Название цбс
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Мариинского муниципального района» Библиотека для детей и юношества |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652150, |
район | |
населенный пункт | г.Мариинск, |
улица, дом | ул.Ленина, 51 т.(8-384.43) 5- 37-98 |
сайт библиотеки | |
электронная почта (e-mail) | [email protected] [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | [email protected] |
Директор ЦБС | Николаева Вера Владимировна, Тел/факс (8-384-43) 5-29-01 |
Зам. директора по работе с детьми | Климентьева Людмила Дмитриевна, т.(8-384-43) 5-37-98 |
Заведующая детской библиотекой | Климентьева Людмила Дмитриевна, т.(8-384-43) 5-37-98 |
Методист ЦБС | Фатеева Александра Николаевна, т. (8-384-43) 5-29-01 |
Методист по работе с детьми | |
Библиограф библиотеки для детей и юношества | Иванова Юлия Николаевна, Т.(8-384-43) 5-37 98 |
Начальник Управления культуры Администрации Мариинского муниципального района | Куликова Любовь Ивановна Тел/ факс (8-384-43) 5-78 - 23 |
1. Библиотека для детей и юношества
1.1. Библиотека для детей и юношества г. Мариинска – специализированное библиотечное учреждение, обслуживающее детей, подростков и юношество.
В 2011 г. изменений в структуре библиотеки не произошло.
1.2. Материально-техническая база библиотеки.
С августа 2007 библиотека размещается по ул. Ленина, 51, занимает первый этаж жилого пятиэтажного дома. За прошедший год изменений не произошло. Помещение, в котором находится библиотека, просторное, светлое, находится в удобном для работы месте. В течение прошедшего года материальная база библиотеки несколько улучшилась. За счет средств, полученных благодаря участию в муниципальном конкурсе, (см. 2.3.1) приобретен видеопроектор и экран. В игровой уголок приобрели 3 столика для малышей и 10 стульчиков. Так же для самых маленьких читателей в конце года была куплена корпусная мебель «Жирафчик», что заметно украсило интерьер библиотеки. Куплен новый принтер.
2. Работа с читателями - детьми
Количество читателей – детей – за 2011 год - 2456
Библиотека работает в прежнем режиме, читатели привыкли к нашему новому адресу и с удовольствием посещают библиотеку. Библиотечные проблемы из года в год существенно не меняются. Главная проблема, на сегодняшний день это недостаточное комплектование фонда, а имеющийся литература, изнашивается и устаревает по содержанию. Очень скудный фонд отраслевой и художественной литературы для юношества.
На протяжении нескольких лет библиотека тесно и довольно успешно сотрудничает со следующими организациями:
Гимназия №2,
МОУ СОШ №1, №4, №6,
Детские сады: №№ 2, 205, 10, 8 «Сказка», «Буратино», «Василек», «Гнездышко»,
Детский психоневрологический диспансер№1
Дом детского творчества №1, №2
Детская эстрадно-танцевальная студия «Найс», музыкальная студия «Шанс»
Комплексный центр социального обслуживания населения (КЦСОН)
Мариинская воспитательная колония,
Мариинский педагогический колледж,
Приюты «Березка», «Колосок»,
Районный дом культуры
Работа с юношеской категорией читателей
В 2010 - всего читателей от 15 до 24 лет - 706
2011 - всего читателей от 15 до 24 лет - 751
Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек. Меняется статус чтения, его длительность, характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей, подростков и юношества мотивы и стимулы чтения, читательское предпочтение. Меняются и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Чем дети старше, тем меньше времени у них занимает досуговое чтение. Большая часть школьников старших классов читает только книги, входящие в рамки школьной программы. Если же проанализировать круг чтения подростков, то большая часть в нем составляет литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают примерно 30-40%.
Основные приоритеты в работе библиотеки с юношеской категорией читателей остаются прежними: популяризация книги и чтения, гражданско-патриотическое воспитание, экологическая и краеведческая работа, оказание информационной поддержки и социальной адаптации юношества и молодежи, работа с социально-незащищенными детьми и подростками. Ведётся работа молодёжного клуба «Новый взгляд» и работа с воспитанниками детской воспитательной колонии по программе «Взгляд в другом измерении».
(см. работа на осенних каникулах)
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1. | 1 | 40507 | 6795 | 3400 | 36.1 | 2422 | 35.6 |
2.1.1. Количество читателей – детей увеличилось на 77 человек, это связанно с тем, что активизировалась работа со школами города.
Юношество увеличилось на 55 человек, так как возросла потребность старших классов в литературе, они стараются чаще посещать библиотеку. Библиотекари стали чаще проводить мероприятия в школах, детских садах. Два раза в месяц проводится работа с воспитанниками детской колонии.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя, книгообеспеченность одного читателя – 5.01
2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 7.9
2.1.4. Обращаемость фонда - 1,9
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Несомненно, что интерес к чтению у детей и подростков постепенно падает. Сейчас компьютеры, интернет, электронные книги заменяют нашим читателям – настоящую, обыкновенную книгу. Это стало проблемой для всех библиотек. Но те ребята, которых взрослые сумели увлечь литературой, читают регулярно, с удовольствием.
В основном состав читающих детей - дошкольники и младший школьный возраст. Их читательское предпочтение книги яркие, красочные, с большими картинками. Здесь большим спросом пользуются сказки, весёлые истории, книги про животных, если это читатель дошкольного возраста. Если же ребёнок младшего и среднего школьного возраста, то предпочтение отдаётся, приключениям, страшилкам, ужастикам. Юношеская категория читателей читает больше романы, детективы, фентези. При выборе книги, библиотекарь старается предложить такую книгу, чтобы она смогла заинтересовать ребёнка. Только тогда чтение будет осмысленным и интересным. Чем старше школьник, тем реже он посещает библиотеку. Его интерес к чтению ограничивается познавательной литературой, да и то по тому, что школьная программа усложнена и необходима дополнительная литература.
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | БФ № | БФ № | и т.д. | |
Дошкольники | 197 | | | | | |
По классам | | | | | | |
| 1 | 222 | | | | |
2 | 234 | | | | | |
3 | 298 | | | | | |
4 | 326 | | | | | |
5 | 285 | | | | | |
6 | 258 | | | | | |
7 | 341 | | | | | |
8 | 295 | | | | | |
9 | 225 | | | | | |
10 | 269 | | | | | |
11 | 104 | | | | | |
Студенты | 153 | | | | | |
РДЧ | 147 | | | | | |
Прочие | 46 | | | | |
2.2.1. Жанрово-тематические предпочтения читателей
Большая часть тех, кто любит читать, это дети младшего школьного возраста. Самые маленькие читатели из предложенных книг, выберут яркую, красочную, новую, с красивыми картинками и иллюстрациями, книгу нового поколения - книжку-игрушку, не учитывая при этом её содержание. Ребята начальной школы возьмут книгу по интересу с крупным шрифтом и большими картинками. Чаше это литература, заданная по внеклассному чтению или по читательским интересам (сказки, весёлые истории, про животных, о природе)
Подросток более заинтересован в книгах по школьной программе, но его явно интересует литература других жанров: литература о сверстниках, приключения, детективы-страшилки, литература энциклопедического характера. Это можно увидеть, просматривая читательские формуляры. Библиотекари стараются предложить такую книгу, чтобы она смогла заинтересовать читателя. Только тогда чтение будет осмысленным и интересным.
Юношеская категория читателей предпочитает детективную, приключенческую, любовно-романтическую литературу, фентези. Также интересует их литература в помощь школьной программе, по дополнительному самообразованию.
Наиболее популярные среди читателей книги, авторы
Наиболее читающая литература в младшем – среднем школьном возрасте:
- К Матюшкина «Кот да Винчи»; «Ага, попался!»
- Р. Пайк «Вомбат с тупой головой»;
- Р. Киид «Приключения Джека Воробья»;
- Р. Стаин «Детективы»
- М. Мокиенко «Незнайка и Барабас»;
- И. Носов «Остров Незнайки».
Наиболее читающая литература в подростковом и юношеском возрасте:
- С.Лукьяненко «Лорд с планеты Земля»;
- Сёстры Воробей «Дневник Барби», «Грамматика любви»;
- Д. Донцова «Инь, янь и всякая дрянь»;
- Т.Устинова «Закон обратного волшебства»;
- Р. Стаин «Группа поддержки» (серия);
- Е, Вильмонт «Сыскное бюро», «Квартет»
- Майер С. Сумерки
- Д. Емец «Мефодий Буслаев. Билет на лысую гору».
Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонд библиотеки составляет 34333 экземпляров. Очень радует, что в последний год он несколько пополнился художественной литературой для юношества и частично для детской аудитории. Несмотря на это, книжный фонд на абонементах не соответствует в полном объеме читательскому спросу. Много ветхой и устаревшей литературы по содержанию. По-прежнему испытываем потребность в отраслевой литературе. Зачастую отказы происходят из-за недостатка экземпляров книг. Не хватает литературы по экономике, праву, обществознанию, искусству, литературоведению и языкознанию, спорту, музыке.
Недостаточно современной литературы по сельскому хозяйству, особенно по уходу за домашними животными (кошками и собаками различных пород, морскими свинками, декоративными кроликами и т. д.).
Программно-целевая и проектная библиотеки деятельность (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах)
В 2011 году библиотека принимала участие в муниципальном конкурсе «На лучший социально-культурный проект, реализуемый в учреждениях культуры г. Мариинска и Мариинского района, где представила свой проект «Место встречи – библиотека» по работе с социально незащищенными детьми и получила финансовую поддержку - гранд в размере 30 тысяч рублей.
Оказали содействие в создании электронного продукта «Национальные общественные объединения Кузбасса» (о Центре немецкой культуры «Гармония»)
Социально-культурный проект «Место встречи - библиотека».
Участие в муниципальном конкурсе способствовало созданию более привлекательного и комфортного пребывания наших читателей в библиотеки, чтобы отвлечь их от бесцельного времяпрепровождения, для того чтобы частое посещение БДЮ способствовало профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, их эстетическому развитию. Библиотекари делали акцент на то, чтобы не только привлечь читателя, а главное заинтересовать их книгой. Тем более что частые гости библиотеки – ребята из неблагополучных семей, дети из приюта временного содержания «Березка», ребята из Комплексного Центра Социальной Адаптации Населения.
Победив в конкурсе, библиотека получила возможность приобрести детскую мебель, настольные игры в игровой уголок, в котором дети с удовольствием проводят свободное время.
Для подростков и юношества более привлекательное место в библиотеке – читальный зал, в котором для этой категории читателей проходят различные мероприятия по патриотическому, нравственному, экологическому направлениям и просто литературно-музыкальные мероприятия. Для того чтобы сделать их более насыщенными, интересными и современными библиотекой был приобретен видеопроектор и экран.
Благодаря новым приобретениям, преобразился интерьер библиотеки, а библиотекари стали иметь возможность более полно, наглядно и красочно показывать свои мероприятия, используя документы, фотографии, видеоролики и т. д.
2.3.2. В 2011 году библиотека продолжила работу по программе «Островок живых чудес».
Цель программы:
- Способствовать воспитанию бережного, любовного отношения к живому миру.
- Привлекать читателей разного возраста в библиотеку.
- Знакомить с литературой по содержанию аквариума.
Попытка завести настоящий аквариум с живыми обитателями, к сожалению, из-за температурного режима не получилась. Вместо живого аквариума, вместе с ребятами соорудили искусственный, сухой. Приобрели разнообразные искусственные водоросли, на морских кораллах расположились различные виды рыб. Аквариум поместили в игровом уголке библиотеки. Он пользуется у ребят и гостей библиотеки большим успехом.
В течение года в рамках программы оформлялись книжные выставки:
- «Ключ от королевства золотой рыбки»
- «Красная книга морских обитателей»
- «Чудеса морского царства»
Вызвал живой интерес час информации «Полезные советы от господина Гупии», где ребята хитростях по содержанию аквариума, о болезнях его обитателей, о проблемах и способах их решения. Выпустили закладки «Подводный мир в комнате»; «Экзотические рыбки»
Провели беседу- обсуждение «Аквариум в твоём доме»
Так же впервые прошёл экологический видео урок с учащимися 3 класса школы №1 на тему «Аквариум маленькая экосистема». Видео общение проходило при помощи установленной программы Skaip. Специально для этого урока провели обзор книг с выставки «Ключи от царства золотой рыбки». Ребята, находясь в классе, смогли видеть эту выставку и слышать всё, о чём рассказывали из читального зала библиотеки.
Всем участникам очень понравилось такое видеообщение. Они с удовольствием задавали вопросы, рассматривали интерьер библиотеки. Многие изъявили желание придти в библиотеку уже реально.
Всего библиотечных программ в ЦБС –
- «Отдыхать умело, не простое дело» – по пропаганде книги и чтения (Б.Антибесская б-ка)
- «Землянам чистую планету» – экологическая (городской ф. №1)
- «Природа и мы» – экологическая (К.Орловская б-ка)
- «Берегиня» - экологическая (городской ф.№47)
- «Ключ от лета» - продвижение книги и чтения (Благовещенская б-ка)
- «Я хочу читать» - продвижение книги и чтения среди дошкольников (Малопесчанская б-ка)
- «По книжной лесенке шагать, читать, учиться и играть» - продвижение книги и чтения для школьников в дни каникул (Малопесчанская б-ка)
- «Село моё неброское, сибирское село» - краеведческая программа (Малопесчанская б-ка)
- «Островок живых чудес» - экологическая программа (Библиотека для детей и юношества)
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки
Массовых мероприятий проведено - 189
Для детей - 144
Для юношества - 45
Массовая работа в библиотеки содержательна и разнообразна. Она составляет значительную часть работы. Это и пропаганда книги, привлечение читателей, поддерживание интереса к систематическому чтению, воспитания культуры общения. Библиотекари стараются находить различные способы привлечения читателей в библиотеку.
Так, наличие игровой комнаты в библиотеке привлекает читателей разного возраста. Мягкие, яркие игрушки, увлекательные игры рассчитаны на любой вкус и возраст читателей. В ней собраны настольные развивающие игры, игры – путешествия, шашки, шахматы. Бесспорно, игра помогает находить контакт с любым ребёнком. Дети с удовольствием включаются в предложенную игру, легко адаптируются даже в незнакомом обществе и затем приходит в библиотеку не только почитать, но и взять новую книгу или журнал. Ведь приоритетной для нас остаётся цель – сохранить у подрастающего поколения интерес к чтению.
Вся массовая работа, наряду с обслуживанием читателей направлена на продвижение книги, чтения.
Дети с желанием посещают мероприятия, ещё с большим удовольствием и интересом участвуют в них. Библиотека координирует план работы с планами других детских учреждений. Зачастую родители проявляют интерес к плану работы на месяц, чтобы привести ребёнка в библиотеку на проходящие мероприятия почитать книгу, поиграть в игровой комнате, посмотреть мультфильм или сказку.
В течение года проводились театрализованные представления, часы памяти, уроки мужества, утренники, спорт часы, викторины, конкурсно-игровые программы, праздники и многое другое.
«Статистический анализ массовых мероприятий»
Форма мероприятия | Количество мероприятий | Посетило человек | ||
Всего | % от общего кол-ва | в т.ч. платных | | |
Акция | 1 | 0.5 | | |
Бенефис | | | | |
Беседа | 28 | 14.8 | | |
Вечер | 11 | 5.8 | | |
Встреча | | | | |
Выставка | 93 | 49.2 | | |
Дебаты, дискуссия | 1 | 0.5 | | |
Занятие кружка, клуба | | | | |
Игра, конкурс | 36 | 19 | | |
Композиция | | | | |
Конференция | | | | |
Круглый стол | | | | |
Лекция | | | | |
Мастер-класс, мастер-класс | | | | |
Обзор | 10 | 5.2 | | |
Посиделки | | | | |
Праздник, театрализованное представление | 2 | 1.05 | | |
Презентация | | | | |
Ток-шоу | | | | |
Тренинг | | | | |
Урок | | | | |
Утренник | 2 | 1.05 | | |
Час | | | | |
Экскурсия | 5 | 2.6 | | |
Всего | 189 | | | 5885 |
По-прежнему пользуются популярностью игровые формы у всех возрастных групп читателей. Наличие игровой ситуации делает мероприятие привлекательным, эмоциональным, игра стимулирует познавательную деятельность детей. Многообразие игровых форм работы стали особенностью в деятельности нашей библиотеки: игры, поле чудес, КВН, викторины, лото, ролевые игры, развлекательные и занимательные турниры, игровое шоу, юморины.
У дошкольников и младших школьников вызывают интерес праздники, кукольные спектакли, театрализованные представления и игровые программы.
В проведении мероприятий стал незаменим мультимедийный проектор, с его помощью каждое мероприятие становится красочным, насыщенным и увлекательным. А для дошколят это просто «волшебный экран», где живут сказки и происходят чудеса. Юношеская категория читателей предпочитает литературно- музыкальные гостиные, круглые столы поэтические вечера и сами с удовольствием становятся участниками таких мероприятий. Увлекают их и конкурсные программы, и исторические экскурсы.
Комплексные формы работы:
Неделя детской и юношеской книги,
Неделя космонавтики
Экологическая декада
Патриотическая декада
Поэтическая декада
Неделя правовой информации
Ломоносовская неделя (смотреть работа с юношеством)
Декада, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий
При составлении плана работы формируется название и точные даты тех мероприятий, которые входят в Месячник или Декаду. Здесь функционируют в комплексе разные формы массовой работы и книжные выставки, что способствует цельному восприятию информации читателями. Так, например, Неделя космонавтики прошла под названием «Звёздное небо». В течение всей недели проходили следующие мероприятия:
«Удивительный мир космоса»- книжная выставка;
«От земли до марса»- викторина (для малышей)
«Космическое приключение» - весёлые старты (для юношества)
«Он был первым в космосе» - беседа о первом космонавте Ю.А.Гагарине.
Познавательный час «Утро космической эры» позволил ребятам погрузиться в мир космоса и фантазий. Библиотекари приготовили слайд – презентацию про космос. В ходе мероприятия ребята не только узнали много нового и интересного о космических просторах, но и фантазировали, сочиняли разные истории на тему «Есть ли жизнь на Марсе» вместе с малышами – дошкольниками из детского сада №205 «Буратино». В заключение мероприятия дошколята исполнили зажигательный танец, который порадовал всех.
В октябре в рамках поэтической декады «Музыка волн и музыка ветра», провели следующие мероприятия:
«Путешествие в страну Поэзию» - книжная выставка
«Мир красочный, поющий и звенящий!» - час поэзии
«Стихи о самом главном» - литературно музыкальная гостиная (по творчеству М.Цветаевой)
Во время проведения экологической декады состоялись мероприятия:
«Какое небо голубое» – книжная выставка;
«Гуд бай, Байкал» – экологический час;
«Наши пернатые друзья» – познавательный час;
«Чудеса леса» - познавательно-игровая программа, в котором приняли
участие ребята из «Социального приюта для детей Муниципального Мариинского района». Мероприятие проходило в форме познавательно – игровой программы, сопровождалось слайд-презентацией и носило соревновательный характер. Библиотекари рассказали о том, что 2011 год - Международный год леса, объявленный ООН. О том, что лес в жизни человека-это зеленая аптека и источник древесины, это дом для животных и защитник воздуха и водоемов, это неповторимая красота и источник вдохновения для поэтов и писателей. Библиотекарю помогал сказочный кот - учённый, который предлагал ребятам выполнять различные весёлые задания, например, собирать шишки для мишки.
Говорили также о проблемах леса и о его значении в жизни человека. Ребята отгадывали ребусы о лесных обитателях, вспоминали лекарственные растения. В конце мероприятия ведущая сделала акцент на то, что каждый из вас должен задуматься, над тем, каким увидят лес наши потомки в будущем, и сможет ли лес дать им то, что дает он нам сейчас.
Мероприятие получилось интересным и познавательным, победила дружба, все ребята оказались знатоками родной природы и получили заслуженные призы.
А для ребят младшего школьного возраста прошёл второй экологический видеоурок о бабочках «Порхающее совершенство». Общение проходило при помощи установленной программы Skaip.
В ходе урока заведующая отделом обслуживания Зайцева О.В. провела обзор выставки «Порхающие цветы», рассказала об исчезающих видах бабочек, открыла любопытные факты из их жизни. Ребята, находясь в конференц-зале школы №1, смогли видеть выставку, каждую книгу и слышать всё, о чём рассказывала Ольга Викторовна из библиотеки.
Проведение подобного видеоурока не первый опыт в практике работы библиотеки. Как показывает анализ, после такого общения заметно увеличивается число посещений ребят в библиотеку. А увлечение книгой и библиотекой способствует расширению кругозора ребят и повышает интерес к учебе.
В рамках Областной Ломоносовской недели, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, Библиотека для детей и юношества пригласила обучающихся 10-11-х классов гимназии №2 на литературно-музыкальный вечер «Образчик славных дел» и обучающихся школы №1 на литературно-познавательный час «Учёный, прославивший Россию».
В читальном зале библиотеки была оформлена книжная выставка «Гигант науки русской», на которой представлены книги, раскрывающие личность удивительного ученого, доказавшего всему миру, что и простой человек, выходец из крестьян, способен добиться таких высот в самых различных науках.
Физик, химик, геолог, астроном, поэт, художник и лингвист.… Где только не проявил свои таланты этот замечательный человек! Будучи студентом Петербургской Академии наук, он самостоятельно начал изучение стихосложения.
А.С. Пушкин так писал о нем: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».
В декабре проходила Декада правовых знаний, в течение которой были оформлены книжные выставки:
«Право есть и у меня» для юношества
«Большие права маленького человека» для младшего школьного возраста
Для ребят старшего школьного возраста и юношества проведена правовая игра
«В лабиринте прав»
В завершении правовой декады издали закладки:
«Права человека, твои права»,
«Ваш правовой статус»
Работа кружков, клубов по интересам
В библиотеке для детей и юношества работает клуб «Дошкольник», для ребят детских садов и молодёжный клуб «Новый взгляд», которые работают на бесплатной основе.
Нашему клубу «Дошкольник» уже 12 лет. Работа клуба проходит на базе самых крупных детских садов: детский сад № 2 «Сказка», и железнодорожный детский сад № 205 «Буратино». В 2011 году был проведен ряд мероприятий, направленных на развитие у детей умения общаться со сверстниками, на формирование способности видеть положительное в других людях, отличать добро и зло. План работы клуба составляется совместно с воспитателями.
Направление деятельности клуба – художественно-эстетическое. Такое направление выбрано не случайно. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке, книжке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая». Незаменимым средством формирования духовного мира детей является: литература, народное творчество. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Именно это библиотекарь старается показать маленькому читателю через книгу, на примере главных героев.
Часто для дошколят организуются чтения вслух, на этих занятиях закладываются основы отношения к книге, формируется понимание её роли и значение, воспитывается привязанность к ней. Хочется отметить некоторые из них:
«Путешествие в страну весёлого детства» (по творчеству А. Барто),
«Сроку я тебе даю три дня и три ночи…» (к 220 л. со дня рождения С.Аксакова),
«Кот Епифан и другие…» (к 110 л. со дня рождения Е. Чарушина)
Выбор книги – это как выбор друга, самого преданного. Поэтому, мы очень серьёзно относимся к этому, формируя для дошкольников книжные выставки:
«Суём свой нос в любой вопрос»
«Чтобы время скоротать, лучше книжку прочитать»
«Новинки из книжной корзинки»
Дошкольники частые гости библиотеки и поэтому с удовольствием принимают участие и в разнообразной библиотечной жизни. Среди наших читателей есть личности творческие, которые с удовольствием предоставляют свои работы на выставки такие как:
Город мастеров,
Умелые ручки,
Глиняные придумки.
Эти выставки всегда привлекают к себе внимание не только малышей, но и ребят постарше (работа с родителями)
Насыщенными были и встречи с любимыми героями книг на литературно – игровой программе «Весёлые каникулы с любимой книгой», где малыши встретились с Незнайкой, помогли ему разобраться со сложными заданиями. «Мудрость старой сказки»- литературная игра, в которой к ребятам пришёл домовёнок Кузька. Он помог Бабе-Яге понять, что читать книги здорово. Побывали на празднике «День рождения книги» вместе с крокодилом Геной и забавным Чебурашкой.
Клуб «Новый взгляд» не первый год объединяет юношество. Этой категории читателей нравится общаться друг с другом, делиться своими проблемами, чувствами, эмоциями. Клуб работает по разным направлениям. Проблема социализации молодежи, адаптации ее в социуме являются в настоящее время одной из важных в обществе. Важной задачей библиотеки является организация культурного досуга юношества. Это позволяет отвлечь подростков и молодежь от негативного влияния, организовать их полезное времяпрепровождение и приобщить к чтению, помочь молодежи найти свое место в обществе, сформировать собственное «я», стать цельной личностью.
Создан клуб «Новый взгляд» на базе Мариинского педагогического колледжа. Темы заседаний клуба в текущем году были, как всегда, очень разнообразны.
2011 год - в нашей стране посвящен космонавтики, члены клуба с удовольствием принимали участие в проведении мероприятий для младших школьников:
«Утро космической эры»- познавательный час
«От Земли до Марса»- викторина
«Он был первым в космосе» - беседа о первом космонавте Ю.Гагарине
Так же в 2011 году проходили различные мероприятия, посвященные семье. В клубе были проведены:
«Когда вырастают крылья» - вечер романса,
«А для меня – семья, надёжный тыл» - вечер – утверждение (смотреть работа с молодёжью)
«Образ пленительный, образ прекрасный» - литературно-музыкальный час.
Наиболее яркие мероприятия:
«Её высочество Любовь» (красивые истории любви) – поэтический вечер, посвященный дню влюбленных;
«И болью и счастьем пронзённая жизнь»- литературно-музыкальная гостиная, сопровождавшаяся книжной выставкой «Легко обо мне подумай».
Особенно запомнился урок-тренинг «Семья, мой надёжный тыл». Ребята с интересом играли в ролевые игры, попробовали себя в качестве супругов: им предстояло правильно распределить семейный бюджет, урегулировать разногласия между собой, сгладить конфликт. Особое веселье царило во время распределения семейного бюджета в размере 20000 рублей.
Хочется отметить конкурсную программу «День Российского студенчества» (Татьянин день) . 25 января все студенчество отмечало самый яркий для них праздник - Татьянин день. Библиотека для детей и юношества подготовила праздничную программу и пригласила всех желающих. Несмотря на мороз, в читальном зале собрались три поколения: будущие студенты - учащиеся 11 класса гимназии №2; те, кто в настоящее время является студентом- Мануйлов Максим, Каличкина Ольга- студенты Мариинского педагогического колледжа, Климентьева Ксения - студентка Санкт-Петербургского финансово-экономического университета, Кречетова Анна – студентка Кемеровской медицинской академии; и те, кто являлся студентом в прошлом – это педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», Гусева Мария, Итаева Фатима, Кузнецова Анна, художник ЦБС Близнецова Алена. Сформировавшимся командам были предложены различные конкурсы и викторины, на которые они с энтузиазмом отвечали, также была разыграна сказка «Тиха украинская ночь», в которой приняли участие все участники праздничной программы, все смеялись от души. В завершении мероприятия, под аккорды гитары, все дружно спели песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», ну а победители праздничной программы (учащиеся гимназии №2) получили поощрительные призы.
Выставочная деятельность
За 2010 год общее количество выставок - 51
За 2011 год общее количество выставок - 93
Книжные выставки - это почти всегда своеобразная визитная карточка любой библиотеки. По ним судят не только о фонде, но и о самом стиле работы. Выставка- это творческий взгляд на мир и раскрываемую экспозицией тему. Библиотекарь должен обладать особым даром, чтобы создавать привлекательные, вызывающие живой интерес выставки. Книжные выставки библиотеки для детей и юношества – это яркое и красочное оформление, благодаря художнику ЦБС выставки привлекают всех читателей и гостей библиотеки.
За отчетный год было организовано 93 книжных выставки, проведено 10 обзоров. Преобладающие виды выставок: тематические, выставки-просмотры, выставки – викторины, выставки – путешествия.
Как показывает практика, наибольший интерес вызывают такие книжные выставки, где представлены яркие книги, сказочные герои, поделки, рисунки. Выставка – викторина «Кот учёный предлагает», собрала большое количество участников и привлекла внимание маленьких читателей оригинальным оформлением: на стволе дуба лежит золотая цепь (сделанная из бумаги), на ветках сидит сказочная Русалка с зелёными волосами, под дубом сидит кот учёный предлагает викторину, на полках стоят различные книги А.С.Пушкина.
Заинтересовала ребят и выставка – кроссворд «Все на дачу», где читатели с интересом рассматривали предложенную литературу и отгадывали кроссворд дачного урожая. Выставка пользовалась популярностью, некоторые из читателей приносили в качестве экспонатов чудные - овощи, выращенные у себя на огороде.
Своей необычайностью поражала всех без исключения читателей, выставка - просмотр «Город мастеров». На ней были представлены творческие работы ребят разного возраста. Целый год радовала всех своей неповторимостью, оригинальностью, выдумкой. Первая половина года проходила под девизом «Не бросай, не сори - а поделку смастери». Ребята мастерили из бросового материала: бумаги, пластиковых бутылок, баночек, крышечек, компьютерных дисков. Было изготовлено 16 оригинальных работ. Вторая половина года проходила под девизом «Учись прекрасному у природы». Здесь были представлены всевозможные свистульки, панно, аппликации из соломки, листьев, глины. Всех участников ждала награда за участие, а победителей заслуженный приз.
В течение года несла знания любителям истории книжная выставка «Личность», про каких только знаменитых людей не рассказала она нашим читателям. Это открыватель Америки Америго Веспуччи ; гениальный полководец А.Суворов; выдающийся учёный, конструктор С.П.Королёв; возродитель Олимпиады -Пьер Де Кубертен; гений в музыке В.Моцарт, гигант науки русской М.Ломоносов, его величество Пётр1- первый император. Так же эта выставка относилась к разделу «В помощь школьной программе».
Самыми масштабными выставками по-прежнему являются выставки новых поступлений «Знакомьтесь - мы новые», «Новинки из книжной корзинке», «Мы с вами навсегда» для читателей 5-10 классов.
Направления:
2.4.1. Работа с дошкольниками смотри работа клуба «Дошкольник».
Всего дошкольников за 2011 год – 197 человек
Библиотека расположена в центре, это очень удобно для наших самых маленьких читателей, так как неподалёку находится сразу несколько детских садов. Настоящими читателями становятся лишь те, кто полюбил книгу в раннем возрасте. Начальный период общения ребёнка с книгой, очень важен. У малышей формируется познавательный интерес, развивается мышление, память, речь, обогащается его чувственный опыт, ребёнок развивается как личность. Процесс литературного воспитания, как и навыков поведения в целом - непрерывен, наша главная задача – привить и развить у дошкольников интерес к чтению как уникальный вид деятельности и состоянию души. Детское чтение это инструмент адаптации ребёнка в окружающем мире. И оттого, что и как читают дети, зависит духовность, интеллект, культура человека. Хочется отметить некоторые проведенные мероприятия: «Хоровод в святочную ночь», где ведущая рассказала дошколятам, откуда произошел этот праздник, об обычаях русского народа, как его отмечают сейчас. А самая озорная и сказочная Баба-Яга предложила ребятам погадать. После мероприятия малышей ждали сладкие призы. На празднике «Вот оно какое наше лето», посвящённом Дню защиты детей, ребята принимали участие в весёлых конкурсах. Вместе с доктором Пилюлькиным несмышленый Незнайка пытался всё время помешать празднику. Дошколята с терпением учили его правильно обувать обувь и многое другое. Все мероприятия проходят задорно, весело и с пользой для ребят. Вместе с ребятами из детского сада «Сказка» совершили путешествие в «Волшебный мир Евгения Чарушина». В этом году замечательному писателю и художнику исполнилось 110 лет со дня рождения.
Е.И. Чарушин – один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Из слайд-презентации, ребята узнали, что перу Е. Чарушина принадлежит более двух десятков книг, он иллюстрировал книги С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки и К. Чуковского.
Малыши играли в любимую игру детских лет Евгения Чарушина «Сломай язык»: ведущий медленно и разборчиво говорит скороговорку, а ребята быстро её повторяют, весело и дружно отгадывали загадки о животных.
В заключение путешествия в «Волшебный мир Е. Чарушина» ребята выбрали себе книги для прочтения дома вместе с родителями.
2.4.2. Краеведение
Краеведение – одно из приоритетных направлений в работе библиотеки. Краеведческий материал даёт уникальную возможность воспитать у молодого поколения ответственность за судьбу родного края, родной земли, уважение к людям живущим здесь. Знакомство с историей и культурными традициями нашей малой родины побуждает чувство сопричастности к прошлому и настоящему.
Библиотекари стараются показать читателю, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, а Мариинская земля богата талантами.
К сожалению сотрудника, занимающегося краеведением в ЦБС нет. Этой работой занимаются библиотекари, библиограф. Приоритетное направление: литературно- историческое краеведение.
Краеведческие ресурсы:
Краеведческие ресурсы
*Фонд – 140 экз;
*Краеведческая картотека, тематические папки
- Справочное обслуживание по краеведению
-
Кол-во выполненных справок по краеведению
Из них виртуальных
Кол-во отказов
387
-
-
В библиотеке оформлен краеведческий уголок под названиями:
«Кузбасс - мой край родной»;
«С днём рождения, город».
Также в краеведческом уголке имеется карта Кемеровской области, фотографии памятников города, фотографии памятников архитектуры, там же располагаются периодические издания областной и местной печати.
В 2011 году нашему городу исполнилось 155 лет. В юбилейный год провели следующие мероприятия для ребят старшего школьного возраста:
«Слава тебе – земля Кузнецкая» - литературно – историческая беседа;
«Вот моя деревня, вот мой край родной» - викторина;
«Первые поселенцы Арчекасских гор» - краеведческая пятиминутка
«О Мариинске говорю стихами» - поэтический час краеведения (стихи К. Шокоревой)
«Антошка, Антошка, пойдём копать картошку» - познавательный час о достижениях в области картофелеводства Мариинского района.
Для широкого круга читателей была представлена выставка картин «Красавица Кия», автор работ Е. Юманова. Завораживали ребят и горы Арчекас, и порхающий орёл, и мишка косолапый.
Для читателей младшего школьного возраста библиотекари подготовили познавательную беседу по теме «Славен Мариинск мастерами». Ребятам рассказали о появлении берестяного промысла в Мариинске, о мастерах берестяных дел и их творчестве. Ребята узнали много интересной информации о людях нашего города. Беседа сопровождалась мультимедийной презентацией. Беседа получилась интересной, насыщенной и познавательной.
2.4.3. Экологическое просвещение
Большое внимание библиотека уделяет экологическому просвещению. Важно воспитать в ребёнке экологическое сознание, дать понять что человечество и природа это единое целое. Располагая определенным информационным потенциалом, сотрудники проводят активную работу, используя различные формы и методы работы: книжные выставки, обзоры, часы и экологические уроки. В течение года для ребят среднего и старшего возраста были проведены следующие мероприятия:
«Среда обитания»- беседа – размышление;
«Законы природы» - круглый стол;
«Мы не разрушим этот мир» - экологический час
Для ребят младшего возраста провели:
«Солнечный зайчик и другие»- познавательно - игровая программа (зайцы в природе, литературе, искусстве);
«Весенняя капель» - выставка детских рисунков;
«Где живёт крокодил?» - викторина
Чтобы приблизить самых юных читателей к природе, мы работаем над программой «Островок живых чудес».
См. программу «Островок живых чудес»
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направление
Одним из приоритетных направлений в работе библиотеки является патриотическое воспитание. Библиотека для детей и юношества располагает широким кругом художественной и научно – популярной литературы. Библиотекари владеют различными приёмами индивидуальной и массовой работой. Главная задача – развивать у детей чувство гордости и любви к своей Родине, воспитывать потребность в изучении традиций, обычаев русского народа, формировать интерес к литературе исторической и патриотической тематики. Библиотекари используют разные формы работы, стараются вернуть истинные значения понятиям «патриот», «геройство», «подвиг». Накануне великого праздника Дня Победы, Библиотека для детей и юношества пригласила к разговору о подвиге, героизме и мужестве обучающихся 6 класса гимназии №2.
Час памяти «Победный май» призвал школьников не забывать и оказывать как можно больше внимания ветеранам Великой Отечественной войны, пронести по жизни память о защитниках Родины. Ребята приготовили и прочитали стихотворения Р. Рождественского, А. Дементьева, А. Твардовского, С. Щипачева. Библиотекари, при помощи мультимедийного проектора, заочно познакомили школьников с легендарным летчиком, трижды Героем Советского Союза, маршалом И. Н. Кожедубом, и кратко рассказали его автобиографию. Незабываемый вальс, на мелодию всем известной песни «В лесу прифронтовом», исполнили для гостей библиотеки воспитанники студии бального танца «Найс». В завершении встречи, памяти наших предков, памяти вечно молодых солдат и офицеров Красной армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны, была объявлена минута молчания. Не прошёл незамеченным для библиотеки День снятия блокады города Ленинграда (27 января), который отмечается в России как День воинской славы. В этот день на урок мужества «Освобожден бессмертный Ленинград» в Библиотеку для детей и юношества были приглашены учащиеся 3 «Б» класса школы №4. Ребятам рассказали о том, что блокада Ленинграда – один из наиболее трагических периодов в истории Великой Отечественной войны. Это боль и мужество. Для каждого, кто живет в Петербурге, блокада Ленинграда - ключевое событие. Для старшего поколения, которое носит в себе эти воспоминания, - это часть жизни, которую они никогда не забудут. Ценой своей жизни ленинградцы сохранили духовные и материальные ценности своей страны. Подвиг ленинградцев стал ярким примером стойкости и героизма советского народа в борьбе с фашизмом.
С помощью мультимедийного проектора ребята смогли увидеть один из самых известных документов блокады Ленинграда, дневник Тани Савичевой, услышать седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича, написанную им в блокадном Ленинграде. Также заинтересовала ребят книжная выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда», ведь на ней были представлены не только книги и фотографии; на блюдце лежал маленький кусочек хлеба, который был выпечен по рецепту блокадного Ленинграда (хлеб наполовину состоит из опилок).
Закончился урок мужества стихотворением Ю. Воронкова, которое так и называется –«27 января 1944 года».
Были проведены:
«Казалось, было холодно цветам» - час памяти
«Памяти верны» - урок мужества
«Всем народам нужен мир» - урок мужества ко дню юного героя антифашиста
«Пусть всегда будет солнце» - урок памяти ко дню юного героя антифашиста
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: