Vi никулинские чтения
Т.П. Тимошина
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ Ч. ХЭНДИ
Другой подход к анализу организационной культуры основан на модели, разработанной Ч. Хэнди, которая различает четыре «идеологии» культуры. Данный подход подразумевает согласование организационной культуры и структуры с другими переменными, такими как люди, задачи, окружающая среда, технология.
Культура власти (В). Данный тип зависит от центрального источника власти и распространяется в виде волн (или паутины). Контроль осуществляется централизованно через отобранных для этих целей лиц, с учетом некоторых правил и приемов и небольшой доли бюрократизма. Решения принимаются, по большей части, в результате баланса влияний, а не на процедурной или чисто логической основе. Организация может быстро реагировать на события, но в значительной степени зависит от принятия решений людьми из центра, которые стремятся привлечь людей, имеющих склонность политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в данной культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре.
Эта культура опирается: на отдельные личности, а не на советы. Выполнение заданий оценивается по результатам, а к средствам относятся терпимо (т.е. средства могут быть жесткими, их успех может сопровождаться низкой моралью и большими потрясениями).
Данная культура присуща маленьким предпринимательским организациям, действующим в различных сферах. Они могут быть и эффективными, и не быть таковыми. Чтобы ужиться, служащий должен быть сориентирован на власть, интересоваться ее политикой, быть уверенным в себе, а не в других членах, способным выдержать конкуренцию и должен быть нацелен на результат.
Культура роли (P). Олицетворением является классическая бюрократия, т.е. основным источником силы является сила положения. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, которые координируются узким связующим звеном управления. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками. Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте. Влияние регулируется правилами и процедурами. Эффективность культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Отдельному работнику ролевая культура дает защищенность и возможность стать компетентным специалистом; исполнительность в определенных пределах поощряется по соответствующей шкале оплаты и, возможно, продвижением по службе внутри функциональной области. Ролевая культура больше соответствует менеджерам, которые ценят безопасность и предсказуемость, хотят достигнуть цели, выполняя роль, а, не делая выдающийся личный вклад. Этот тип организации успешно действует в стабильном окружении, предсказуемом и контролируемом, со стабильным рынком и где жизненный цикл продукта длителен, т.е. там, где стабильность производства важна, где технологическая компетентность и глубина специализации важнее внедрения новой продукции или стоимости обслуживания. Ролевая культура плохо адаптируется к изменениям, плохо осознает необходимость изменений.
Культура задачи (З). Культура сориентирована на проект или работу (например, в матричной структуре), ее можно представить в виде сетки, некоторые нити которой толще и сильнее других, причем власть и влияние расположены в ее узлах.
Основное внимание уделяется скорейшему завершению работы за счет соединения соответствующих ресурсов и подходящих сотрудников на нужном уровне и создания условий.
Культура задачи зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудников с целями организации. Это культура команды, где результат команды важнее индивидуальных целей, положения, стилевых различий. Влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе положения или силе личности. Влияние здесь распространяется шире, чем в других культурах.
Культура задачи очень хорошо адаптируется. Группы, проектные бригады или специальные комиссии создаются для определенных целей и могут быть реформированы, распущены или оставлены. Организация может быстро реагировать, так как каждая группа содержит в идеале все необходимые элементы, позволяющие принимать решения.
Для этой культуры характерны высокая степень автономии, оценка работы по результатам и легкие отношения внутри группы, где обоюдное уважение основано на способностях, а не на возрасте или положении.
Культура задачи подходит там, где есть конкуренция, короткий жизненный цикл продукта и где важна скорость реакции. Этим преимуществам противостоят трудности управления большой подвижной организацией, трудности, связанные с созданием рациональной структуры, трудность достижения профессионализма. Основной контроль остается за высшим руководством, которое распределяет людей и ресурсы по проектам и сохраняет незначительный контроль над работой. Это хорошо действует тогда, когда ресурсы доступны всем, кто в них нуждается. Однако если ресурсы ограничены, высшее руководство начинает испытывать необходимость контролировать и результаты, а руководители групп конкурируют за ресурсы, используя политическое влияние. Моральный уровень группы надает, работа приносит меньше удовлетворения, и сотрудники начинают действовать в своих личных интересах. Менеджер вынужден использовать силу своего положения для успешного выполнения работы. Таким образом, у культуры задачи есть тенденция перейти к ролевой культуре.
Культура личности (Л). Данный тип культуры необычен. Он обнаруживается не везде, однако многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов. В этой культуре личность находится в центре (можно представить как пчелиный рой или звездную галактику), если есть некоторая структура или организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнению их собственных интересов без какой-либо цели.
Немногие организации могут существовать с таким видом культуры, так как организации склонны иметь некие корпоративные цели, возвышающиеся над личными целями сотрудников организации. Для этой культуры невозможен контроль или даже иерархия управления. Организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности. Личность может покинуть организацию, но у организации редко есть сила «выселить» личность. Влияние распределяется поровну, а основа власти при необходимости - это, обычно, сила специалиста: человек делает то, что хорошо умеет делать, и поэтому к нему прислушиваются (например, адвокатские конторы, дизайнерские услуги и т.д.)
Анализ организационной культуры по данной методике также осуществляется на основе вопросника, который приведен ниже. Оценка существующего и предпочтительного типов организационной культуры осуществляется аналогично модели «рамочной конструкции конкурирующих ценностей» (ОСАI). Результаты диагностики, проведённой на экономическом факультете вуза в январе 2012 года, приведены на рисунке 1 - профиль организационной культуры в общем виде (по средним оценкам).
Вопросник для диагностики типа организационной культуры, по Ч. Хэнди
Необходимо в цифровом выражении, исходя из максимума 100, в результате сложения типов культуры В+ Р+ З+ Л = 100 присущих нашей организации – СКГУ им. М. Козыбаева заполнить колонки: (3) В настоящее время и (4) Предпочтительно.
Тип культуры | Элементы культуры | В настоящее время | Предпочтительно |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Хороший начальник | |||
В | Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним | | |
Р | Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует должностным обязанностям | | |
З | Избегает противоречий и легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи, использует власть для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы | | |
Л | Заботится о личных нуждах других, используя свое положение для обеспечения возможностей, стимулирующих работу подчиненных | | |
| Всего | 100 | 100 |
2. Хороший подчиненный | |||
В | Трудолюбивый, угодливый и преданный интересам своего начальника | | |
Р | Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, удивляющих или беспокоящих начальника | | |
З | Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает свое первенство другим, более компетентным и способным | | |
Л | Крайне заинтересован в развитии своих потенциалов, нет предубеждений против получения помощи, учебы, уважительно относится к нуждам и ценностям других, охотно сам помогает | | |
| Всего | 100 | 100 |
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Хороший член нашей организации, прежде всего, выполняет | |||
В | Личные приказания начальника | | |
Р | Обязанности и следует привычным образцам поведения личности | | |
З | Действия, требования, вытекающие из профессии и из возможностей, энергии и материальных ресурсов | | |
Л | Действия, соответствующие личным интересам | | |
| Всего | 100 | 100 |
4. Люди, которые преуспевают в нашей организации | |||
В | Расчетливы, соперничают друг с другом, с сильными устремлениями к власти | | |
Р | Добросовестные и ответственные, с глубоким чувством преданности организации | | |
З | Компетентные и полезные, с большим желанием сделать дело | | |
Л | Эффективны и компетентны в личностных взаимоотношениях, желающие помочь росту и развитию других сотрудников | | |
| Всего | 100 | 100 |
5. Отношение нашей организации к сотруднику | |||
В | Так, как будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице | | |
Р | Временем и усилиями сотрудников распоряжаются в рамках контракта, имеющего права и обязанности с обеих сторон | | |
З | Как к партнеру, связывающему свои умения и способности с общим делом | | |
Л | Как к интересному и ценному человеку со своими правами | | |
| Всего | 100 | 100 |
1 | 2 | 3 | 4 |
6. Сотрудниками управляют и на них влияют | |||
В | Личным проявлением экономической и политической силы (награды и наказания) | | |
Р | Безличным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и нормы выполнения работ | | |
З | С помощью общения и обсуждения требований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивированной личностью | | |
Л | Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и/или участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность | | |
| Всего | 100 | 100 |
7. Один сотрудник имеет право контролировать деятельность другого | |||
В | Если у этого сотрудника больше авторитета и власти в нашей организации | | |
Р | Если ему предписано руководить другими | | |
З | Если у него больше знаний о выполняемой задаче | | |
Л | Если другой понимает, что помощь и руководство первого могут способствовать его росту и знаниям | | |
| Всего | 100 | 100 |
8. Основание для постановки задачи | |||
В | Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти | | |
Р | Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе | | |
З | Требования к ресурсам и экспертные оценки для выполнения работы | | |
Л | Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными членами организации | | |
| Всего | 100 | 100 |
1 | 2 | 3 | 4 |
9. Работа совершается из-за: | |||
В | Получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным влиятельным лицам | | |
Р | Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью нашей организации или системе | | |
З | Удовлетворения от работы и достижений и/или из-за личной преданности идее | | |
Л | Любви к работе ради самой работы и интерес, и уважение к запросам и ценностям других сотрудников | | |
| Всего | 100 | 100 |
10. Люди работают вместе… | |||
В | Когда это требует вышестоящее руководство или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды | | |
Р | Когда координация и обмен определяются формальной системой | | |
З | Когда их совместный вклад необходим для достижения цели | | |
Л | Когда сотрудничество лично приятно, стимулирует и вызывает на соревнование | | |
| Всего | 100 | 100 |
11. Соперничество | |||
В | За личную власть и выгоду | | |
Р | За положение с высоким статусом в формальной системе | | |
З | За максимальный вклад в выполнение задачи | | |
Л | За внимание к чьим-либо личным запросам | | |
| Всего | 100 | 100 |
12. Конфликт | |||
В | Контролируется вмешательством высшего руководства и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть | | |
Р | Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
З | Разрешается через обсуждение качества результатов работы | | |
Л | Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей | | |
| Всего | 100 | 100 |
13. Решения принимаются | |||
В | Лицом, обладающим большей властью | | |
Р | Лицом, которое обязано это делать | | |
З | Лицами, которые лучше других знакомы с задачей | | |
Л | Лицами, которые вовлечены в процесс решения проблемы и на которых влияет результат | | |
| Всего | 100 | 100 |
14. Соответствующее управление и информационная структура | |||
В | Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже. Информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений | | |
Р | Директивы распространяются сверху вниз, и информация идет вверх, в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху. Власть и ответственность ограничиваются сотрудниками, расположенными ниже в пирамиде. Перекрестный функциональный обмен ограничен | | |
З | Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу. Причем те, кто понимают лучше всего проблему, определяют требующиеся ресурсы и необходимую поддержку от других подразделений организации. Координирующий совет может установить порядок очередности и распределение ресурсов по уровням. Структура должна изменяться в соответствии с природой задачи и местом ее решения | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Л | Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия. Координирующая функция может установить общие уровни вкладов, необходимых для сохранения нашей организации. Эти задачи определяются общим соглашением | | |
| Всего | 100 | 100 |
15. На окружение реагируют так, словно это | |||
В | Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам подвержен эксплуатации | | |
Р | Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена, а конфликты решаются путем переговоров и компромиссов | | |
З | Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации | | |
Л | Комплекс потенциальных опасностей и помощи. Окружающая среда должна управляться нашей организацией, чтобы использовать ее как место работы или игры для удовольствия и роста членов нашей организации | | |
| Всего | 100 | 100 |
страница 1 ... страница 16страница 17страница 18страница 19страница 20 ... страница 24страница 25
скачать
Другие похожие работы: