NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям


Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА



Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Становление и развитие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Объект и предмет педагогики в современном понимании. Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

Тема 2. Методология педагогической науки

Методология педагогической науки: понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический), характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Методы педагогических исследований: понятие, классификации, характеристика теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. Логика и структура педагогического исследования.

Тема 3. Целостный педагогический процесс.

Определение и основные характеристики целостного педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность. Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

Тема 4. Субъекты педагогического процесса.

Понятие субъекта педагогического процесса. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальности». Понятие педагогической диагностики в логике педагогического процесса. Эволюция отношения к ребёнку в истории культуры и общества. Современное понимание детства. Факторы педагогического процесса: наследственность, среда, специально организованное педагогическое взаимодействие. Специфика педагогического процесса в рамках различных возрастных этапов развития ребенка. Гендерные особенности организации педагогического процесса.

Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие. Педагогическая парадигма как основа профессиональной деятельности педагога: понятие педагогической парадигмы, характеристика педагогических парадигм. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятие, структура и содержание.

Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка. Особенности развития современной семьи в России. Стили родительского поведения, как субъектов развития и воспитания ребёнка. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

Тема 5. Обучение

Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи. Основные категории дидактики. Сущность процесса обучения, его закономерности, движущие силы, принципы. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Современные документы, регламентирующие цели и содержания общего среднего образования.

Характеристика целей образования на различных ступенях общего среднего образования. Сущность понятий «учебный план», «учебный предмет», «учебная программа».

Методы и формы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность понятия «педагогическая технология» признаки педагогической технологии, характеристика современных педагогических технологий обучения.

Образовательная среда: понятие, уровни и компоненты образовательной среды.

Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся.

Тема 6. Воспитание.

Воспитание как социокультурное явление. Характеристика воспитания как педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Характеристика современных целей и ценностей воспитания. Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Развитие идей о детских коллективах. Структура коллектива, этапы и закономерности развития. Взаимосвязь личности и коллектива. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Сообщества детей и взрослых. Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспитания. Результаты процесса воспитания, их оценка.

Тема 7. Образование.

Сущность образования. Современная система образования в РФ, ее структура, основные характеристики. Основные принципы построения системы образования. Основные направления модернизации российского образования. Модель образования 2020. ФГОСы для среднего общего и высшего профессионального образования и их особенности.

Образовательные учреждения, их виды и типы. Особенности современных образовательных учреждений России. Особенности системы образования Омской области.

Тема 8. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития.

Общее представление о профессии. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России.

Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

Основная литература


  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика[текст]: учебник/Г.М. Коджаспирова – М.: КНОРУС, 2010.- 744 с.

  2. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика[текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература

  1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие[текст]. – М., Высшая школа, 2008.

  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

  3. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.




страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 11страница 12


скачать

Другие похожие работы: