м и.Обособленные о п р е д е л е н и я распространен_ные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-_пунктуационные отличия его от деепричастного оборота. Способы обособления п р и л о ж е н и й.Обособление о б с т о я т е л ь с т в, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными д о п о л н е н и я м и. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со з н а ч е н и е м
с р а в н е н и я.Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с в в о д н ы м и с л о в а м и. Семантико_-грамматиче_ские отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи вводных слов разных смысловых групп. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б р а щ е н и я м и. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение м е ж д о м е т и й, утвердительных, отрицательных, вопросительно-_восклицательных с л о в (что, что ж, как же, что же).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч). Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. Семантико_интонационный анализ как основавыбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико_-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов .Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи(3 ч). Прямая и косвенная речь. Оформление написьме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч). Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий мысловое членение текста.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
-типы орфограмм и пунктограмм
-формы письменной и устной речи;
- нормы литературного языка;
- сведения о тексте, теме, основной мысли;
- понятие различных видов устного и письменного высказывания;
- особенности строения устного и письменного публичного высказывания;
Уметь:
определять орфограммы и пунктограммы;
- решать орфографические и пунктуационные задачи
- находить речевые ошибки и уметь их исправлять;
- владеть нормами русского языка;
- определять стиль и тип высказывания;
- определять тему и основную мысль текста;
- использовать средства выразительности для создания собственного высказывания;
- создавать различные виды высказывания в соответствии с ситуацией, учебной задачей;
- умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме.
- уметь обобщать, систематизировать, применять материал.
Ключевые компетенции:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- создание текста определенного функционально-смыслового типа;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- приведение примеров, подбор аргументов;
- владение монологической и диалогической речью;
- при анализе давать интерпретацию языковых явлений, систематизировать материал;
- самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, работать со словарями.
Учебно - тематический план . 10 класс.
№ | Раздел. Подраздел | Часы |
1. | Основы письменного общения | 4 |
2. | Орфография | Всего-30 |
| Орфография как система правил правописания | 2 |
| Правописание морфем | 16 |
| Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 |
| Написание строчных и прописных букв | 2 |
Учебно - тематический план . 11класс
№ | Раздел. Подраздел | Часы |
1. | Речевой этикет в письменном общении. | 2 |
2. | Пунктуация. | Всего-32 |
| Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. | 3 |
| Знаки препинания в конце предложения | 1 |
| Знаки препинания в конце предложения внутри простого предложения. | 13 |
| Знаки препинания между частями сложного предложения | 8 |
| Знаки препинания при передаче чужой речи. | 3 |
| Знаки препинания в связном тексте. | 4 |
Календарно- тематическое планирование элективного курса 10-11 класса « Русское правописание: орфография и пунктуация»
10 класс (34ч)
№ | Раздел. Тема | часы | дата | |
1 | Особенности письменного общения (4ч) Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка | 1 | План 06.09 | факт |
2 | Виды речевой деятельности. Особенности устной и письменной речи. | 1 | 13.09 | |
3 | Формы письменных высказываний и их признаки | 1 | 20.09 | |
4 | Основные причины возникновения письменности. Основные этапы и истоки развития современного русского письма | 1 | 27.09 | |
| Орфография (30 часов) | | | |
5 | Некоторые сведения из истории орфографии | 1 | 04.10 | |
| Правописание морфем-16ч | | | |
6 | Морфема как минимальная значимая часть слова. | 1 | 11.10 | |
7 | Морфемный принцип написания | 1 | 18.10 | |
8-9 | Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня | 2 | 25.10 01.11 | |
10-11 | Правописание гласных корня | 2 | 2четв. 15.11. 22.11 | |
12-13 | Правописание согласных корня | 2 | 29.11 О6.12 | |
14-15 | Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова. | 2 | 13.12 20.12 | |
16 | Правописание приставок | 1 | 27.12 | |
17 | Правописание суффиксов | 1 | 3четв 10.01 | |
18 | Суффиксы причастий | 1 | 17.01 | |
19 | Правописание окончаний | 1 | 24.01 | |
20 | Орфографический анализ словообразовательных моделей слов | 1 | 31.01 | |
21 | Работа с орфографическим словарем. | 1 | 07.02 | |
| Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч). | | | |
22 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 1 | 14.02 | |
23 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными час- тями речи | 1 | 21.02 | |
24-25 | Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза) | 2 | 28.02 07.03 | |
26 | Грамматико-орфографические отличия пристав- ки и предлога | 1 | 14.03 | |
27 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях | 1 | 21.03 | |
28 | Особенности написания производных предлогов | 1 | 4четв.04.04 | |
29 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов | 1 | 11.04 | |
30-31 | Образование и написание сложных слов | 2 | 18.04 25.04 | |
| Написание строчных и прописных букв (2 ч). | | | |
32 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы | 1 | 02.05 | |
33 | Работа со словарем «Строчная или прописная буква?». | 1 | 16.05 | |
34 | Итоги курса | 1 | 23.05 | |
Календарно- тематическое планирование элективного курса 10-11 класса « Русское правописание: орфография и пунктуация».
11 класс (34ч)
№ | Раздел. Тема | Часы | Сроки | |
план | факт | |||
| Речевой этикет в письменном общении (2 ч). | |||
1 | Речевой этикет как правила речевого поведения | 1 | | |
2 | Речевой этикет в частной и деловой переписке | 1 | | |
| Пунктуация (32 ч) | | ||
3 | Некоторые сведения из истории русской пунктуации | 1 | | |
4 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | 1 | | |
5 | Разделы русской пунктуации | 1 | | |
| Знаки препинания в конце предложения (1 ч). | |||
6 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | | |
| Знаки препинания внутри простого предложения(13 ч). | |||
7 | Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | |
8 | Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. | 1 | | |
9 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | 1 | | |
10 | Однородные члены, не соединенные союзом Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами | 1 | | |
11 | Однородные члены, соединенные двойными союзами | 1 | | |
12 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с о б о б щ а ю щ и м и с л о в а м и при однородных членах. | 1 | | |
13 | Однородные и неоднородные определения | 1 | | |
14 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 1 | | |
15 | Обособленные о п р е д е л е н и я, приложения | 1 | | |
16 | Обособление о б с т о я т е л ь с т в, | 1 | | |
17 | Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными д о п о л н е н и я м и. | 1 | | |
18 | Знаки препинания в предложениях со сравни_ тельным оборотом | 1 | | |
19 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения | 1 | | |
| Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч). | | | |
20 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 1 | | |
21 | Знаки препинания между частями сложносочи_ ненного предложения | 1 | | |
22 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | 1 | | |
23 | Семантико-_интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | | |
24-25 | Грамматико_-интонационный анализ предложе_ ний, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. | 2 | | |
26-27 | Сочетание знаков препинания | 2 | | |
| Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч). | | | |
28 | Прямая и косвенная речь | 1 | | |
29 | Оформление на письме прямой речи и диалога. | 1 | | |
30 | Разные способы оформления на письме цитат. | 1 | | |
| Знаки препинания в связном тексте (4 ч). | | | |
31 | Связный текст | 1 | | |
32 | Поиски оптимальногпунктуационного варианта с учетом контекста | 1 | | |
33 | Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
Литература для учителя
1Программа Н. Гольцовой -М: Просвещение, 2010.
2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.
3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.
5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.
7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.
8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.
9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.
10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правописания как основа методики его
преподавания. — М., 1960.
Литература для учащихся
1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка.— М„ 1978.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.
5. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация.— М., 1966.
6. Шапиро А.Б. Русское правописание. — М., 1951.
7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся
общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.
9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь
иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999
10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.
Печатные пособия
Раздаточный материал по русскому языку для 10-11 класса.
Мультимедийные пособия
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
1С:Репетитор. Русский язык.
Литература.
1.Б л и н о в Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
2. В а л г и н а Н. С. Русская пунктуация: Принципы и
назначение. — М., 1979.
3 В а л г и н а Н. С. Трудные вопросы пунктуации. —М., 1983.
4. В о й л о в а К. А., Г о л ь ц о в а Н. Г. Из школы в вуз: Справочник_-практикум по русскому языку. — М., 1996.
5.Г р и г о р я н Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
6 З д а н к е в и ч В. Г. Пособие по русскому языку для
средних специальных учебных заведений. — М., 1989.
7. И в а н о в а В. Ф. Трудные вопросы орфографии. —М., 1982.
8. К а й д а л о в а А.И., К а л и н и н а И.К. Современная русская орфография. — М., 1992.
9.Л ь в о в а С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.
10 Л ь в о в а С.И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
11.П а х н о в а Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М., 1997.
12.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. —
М., 2007.
13.Р а з у м о в с к а я М.М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
14.Р о з е н т а л ь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
15.Русское правописание сегодня: О «Правилах русской орфографии и пунктуации» / С. И. Борунова, Н. С. Валгина,
16.Н. А. Еськова, О. Е. Иванова, С. М. Кузьмина, В. В. Лопатин, Л. К. Чельцова; под ред. В. В. Лопатина. — М., 2007.
17.С е л е з н е в а Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. — М., 1980.
18С к о б л и к о в а Г.П. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.
19С о л о в ь е в Н. В. Русское правописание: Орфографический справочник: Словарь. Комментарий. Правила. —2_е изд., испр. и доп. — СПб.,1997.
20.Пособие по русскому языку для поступающих в вузы:Орфография и пунктуация / под ред. В. Н. Светлышевой. —М., 1997.Словари и справочники
1.Б у к ч и н а Б. З. Слитно? Раздельно? Через дефис?:Орфографический словарь русского языка. — М., 1999.
2.Бу к ч и на Б. З., С а з о н о в а И.К., Че л ьц о в а Л.К.Орфографический словарь русского языка. — 4_е изд.,испр. — М., 2008.
Л о п а т и н В. В., Н е ч а е в а И. В., Ч е л ь ц о в а Л.К.
3.Как правильно? С большой буквы или с маленькой? Орфографический словарь: Около 20 000 слов и словосочетаний. — М., 2002.
4Л о п а т и н В. В., Ч е л ь ц о в а Л.К., Н е ч а е в а И.В.Прописная или строчная? Орфографический словарь русского языка. — М., 1999.
5 П е т а п у р ч е н к о З. Н. Слитно или раздельно? Правописание сложных слов: Словарь с грамматическим комментарием. — М., 1998 / отв. ред. В. В. Лопатин. — М.,1999. (Любое последующее издание.)6.Русскийорфографический словарь: Около 160 000 слов /
В. В. Лопатин. — М., 1999. (Любое последующее издание.)
7Уша к о в Д.Н., К р ю чк о в С. Е. Орфографический
словарь. — 49_е изд. — М., 2007.
8.Че с н о к о в а Л.Д., Б е р т я к о в а А. Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка: Грамматические формы, слова, орфограммы, правила и
примеры / под ред. Л. Д. Чесноковой. — М., 2000.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: