NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок 27. 01. 2011 Тема урока Выражение характера человека в изображении; женский образ. Эскизы Божьева Наталья Григорьевна Цели урока


Урок 27.01.2011

Тема урока Выражение характера человека в изображении; женский образ. Эскизы

Божьева Наталья Григорьевна

Цели урока:

  1. Обучающие:

    • учить изображать женский  портрет сказочных персонажей с ярко выраженным характером с элементарными пропорциями лица;

    • укреплять межпредметные связи.

  2. Развивающие:

    • развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;

    • активизировать познавательный интерес учащихся через работу с учебником;

    • совершенствовать практические умения и навыки работы восковыми мелками;

    • обогащать лексический запас терминами и понятиями по ИЗО.

  3. Воспитательные:

    • воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое  и нравственное отношение к действительности.

Оборудование урока:

  • Зрительный ряд: репродукции картин художников – сказочников В.Васнецова «Три царевны подземного царства», М.Врубеля «Царевна-Лебедь; работы учителя и учащихся прошлых лет, магнитофон, компьютер.

  • Литературный ряд: сказки А.С.Пушкина, Х.К.Андерсена (отрывки) 

  • Музыкальный ряд: Д.Кабалевский. Три подружки (Злюка); Сен-Санс. Лебедь.

  • Материалы: Восковые мелки, пастель.  

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка художественных материалов к работе. 

II. Сообщение темы, целей урока.

В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человек по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить восковыми мелками портрет сказочных персонажей.

В русских народных сказках, в сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся. Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из сказок: А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». 

III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

Положительные образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящ­ные.
Отрицательные: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. 

Чтение отрывка стихотворения  А. Пушкина«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 

Образ царевны: 
Но царевна молодая,                                                                                                                        
Тихомолком расцветая,                                                                                                                              
Между тем росла, росла,                                                                                                                   
Поднялась и расцвела.                                                                                                            
Белолица, черноброва,                                                                                                                
Нраву кроткого такого...                                             

Образ царицы:
...Правду молвить, молодица                                                                                                                           
и впрямь была царица:                                                                                                            
Высока, стройна, бела,                                                                                                                              
И умом и всем взяла;                                                                                                                           
Но зато горда, ломлива,                                                                                                      
Своенравна и ревнива.                                                                                                                                             

Работа с репродукциями художников.
- Бруни нарисовал два образа — царицы-мачехи и молодой ца­ревны. Обе прекрасны, но красота у них разная.
-  Как художник передает столь противоположные характеры?
- Опишите мачеху. (Красива ли­цом, осанкой, взгляд резкий, надменный,  с явной неприязнью,  красивые волосы обрамляют холодное, злое лицо.)
- Опишите  царевну. (Белолица, черноброва, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

Прослушивание Сен-Санс  «Лебедь».

А. Пушкин. Сказка О царе Салтане

За морем царевна есть,                                                                                                                                 
Что не можно глаз отвесть...                                                                                                            
...Месяц под косой блестит,                                                                                                                              
А во лбу звезда горит.                                                                                                                                
А сама-то величава,                                                                                                                              
Выступает, будто пава;                                                                                                                                
Сладку речь-то говорит,                                                                                                                                 
Будто реченька журчит...

 - Из какой сказки изображён герой на этих рисунках?  (Приложение 2.)

Прослушивание  Д. Кабалевского «Три подружки. Злюка».

- Звуки злые, колючие, даже драчливые. Попробуйте изобразить на своем лице радость, злость, грусть...
- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень до­брых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.
- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему? Вспомнить тёплые, холодные цвета.

IV.Творческая работа.

На доске даны образы трёх женщин, определить какой образ соответствует дереву.

Работа в группах.

Проверка: 1.3; 2.1; 3.2.  (Приложение 1.)

V. Практическая работа

-  Попробуйте представить свой сказочный персонаж и дай­те ему имя. Надо сделать крупное изображение женских портретов сказочных  персонажей, контрастных по характеру, выразительных, добрых  или злых (по выбору учащихся).

Работа выполняется в цвете: восковыми мелками, пастелью. Выразительность образа передается цветовыми отношениями.                                                                                                    
- Не забудьте о выразительности глаз, носа, ушей, мимики.

VI. Эстетическая оценка работ

Выставка всех работ на доске или планшетах.
- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     (яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой)
- Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?

Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер.

V. Домашнее задание

Присмотреться к сказочным образам, принести в класс книги с иллю­страциями, где есть изображения мужчин (сказочные образы и реальные), обратить внимание на одежду, доспехи.








страница 1


скачать

Другие похожие работы: