NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок по русскому языку. Тема: «Лексика». Урок- обобщение. Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации



Открытый урок по русскому языку.

Тема: «Лексика».

Урок- обобщение.
Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи урока:

1. Обучающие: Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по изученной теме. Попутно повторить орфоэпические нормы русского языка, литературоведческий термин «эпиграф».

2.Развивающие: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный

запас учащихся.

3.Воспитательные: Воспитывать любовь и уважительное отношение к слову.

Воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова и пользоваться словарем; пробуждать стремление узнать значение таких слов, вводить их в речь.

Методическое обоснование: в результате изучения данного раздела учащиеся должны знать, что изучает «Лексика», понимать, что такое лексическое значение слова, стараться обогащать свой словарный запас, употреблять слова в соответствии с их лексическим знанием, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи, воспитывать потребность пользоваться толковым словарем, словарем синонимов и другими.
Необходимое техническое оборудование: доска, рабочие листы, справочники,

словари, фотография С.И. Ожегова, плакаты, стихотворение А. Шибаева, отрывок из романа И.Ильфа и Петро-

Ход урока.

Слова – столь невинные

и беспомощные в словаре,

становятся мощным орудием

добра и зла в руках человека,

который умеет их сочетать.

Н. Готорн


  1. Организационный момент. Сообщение темы, целей и задач урока. Учитель знакомит учащихся с эпиграфом к уроку. Ребята объясняют, как они понимают эпиграф и как он связан с темой урока.

Сегодня последний урок по теме «Лексика».

Мы повторим основные лексические понятия, орфоэпические и лексические нормы русского языка.

В конце урока вы должны показать свои знания, выполнив тест.

В центре внимания будет слово - основная единица лексики. А эпиграфом к нашему уроку стали слова американского писателя Готорна.



  1. Проверка домашнего задания.

  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

У: Обращаясь к слову, нельзя забывать об ударении, ведь оно подобно биению сердца. Следовательно, искажение ударения напоминает неправильный пульс.

Два ученика выполняют индивидуальное задание. ( Поставь ударение в словах, вспомни пословицы и поговорки о слове).
а) Индивидуальная работа по карточкам «Орфоэпия», вспомнить пословицы и поговорки о слове. (2 человека выполняют задание на доске)

Карточка

Биение сердца.

Повторишь, позвонишь, балуешь, красивее, обеспечение, включишь, мусоропровод, жалюзи, свёкла.

б) Словарно-орфографическая работа. Работа с классом. У каждого ученика рабочий лист, подготовленный учителем.(3 мин.)

У: Вставьте пропущенные буквы. Запишите в скобках проверочные слова, обозначьте орфограммы.

Д: В этих словах гласные звучат одинаково, а пишутся по-разному. Это омофоны.
Прим…рял ( мир) врагов – прим…рял (примерка) платье;

разв…вающийся (веять) флаг – разв…вающийся (развитие) ребенок;

скр…пить ( крепкий) булавкой – скр…петь ( скрип) дверью;

зап…вать (петь) песню – зап…вать (пить) чаем.
в) Проверка индивидуальной работы учащихся
IV. Повторение, обобщение и систематизация понятий.

1. Лингвистическая разминка.
а) Фронтальная работа.

У:.Лексикология-…

Д: Наука о языке, изучающая лексику.
У: Лексика - это…

Д: Словарный состав языка.
У: Основная единица лексической системы – …

Д: Слово.

У: Что такое лексическое значение слова? Способы объяснения лексического значения слов?

Д: Подбор синонимов, подбор антонимов, толкование частей сложного слова, описание предмета, признаков предмета.

9.  Интерактивная таблица "Способы объяснения лексического значения слова"


Интерактивная таблица поддерживает тему "Лексическое значение слова".

[Карточка ресурса]




У: Где можно узнать лексическое значение слова?

Д: В толковом словаре.

У: Назови авторов толковых словарей.
У: Слово имеет не только лексическое значение, но и грамматическое. Грамматическое значение изучает морфология.

У: Лексикон – это…

Д: Словарный запас человека.
У: Речь человека является важным показателем его внутренней культуры. Словарный состав языка и словарный запас человека – это разные вещи.
Роман И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет двенадцать тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо- Юмбо» составляет триста слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

б) Чтение по ролям.

- Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

- Хо-хо!

- Нет, в самом деле?

- Кр-расота!

- Да. Стулья хорошие.

- Зна-ме-ни-тые!

- Подарил кто-нибудь?

- Ого?

- Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил…

- Эрнестуля! Хамишь!

- Ну как можно так делать?! Ведь нам же есть нечего будет!

- Подумаешь!

- Нет, давай поговорим серьёзно. Я получаю двести рублей…

- Мрак!

- Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею…

- Жуть!...

- Вот что…так жить нельзя!..Нам надо разойтись.

- Подумаешь!

- И откуда у тебя этот идиотский жаргон!

- Не учите меня жить!

- О, черт! – крикнул инженер.
У: Почему мужу было трудно общаться с женой?

Д: Одна из причин – бедность речи.
У: Речь человека является важным показателем его внутренней культуры.

Д: Для каждого человека важно пополнять, обогащать свой словарный запас.

У: Мы знаем, что слово должно употребляться в строгом соответствии с основной задачей общения: понять другого - быть понятым собеседником.

Что за шутки?

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река-

Ни единого быка!..

Не пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

А.Шибаев
Для справки: бык - животное, бык - опора моста.

У: Участники диалога не могут понять друг друга. Почему?

Д: Потому что в языке есть омонимы.
Беседа.
У: А что такое омонимы? Как их найти в словаре?

Д: Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Тест "Омонимы"


Задание "Докажите, что у выделенных слов есть омонимы". Включает 2 вопроса. Вопросы перемешиваются

[Карточка ресурса]
У: Что такое омофоны?
Д: Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по – разному и имеют различное значение.
У: Как отличить омонимы от многозначных слов? (показать в словаре)
У: А какие значения бывают у слова?

Д: Прямое и переносное значение.

У: В каком значении употреблено слово ключ в выражениях:

открыть дверь ключом, жизнь бьёт ключом, ключ к разгадке?

У: Употребление слов или оборотов речи в переносном значении называется метафорой.

Метафоры часто используют поэты для создания образа.

14.  Интерактивный рисунок (переносное значение слова). Вариант 2


Злой (злой мороз и злой волк).

[Карточка ресурса]




У: Что такое синонимы? Зачем их употребляют в речи?

Д: Слова одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
У: Что такое антонимы?

Д: Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
У: А зачем нам нужны словари синонимов, антонимов?
Д: Несколько слов о словарях русского языка. (Заранее подготовленный ученик выступает с сообщением)
в) Языковой эксперимент. Практикум.

Работа со словарями./Дети работают в парах/.
А) Составь и запиши предложения с парами омонимов, чтобы было ясно значение каждого слова. Задание с творческим началом.
Пример.

1. Метать- бросать с размахом, кидать, целясь куда – нибудь.

2. Метать – прошивать крупными стежками, намечая линию шва.
Метать шов было очень легко.

Я хочу научиться метать копье.
Б) Работа с текстом. Учитель диктует текст, дает задание по тексту.

Найди антонимы в тексте.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Подбери синонимы к словам. (Задание по рядам)

Сказать-

Смелый -

Путешествие

в) Игра «Умеете ли вы правильно использовать слова в речи?» (Задание по рядам)

Задание: выберите одно слово из двух, данных в скобках.
На листочке по рядам:
Концертный (абонемент, абонент).

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Памятный, памятливый) разговор.

У: Как называются слова, похожие, но не тождественные по звучанию?

Д: Паронимы.

V. Диагностика усвоения ( тестирование).


Синонимы, антонимы и омонимы. К1





«Синонимы, антонимы и омонимы». НП Телешкола Телешкола http://www.internet-school.ru НП Телешкола Россия Москва 14, Балтийская улица НП Телешкола Федеральное агентство по образованию России Федеральное агентство

  загрузить (2.17 MБайт)
VI. Итоги урока.
Достигли мы поставленных целей?

Обоснуйте свое утверждение.

VII. Домашнее задание.
1) Подготовить связный рассказ на лингвистическую тему: «Слово – дело великое».

2)Упр.263.

Выбор за вами!

страница 1


скачать

Другие похожие работы: