Управление культуры администрации Тяжинского муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тяжинская централизованная библиотечная система»
Управление культуры администрации Тяжинского
муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Тяжинская централизованная библиотечная система»
Аналитическая справка
о деятельности детских библиотек
Пгт Тяжинский 2012
Аналитическая справка
о деятельности детских библиотек
2012
|   Название ЦБС (точно по уставу)  |    МБУК «Тяжинская центральная библиотечная система»  |  
|   Адрес:  |    |  
|   Почтовый индекс  |    652240  |  
|   Район  |    Тяжинский  |  
|   Населенный пункт  |    пгт Тяжинский  |  
|   Улица, дом  |    Советская, 1-б  |  
|   Сайт библиотеки  |    -  |  
|   Электронная почта (e-mail)  |    [email protected]  |  
|   ICQ («аська»), скайп  |    -  |  
|   Директор МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. С кодом, факс)  |    Сергеева Валентина Васильевна 8-384-49-28-8-43  |  
|   Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. С кодом, факс)  |    Дурнова Елена Ивановна 8-384-49-28-8-43  |  
|   Методист МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом)  |    Ионова Валентина Григорьевна 8-384-49-28-8-43  |  
|   Методист по работе с детьми МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом)  |    Гура Татьяна Владимировна 8-384-49-28-8-43  |  
|   Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом)  |    -  |  
|   Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом)  |    Суханов Алексей Васильевич 8-384-49-28-8-43  |  
1. Сеть детских муниципальных библиотек в районе.
1.1. В сети детских муниципальных библиотек в районе изменений в 2012 году не произошло. Структура библиотек осталась прежней.
1.2.В помещении центральной детской библиотеки произведена замена окон и системы освещения. Требуется замена дверей и системы отопления.
Затраты на ремонтные работы произведены из областного бюджета и собственных средств.
Итатская детская библиотека произвела замену окон, дверей, частично мебели.
1.3. Приобретено за счет местного бюджета:
- мебели - нет
- техники - нет
- оборудования - нет
Безусловно, существенного обновления требует оборудование центральной детской библиотеки: устаревшая мебель, недостаточное количество средств предоставления информации – компьютерной техники, видеопроектора.
Технические средства
|   |    Всего  |    ЦДБ  |    Итатская библиотека  |  
|   Транспорт  |    -  |    -  |    -  |  
|   ПК  |    3  |    2  |    1  |  
|   Сканер  |    1  |    1  |    -  |  
|   Ксерокс  |    -  |    -  |    -  |  
|   Принтер  |    1  |    1  |    -  |  
|   Проектор  |    -  |    -  |    -  |  
|   Экран  |    -  |    -  |    -  |  
|   Телевизор  |    2  |    1  |    1  |  
|   Видеомагнитофон  |    2  |    1  |    1  |  
|   Аудиомагнитофон  |    1  |    -  |    1  |  
|   DVD  |    2  |    1  |    1  |  
|   Музыкальный центр  |    1  |    1  |    -  |  
|   Караоке  |    -  |    -  |    -  |  
2. Работа с читателями – детьми
Состояние библиотечного обслуживания остается на прежнем уровне.
Для юных пользователей библиотек в недостаточном количестве выписываются периодические издания.
В приобщении к чтению детей разных возрастных категорий в социальном партнерстве с образовательными учреждениями (детскими садами, школами), социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, детским домом «Ласточкино гнездышко», центральной библиотекой имени Н. И. Масалова, Итатской городской библиотекой, Итатским Домом культуры, Тяжинской школой искусств № 31, Тяжинской художественной школой № 13.
Оказываем методическую помощь педагогам образовательных учреждений, школьным библиотекарям.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные.
|   № п/п  |    Количество детских библиотек в городе  |    Количество жителей  |    Количество детей до 15 лет  |    Количество читателей (всего)  |    % охвата детского населения  |    Количество читателей по ЕРК  |    % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК  |  
|   1  |    Тяжинская ЦДБ  |    11150  |    2203  |    2825  |    100  |    1542  |    70  |  
|   2  |    Итатская ДБ  |    3600  |    747  |    979  |    100  |    548  |    73,3  |  
|   3  |    2-х библиотек  |    14750  |    2950  |    3804  |    100  |    2090  |    143.3  |  
2.1.1. Число читателей в Тяжинской детской библиотеке увеличилось, благодаря работе по долгосрочной программе «Вместе с книжкой я расту», ориентированной на детей дошкольного возраста.
Работа по данной программе способствует привлечению новых читателей и продвижению чтения в детской среде.
Многие детки приводят в библиотеку, особенно в выходные дни, своих пап и мам, вместе выбирают книжки, в читальном зале листают журналы.
По прежнему вызывает активный интерес у родителей книжная выставка «Родительское бюро», оформленная в читальном зале. Книги, представленные на выставке, помогают ответить молодым родителям на множество «почему?».
Способствовать привлечению читателей в Тяжинскую детскую библиотеку будет работа по проекту «Открытое сердце», разработанного на 2013 год. Цель проекта – воспитание, развитие и формирование гармоничной личности ребенка.
2.1.2. – 2.1.4.
|   Библиотеки  |    Книгообеспеченность одного жителя детского возраста  |    Книгообеспеченность одного читателя детского возраста  |    Средняя дневная посещаемость  |    Обращаемость фонда  |  
|   Тяжинс кая ЦДБ  |    10.2  |    10  |    73  |    2.3  |  
|   Итатская ДБ  |    17.1  |    15  |    40.5  |    1.7  |  
|   2-х библио тек  |    12  |    9.7  |    113.5  |    2.1  |  
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам
|   |    Всего  |    ЦДБ  |    ИДБ  |  |
|   Дошкольники  |    508  |    466  |    42  |  |
|   По классам  |    |    |    |  |
|   |    1  |    466  |    270  |    196  |  
|   2  |    407  |    289  |    118  |  |
|   3  |    311  |    189  |    122  |  |
|   4  |    419  |    339  |    80  |  |
|   5  |    308  |    223  |    85  |  |
|   6  |    368  |    318  |    50  |  |
|   7  |    272  |    200  |    72  |  |
|   8  |    255  |    208  |    47  |  |
|   9  |    313  |    265  |    48  |  |
|   10  |    23  |    7  |    16  |  |
|   11  |    46  |    8  |    38  |  |
|   Студенты  |    5  |    5  |    -  |  |
|   Работающая молодежь  |    -  |    -  |    -  |  |
|   РДЧ  |    78  |    35  |    43  |  |
|   Прочие  |    25  |    3  |    22  |  |
2.2.1. Жанровые предпочтения читателей.
Индивидуальные беседы, анализ читательских формуляров, исследования помогают выявить книжные предпочтения юных читателей.
Малыши с удовольствием читают сказки, приключения, сказочные повести современных авторов, книги «для веселья».
Мальчишки младшего школьного возраста увлеклись чтением книг о российской армии. Развитию интереса к книгам данной тематики способствовал конкурс на лучшего читателя литературы о российской армии, прошедшего в рамках цикла мероприятий «Славься, Отечество наше» (Год российской истории).
Предметом интереса читателей среднего возраста по прежнему остаются детективы, фэнтези, романчики о любви. Многие наши пользователи перешли на чтение преимущественно периодических изданий.
Мальчишек интересуют книги о технике, спорте, компьютерах.
Девчонки увлечены книгами по домоводству. Большой популярностью пользуется книжная полка «Максимум информации при минимуме затрат». Яркие, красочные энциклопедии сразу привлекают внимание читателей.
У старших читателей библиотеки чтение для души уступает место деловому. Подтверждением этого факта служит исследование «Мое мнение о прочитанном» (См. 12. Исследовательская работа).
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей авторы:
В. Сутеев «Сказки»
К.Никольский «Армейская азбука»
Б. Арон «Едем, плаваем, летаем»
Г.Остер «Задачник», «Вредные советы»
И. Янсон «Мемуары Муми-папы»
Т.Уайброд «Приключения малютки волка»
Э. Хантер серия «Коты – воители»
Д. Емец серия «Мефодий Буслаев»
Книги серии «Истории чародеек»
М. Гоголев «Прости меня, Рекс»
Произведения Й. Колфера
У детей младшего возраста популярны диснеевские журналы, в которых много красочных иллюстраций. У мальчишек любимые журналы – «Дисней», «Том и Джерри», «Лунтик», «Смешарики», детская газета «Непоседа».
Девочкам нравятся журналы – «Умняшка», «Играем с Барби», «Принцесса», «Фея», «Нафаня».
Девчонки среднего и старшего возраста зачитываются журналами «Маруся», «Мне 15», «Классная девчонка».
Подростки узнают о самых новых технических открытиях и достижениях в журнале «Юный эрудит».
А такие прекрасные журналы как «Мурзилка», «Веселые картинки», «Миша», «Юный натуралист», дети, к сожалению, совсем перестали читать.
2.2.3. Библиотечный фонд читательскому спросу соответствует частично. Все-таки не хватает книг современных детских авторов, научно-популярной литературы (если книга в единственном экземпляре, то ребенок не имеет возможности взять ее на дом, т.к. она находится в фонде читального зала).
2.3.2. Программно-целевая деятельность библиотек.
Всего библиотечных программ в МБУК «ТЦБС» - 25,
из них ориентированных на детей – 19.
В Тяжинской центральной детской библиотеке для дошкольников разработана и действует долгосрочная программа «Вместе с книжкой я расту», срок реализации 2011 – 2013 годы.
Цель программы – вовлечение детей 4 – 6 лет в читательскую деятельность, развитие творческого и эвристического типа мышления маленького читателя.
Были использованы различные формы и методы работы: выставки, консультации, выступления на родительских собраниях, утренники, экскурсии, заочные прогулки, познавательные часы, информминутки, конкурсно - игровые формы, индивидуальные беседы, громкие чтения.
Родители и дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Выставка детских творческих работ «От всей души» порадовала пап и мам. К декабрю месяцу 2012 года ребята уже посещают библиотеку, читают с родителями не только сказки, но и произведения М. Пришвина, Н.Сладкова, Г.Циферова, В.Сутеева, Г.Александровой, С.Прокофьевой.
Библиотекарям абонемента для малышей было произведено 24 выхода в детские сады поселка Тяжинский.
Так как программа рассчитана на 3 года, частично предполагаемые результаты имеют место быть.
Программа «Я - гражданин своей страны» (См. 2.4.10. Правовая культура).
В читальном зале для ребят среднего и старшего возраста работала программа «Неделька».
Цель: содействие формированию гармоничной, полноценной, социальнограмотной личности.
Различные формы массовой и индивидуальной работы, входящие в комплекс мероприятий, объединенных общим названием каждой «недельки» позволяют содействовать духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения.
В рамках программы прошли «недельки»:
- «Рождественская»;
-«Любовь к родному краю»;
- «Истории»;
- «Детского творчества»;
- «Полезной информации»;
- «Доброго общения»;
- «Детского телевидения».
На мероприятиях присутствовало 1337 человек, возросло количество читателей, по сравнению с 2011 годом на 73 читателя.
Ожидаемые результаты программы: повышение статуса книги и библиотеки среди пользователей, увеличение количества читателей и посещений в библиотеке, расширение круга чтения детей подтвердились.
Учитывая интересы юных читателей на абонементе для читателей среднего и старшего возраста была разработана долгосрочная программа «Мастерская радости» на период 2011 – 2013 годы (См. 13. Карты инноваций).
2.4 Основные направления библиотечного обслуживания, информационно - досуговая деятельность библиотек.
|   Форма мероприятия  |    Количество мероприятий (всего)  |  
|   Акция  |    3  |  
|   Бенефис  |    -  |  
|   Беседа  |    17  |  
|   Вечер  |    -  |  
|   Встреча  |    8  |  
|   Выставка  |    37  |  
|   Дебаты, дискуссия  |    2  |  
|   Занятие кружка, клуба  |    14  |  
|   Игра, конкурс  |    41  |  
|   Композиция  |    2  |  
|   Конференция  |    -  |  
|   Круглый стол  |    -  |  
|   Лекция  |    -  |  
|   Мастер-класс, творческая мастерская  |    3  |  
|   Обзор  |    12  |  
|   Посиделки  |    1  |  
|   Праздник, театрализованное представление  |    8  |  
|   Презентация  |    3  |  
|   Ток-шоу  |    -  |  
|   Тренинг  |    -  |  
|   Урок  |    2  |  
|   Утренник  |    7  |  
|   Час  |    41  |  
|   Экскурсия  |    3  |  
|   День  |    5  |  
|   Неделя  |    11  |  
|   Информинутки  |    10  |  
|   Громкие чтения  |    15  |  
|   Итого  |    245  |  
В работе с детьми младшего возраста преобладают формы, имеющие компоненты зрелищности, игры, межличностного общения: конкурсы, информминутки, утренники, турниры, прогулки. Как средство активизации познавательных интересов детей применяются следующие формы: путешествия, театрализованные праздники, экскурсии, громкие чтения.
Среди приемлемых форм массовых мероприятий для детей среднего и старшего возраста, специалисты называют различные часы (общения, литературные, информационно-познавательные), беседы, встречи, презентации.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: